ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ МИХАИЛА МЕДОКСА

1. Заставка. Квадрига Большого театара

(Петровский театр, Таганский воксал, "Храм славы")

240-летию Большого театра посвящается

В день 17 марта 1776г. Московская полицмейстерская канцелярия выдала десятилетнюю  привилегию на публичную театральную деятельность губернскому прокурору, князю П.В.Урусову. Ему дозволялось устраивать в Москве публичные театральные представления, а также концерты, воксалы и маскарады. Тогда в первопрестольной постоянного театра не имелось, но многие "охотники разных сословий" из дворян, мещан, купцов, приказчиков и крепостных давали представления в наемных или  собственных залах. Во владении лейб-гвардии капитан-порутчика Матюшкина выступал с дворней "служитель дому Илья Зверев". Собирались и разбегались  труппы из бывших студентов Казанской семинарии, Славяно-греко-латинкой академии. То был домашний, любительский театр, где играли не столько для зрителя, сколько для себя.  Пару лет держал московскую антрепризу "оперист" Локателли со смешанной труппой из итальянских и русских артистов, его сменил полковник Титов, наезжали   иноземные гастролеры.

Князь П.В.Урусов был страстным поклонником театра, содержал на собственные средства театральную труппу, но озаботился созданием постоянного московского театра, для которого надеялся построить театральное здание.  Дата 17 марта 1776г. ст.ст. вошла в историю отечественной и мировой культуры, как день основания Московского Большого театра, рождения постоянной театральной труппы, которая состояла из актеров и актрис,  балетных танцоров и танцовщиц, а также музыкантов – всего 43 человека, многие из которых были выпускниками Московского университета.

Практическая деятельность антрепризы началась в июне того же года, когда П.В.Урусов "взял в товарищество" Михаила Медокса(1747-1822).

2.М.Медокс, часы Храм славы

Михаил Егорович(Майкл, Меккол Маддокс)  приехал  в Россию из Англии в 1766г., первое время он выступал фокусником и эквилибристом, развлекая публику обеих столиц  "механическими и физическими представлениями", о которых печатал объявления в "Санкт-Петербургских" и "Московских ведомостях". Имея светлую голову и золотые руки,  М.Медокс изготовил выдающееся произведение часового  искусства – "машину для механической пьесы", подобную европейским соборным башенным часам. "Храм славы" – напольный бронзовый позолоченный музыкальный автомат-хронометр, высотой в человеческий рост, посвященный мастером славным деяниям Екатерины Великой. "Храм Славы" представляет сложный механический автомат,  сочетающий хронометр, музыкальную машину и театрализованное движение фигур с аллегориями античности и изображениями исторических деяний Екатерины(Чесменское сражение, взятие Очакова, Медный всадник).  После боя курантов, звучал гимн в честь императрицы, занавес над музыкальным ящиком поднимался, открывая "Храм славы", где возвышались три бронзовые золоченые колонны с орлицами, кормящими  орлят в гнезде. Каждые пять секунд из клюва орлицы в клюв орленка падала жемчужина. Между колоннами находилась фигуры Аполлона, Минервы, Геркулеса и декоративный бронзовый пень, поддерживающий золоченый круг-солнце с циферблатом и надписью Михаил Медокс. Москва. Одновременно распахивались дверцы музыкального ящика с горным водопадом, иллюзию которого создавали вращающиеся хрустальные трубочки, посреди романтического пейзажа раскрывались тюльпаны с лепестками, украшенными стразами и миниатюрными знаками русских орденов, рядом находилась пирамида с плавающими внутри лебедями. В  1941г. часы "Храм славы" вместе с другими сокровищами отправились в эвакуацию на Урал, а в феврале 1945г. благополучно вернулись в Оружейную палату Кремля, где находятся и ныне.

 Известный московский театрал  С.П.Жихарев характеризовал М.Медокса, как "человека необыкновенно умного, знатока своего дела и отличного директора театра, который умел находить и ценить таланты".

Для театральной антрепризы компаньоны арендовали дом графа Р.И.Воронцова на Знаменке, где возвели деревянную пристройку, о которой М.Медокс писал в челобитной градоначальнику, князю А.А. Прозоровскому: "три деревянные стены, прирубленные к каменной составляли непрочное сооружение оного без всякого порядка и украшения внутри, без всякой удобности и важности, приличной публичному зданию снаружи". Несмотря на примитивность театрального помещения, спектакли труппы Урусова-Медокса с успехом показывались четыре года, причем ставились как оперы, так и драматические спектакли.

26 феврале 1780г. "Московские ведомости" сообщили: "Контора Знаменского театра, стараясь всегда об удовольствии почтенной публики, через сие объявляет, что ныне строится вновь для театра каменный дом на большой Петровской улице, близ Кузнецкого мосту, который к открытию окончится нынешнего 1780 года в декабре месяце…" В этот же день вечером на представлении пьесы А.Сумарокова "Дмитрий Самозванец" "от неосторожности нижних служителей " случился пожар, и Знаменский деревянный театр за несколько часов выгорел дотла. После пожара расстроенный несчастьем и убытками  князь П.В. Урусов продал свою долю М. Медоксу, который стал единоличным владельцем московской антрепризы до конца века и  занимался строительством собственного театрального здания на Петровской улице.

3.Петровский театр Медокса

Еще до пожара компаньоны приобрели у князя Лобанова-Ростовского горелую усадьбу на берегу Неглинки в самом центре Москвы, где с небывалой скоростью,  единым летом, всего за пять месяцев,   поднялось трехэтажное кирпичное здание с белокаменными деталями и под тесовой крышей. Оно обошлось М.Медоксу в 130 тысяч рублей серебром, на 50 тысяч больше сметы. Архитектор Х.И.Розберг поставил Медоксов театр фасадом на Петровскую улицу, отчего москвичи прозвали новопостроенный театр Петровским. 30 декабря 1780г. "Московские ведомости" сообщили об открытии театра, "сооруженного для народного удовольствия и увеселения", где зрителям, которые удостоили "сегодняшнее открытие помянутого тетра" давалось торжественное представление пролога "Странники" на музыку Е.Фомина и балета Л.Парадиза "Волшебная лавка"на музыку И.Старцера.

 

М.Медокс построил истинно московский театральный дом с обширной зрительной залой для 800 "благородных " зрителей и столько же публики вмещалось на галерее. Сохранился альбом "Планы и фасады театра и маскарадной залы в Москве, построенных содержателем публичных увеселений англичанином Михаилом Маддоксом", отпечатанный в типографии Московского университета. В альбоме дано подробное описание театрального здания, поэтому мы тоже можем его посетить. Снаружи театр был оформлен просто и скромно, но внутри  имел европейский уровень красоты и удобства зрителей. Большая сцена зрительного зала, поднятая на два аршина, давала удобный обзор с круто  поднимающегося партера, трех ярусов лож и галереи. Театр имел "старую маскерадную залу в два света и карточную в один свет". В "дамском уборном кабинете" вниманию посетительниц предлагались модные журналы. К театру примыкала круглая "новопристроенная маскерадная зала" -"Ротунда", окруженная круглой колоннадой, "угольными кабинетами", оркестровым балконом, она великолепно освещалась 42 хрустальными люстрами, отражавшимися в больших зеркалах по стенам. Диаметр залы составлял около 40 метров, где по свидетельствам современников, праздничные маскарадные балы собирали  почти 2 тысяч человек.   Декораторами и механиками Медоксова театра работали знаменитые мастера того времени – Гонзаго, Гильфердинг, Валезини, Бибиена.

Декоратор Бибиена оформил театральный занавес и несколько спектаклей, включая знаменитую трагедию "Эдип в Афинах". О его декорациях к балету "Неаполитанские веселости и огнедышащая гора Везувий" сообщали "Московские ведомости": "Сия гора, для большего удовольствия почтенной публики, представит одну из любопытнейших и в здешнем городе никогда невиданных зрелищ: она будет изрыгать в великом множестве огонь, пепел и лаву. Художник изощрил все свое старание в подражание природе, чтоб зрители могли иметь ясное представление об этом странном феномене."

4.Зрительный зал Петровского театра

Ложи в Петровском театре брали на год и отделывали по собственному  разумению обоями, мебелью, драпировками. Получалась домашняя ложа-гостиная, куда заглядывали обменяться впечатлениями взыскательные театралы-соседи, причем некоторые из них переводили и сочиняли пьесы, пополняя репертуар. Постоянным зрителем, драматургом и переводчиком французских и немецких пьес был А.Ф. Малиновский – писатель, архивист, сенатор. На титульных листах опубликованных пьес, А.Ф.Малиновский обычно отмечал дату премьеры с именами исполнителей, где постоянно упоминались актеры М.С.Синявская и В.П.Померанцев. На титуле перевода пьесы А.Коцебу "Бедность и благородство души" А.Ф.Малиновский написал: "…Василию Петровичу Померанцеву, Московского публичного театра достопочтенному актеру, в знак истинного уважения к отличному таланту.

5. А.Ф.МалиновскийДля современников хвалить тех бесполезно,

Чей виден всем талант,

Чье имя  всем любезно,      

Но ту хвалу продлить,

Чтоб знали после нас,

Кто Померанцев был,

Велит мне правды глас".                         

 Любили зрители творения писателя и драматурга князя  Дм. Петр. Горчакова, автора нашумевших комических опер "Калиф на час"," Баба-яга", на музыку М. Стабингера. Большой успех имела комическая опера "Щастливая тоня", где роль пожилого жениха Старолета играл непременный в сюжетах Горчакова актер Ожогин, а в главной роли блистала примадонна Соколовская.  

  Источником пьес служила университетская библиотека, "состоящая из знатного числа книг на почти всех европейских языках, в удовольствие любителей наук и охотников для чтения", о чем извещали "Московские ведомости". Библиотекой заведовал поэт М.М. Херасков и одновременно руководил университетским театром, где играли студенты Д.И.Фонвизин и П.А. Плавильщиков. Комическая опера М.М.Хераскова "Добрые солдаты" на музыку Г.Раупаха с успехом шла в 1779г.

8.М.М.ХерасковАктерская карьера П.А.Плавильщикова состоялась потом в Петербурге, где он подружился с И.А.Крыловым и сотрудничал в его журнале "Зритель". Конфликт с властями вернул актера в Москву, где зрители Петровского театра по достоинству оценили его талант трагика и драматурга. В комедии "Сиделец" П.А.Плавильщиков показал темные стороны жизни купечества и был, таким образом, предшественником А.Н. Островского.

11.Сила СандуновОставил карьеру чиновника и сделался "первым комиком на русских сценах" потомственный дворянин С.Н.Зандукели, выступавший под фамилией Сандунов. К радости московской публики он приехал из Петербурга с женой  к Медоксу после конфликта с властями предержащими. "Сандунов действительно был актер необыкновенный, по уму гибкому и просвещенному, по таланту сценическому. Молиер расцеловал бы нашего Скапена, если б даже не понял по-русски",- писал журнал "Репертуар и Пантеон". В комедии А.И.Клушина "Алхимист" Сила Сандунов "являлся в семи разных персонажах и очень смешил публику".

Меццо-сопрано Е.С.Сандуновой пленяло слушателей Петровского театра "голосом чистым как хрусталь, и звонким, как золото, она соединяла удивительное мастерство пения, прелесть и грацию игры…Это был один из тех народных талантов, которыми Россия гордится",- отмечал критик Ф.А.Кони. В популярной опере Ф.К.Блима на либретто А.Ф.Малиновского "Старинные святки"  Е.С.Сандунова прекрасно исполняла роль Насти. Столь же восторженно отзывался современник об игре драматической актрисы М.С. Синявской: "Не было роли, которой она не скрасила бы игрою, и не было такой, которая от игры ее утратила бы хоть на золотник, смысла и значения".

 10.П.А. ПлавильщиковИгрались комедии  Д.И.Фонвизина("Недоросль","Бригадир") и П.А.Плавильщикова("Братья Своеладовы, или Неудача лучше удачи"), мелодрамы: "Орфей" с принадлежащими к ней балетами и хорами адских фурий, музыка хоров в древнем греческом вкусе и во всей мелодраме, соч. Фомина, "Медея и Язон" с балетом, музыка славного Бенда, пер. с нем. сочинителя "Отца семейства" Н.Н.Сандунова" (брат Силы Сандунова, юрист, профессор Московского университета, драматург, переводчик, постоянный автор Медоксова театра). Шли пьесы И.А.Крылова, А.П.Сумарокова("Дмитрий Самозванец"), а также Гольдони, Бомарше, Вольтера, Шекспира, Лессинга("Эмилия Галотти"), Шеридана("Школа злословия").

В балетных спектаклях преобладали национальные картины-дивертисменты из фламандского, венгерского, русского или турецкого("Серальские ревности") быта. Особой популярностью пользовался "Цыганский балет", зато "Балет дураков" успеха не имел. Показывали мифологические ("Аполлон и Дафна"), героические ("Взятие Очакова"), азиатские и американские ("Счастливое коораблекрушение", "Побежденные людоеды") балеты.

18.Воспитательный дом

 Развитию балетного мастерства и репертуара способствовала деятельность балетной школы Императорского Воспитательного дома, которая с 1784г. отошла во владение Медоксова театра, где спустя год балетная труппа располагала 50 артистами, а оркестр состоял из 30 музыкантов. Балетную труппу Петровского театра составляли в основном питомцы Императорского Воспитательного дома, где с 1778г. учителем танцев работал Леопольд Парадиз, ученики которого стали известными артистами: Иван Никитин, Гаврила Иванов – Райков, Василий Михайлов-Балашев, Иван Лаврентьев-Еропкин, Арина Матвеева–Собакина. Гаврила Райков и Арина Собакина выступали в комических постановках Петровского театра, и были в числе первых русских профессиональных  артистов балета.

 Давали спектакли в Петровском театре  итальянские, французские, немецкие труппы. Непременным расположением зрителей пользовались оперы, почему театр прозвали "Оперным домом". Исполнялись оперы первых русских композиторов:  Е.И.Фомина("Мельник колдун, обманщик и сват"), М.И. Матинского("Санкт-петербургский гостиный двор"), В.А.Пашкевича("Несчастье от кареты")  позже полюбились москвичам оперы приехавшего в Россию композитора и дирижера К.Кавоса, отца будущего архитектора Большого театра.

19.Фигарова женитьба Сцена спектакля. Акварель ХIХв

20.В.А. ОзеровПремьеры Петровского театра собирали "всю Москву", как представление "Фигаровой женитьбы" 15 января 1787г., чей перевод издал в своей типографии Н.И.Новиков, а разрешил играть главный цензор Петровского театра и ректор Московского университета Х.А. Чеботарев, считавший комедию Бомарше "полезным нравоучением для публики." В "Фигаровой женитьбе" Бартоло играл В.П.Померанцев, Альмавиву Иван Лапин, графиню Мария Синявская, Фигаро – Волков, Сюзанну Анна Померанцева, Антония – Андрей Ожогин, который " умел рассмешить публику одной гримасой или словом и которого не раз осыпали не цветами, а червонцами". Восторг московских зрителей вызвала премьера пьесы В.А.Озерова "Эдип в Афинах", где роль Эдипа прекрасно играл П.А.Плавильщиков. С.П.Жихарев в "Воспоминаниях старого театрала" дал подробное сравнение игры Я.Е.Шушерина в Санкт-Петербурге и П.А.Плавильщикова в Москве в  роли Эдипа.

21.Я.Е.ШушеринВсего почти за тридцать лет  своего театрального романа М.Медокс осуществил 425 драматических, оперных и балетных спектаклей, что требовало значительных усилий труппы небольшой  численности,  и высокого профессионализма ведения театрального дела.

М.Медокс работал в суровых условиях профессиональной конкуренции. Контора императорских театров порой приглашала  актеров на столичную сцену, а зрителей приходилось  делить с первым богачем России – графом Н.П.Шереметевым, чья труппа также давала представления круглый год – зимой на Никольской, летом – в Кускове и Останкине. В сердцах антрепренер сочинил было кляузу, что Шереметевский театр сманивает его публику.

14.С.Н.ГлинкаОднако  М.Медокс не только держал антрепризу, он постоянно  создавал и определял уровень театральной культуры Москвы в течение четверти века. В своем театре М.Медокс первым в мировой театральной практике  создал художественный совет, который осуществлял репертуарную политику, распределял роли и решал другие творческие вопросы. Драматург и переводчик С.Глинка вспоминал: "Когда сочинители и переводчики приносили к Медоксу произведения свои, он приглашал актеров на совещание: принять пьесу или нет. Если принятие по прочтении предлагаемой пьесы утверждалось большинством голосов, тогда содержатель удалялся, предоставляя каждому выбор своей роли. Потом, возвратясь на совещание с новым вопросом: во сколько времени принятая пьеса может быть выучена? Срока на это нигде не убавлял он, но, смотря по пьесе и прибавлял. Были тогда в Московском театре подле оркестра табуреты, занимаемые тогда, так сказать, присяжными любителями театра. У некоторых из них были и свои домашние театры. Содержатель приглашал и их, и сочинителей, и переводчиков на репетицию. Если приглашенные лица единодушно утверждали, что пьеса идет успешно, и что каждый из актеров вник в душу роли своей, тогда назначалось главное представление. В противном случае отлагалось еще на время. Повторение так изощряло память, что суфлер почти вовсе был не нужен".

         Медоксов театр развлекал публику и  воспитывал молодое поколение москвичей, которые все больше находили "свою забаву… в чтении книг, музыке, в зрении…театрального представления, нежели в гонянии голубей или травле зайцев".

 Московский генерал-губернатор князь В.М Долгорукий-Крымский обеспечил М.Медокса новой десятилетней привилегией до 1796г., но финансовые дела антрепризы становились все хуже. В итоге театр отошел за долги в казну,  под управление Конторы императорских театров, а императрица Мария Федоровна за заслуги М.Медокса в создании русского театра, назначила ему пожизненный пенсион  в 3 тысячи рублей.

22.Большой Петровский театр

       Еще в апреле 1783г. М.Медокс приобрел у  "коллежского асессора и разных мануфактур содержателя" Саввы Яковлева за две тысячи рублей владение в "Таганской части", где устроил воксал – летнее увеселительное заведение, которое работало с середины мая по сентябрь. Воксалы возникли на родине М.Медокса в середине XVIII века по образу и подобию Фольксхолла-Воксала – поместья вблизи Лондона, где хозяин устраивал балы, маскарады, театральные представления и фейерверки на природе. Таганский воксал  М. Медокса располагался в регулярном саду с прудом и боскетами, где находились павильоны, буфеты, оркестры, среди которых бывал роговой. На открытом воздухе, а в непогоду в "комнатном театре" игрались одно-двух-актные оперные или драматические комедии. После представлений устраивали бал или маскарад, завершавшийся ужином. Сад имел роскошную иллюминацию фонарями, где москвичи гуляли до двух часов ночи, уплатив за вход по рублю. В воксале выступали артисты Петровского театра, которые  таким образом работали круглый год, давая более сотни   спектаклей. Память о Медоксовом воксале  сохранилась в имени Большого и Малого Вокзальных переулков, расположенных между Таганской и Б.Алексеевской улицей.

15.Балет Армино

Слово вокзал приобрело свое современное значение благодаря первой российской железной дороге, связавшей Павловск и Петербург в 1837г. В здании Павловского вокзала, находился ресторан и концертный зал, где устраивали концерты с участием всемирно известных музыкантов. В Павловском вокзале впервые прозвучали знаменитые творения М.И.Глинки и П.И.Чайковского. Несколько сезонов оркестром дирижировал Иоганн Штраус, выступали: Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, А.В.Нежданова. Павловский вокзал потом переименовали в Курзал, а крупные станционные сооружения на железных дорогах России стали именовать вокзалами. Закономерен вопрос, почему театральный, культурологический термин воксал превратился в транспортное понятие? Театр и вокзал работают по расписанию и на публику, которая приходит с цветами, смеется, радуется, грустит или плачет. Пассажиры и зрители имеют билеты, которые надо сохранять до конца представления или поездки.  Московские железнодорожные вокзалы, построенные в начале прошлого века, представляют собой монументальные здания с выразительным архитектурно-декоративным оформлением. Великолепен Ярославский(Северный) вокзал Ф.Шехтеля, выполненный как театральная декорация в стиле сказочно-русского модерна. Железнодорожный вокзал, таким образом, унаследовал праздничность театрального здания и развлекательность воксального заведения.

16.Опера Талисман.

Облик наших подземных метровокзалов также украсили торжественно-монументальные  архитектурно-декоративные формы. В непосредственной близости к бывшему Медоксову и нынешнему Большому театру находится вокзал-станция  "Театральная"(арх. И.А.Фомин, Л. М. Поляков, 1938), чье изобразительное решение прекрасно отвечает ее современному наименованию и функциональному назначению в центре театральной Москвы. Архитектурно-декоративный облик станции ассоциируется с театральным залом, где колонны напоминают кулисы,  пространство между колоннами - театральный занавес, освещенный светильниками, арочный проход между пилонами - портал сцены. Причем театральность лишена помпезности и обладает неповторимым очарованием уюта домашних театров старинных русских дворянских усадеб…

… Самый страшный удар судьбы случился внезапно, 22 октября 1805г., перед началом представления оперы "Днепровская русалка", "в четыре часа пополудни по причине гардеробмейстера Карла Фелкера, бывшего с двумя свечами в гардеробе, вышедшего оттуда и оставившего оные там с огнем, сделался пожар, от  которого весь театр сгорел". Из села Всехсвятского на Петербургской дороге(р-н метро "Сокол")  С.П.Жихарев увидел "над Москвою преогромное зарево пожара. Долго-долго стояли мы в недоумении, что такое так жарко гореть могло, пока едущий из Москвы почтальон не объяснил, что горит Петровский театр и, несмотря на все усилия пожарной команды, едва ли она в состоянии будет отстоять его. " На следующий день мемуарист убедился, что "Петровского театра как не бывало, кроме обгорелых стен, ничего не осталось".Однако огонь пощадил маленький  деревянный домик возле театра, где жил со своей семьей  М.Медокс.

После пожара труппа Медокса выступала в доме князя М.П. Волконского на Самотеке, затем в манеже Пашкова дома на Моховой, где 10 февраля 1806г. состоялось ее последнее выступление. На следующий день она перешла в казенное управление и сделалась  Императорской московской российской труппой,  для которой спустя два года архитектор К.Росси построил  деревянный Арбатский театр в самом начале нынешнего Гоголевскогог бульвара. Красивый, удобный театр самоотверженно работал во время войны 1812г. и тогда же сгорел дотла.

23.Вид на царскую ложу Большого театра, акварель ХIХв

…Пятнадцать лет стояло пепелище Медоксова театра. Зимой его заносило снегом, весной и летом обгорелый остов высился над топким болотом. После Отечественной войны учредили Комиссию для строений, которая занялась планировкой и застройкой послепожарной Москвы. Строптивую Неглинку заключили в трубу, чем значительно осушили прилегающую местность и занялись ее благоустройством. Комиссия составила план театральной площади с новым зданием театра, которое проектировал и строил московский "архитектор по фасадной части" О.И.Бове. Он использовал фундамент и три стены Медоксова театра, поместив среди них сцену нового строения и развернув его фасадом на площадь. В недрах нового театрального зала сохранились остатки стен бывшей "машкередной залы". В архиве А.Ф.Малиновского находится описание вновь строящегося Большого Петровского театра: …все здание коронуется большим аттиком, в коем сделано большое полуциркульное отверстие, в котором помещен Аполлон, везомый в колеснице."

В день 6(18) января 1825г. архитектору О.И.Бове достались первые восторженные аплодисменты зрителей вновь построенного Большого Петровского театра. Открылся театр прологом "Торжество муз" М. Дмитриева на музыку А.Алябьева и А. Верстовского. Фантастический спектакль показывал чудесное превращение руин Медоксова театра в прекрасный храм искусства в новом блеске и великолепии. Чудо совершал гений России при содействии мифологических богов и муз. Роль Гения исполнил П.Мочалов, Аполлона Н.Лавров, партию музы  Эрато спела знаменитая итальянская певица А. Каталани.

 …Сцена, известного всему миру  Большого театра, занимает  то самое место в Москве, где 236 лет тому назад  поставил первый московский общедоступный  театр, часовых и театральных дел мастер Михаил Егорович Медокс. Великий антрепренер создал культурные традиции театральной Москвы, а его  театральное дело, как справедливо отмечал журнал "Репертуар и Пантеон", "воистину явилось тем горнилом, из которого родилось национальное русское театральное искусство.

                                                   Вячеслав Зверев

Другие материалы

30.01. | Гость | Событие
В группе: 1,564 участников
Материалов: 1,472

Целью научно-исследовательской лаборатории проблем непрерывного экологического образования является проведение научных и методологических исследований

Цели и задачи лаборатории Целью научно-исследовательской лаборатории проблем непрерывного экологического образования является проведение научных и научно-методологических исследований в сфере непрерывного экологического образования, обновление концепции такого образования, выработка теоретических и методологических его основ. Реально развивать три направления непрерывного...

Фотогалерея

Урочище Бертек. Туманная Ак-Алаха - Фото Игоря Хайтмана

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Другие статьи

Активность на сайте

сортировать по иконкам
2 года 19 недель назад
YВMIV YВMIV
YВMIV YВMIV аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 289,214 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

2 года 21 неделя назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 289,214 |

Thank you, your site is very useful!

2 года 21 неделя назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 289,214 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

2 года 50 недель назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 289,214 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

2 года 21 неделя назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 8,381 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!