- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
Природозащитник страны тысячи озер
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Для рыбака и эксперта по арктическому биоразнообразию Теро Мустонена восстановление торфяников Финляндии означает спасение «второго легкого» нашей планеты. В этом году он стал одним из шести активистов со всего мира, получивших престижную экологическую премию Голдмана.
В конце 1970-х, когда Теро Мустонен был ребенком его семья жила в хижине у бореального озера в восточной Финляндии, примерно в 80 километрах от их маленького родного города, где они проводили лето и часть зимы. Мустонен вспоминает, как часами играл в воде и помогал родителям ловить рыбу. Семья занималась тем, что он называет «домашним рыболовством» — они ловили рыбу с помощью ярусов и неводов, в основном для собственного потребления и для того, чтобы поделиться с большой семьей и друзьями. Они также иногда продавали часть своего улова — обычная практика среди семей, живущих в этом регионе.
Теро Мустонен в своем доме в деревне Селки в Северной Карелии Финляндии. Все фотографии предоставлены организацией Goldman Environmental Prize.
«Я очень четко помню, какой была вода в то время, — говорит Мустонен. «В ней было чудесно плавать», и, вспоминает он, можно было увидеть самых разных рыб, в том числе сигов, окуней и угрей, кишащих в холодных, богатых кислородом водах. Но к середине 1980-х годов, когда Финляндия начала осушать все больше и больше своих болот для лесозаготовки, сельского хозяйства и добычи торфа, озеро стало ощущаться по-другому. — Ты начал чувствовать, что что-то не так.
Вода стала мутной и казалась слизистой. «После купания появлялась зудящая сыпь», — говорит он. Улов рыбы в озере тоже стал меняться. Сначала исчез угорь, потом сиг и окунь. Вместо этого начали размножаться донные хищники, такие как лещ, которые могут выжить в мутной воде с низким содержанием кислорода.
«У нас в бореальной Финляндии есть понимание того, что озеро является детищем своего бассейна, его редко обвиняют в своих проблемах», — говорит Мустонен, известный исследователь арктического биоразнообразия, изменения климата и проблем коренных народов, а также коммерческий рыбак. Со временем он понял, что здоровье его любимого озера связано с уничтожением окружающих его бореальных лесов и торфяников.
Район восстановления торфяников под управлением кооператива Snowchange в восточной Финляндии. Фото Мика Хонкалинна
ПРИМЕРНО ТРЕТЬ поверхности Финляндии когда-то была торфяником, типом болот, состоящим из частично разложившегося растительного материала, такого как осоки, мхи и небольшие деревья, затопленные в заболоченных местах, которые разрушаются в течение десятков тысяч лет. Слои торфа, которые растут очень медленно со скоростью примерно 3 фута каждые 1000 лет, улавливают огромное количество углерода.
Эти торфяники, которые включают в себя различные типы (например, топи, трясины, болота) в зависимости, среди прочего, от их глубины, того, как они удерживают воду, и уровня pH, тесно переплетены с круговоротом углерода, глобальным потеплением и благополучие бореальных лесов в целом. При выкапывании или сжигании торф выбрасывает в атмосферу двуокись углерода, хранившуюся веками.
Хотя они занимают всего 3 процента площади суши в мире, торфяники содержат около 25 процентов глобального почвенного углерода — вдвое больше, чем мировые леса. Но повышение температуры и действия человека, такие как осушение болот для вырубки лесов и превращение их в сельскохозяйственные угодья, теперь грозят превратить мировые торфяники из резервуаров углерода в источники углерода.
В Финляндии с 1950-х годов более половины торфяников страны было осушено для лесного хозяйства (основной отрасли промышленности страны), сельского хозяйства и добычи торфа. В то время как Финляндия использует торф для удовлетворения только около 5 процентов своих внутренних энергетических потребностей, на его добычу и использование приходится 14 процентов ежегодных выбросов парниковых газов в стране (около 23,8 млн тонн CO2 в год), что более чем в два раза превышает ежегодные выбросы от финских дорог, железнодорожного, водного и воздушного сообщениий вместе взятых.
Кроме того, деградированные торфяники загрязняют местные водоразделы, озера и реки, выделяя органические вещества, тяжелые металлы, азот и фосфор, что приводит к эвтрофикации, цветению водорослей и потемнению чистой воды. Это оказалось катастрофическим для обильных пресноводных ресурсов страны, которую часто называют «Страной тысячи озер». Однако это прозвище немного преуменьшено — в стране насчитывается 187 000 озер, которые составляют около 10 процентов ее общей площади, являются домом для нескольких эндемичных видов птиц и рыб и предлагают места отдыха для многих перелетных птиц. Многие из этих водоемов страдают от воздействия спонсируемой государством промышленной добычи финских торфяников и лесов.
«Мы потеряли 95 процентов наших бореальных лесов, и большинство озер пострадали от антропогенных изменений», — говорит Мустонен, который поставил перед собой задачу обратить вспять эту потерю. «Поскольку мы богаты водой, загрязнение идет вниз по течению от 30 до 50 лет. В [финском] законодательстве нет ничего, что обязывало бы отрасль справляться с наследием этих последствий».
В 2000 году Мустонен, который также является главой деревни Селки в регионе Северной Карелии, основал кооператив Snowchange Cooperative , панарктическую и бореальную лесную сеть общественных ассоциаций, которые занимаются сохранением традиционных знаний и культуры коренных народов, а также борьбой с изменением климата и утратой биоразнообразия. «Нам нужно восстанавливать наши ландшафты, но мы также боремся за свою жизнь, потому что бореальные и арктические регионы очень быстро нагреваются», — говорит он.
В 2018 году Snowchange запустила программу восстановления дикой природы для восстановления деградировавших экосистем водно-болотных угодий и защиты прав коренных народов и общин на сохранение и восстановление. (В Финляндии у коренных жителей до сих пор нет прав на землю). Организация приобрела несколько деградировавших бывших промышленных лесных и торфяных участков, выбранных исходя как из приоритетов местного сообщества, так и из экологических потребностей. Мустонен и его команда опросили местных жителей, изучили историческую экологию торфяников и разработали программу реабилитации торфяников, сочетающую традиционные знания с современными научными данными.
Затем стали работать над восстановлением естественных водотоков на этих землях с помощью бульдозеров и экскаваторов, сооружая небольшие земляные дамбы, а иногда и вручную прорывая каналы для перенаправления стока воды в эти земли. Как только водотоки были восстановлены, они ушли и позволили природе сделать все остальное.
Когда в 2018 году началась программа восстановления, в ней было восемь промышленных участков добычи торфа и лесного хозяйства общей площадью 988 акров. К 2022 году под руководством Мустонена Snowchange превратила 62 участка по всей Финляндии общей площадью более 86 000 акров в продуктивные, биоразнообразные водно-болотные угодья и места обитания. Snowchange в настоящее время является крупнейшей негосударственной реставрационной организацией в Финляндии. Во многих медленно деградирующих районах снова останавливаются перелетные птицы, улетающие на север весной и возвращающиеся в южный климат осенью. На одном участке, за которым наблюдала группа, побывало более 185 различных птиц, в том числе такие редкие виды, как большой подорлик, терский кулик и бурый конек.
«Я надеюсь, что наша программа восстановления дикой природы продемонстрирует возможности использования традиционных знаний и знаний коренных народов в сочетании с наукой», — говорит Мустонен.
Однако он опасается, что нарушение климата может свести на нет часть этой работы. «Теперь мы прыгаем в мир потепления, где у вас есть значительное сокращение холодных периодов и больше теплых и засушливых периодов. Если у вас засуха на восстановленных торфяниках, они могут [высохнуть и] стать источником углерода», — объясняет он. «[Изменение климата] — это единственная вещь, о которой я думаю каждый день».
Snowchange также активно работает над тем, чтобы Финляндия прекратила добычу и сжигание торфа. (Страна обязалась стать углеродно-нейтральной к 2035 году, но к тому времени планирует сократить использование торфа только вдвое.) «Мы не можем позволить себе больше использовать торфяные угодья для промышленного использования», — говорит Мустонен, предполагая, что оставшиеся в стране торфяные богатые участки, расположенные в районах с высоким биоразнообразием, можно использовать для экотуризма. Торфяники, по его словам, «являются вторыми легкими планеты после тропических лесов Амазонки. Каждый день, когда мы дышим, мы наслаждаемся преимуществами торфяников».
За свою руководящую роль в восстановлении одного из крупнейших и наиболее важных поглотителей углерода на планете Мустонен был удостоен в этом году премии Goldman Environmental Prize . Он станет первым финном, получившим эту престижную награду.
МОРИН НАНДИНИ МИТРА
Другие материалы
Другие материалы
05.11.
|
Гость
|
Статью
21.08.
|
Гость
|
Новость
В группе: 1,811 участников
Материалов: 1,516
Здесь общаются и обмениваются мнениями те, кому не безразлична судьба редких и исчезающих видов, на территории России
Сохранение биологического разнообразия включает в себя целый комплекс мероприятий. В качестве краткосрочного инструмента в борьбе за сохранение исчезающих видов мы продолжаем контролировать соблюдение природоохранного законодательства. Мы также понимаем, что именно перевоспитание местного сообщества может гарантировать выживание и существование редких видов в будущем. Большинство разрушительных...
Календарь
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 50 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,867 | |
3 года 2 дня назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,867 | |
3 года 3 дня назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,867 | |
3 года 28 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,867 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
3 года 3 дня назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,202 | |