- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
Андрей Баздырев: Постепенно так или иначе мы добьёмся природоохранных результатов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Опубликовано Андрей Баздырев - 06.05.21
О любви к динозаврам и птицам, экоцентре «Стриж», конфликтах с Росрыболовством и МВД, инициативе поддержанной президентским указом, спасении редкой утки савки, отношениях с местными жителями и властью рассказал заместитель директора экологического центра «Стриж» Андрей Баздырев.
- Когда и при каких обстоятельствах у тебя возник интерес к биологии и экологии?
Интерес к окружающему миру возник ещё в детстве. У родителей дома была неплохое собрание детской литературы, в том числе и о животных, да и в соседней детской библиотеке я был постоянным посетителем. Особый интерес в детстве был к динозаврам, с которых плавно перешёл на птиц, которыми в профессиональном плане занимаюсь до сих пор. Впрочем, птицы с эволюционной точки зрения – это оперённые динозавры. Немалое значение для моего интереса к природе сыграл и тот факт, что почти каждое лето я проводил на даче в довольно глухом месте Кемеровской области, где постоянно бывал то в лесу, то на реке, то на лугах – в окружении разнообразных животных и растений.
Также мне повезло с учителями биологии в школе – они поддерживали мой интерес к более глубокому изучению биологии. А в старшей школе мне посчастливилось познакомиться с педагогами из краеведческой секции детско-юношеского центра «Орион» в Новокузнецке, где я уже начал заниматься первыми научными исследованиями, и в итоге окончательно решил, что стану профессиональным биологом. По окончании школы я поступил в Томский государственный университет, и уже с первого курса пришёл в Зоологический музей и на кафедру зоологии позвоночных и экологии.
- Как ты оказался в экологическом центре «Стриж»? Что из себя тогда представляла организация и откуда у нее такое название?
В экологический центр «Стриж» я пришёл через полгода после его организации – в октябре 2006 г. знакомые по вузовскому общежитию пригласили меня в проект по подготовке Красной книги Томской области для детей – мы готовили к изданию краткую версию, проводили занятия в школах. Я довольно быстро влился в коллектив организации, который, по сути, ещё только формировался – с 2007 г. стал членом Совета организации, а с 2013 г. – заместителем директора. В ту пору (в 2006 г.) «Стриж» был в большей степени студенческой волонтёрской организацией, которую создали выпускники Биолого-почвенного факультета ТГУ. Идейным вдохновителем создания организации был Сергей Степанович Москвитин – директор Зоологического музея ТГУ – выдающийся российский орнитолог и просто очень хороший человек, к сожалению, ушедший из жизни в прошлом году. Он же и предложил «Стрижу» такое название – как символ скорости и движения вперёд.
- Какими проектами ты занимался? Что удалось сделать и что не получилось? С какими сложностями пришлось столкнуться? В какой помощи сейчас нуждаетесь?
За более чем 15 лет моей общественной природоохранной деятельности я принимал участие в реализации более 150 разнообразных проектов, которые условно можно разделить на несколько направлений:
- акции прямого действия – очистка от бытовых отходов различных территорий, высадка деревьев, рейд по борьбе с браконьерством и т.д.;
- работа по экологическому просвещению различных групп населения и включение их в общественную природоохранную деятельность – проведение всевозможных семинаров, лекций и экскурсий, разработка видеороликов, информационных и методических пособий, прямая поддержка инициативных групп, оказание консультаций и информационной поддержки природоохранно мотивированным гражданам и др.;
- повышение природоохранного статуса ценных территорий – создание или расширение ООПТ, выделение ключевых орнитологических территорий международного значения, особо защитных участков лесов и т.д.
- участие в работе общественных структур при органах региональной и местной власти – Томской городской палаты общественности, Совета общественных экологических организаций Томской области, Ландшафтной комиссии г. Томска и др.
- выполнение комплексных работ по исследованию и сохранению редких и слабо изученных в России птиц – савки и кречётки.
Кречётка
Основными достижениями нашей работы я считаю:
1) Проведение в России Года охраны окружающей среды в 2013 г. – эта наша инициатива была реализована в виде президентского указа Владимиром Путиным, после того как я озвучил её в рамках встречи в Томске январе 2012 г.
2) Повышение природоохранного статуса ценных территорий площадью более чем 700 000 га.
3) Непосредственно через участие в деятельности нашей организации прошло несколько сотен студентов и школьников, многие из которых остались потом в природоохранном деле – в органах власти, общественных организациях, образовательных учреждениях и т.д.
Экскурсия для школьников
4) Поддержаны сотни местных природоохранных инициатив в различных районах Томской, Новосибирской областей и Алтайского края, которые внесли важный вклад в сохранение родной природы.
Восстановление кедровника в Нагорном Иштане
5) Совместно с Новосибирским зоопарком и Институтом систематики и экологии СО РАН впервые в мире удалось получить потомство редкой утки савки в условиях неволи и впервые в России начать выпуск птиц из сформированной группировки в природную среду.
Место летнего содержания савок в питомнике в Карасуке
6) Удалось обеспечить доступ сотням тысяч представителей различных целевых групп к актуальной информации по разным вопросам охраны окружающей среды.
Разумеется, есть проблемы, которые нам пока не удалось решить, например, не получилось создать ООПТ в городе Карасуке Новосибирской области, где гнездится до 5% российской популяции савки; леса в границах ООПТ Томской области до сих пор не переведены из категории эксплуатационных в защитные; не удалось ограничить весеннюю охоту в Южной Сибири. Впрочем, мы не останавливаем свою деятельность и в этих направлениях и постепенно так или иначе добьёмся природоохранных результатов.
Сотрудник лаборатории биоиндикации и экологического мониторинга ТГУ, заместитель директора экологического центра «Стриж» Андрей Баздырев стал в 2013 году «Экологом года». Именно Андрей на встрече с президентом Владимиром Путиным в Томске в 2012 году высказал предложение объявить в России Год охраны окружающей среды.
В первые годы работы довольно сложно обстояли дела с финансированием – постоянно нужна была техника, бензин, аренда офиса и т.д., а опыта в поиске спонсорских и грантовых средств почти не было. Да и опыта в самой работе ещё было немного – сейчас понимаешь, что что-то можно было сделать лучше, эффективнее. Впрочем, постепенно мы всему научились – и за 15 лет работы вложили в охрану сибирской природы более 30 млн. рублей. Огромная благодарность также всем нашим партнёрам, спонсорам и сторонникам – без их поддержки у нас бы мало что получилось.
Рейдовые мероприятия
Серьёзные проблемы возникли у нашей организации на рубеже 2000-х и 2010-х гг., когда мы активно занялись работой по очистке водоёмов Томской области от незаконных орудий лова в местах обитания сибирского осетра, обская популяция которого включена в Красную книгу РФ. Видимо, мы задели какие-то личные интересы руководства местного и новосибирского подразделений Росрыболовства – на нас начались многочисленные жалобы в прокуратуру, заказные публикации в СМИ. Один раз даже дошло до избиения водителя во время антибраконьерского рейда. Но всё же благодаря нашим партнёрам и нашей активной работе в итоге даже Генеральная Прокуратура встала на нашу сторону, а после того как эта ситуация была озвучена Владимиру Путину все претензии скоро прекратились.
Другим сложным годом в нашей истории стал 2016-й, когда после критики работы регионального управления МВД за нежелание пресекать многочисленные случаи незаконной рубки леса, из руководства этой структуры поступило обращение в Минюст о проверке нас на соответствие статусу «иностранного агента». К счастью, после длительной проверки и тщательного разбирательства в реестр иноагентов мы всё же не попали.
Конечно, случались и более мелкие сложности, но так или иначе с ними обычно вполне успешно удавалось справиться.
Сейчас, помимо финансовой поддержки наших разнообразных природоохранных инициатив, нам требуется ещё как минимум, один сотрудник офис-менеджер для выполнения ряда организационных и административных задач, что высвободит больше времени другим сотрудникам на прямую природоохранную работу. Также ищем волонтёров на летний экспедиционный сезон (с конца мая по начало сентября).
- Как на ваши проекты реагируют местные жители и власти? Ощущаете ли вы их поддержку? Были ли примеры природоохранных инициатив на местном уровне? Что нужно сделать, чтобы таких их было больше?
При реализации природоохранных проектов и инициатив мы всегда стараемся наладить конструктивное взаимодействие с органами власти и местными жителями. Более того, многие наши проекты были направлены на выявление и поддержку местных природоохранных инициатив – по очистке территорий от бытовых отходов, выявлению мест нахождения видов из Красных книг, созданию ООПТ, высадке лесов, просвещению местного населения, выявлению нарушений природоохранного законодательства.
Для местных природоохранных инициатив зачастую наиболее важна методическая и информационная поддержка – объяснить как лучше действовать в той или иной ситуации, куда обратиться за помощью, как подготовить заявку на грант, распространить информацию в СМИ и т.д. Важно показать людям, что они не остаются один на один с проблемой, даже если местные власти их игнорируют. И здесь велика роль общественных организаций как посредников между людьми, органами власти и другими заинтересованными сторонами. ЭЦ Стриж всегда откликается на подобные просьбы и старается выявлять и поддерживать такие инициативы.
В большинстве случаев наши природоохранные инициативы находят поддержку у местных сообществ. Например, в ходе работ по сохранению савки удалось собрать более 1500 подписей за создание ООПТ на водоёмах города Карасука. С органами власти ситуация несколько сложнее – здесь не всегда удаётся находить понимание, но всё-таки в большинстве случаев получается наладить конструктивное взаимодействие для решения тех или иных конкретных проблем.
- Какие на твой взгляд сейчас самые серьезные проблемы для сохранения природы в Сибири и что нужно сделать, чтобы ситуация менялась к лучшему? Насколько здесь важна роль гражданского общества? Что нужно сделать, чтобы оно становилось сильнее и его роль в решение природоохранных задач возрастала?
Можно выделить несколько основных групп проблем, значимость которых в разных регионах Сибири, разумеется, различается:
1. Разрушение природных сообществ – природные пожары антропогенного происхождения, вырубка лесов, загрязнение водоёмов, незаконное строительство, разработка угольных карьеров, золотодобыча, разливы нефти и т.д.
2. В городах очень остро стоит проблема загрязнения атмосферного воздуха, что, в частности, является следствием проблем с озеленением.
3. Сокращение биологического разнообразия – неэффективная система охраны и использования животного мира, относительно небольшая площадь ООПТ, браконьерство, разрушение мест обитания или произрастания редких видов и т.д.
4. Всё ещё невысокий уровень экологической культуры граждан, хотя он и заметно вырос за последние 10 лет.
5. Во многих населённых пунктах важной проблемой является не развитая система утилизации и рециклинга твёрдых коммунальных отходов.
Для каждой из озвученных проблем необходимо подбирать конкретные пути решения – проводить научные исследования, обращаться в прокуратуру и суды, вырабатывать конкретные «дорожные карты», распространять информационные материалы и т.д. И почти везде важна роль гражданского общества – от одиночных пикетов до коллективных обращений в органы власти, от краудфандинга и совместной природоохранной деятельности до участия в представительных органах власти.
И здесь как раз важна поддержка местных инициатив, а также действующих общественных организаций и объединений, способных наладить эффективное взаимодействие с различными заинтересованными сторонами. Не менее важно образование и воспитание – чтобы с самого детства у людей формировалось представление об ответственности не только за себя, но и за свой город, регион, страну и вообще всё человечество.
- Какое-то время ты совмещал работу в Биологическом институте и в экоцентре, а сейчас в чистом виде стал общественником. Что тебя привлекает в таком, казалось бы, ненадежном в наших реалиях общественном формате?
Прежде всего это независимость – от начальства, политики вуза, наличия и бюджетного финансирования и т.д. Равно важна и свобода выбора той деятельность, которая тебя интересует, реализовывать те, проекты, которые считаешь важным. Кроме того, уже много лет наша организация перешла на профессиональный уровень и стало непросто совмещать активную общественную и вузовскую работу. Впрочем, историю с научной и образовательной деятельностью я для себя не закрываю полностью – всё-таки эти направления мне тоже интересны и важны и, возможно, в будущем я снова к ним вернусь в какой-либо форме.
- 12 марта экологический центр «Стриж» создал петицию с требованием изменения параметров охоты на птиц в Томской области». Почему вы ее подготовили, на какие результаты рассчитываете?
В начале февраля губернатор Томской области издал постановление о параметрах охоты в Томской области, которое увеличило продолжительность весенней охоты на водоплавающих птиц в 3 раза – с 10 до 30 дней в каждой из 4-х зон, на которые разделена область. Более того, окончание срока охоты приходится на разгар гнездового сезона большинства водоплавающих и околоводных птиц. Несмотря на резкое увеличение продолжительности весенней охоты, связанное с изменением федеральных Правил охоты, никаких дополнительных ограничений по срокам, местами или объёмам добычи в регионе не было введено, хотя у региональных властей есть такие полномочия.
При этом исследованиями орнитологов из Томского госуниверситета выявлено резкое снижение численности водоплавающих птиц в регионе – ещё 7 лет назад они рекомендовали ограничить продолжительность весенней охоты сроком 5 дней, а с тех пор ситуация только ухудшилась. При этом, кроме формального соответствия федеральным Правилам охоты, никакого научного обоснования у региональных параметров охоты нет, специалисты-орнитологи и экологи к их разработке и обсуждению не привлекались. Кроме того, абсолютно не учтена защита особо охраняемых видов животных при осуществлении такой длительной охоты в гнездовой сезон, в том числе видов из Красной книги РФ.
Прежде всего, мы рассчитываем на диалог с областной властью – для обсуждения принятых параметров охоты со всеми заинтересованными сторонами, включая научное сообщество, общественные природоохранные организации и охотпользователей. Несомненно, эти параметры нуждаются в корректировке на основе взвешенных и научно обоснованных решений, которых мы и хотим добиться в ходе диалога.
Также считаем необходимым заставить органы власти наладить систему ежегодного мониторинга численности водоплавающей дичи, как это происходит с другими видами охотничьих ресурсов, и ввести процедуру экологической экспертизы параметров охоты. Например, квоты на добычу копытных и пушных животных ежегодно проходят такую экспертизу, в том числе общественные обсуждения.
Твои ближайшие и долгосрочные планы?
В ближайшее время я буду сконцентрирован на реализации проекта «У савки есть будущее!», поддержанного фондом Президентских грантов и благотворительным фондом «Сохранение Сибири и Дальнего Востока», в рамках которого у нас запланирована большая работа по разведению и выпуску в природы савки в Новосибирской области, широкая информационная кампания среди охотников для предотвращения отстрела этой утки, а также выпуск информационных роликов. Также на этот год в планах стоит написание кандидатской диссертации по водоплавающим юга лесостепной зоны западной Сибири.
Савка с птенцами
В долгосрочной перспективе в плане работы есть планы по развитию центра по воспроизводству редких и исчезающих видов птиц, продолжению поддержки местных природоохранных инициатив и развитию сети ООПТ в сибирских регионах.
Почему в ваших планах так много места занимает будущее савки?
Она важный вид-флагман, благодаря которой можно привлекать разнообразные ресурсы для сохранения равнинных степных экосистем — наиболее нарушенного биома в России.
Твои пожелания читателям ЭкоДело?
Прежде всего, в это ковидное время хочется пожелать здоровья и благоразумия, а также деятельного участия в общественной природоохранной и, вообще, гражданской активности. Даже если из-за каких-то причин не получается лично участвовать в такой деятельности, можно стать спонсором какой-либо общественной организации – природоохранной, правозащитной или другой – для НКО важны регулярные пожертвования, даже если это будет всего 100 руб./мес.
Материал в разделах:
Другие материалы
Календарь
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 52 недели назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 302,210 | |
3 года 2 недели назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 302,210 | |
3 года 2 недели назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 302,210 | |
3 года 30 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 302,210 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
3 года 2 недели назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,232 | |