- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
Очерк А.А.Шпунта - «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА»
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Опубликовано Гость - 09.08.13
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
aurelio_pechchei_-_chelovecheskie_kachestva.pdf | 1.42 Мб |
1.Введение
«Каждый мужчина должен победить в себе хама…», - сказал однажды К.С.Станиславский, обращаясь к группе актеров. А, когда женщины довольно засмеялись, он продолжил – …а женщина – бабу». На этом разрешите закончить с вопросом о человеческих качествах в самом общем виде и перейти уже более серьёзно ко всем вопросам, в том числе и к человеческим качествам.
Впрочем, совсем серьёзно обсуждать означенную тему сегодня уже крайне затруднительно. Но попытаемся…
2. Из истории борьбы за улучшение экологической обстановки в России и мире
Отдельные прозорливые люди заметили приближающийся вал проблем, порождаемых неуважительным (скажем так) отношением людей к природе, и писали об этом в конце Х1Х – начале ХХ веков. Среди них возвышается Николай Константинович Рерих. Широко известны его основополагающие для охраны природы статьи: «К природе» (1901 год) и «Боль планеты» (1934 год) (Н.К.Рерих «Человек и природа», М.: МЦР, 1994).
На рубеже 1950-1960-х годов важность экологических проблем и необходимость действий была осознана среди географов и биологов. Блестящий разносторонний учёный Юрий Николаевич Куражсковский, географ, биолог, эколог всеобщей экологии, историк, методолог, много работавший в Горном Алтае и в заповедниках СССР, создал учение о рациональном природопользовании. В него вошла охрана природы и охрана здоровья человека, названная им охраной внутренней природы человека (разрабатывалась совместно с Изой Корнеевной Смоловик). Он, как и известнейший географ Давид Львович Арманд (книга «Нам и внукам»), биологи А.Н.Формозов, К.Н.Благосклонов, В.А.Попов, И.П.Лаптев, Б.Г.Иоганзен и ещё ряд учёных были пионерами экологической тревоги в нашем отечестве. Можно было бы привести немалый список имён защитников природы (не только из сферы науки), но он не для краткого изложения. Частично они перечислены в словах «Спасибо!». Они написаны, как это бывает, вдруг, 1 августа 1979 года карандашом на форзаце одной из книг.
Спасибо всем, вставшим на защиту природы. В решительные годы.
Спасибо всем предупредившим, предпрошедшим.
Спасибо Джорджу Маршу, Жану Дорсту, Давиду Арманду, Василию Скалону,
Максу Борну, многим, многим другим.
Спасибо Яану Эйларту – одному из первых.
Спасибо выдающейся польке Антонине Леньковой за героическую борьбу против оскальпирования Земли.
Спасибо Барри Коммонеру, размыкающему прибыльную технологию грязи.
Спасибо Юджину Одуму за «Основы экологии».
Спасибо великому другу и защитнику леса Леониду Леонову.
Спасибо Василию Пескову за бесценные репортажи.
Спасибо Туру Хейердалу и Жаку Иву Кусто за их мольбу об океане.
Спасибо Свету Забелину, Сергею Мухачёву, Дмитрию Кавтарадзе, их сподвижникам в разных городах за «природоохранную смуту» в вузах, за создание движения дружин охраны природы.
Спасибо учёному и художнику Виктору Гребенникову – от шмелей, ос, пчёл, других полезных и красивых насекомых за создание первых микрозаповедников. Спасибо его ученику Василию Шраму от земли микрозаповедной.
Спасибо Борису Нейману от всех, тянущихся к новой медицине.
Спасибо Павлу Олдаку и Николаю Реймерсу за основополагающие труды по биоэкономике.
Спасибо Фаттею Шипунову – борцу за биосферу.
Спасибо Борису Рябинину, Владимиру Солоухину, Вадиму Шефнеру, Леониду Мартынову, Михаилу Дудину за поэтическое (здесь запись обрывается).
Так написалось тогда, в одно прекрасное утро в Новосибирском Академгородке. Сегодня это был бы другой текст, более обширный. Но это сегодня… А тот 32-летней давности текст оставлен практически без изменений.
Старания деятелей науки, образования, искусства повлиять на государственную экологическую политику, побудить политических руководителей страны улучшить отношение к природе были, увы, тщетны. К борьбе подключилась студенческая общественность. В 1960 году возникла первая студенческая дружина охраны природы (в Московском университете), на два года раньше, по инициативе Яана Хансовича Эйларта – аналогичный кружок в университете города Тарту в Эстонии. Экологическая тревога прозвучала в Польше (книга Антонины Леньковой «Оскальпированная Земля»), в США (Рэйчел Карсон «Безмолвная весна»), во Франции (Жан Дорст. «До того, как умрёт природа»); зародилось массовое движение «зелёных» в Швеции, потом в Германии (в ФРГ) и в других европейских странах.
В 1968 году герой итальянского Сопротивления фашизму Аурелио Печчеи основал Римский клуб, к работе которого привлёк более ста независимых учёных из разных стран. Началось целенаправленное научное изучение развития социально-экологической проблематики в глобальном масштабе. В науке активизировалось оформление понятия сложной системы – объекта исследований, включающего разнородные (взятые из разных отделов науки) составляющие. Для её анализа-синтеза развивался системный анализ, включающий метод глобального моделирования. Работы Клуба дали решающий импульс подведению научной базы под массовое Экологическое Сопротивление уничтожению Природы.
Огромная заслуга математиков перед человечеством принадлежит Никите Николаевичу Моисееву и его московской группе. Они около 1980 года методом глобального моделирования показали, что развязывание ядерной войны, на грани которой, начиная с послевоенного времени, балансировал мир, неминуемо приведёт к «ядерной зиме» - тучи выбросов надолго закроют доступ солнечных лучей на Землю и наступит непереносимый холод. Победителей не будет. Последует гибель всего населения планеты и всех животных, птиц и высших растений. Это несколько образумило политиков, заставило их сдерживаться от развязывания войны, но безумная гонка вооружений продолжилась.
И только после появления на мировой политической арене Михаила Сергеевича Горбачёва отношения между государствами начали радикально улучшаться. Угроза уничтожения жизни на нашей планете стала стремительно отступать. Впервые за долгую историю европейский политик провозгласил и начал проводить курс на ненасилие в отношениях между государствами и внутри возглавляемого им СССР. Граждане страны получили свободу выражения своих мыслей и свободу передвижения. «Железный занавес» между блоком «СССР – страны Восточной Европы» и западными странами исчез, началась гонка разоружений. В СССР стала зарождаться демократия. С общей свободой возникла и некоторая экологическая свобода. Появились экологические газеты, которых до этого не было ни одной, как мы этого ни добивались.
В июне 1972 года в Стокгольме состоялась первая Всемирная конференция по окружающей среде. На ней был принят план «Слежу за Землёй», с ним в наш лексикон вошло слово «мониторинг». На конференции был даже учреждён экологический «праздник»: Всемирный день окружающей среды 5 июня, до сих пор ошибочно именуемый днём охраны окружающей среды.
Вскоре дошла очередь и до природоохранного просвещения (воспитания, образования, информирования): в октябре 1977 года в Тбилиси прошла первая международная конференция по экологическому образованию, называвшаяся неблагозвучно конференцией «по образованию в области окружающей среды». В феврале 1978 года в Новосибирском Академгородке состоялся организованный нами всесоюзный симпозиум по природоохранному просвещению. Фактически, по географии участников, он был первой всесоюзной конференцией на эту тему. А по профессиональной принадлежности участников (профессора, преподаватели и студенты вузов, научные работники, художники, члены Академии наук и Академии педагогических наук, экологи-общественники, видные медики) он превосходил официально всесоюзную конференцию того же направления, прошедшую в Минске осенью 1979 года.
В 1987 году в Москве под эгидой двух организаций ООН – ЮНЕСКО (организация по вопросам образования, науки и культуры) и ЮНЕП (организация по вопросам окружающей среды) прошёл Международный конгресс по образованию в области окружающей среды (10 лет после Тбилиси).
В декабре 1988 года в Москве был учреждён Социально-экологический союз, как всесоюзная общественная экологическая организация. Вскоре он стал организацией международной.
24 января 1989 года была создана первая общественная экологическая организация в Новосибирске («Экологический Новосибирский Совет «Инициатива»). И в том же году осенью в Томске по нашей инициативе состоялась первая встреча «зелёных» Сибири. На ней был поставлен вопрос о необходимости введения в стране режима чрезвычайного экологического положения. В этом усматривалась необходимость уже тогда. И только спустя годы было создано в нашей стране Министерство чрезвычайных ситуаций.
Очень значимым для мира событием была всемирная конференция 1992 года (20 лет после Стокгольма) в Рио-де-Жанейро. Её главными организаторами и спонсорами были американский миллионер Д.Стронг и его жена Ханна Стронг. На конференции была выдвинута концепция устойчивого (продолжающегося) развития находящаяся в обращении и по сей день. Был образован Всемирный Совет по устойчивому развитию – Совет Земли. Совет расположился в Коста-Рике, где нет армии и высвобожденные средства направляются на охрану природы и окружающей среды.
В 2002 году в Йоханнесбурге (ЮАР) прошла всемирная конференция «10 лет после Рио». Главным вопросом было достижение межгосударственного соглашения по ограничению выброса парниковых газов.
Около трети века тому назад среди экологических общественников были популярны два лозунга: «мы не можем ждать милостей от природы после того, что мы с ней сделали» и «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Они впервые широко прозвучали в 1974 году на конференции «Молодёжь в защиту природы» в Казанском университете, где у меня был доклад «Современная экологическая проблема и отношение человека к природе».
Но вот, гром уже давно грянул, а «политический мужик» всё ещё «не крестится». Ответ государств и всего мирового сообщества на экологический кризис и зримо приближающуюся экологическую катастрофу остаётся крайне непропорциональным растущей угрозе.
В 1990 году была опубликована книга «У края пропасти. Введение в современную экологию, изложенное словами поэтов, писателей, журналистов, художников, философов, учёных и общественных деятелей». Она создавалась в течение 20-ти лет. Книга подвела итоги развитию экологической обстановки за тот период. Поэт Вадим Шефнер так выражал тревогу в стихотворении «Обида»:
Природа неслышно уходит от нас.
Уходит как девочка с праздника взрослых.
Уходит. Никто ей вдогонку не послан.
Стыдливо и молча уходит от нас.
……………………………………………………..
Она отступает, покорно скромна…
А может мы толком её и не знали?
А вдруг затаила обиду она
И ждёт, что случится неладное с нами?
Уже лет 10-15 вышло из употребления словосочетание предупреждающего, побуждающего к деятельности и обнадёживающего характера «Ещё не поздно!», часто звучавшее до этого. Значит ли это, что уже поздно? И что нам остаётся только последовать украинской пословице «Не трать кума силы, а сигай сразу на дно!»?
Попробуем разобраться.
3. Экологическая обстановка на планете в середине 2011 года
Представим её обобщённо, бегло и, естественно, неполно в виде списка экологических проблем с немногочисленными примерами.
3.1. От пластиковых пакетов до пластикового острова.
Тридцать пять лет тому назад Тур Хейердал и его интернациональная команда, в том числе наш соотечественник Юрий Сенкевич, пересекавшие океан на плоту «Кон-Тики», встречали на своём пути отдельные пластиковые пакеты. В 1997 году в Тихом океане американец Чарльз Мур открыл целый пластиковый остров. Он, возвращаясь с соревнований, чтобы спрямить путь, зашёл, на своей яхте в ту зону океана, в которую мало кто заходит (течение там, это в районе Гавайских островов, идёт по кругу), попал в «пластиковый суп» и больше недели плыл среди пакетов, мячей, байдарок, зубных щёток и т.п. Это произвело на него такое впечатление, что он сделался экологом-общественником и вложил в экологические программы своё немалое состояние.
В 2004 году площадь острова вдвое превышала площадь США. Из Космоса остров не виден. Подробно об этом рукотворном острове-«супе» сообщается на сайте InoPressa.ru.
3.2. В 2010 году СМИ сообщали об исчезновении с планеты рыжих тараканов (пруссаков). А в течение многих лет от них так и не сумел избавиться могущественный Пентагон, как нам рассказал гид на американской выставке «Образование в США» в Доме учёных Новосибирского Академгородка более 40 лет тому назад. Теперь, похоже, надо заносить тараканов в Красную книгу? Многочисленными были сообщения о гибели птиц, которые мертвыми падали с неба. Убедительных объяснений этому не было.
Очень тревожны сообщения о гибели пчёл в США и европейских странах. Английские учёные недавно выяснили, что причина этого – излучения мобильной связи, идущей на тех же частотах, на которых пчёлы общаются между собой. Уменьшение числа пчелиных семей уменьшает урожаи сельскохозяйственных культур, опыляемых пчёлами и обостряет и без того острый вопрос продовольственного обеспечения на планете.
Великий учёный нашего времени Альберт Эйнштейн говорил, что вслед за вымиранием пчёл через четыре года вымрут и люди. Так напоминает британская газета The Daily Telegraph.
Сообщения, сообщения, сообщения… И одно безрадостнее другого.
3.4. Изменения климата наглядны и о них даже можно и не писать. Удивительно, почему их полноценно не учитывают в своих действиях политики? Впрочем, это замечание наивного человека.
3.5. Уничтожение лесов. «Лёгкие планеты» уничтожатся с увеличивающейся скоростью. Везде правит фетиш золотого тельца. Это ярко проявилось в случае с уничтожением Химкинского леса на окраине Москвы. За сохранение жизненно важного для московского мегаполиса участка леса ведёт битву общественность, партия «Яблоко», партия «Зелёная Россия». Общественники получают в этой борьбе «под носом» у правительства и президента страны (с их согласия?) тяжёлые увечья. Полицейские при этом находятся рядом, но пассивны (!).
3.6. Ядерные аварии. Чернобыльская в 1986 году. До неё – на предприятии «Маяк» в Челябинской области. Недавно «Фукусима». По оценке специалиста (А.В.Яблоков, частное сообщение), она по выбросам и ожидаемым последствиям масштабнее Чернобыльской.
3.7. Наступление на охраняемые территории. Только один пример: уникальный Утришский заповедник вблизи северного берега Чёрного моря. В его территорию сделана попытка внедрить дачу администрации президента России.
3.8. Землетрясения с цунами. Первое глобального характера произошло у берегов Индонезии в декабре 2004 года. Скачкообразно изменилось положение северного магнитного полюса. Недавно, в 2011 году, у берегов Японии – Фукусима.
3.9. Техногенные аварии и бедствия. Ближайший крупномасштабный пример – Саяно-Шушенская ГЭС.
3.10. Пожары в лесах, посёлках, городах. В 2010 году их было очень много. Они стали причиной смерти десятков тысяч людей в европейской России (экологическая газета «Берегиня», 2011, №5, с.14).
3.11. Изменения в микромире. Пример с хранением силоса: во многих местностях стал загнивать без специальных добавок микроорганизмов. Появление новых болезней: СПИД, разные формы гриппа: птичий, свиной, козий; атипичная пневмония. Рост частоты онкологических заболеваний, в том числе, у детей, что особенно ужасно.
3.12. Производство множества лишних товаров. Специально придумываются потребности, чтобы производить товары для их удовлетворения. Прямо по Марку Твену: «Цивилизация – это машина, фабрикующая потребности, в которых нет потребности». Особенно в этом изощряется Китай. Человек нуждается в сравнительно небольшом числе товаров, но добротных, служащих долго. Лишние товары – дополнительная нагрузка на перегруженную сверх всякой меры биосферу.
3.13. Умирание Гольфстрима? 25 мая 2011 года «Аргументы Недели» опубликовали статью В.П.Полеванова на эту тему. Она называется «Вашингтон и Брюссель ищут замену Гольфстриму, Кремлю отведена роль чернорабочего». В этой статье, говорится об изменении течения Гольфстрима так, что он не будет больше согревать страны на севере Атлантического океана – в Северной Америке, западной Европе, Англии с Шотландией, Ирландии, Скандинавии. Гигантский разлив нефти в Мексиканском заливе и аморальное поведение кампании, применявшей вещества, позволявшие ей скрыть размер нефтяного пятна (чтобы платить меньший штраф) ускорили «умирание» Гольфстрима и, как утверждается в статье, через 3-5 лет он поднырнёт под холодное Лабрадорское течение и перестанет быть «печкой Европы и Северной Америки». В результате, благодатный климат отапливаемых им территорий сменится на суровый сибирский. «Жить в западной Европе, Канаде и США станет невыносимо». За этим последуют радикальные политические изменения на планете, – утверждается в статье.
3.14. Рост аморального поведения отдельных личностей, финансовых организаций и государств. Тоже очевидно. Новые факты – каждый день.
3.15. Небрежение государств к Культуре, через возрождение и развитие которой только и возможно преодоление всеобщего кризиса цивилизации. Именно Николай Константинович Рерих постоянно утверждал спасительную миссию Культуры. Он говорил о Культуре как о сердце общества. Великий борец за Культуру и один из выдающихся подвижников ХХ века Дмитрий Сергеевич Лихачёв постоянно призывал наше государство и общество повернуться лицом к Культуре. А известный философ Николай Бердяев подчёркивал, что «экономика относится к средствам, а не целям жизни. И когда её делают целью жизни, происходит деградация человека» (процитировано по статье С.Скородумова «Культура – путь решения кризисных проблем цивилизации» в газете «Уймонские вести» за 4 августа 2011 года).
Около 40 лет назад один из лучших тогда специалистов-экологов Виктор Алексеевич Попов, основатель первой (!) в стране кафедры охраны природы в вузе (в Казанском университете), насчитал всего 10 социально-экологических проблем (его книга «Проблемы биосферы», Казань, 1973 год). Среди проблем называлось бесплодие, вызванное гонадотропными загрязнителями окружающей среды. Мы не включаем сегодня в приведенный список даже утрату биоразнообразия (количества видов живых организмов в регионе), которая тогда входила в аналогичный список. Не включаем, несмотря на его очевидную уже значимость для здоровья биосферы. Доказано в исследованиях, что снижение биоразнообразия в регионе увеличивает заболеваемость людей. Не включаем потому, что появились более значимые проблемы.
Ныне вряд ли найдётся специалист, который бы взял на себя ответственность составить исчерпывающий перечень проблем проблематики с указанием их значимости для людей.
А, если бы даже он и был составлен, то что бы это нам дало?
Важнее всего для нас сегодня найти ответ на вопрос «Как спасти человечество»?
Многие мыслящие люди, и среди них экологи-общественники, полагают, что спасти всё человечество уже невозможно. Чем дальше, тем сильнее, звучит тревога, которую можно обозначить, как «2012 год». Всё меньше остаётся людей, которые об этом ничего не слышали, и всё больше тех, кто слышал и читал о предположительно переломной исторической дате 21 декабря 2012 года. В этот день якобы и наступит тот давно предсказываемый «конец Света». Те, кто этим живо интересуются, знают, что предыдущие датированные предсказания конца Света, как невообразимо-гибельного планетного катаклизма, не сбылись.
Однако есть немало явлений в природе и общественной жизни, указывающих на то, что мы находимся в переходном периоде, стоим на пороге новой истории. Достаточно обратить внимание на рост в течение последних десятилетий числа людей с экстрасенсорными способностями. Это, как считают специалисты, говорит о повышении активности правого полушария головного мозга. Об этом же свидетельствует увеличение числа женщин на государственных постах, писательниц, даже женщин за рулём автомобилей. У женщин всегда в среднем правое полушарие активнее левого. Увеличение правополушарности на планете установлено и в опытах на лабораторных животных доктором биологии С.В.Сперанским (частное сообщение в 1995 году; публикации в специальных изданиях).
О приближении нового состояния общества, нового витка человеческой истории говорит также то, что нынешние дети более развиты, чем прежде. Кроме того, и это уж вовсе похоже на чудо, появилось много детей нового сознания, так называемых «детей индиго». Тот, кто ещё сомневается в этом феномене и имеет желание в нём разобраться, может ознакомиться с книгами доктора философии, преподавателя Волжского гуманитарного института (филиала Волгоградского университета), писателя-исследователя Г.С.Белимова «Дети индиго» (М.: Рипол классик, 2007 год) и «Дети индиго в России» (М.: Вече, 2008 год).
Добавим к предвестникам перемен и всё упомянутое выше в разделе 3.
Каждому из нас всё-таки важнее всего знать, что можно самому делать, чтобы уменьшить масштаб грядущих «экологических» бедствий. Как вести себя сознательному человеку?
Речь идёт ни больше, ни меньше, как об участии в построении лучшего будущего. Мы уже упомянули о создании в 1968 году Римского клуба. В книге «Человеческие качества», впервые опубликованной (на английском языке) в 1977 году, Печчеи проанализировал социально-экологическую ситуацию, которую он назвал «проблематикой», и пришёл к выводу, что выход из глубочайшего кризиса цивилизации зависит от человеческих качеств людей. Причём, подчеркнул Печчеи, не отдельных элитарных групп людей, а всего населения планеты.
Необходима, написал он, «человеческая революция». В предисловии к русскому изданию своей книги (М.: Прогресс, 1980, с.5) Печчеи пояснил: «Ведь, в сущности, именно эти качества являются самым важным ресурсом человечества, сравнимым разве что с тем теплом, той энергией, которую так щедро посылает нам Солнце. И научиться использовать их для блага всех вместе и каждого в отдельности – вот тот новый важнейший рубеж, который предстоит преодолеть нашему поколению».
А в предисловии к изданию 1977 года об этом же не менее ярко (с.14): «Проблема в итоге сводится к человеческим качествам (курсив автора) и путям их усовершенствования. Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения всей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать весь её огромный потенциал для благих целей. И если мы хотим сейчас обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному его будущему, то нам необходимо прежде всего подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке» (курсив наш – А.Ш.). <…> Необходимо «постигнуть искусство становиться лучше» (курсив наш – А.Ш.). В настоящей книге я сделал попытку <…> найти ответ на последний и самый важный вопрос – как разжечь искру, которая положит начало развитию человеческих качеств».
4. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА.
Обратим внимание на трёх наших современников, обладателей превосходных человеческих качеств, на трёх гуманистов: Аурелио Печчеи (1908 – 1984), Альберта Швейцера (1875 – 1965), Алексея Владимировича Яблокова (р.1933). Итальянец, немец-эльзасец, русский. Они принадлежат не только к этим национальностям. Они выше. Они земляне. Вспоминается девиз веры бахаи: «Вся Земля одна страны и все люди её граждане». Они граждане Земли. Они ГУМАНИСТЫ, подвижники.
ПОДВИГ АУРЕЛИО ПЕЧЧЕИ.
Давайте посмотрим, прежде всего, на качества самого Аурелио Печчеи. Почерпнём суждение о них из его собственного описания «История моей жизни», включённого в качестве первой главы в книгу «Человеческие качества». Написал он свою биографию, имея в виду её общественную пользу, сдавшись просьбе редактора французского издания книги и преодолевая, как он пишет, свою нелюбовь к биографиям и, особенно, к автобиографиям. В первых строках жизнеописания автор сообщает, что отец, попутно отметим, человек социалистической и даже истинно коммунистической ориентации, «научил его двум самым важным в жизни вещам: как быть человеком и как жить свободным человеком». Слегка притормозим и заметим, что отец, не иначе, как своим примером, впечатал в душу сына важнейшее условие характера - Человечность и важнейшее условие для достойной и плодотворной жизни человека – Свободу.
Родился Аурелио в Турине – столице Пьемонта, в Северной Италии, у подножия Альп. В 1930 году при защите дипломной работы, посвящённой Ленинскому НЭПу, он, единственный из выпускников экономического факультета, дерзнул не надеть чёрную рубашку, что тогда уже было обязательным требованием итальянского фашизма. Вскоре Турин стал одним из главных оплотов движения Сопротивления. Далее послушаем, что написал Аурелио Печчеи о принципах жизни (с.19). Просим извинения за большую, но очень уж важную, цитату, характеризующую автора как благородного и глубокого философа, как честного перед собой человека.
«Я был взращён свободным мыслителем. Бренное человеческое существо, размышлял я, живущее среди множества ему подобных, какой-то краткий миг в сравнении с, быть может, вечной жизнью на планете, которая и сама не что иное, как песчинка в бескрайней Вселенной, - кто я, в сущности, такой? <…> В результате зрелых размышлений я наконец постиг со смесью смирения и гордости, что я не более, чем крошечная частица всеобщей целостности, всего того, что составляет жизнь на Земле. И лучшее, что я могу сделать за своё краткое пребывание в человеческой колонии, - это прожить как можно более полезную с точки зрения моих собственных принципов и убеждений жизнь, в меру моих сил попытаться улучшить положение вещей в этом мире и, что самое важное, никогда не поступать с другими людьми и вообще с живыми существами так, как я не хотел бы, чтобы они поступали со мною».
Это уже евангельское золотое правило этики, расширенное на мир всех живых существ. Тут недалеко и до «благоговения перед жизнью», провозглашённого и воплощённого Альбертом Швейцером.
До второй мировой войны Печчеи «в поисках пищи для ума» побывал во Франции, где жил шесть месяцев, обучался в Сорбонне, ближе знакомился с вечными идеями французских просветителей и встречался с политическими эмигрантами из разных стран; в Китае, в Гонконге, в СССР, научился бегло говорить на русском языке. После войны он объездил много стран на всех континентах кроме, Австралии. Вся его биография интересна чрезвычайно, но мы остановимся ещё только на военном периоде и времени создания Римского клуба.
Перед войной Печчеи вошёл в организацию «Справедливость и свобода», боевые группы которой во время войны действовали в Альпах. 1944 год он назвал в книге не очень удачным в своей жизни. Нужно быть поистине мужественным и поистине скромным человеком, чтобы высказаться так о времени, когда он едва остался в живых. Арестованный итальянскими фашистами, Печчеи находился в заключении, где, как он пишет, у него было время подготовиться физически и нравственно к предстоящим пыткам. Он говорит о себе, что был здоров как бык и преисполнен решимости устоять в многодневных пытках, чтобы дать своим боевым друзьям возможность заметить его отсутствие и принять необходимые меры конспирации. Его били по голове и лицу так, что он стал неузнаваем. На тюремном дворе знакомая, которую допустили в тюрьму искать среди заключённых своего пропавшего сына, узнала его только по одежде. Она нашла возможность сообщить его соратникам на воле, те приговорили тюремщиков к смерти за применение пыток и довели это до их сведения. Его перестали пытать, перевели в заложники, грозя расстрелять, если что случится хотя бы с одним из них. В это время его выдачи требовали от итальянских тюремщиков-нацистов немецкие фашисты. Весь год он провёл в тюрьме под дамокловым мечом. Но в своих воспоминаниях об этом времени он говорит не о себе, а восхищается заключёнными, которые сумели сохранить человечность в нечеловеческих условиях и говорит, что это куда труднее, чем однажды красиво сыграть героическую роль при своём расстреле.
Итак, примем, что человечество и каждого отдельного человека спасут человеческие качества, его самого и других людей. Приняв это за отправной постулат, мы естественно приходим к необходимости улучшать себя и помогать улучшаться другим. В этом увлекательном путешествии в неизведанное будущее, своё собственное и всей человеческой колонии, если использовать выражение Печчеи, нам нужны ориентиры, примеры. Их можно найти и в своих семьях, среди предков, а также среди знакомых и друзей, среди литературных героев. Стоит только задаться такой целью.
Но вначале мы обратили внимание на самого автора путеводной идеи, на человеческие качества Аурелио Печчеи. Мы увидели, что он имел полное моральное право говорить о хороших, положительных, человеческих, качествах множеств людей, как о дающих надежду на обретение лучшего будущего. Он сам обладал ими.
И первейшее из них ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ГУМАННОСТЬ. Человечность объемлет многие положительные качества: человеколюбие, доброту, справедливость, дружелюбие, доброжелательство, желание помогать другим, даже не знакомым, самоотверженность, честь, достоинство, отсутствие какой-либо заносчивости, чванства, простоту, правильное отношение к бедным, добрую снисходительность, сострадание, желание больше давать людям, чем брать у них. И конечно же правдивость. Много качеств входит в человечность. «Человечный человек – вот что я жду от будущего», - сказал великий гуманист Альберт Швейцер.
Знакомство с жизнью Аурелио Печчеи убеждает в его многообразной человечности.
Мировоззрение его было широким, глубоким и гуманным. Он заботился обо всей Земле.
Выдающийся гуманист, второй в нашем списке, это АЛЬБЕРТ ШВЕЙЦЕР. Тех, кто захочет ознакомиться с его жизнью, отошлём к нашей книге «Человек Альберт Швейцер. Книга первая. Подвиг» (Горно-Алтайск, 2010). Она опубликована также и в интернете (двумя порциями): http//7iskusstv.com/2012/Nomer12/Abramov1.php и http//7iskusstv.com/2013/Nomer1/Abramov1.php
ЗУБР УЧЕНИК ЗУБРА
Представляем здесь очень кратко жизнь чрезвычайно самоотверженного мужественного человека, уже наших дней, многим заочно знакомого по передачам российского телевидения. Это Алексей Владимирович Яблоков. В науке он ученик выдающегося учёного Николая Владимировича Тимофеева-Ресовского (1900 – 1981), жизнь которого блестяще показана в романе Даниила Гранина «Зубр».
Яблоков, будучи известным учёным, автором многих научных трудов по теории эволюции, популяционной биологии, морским млекопитающим, членом-корреспондентом Академии наук СССР с 1984 года (большой Академии, как недавно было принято говорить), потом, с 1991 года, Российской Академии наук, всё оставил, чтобы полностью окунуться в экологическую деятельность – научную, общественную, а в последнее время ещё и в политическую. Увидел в этом первейшую общественную потребность. Написал немало книг уже на экологические темы. Начал с создания теории охраны животного мира (Журнал общей биологии, 1981 год). Уделил внимание многим научно-практическим проблемам (пример: «Ядовитая приправа. Проблемы применения ядохимикатов и пути экологизации сельского хозяйства». ( М.: Мысль, 1990). Недавние книги Алексея Владимировича(2011 год): «Чернобыль – последствия катастрофы», «От Чернобыля до Фукусимы». Широко занялся общественной деятельностью. Например: «Трудный путь к воскресенью. Диалог со шведским писателем и общественным деятелем Рольфом Эдбергом» (М.: «Прогресс», 1988). Книгами и статьями он продолжает бить в набат экологической тревоги!
Чрезвычайно обязательный в личных отношениях – если Вы написали А.В. письмо, то можете быть уверены в скором ответе (правило «отвечать на все письма»); если Вы обратились за советом или помощью, вы их получите, если помощь в силах человеческих. Если помощь понадобится в другой стране или в нашей «за тридевять земель», А.В. поспешит туда, чтобы стать в пикет или выступить на конференции, или на собрании регионального отделения основанной им партии «Зелёная Россия» (отделение партии «Яблоко»). В политику Яблоков пошёл жертвенно.
Испросив мысленно разрешения у Алексея Владимировича, приведу отрывок из его письма 25 февраля 2007 года к соратникам по общественной организации Международный Социально-экологический союз. «Происходящий в России экологический беспредел (раньше мы его мягко называли «де-экологизацией») никак не должен быть причиной опуская рук и посыпания головы пеплом. Этот беспредел требует от нас ещё раз как раз той самой отчаянности, которая была в середине 80-х годов… Час назад я вернулся с предвыборного выступления в Белых Столбах. За последние пару недель выступал в Дмитрове, Бронницах, Королёве, Щёлкове, Дзержинском. Иногда просто немеешь от ярости, видя расхищение земель, стяжательство, пособничество власти тому, что можно определить, как бессовестно украли (в тексте более крепкое выражение) те, для кого свет золотого тельца закрыл всё остальное. Сначала была жульническая приватизация («разгосударствление любой ценой»), породившая олигархов, сейчас присосались к власти голодные до денег «неодворяне», открыто превратившие свои административные посты в источник богатства. Экологи мешали и мешают первым, и вторым. <…>
«Зелёная Россия» от отчаяния ринулась в политическую, атаку на власть, превратившуюся в «чудище обло стозевно огромно». Чудище нас отбросило, но мы пока устояли, и сдаваться не собираемся – перегруппировываемся.
И всему зелёному движению надо перегруппироваться и обязательно выжить – недолго осталось ждать
Экологический ущерб уже сравним с ростом ВВП. Сегодня утром сообщили, что ожидаемая продолжительность жизни во Франции достигла 82 лет – разница с нами в 23 года (ДВАДЦАТЬ ТРИ).
Падение популярности власти становится «притчей во языцех» (говорят, что «Единая Россия едва набирает 20% поддержки, недаром этот дракон начинает бить хвостом в судорогах). <…>
Сейчас экологическое движение России напоминает парусный корабль посреди моря в штиль. Мы стоим на палубе и дуем в паруса. Но ветерок уже зарябил поверхность моря».
Так Алексей Владимирович говорил 4 года назад.
Вернёмся к основному вопросу.
5. ЧТО ДЕЛАТЬ?
Что делать мне, Вам, всем нам вместе и каждому в отдельности?
В нашей советской-российской традиции, почти что в крови, находится желание улучшать мир. Начинается всё, естественно, с мира семьи. Жена хочет переделать мужа, муж хочет переделать жену. Оба они хотят переделывать ещё кого-то из родственников. И, конечно же, мы все хотим переделывать руководителей, начиная со своих производственных начальников, глав городских и сельских администраций и кончая главами государств. И мало кто всерьёз озабочен, чтобы переделывать самого себя, чтобы постигать искусство становиться лучше, к чему призвал Аурелию Печчеи. А улучшать самого себя очень и очень непросто. Это тяжёлый ежедневный труд, дающий очень небольшие зримые результаты. Даже сам Его Святейшество Далай лама Х1У отметил это по отношению к самому себе (см. в его книге «Тайна счастья» (М.: АСТ: Астрель, 2010).
Надежду даёт необычность времени, суровые испытания, которые, ужесточаются.
Четыре года назад МЧС России подвело итог: природные катастрофы в мире стали происходить в 4 раза чаще, чем 30 лет назад, а экономический ущерб от них вырос в 7 раз. Условия жизни будут подталкивать людей делаться лучше. Делаться лучше – это лучше мыслить, лучше чувствовать, лучше поступать. В чём ещё может улучшаться человек? И как помочь ему улучшаться?
Святослав Николаевич Рерих любил повторять слова великого философа Платона: «От красоты внешней перейдём к красоте мыслей, а от неё – к совершенной красоте». Отсюда следует высшая благотворность внешней красоты. Стали уже расхожим выражением слова Ф.Достоевского «Красота спасёт мир!». Менее известно уточнение этого выражения Н.К.Рерихом: «Осознание красоты спасет!» Спасёт красота, вошедшая в душу как жажда.
Существует специальная наука «Видеоэкология» (см. журнал «Наука и религия», 2006, №6, с.8-10). В ней изучается влияние окружающей человека среды на его мысли, чувства, поведение.
В последние годы стремление создавать красивую среду вышло за пределы квартир. Красивее стала архитектура домов. Появились красивые участки и уголки возле домов, создаваемые жителями самостоятельно. Дизайн. Не будем далеко ходить. Это наглядно в Усть-Коксе.
Хорошо бы развить эту тенденцию. Можно объявить конкурс на выпуск красивых наличников на окна малопривлекательных домов. И кто-то при этом будет трудоустроен. Можно предложить конкурс на граффити – простую разрисовку тёмно-серых стен. Можно, наконец, обратиться к населению с просьбой о предложениях, цель которых увеличение красоты села.
Для украшения интерьера квартир было бы хорошо предлагать местному населению за совсем небольшую цену репродукции картин известных художников.
Всё это вместе увеличит красоту внешнюю и хорошо повлияет на людей.
Необходимость нового мышления
Обратимся к авторитету, к Альберту Эйнштейну: «Если люди хотят выжить, то им понадобится существенно новое мышление». И к другому великому человеку, ещё мало признанному на родине.
Лауреат Нобелевской премии мира Михаил Сергеевич Горбачёв в 1987 году издал книгу: «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира» (М.: Изд-во политической литературы). Она начинается словами: «Я написал эту книгу с желанием обратиться к народам напрямую. К народам СССР, США, любой страны». Свою цель он определил так: «без посредников поделиться мыслями с гражданами всего мира (курсив наш – А.Ш.) по вопросам, касающимся всех без исключения». И далее: «Значительная её часть посвящена новому политическому мышлению, философии внешней политики».
Нет сомнений, что мир спасёт существенно новое индивидуальное мышление рядовых граждан и существенно новое мышление политиков. Что окажется важнее, сегодня сказать затруднительно. Политики отстают от лучших из людей планеты, от землян. У всех землян планетарное мышление – забота обо всей Земле, иным оно у них и быть не может. У политиков в лучшем случае – забота только о своих государствах, что во взаимосвязанном мире не осознаваемый ими нонсенс.
Тем не менее, во взаимоотношениях государств неуклонно убывают разъединительные тенденции и нарастают объединительные. Создан Евросоюз, создано несколько объединений в Азии. Убедительный пример подаёт Казахстан с его лидером Нурсултаном Назарбаевым. Всемирные съезды лидеров мировых религий в Астане – самое яркое свидетельство.
Но вернёмся на личностный уровень рядового гражданина.
Ещё раз обратим внимание на то, что каждому доступен для переделывания мышления ближайший к нему человек – он сам. Вот к нему наиболее рационально и приложить все свои силы. За улучшением мышления неизбежно последует улучшение поведения, общее улучшение человека. А «улучшаемся мы, улучшается мир», как сказал Евгений Евтушенко.
И опять обратимся к Альберту Швейцеру, к его яркому замечанию: «Личный пример не только лучший способ убеждения, но единственный».
Расширим действие этой аксиомы на пример региона или района. Пусть образцовым станет Усть-Коксинский район или Уймонская Долина или для начала одно село Усть- Кокса. Район быстро эволюционирует в сферах образования, спорта, в хозяйственной сфере, в КУЛЬТУРЕ. Как говорится, невооружённым глазом видно стремление администраций (районной и сельской) и населения занимать первые места в Республике Алтай по всем направлениям деятельности и общественной жизни. Создаётся впечатление, что стать образцовым по сумме показателей для района задача посильная.
Мечта о Горном Алтае, как об образцовом регионе прошла через многие конференции, состоявшиеся в Горно-Алтайске в последние десятилетия. Она нашла выражение в докладах, выступлениях, резолюциях. Может быть, воплотившись в одном селе, в одном районе, она станет былью и во всей республике.
6. ОЗДОРОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЗЕМЛИ
Больше всего люди нуждаются в ОЗДОРОВЛЕНИИ нравственном в направлении человечности. Физическое оздоровление следует за нравственным. Когда у Владимира Ивановича Вернадского на склоне его лет спросили, в чём причина его творческого долголетия и здоровья, он ответил – этика. Огромной силы пример того же самого – жизнь Альберта Швейцера.
Принципиальным является то, что человечество есть неотъемлемая часть планеты. Неотъемлемая так, как голова – от туловища. Такой взгляд естественно подкрепляет мысль о ключевой роли улучшения человеческих качеств людей Земли в преодолении нынешнего всеобъемлющего кризиса.
В 1974 году заведующий кафедрой охраны природы в Казанском университете Виктор Алексеевич Попов начал свою лекцию перед съехавшимися для повышения квалификации со всей Татарии учителями словами: «Наша планета серьёзно больна». Виктор Алексеевич повторил дословно фразу из Учения Живой Этики, о существовании которого он не знал. Не знал тогда и автор этого очерка, но, присутствуя на той лекции, дословно её записал.
Проникновенные слова опубликовал известный российский землянин Даниил Гранин в 1987 году: «Природа болела человеком. Человек не умел видеть Землю как живое страдающее существо» («Новый мир», №2, с.91).
Что сделать, чтобы человек, наконец, её так увидел? Космонавт «Аполлона-8» Билл Андерс сказал в 1968 году, что «его навсегда изменил момент, когда он увидел наш мир – эту бледно-голубую сферу без границ, без разделённости. Он был таким безмятежным, таким прекрасным – и в то же время таким одиноким. Мы прошли весь этот путь, чтобы исследовать Луну», - сказал он, - «но самым важным было то, что мы открыли Землю».
Поднять всё человечество в космос пока невозможно. И проникновение в высшую чистоту, что представлена Алексеем Константиновичем Толстым в поэме «Иоанн Дамаскин», возможно, задача той же сложности, но доступна каждому:
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму.
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую травинку,
По коей, нищий, я иду.
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
А.А.Шпунт, кандидат физмат наук
По докладу 6 июля 2011 года на всероссийской конференции
«Новое время – новый человек», состоявшейся в селе
Усть-Кокса (Республика Алтай, Россия).
Другие материалы
23.10.
|
Гость
|
Статью
02.10.
|
Гость
|
Статью
23.08.
|
Гость
|
Статью
В группе: 1,565 участников
Материалов: 1,518
Целью научно-исследовательской лаборатории проблем непрерывного экологического образования является проведение научных и методологических исследований
Цели и задачи лаборатории
Целью научно-исследовательской лаборатории проблем непрерывного экологического образования является проведение научных и научно-методологических исследований в сфере непрерывного экологического образования, обновление концепции такого образования, выработка теоретических и методологических его основ.
Реально развивать три направления непрерывного...
Календарь
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 48 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,613 | |
2 года 50 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,613 | |
2 года 50 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,613 | |
3 года 27 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,613 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
2 года 50 недель назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,172 | |
Очень объемная, но в то же время тревожно- волнующая статья...