- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
Антреприза у Никитских ворот (Очерки театральной жизни ХIХ–ХХ в.)
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Опубликовано Вячеслав Зверев - 25.04.15
Vita brevis, ars longa est
I. Домашние театры
С давних пор дом представлял основу русской жизни. Домами жили и дружили, встречали и провожали, праздновали и поминали. По Большой мостовой Никитской улице селились сановники, духовенство, генералы, врачи, юристы, помещики, заводчики, банкиры, купцы, архитекторы. Строились усадьбы, особняки большие и малые, с залами для танцев, маскарадов, концертов и домашних спектаклей. По числу дворянских усадеб Большая Никитская и сейчас самая богатая в Москве.
Домашние театры в ХVIII - ХIХ веках устраивались по всей России, на Москву приходилась половина. Артистами бывали хозяева, их крепостные и гости. Самый знаменитый домашний театр генерал-майора и кавалера Петра Андреяновича Познякова на углу Большой Никитской и Леонтьевского переулка поразил москвичей "театральным феноменом" итальянских оперных спектаклей с балетными сценами, где все роли с блеском играли крепостные артисты.
П.А. Вяземский писал, что " Позняков приехал в первопрестольную столицу потешать ее своими рублями и крепостным театром. Он купил дом на Никитской (ныне принадлежащий князю Юсупову), устроил в нем зимний сад, театральную залу с ложами и зажил, что называется домом и барином: пошли обеды, балы, спектакли, маскарады. Спектакли были очень недурны, потому что в доморощенной труппе находились актеры и певцы не без дарований".
Привередливая московская театральная публика признала спектакли Познякова совершенными актерским составом, искусной игрой, костюмами мадам Локк, декорациями знаменитого Джованни Батисты Скотти, чьи классические росписи и панно украшают Зимний, Таврический, Павловский, Гатчинский, Михайловский дворцы. Исполнялись оперы Париса "Оборотень", Керубини "Водовоз", Коцебу "Эпиграмма". Публике особенно нравилась прима театра - крепостная актриса Любочинская. Зрителей поражала быстрая смена декораций: "Одно мгновение ока, один тихий шорох - и великолепные чертоги превращаются в очаровательную рощу". Режиссерами постановок Позднякова работали самые знаменитые профессионалы того времени Елизавета и Сила Сандуновы. Потомственный дворянин С.Н.Зандукели, выступавший под фамилией Сандунов считался "первым комиком на русских сценах". "Сандунов действительно был актер необыкновенный, по уму гибкому и просвещенному, по таланту сценическому. Молиер расцеловал бы нашего Скапена, если б даже не понял по-русски",- писал журнал "Репертуар и Пантеон". Меццо-сопрано Е.С.Сандуновой пленяло слушателей "голосом чистым как хрусталь, и звонким, как золото, она соединяла удивительное мастерство пения, прелесть и грацию игры…Это был один из тех народных талантов, которыми Россия гордится",- отмечал критик Ф.А.Кони.
Домашний театр на Никитской стал событием в жизни интеллигентной Москвы, о чем написал в своей бессмертной комедии А.С.Грибоедов:
А наше солнышко? Наш клад?
На лбу написано: Театр и Маскерад;
Дом зеленью раскрашен в виде рощи…
Стены и потолки в доме украшали расписные растительные орнаменты цветочных гирлянд, букетов, а "в одной из комнат, посекретней, был спрятан человек и щелкал соловьем - певец зимой погоды летней". В Белокаменной и на Руси издавна уважали искусство умельцев- свистунов , которые порой разыгрывали особенно любимый народом гомон весеннего леса с соловьиными трелями, кукованием и щебетанием. Среди мастеров птичьего свиста славились тверские ямщики.
Во время спектаклей и маскарадов хозяин встречал публику в экзотических китайских или персидских костюмах.
После изгнания французов, в 1813-14гг. в театре Познякова устраивали благотворительные платные представления в пользу москвичей и раненных воинов, пострадавших от вражеского нашествия. Потом театральный дом приобрел князь Н.Б.Юсупов, которого в январе 1831г. навестил А.С.Пушкин. В конце позапрошлого века в доме помещался салон торгового дома "Павел Буре", а также магазин "Старинные монеты и вещи", сейчас торгуют коврами.
После отмены крепостничества, статский советник П.Ф.Секретарев открыл домашний театр, где играли драматические спектакли актеры-любители. Он помещался в Нижнее-Кисловском переулке в небольшом особняке, два нижних этажа - кирпичные, а верх под крышей – деревянный. Театр-табакерка, как звал его Влас Дорошевич, имел небольшой уютный зал с партером, ложами, ярусами и галеркой. Ставили пьесы А.Н.Островского, например комедию "Доходное место", недозволенную театральною цензурою". В драме "Гроза" роль Дикого играл сам автор, а студент Московского университета, будущий меценат, создатель Частной русской оперы Савва Мамонтов выступил в роли Кудряша.
В Секретаревском театре проходили школу театрального мастерства будущие известные профессиональные актеры, например, корнет Сумского гусарского полка Николай Пашенный (на сцене Рощин-Инсаров) являлся на репетиции в голубом мандире с серебряными шнурами и красных рейтузах, щелкал шпорами и кланялся, вызывая восхищение дам, как писал Влас Дорошевич. Рощин-Инсаров потом выступал в театре Корша, замечательно играл Чацкого и Кречинского, чеховских – Тригорина, Войницкого, Иванова. Скромный учитель чистописания Артемов, на сцене Художественного театра - Артем, прекрасно играл Счастливцева, Фирса, Нахлебника. Студент Московского университета Модест Писарев – лучший, по мнению В.А.Гиляровского Несчастливцев в любит ельских спектаклях Секретаревки выступал вместе с Николаем Музилем, впоследствии актером Малого тетра, любимцем А.Н.Островского. Здесь приобщился к театральному искусству гимназист 4-й московской мужской гимназии Костя Алексеев и впервые выступил под псевдонимом Станиславский, а спустя годы в театре-табакерке преподавал студентам основы своей актерской системы.
В сентябре 1918г. в Секретаревке началась антреприза еврейского театра-студии Габима, по руководством Е.Б. Вахтангова, который поставил в оформлении Натана Альтмана самый знаменитый в истории этого театра спектакль - мистическую легенду о любви и переселении душ Гадибук по пьесе С.Анского, которую играли несколько поколений актеров целых 40 лет. Главную роль сначала исполняла Хана Ровина, потом играли молодые актрисы, но в юбилейном спектакле 70-летня актриса опять блестяще исполнила роль Леи.
B 1920-х годах в театре Габима Алексей Дикий поставил пьесу "Скрипач на крыше" по мотивам романа Шолом-Алейхема "Тевье –молочник", и с актерами белорусского театра пьесу "Праздник в Касриловке" Шолом-Алейхема. Эти спектакли стали театральными событиями, и когда спустя несколько лет театр Габима переехал в Телль-Авив, А.Дикого пригласили на постановку спектаклей "Клад" по пьесе Шолом-Алейхема и "Корона Давида" Кальдерона. Премьера в Тель-Авиве состоялась в мае 1929г.
Вторым и близко расположенным театром-табакеркой был театральный зал статского советника М.А.Немчинова, устроенный в 1870-х годах и называвшийся театралами по-московски Немчиновкой. Он помещался на углу Поварской и Мерзляковского переулка, в доме №1 с угловой ротондой и бель-этажем, где с середины XVIII века находилась Старо-Арбатская аптека. Театр не имел собственной труппы и сдавался в аренду профессиональным и любительским антрепризам. На сцене Немчиновки выступал самый знаменитый русский актер того времени Николай Хрисанфович Рыбаков, который блестяще играл в пьесах А.Н.Островского и послужил прототипом Несчастливцева. Драматург увековечил Н.Х.Рыбакова в комедии "Лес", где актер Несчастливцев произносит: " Последний раз в Лебедяни играл я Велизария. Сам Николай Хрисанфыч Рыбаков смотрел… Положил он мне руку на плечо…Ты, говорит,…да я говорит"…Трагик Н.Х.Рыбаков считался лучшим исполнителем этой роли в русском театре. Последующие владельцы и арендаторы значительно перестроили Немчиновку, в частности в 1905г., когда зал снимал для студии Художественного театра К.С.Станиславский. При строительстве Нового Арбата снесли угловую ротонду и аптеку, часть капитально перестроенного здания осталась на углу Мерзляковского переулка…
II.Долгоиграющие театры
Самыми долгоиграющими театральными зданиями у Никитских ворот оказались: Никитский театр на углу Большой Никитской и Малого Кисловского переулка, Романовка на Малой Бронной и Камерный на Тверском бульваре, где неоднократно менялись вывески, театральные коллективы и режиссеры.
II-1. Никитский театр на углу Большой Никитской и Малого Кисловского переулка в отличие от других местных театральных адресов сразу строился в качестве театрального здания.
Дворянская усадьба на Большой Никитской между Малым Кисловским и Калашным переулками с 1768 года принадлежала сенатору и генерал-аншефу Федору Ивановичу Глебову, потом его вдове Елизавете Петровне (урожденной Стрешневой), которая получила монаршее разрешение для себя и сыновей именоваться Глебовыми-Стрешневыми. В Никитской усадьбе хозяева устраивали знатные балы и приемы, где бывали императрицы: Мария Федоровна, Елизавета Алексеевна, Александра Федоровна, митрополит Платон, на званые обеды приглашали главных московских столоначальников.
Известный московский театрал С.П.Жихарев в своем дневнике за 1805г. записал, что "на днях, кажется 2 декабря в круглой зале Зарубина, у Никитских ворот, дает концерт скрипач Бальо, соперник знаменитого Роде, который два года назад обворожил всю Москву волшебным.. смычком своим". Французский скрипач и композитор Пьер Роде несколько лет был солистом оркестра в Петербурге, его игру высоко ценил Людвиг Ван Бетховен. Франсуа Бальо концертировал в России в 1805-1808гг.
В 1864г. хозяйкой усадьбы стала двадцатитрехлетняя Евгения Федоровна Шаховская - Глебова-Стрешнева, которая 1885 году приобрела владение купца 2-й гильдии Г. Н. Зарубина на углу Большой Никитской улицы и Малого Кисловского переулка, где в начале XIX века стояла "круглая зала" с большой ротондой и двумя боковыми крыльями, которую арендовала для проведения "маскарадов и концертов Контора театральной дирекции по Московскому отделению". Купол и стены круглого зала ротонды украшала роспись театрального декоратора Джеромо Скотти. Спустя два года княгиня построила отдельное театральное здание (Б.Никитская, 19/13) по проекту К.В. Терского и Ф.О.Шехтеля в псевдорусском стиле с фасадом из лицевого кирпича с различными декоративными деталями и высокой щипцовой крышей, украшенной декоративными башенками и коваными решетками, утраченными в советское время. Здание использовалось для концертных выступлений и театральных гастролей, в которых участвовали русские и иностранные артисты. Несколько лет выступала немецкая оперетта Георга Парадиза, знаменитые гастролеры Эрнесто Росси, Сара Бернар, Элеонора Дузе, Бенуа Коклен, Антуан Жоссе, Мейнингенский театр, с участием берлинского актера Людвига Барная, Венская оперетта. Соответственно театр назывался "Парадиз", потом "Интернациональный" и "Никитский". Зрительный зал театра в 4 яруса вмещает 1600 зрителей и может образовывать единое пространство со сценой, которая имеет поворотный круг и подъемную механику.
Первое собрание Частной оперы Саввы Ивановича Мамонтова состоялось осенью 1884г. у самых Никитских ворот, рядом с храмом Федора Студита в усадьбе Марии Павловне Дюгомель - вдовы известного московского юриста Карла Осиповича Дюгомеля(1808-1858). Репетировали Русалку и распределяли роли в Фаусте.
После пожара в Солодовниковском театре, в январе 1898 года, Частная опера С. И. Мамонтова гастролировала в Никитском театре до 22 ноября 1898 года. Основу репертуара в 1898 году составляли оперы Н. А. Римского-Корсакова "Садко"," Псковитянка", "Снегурочка", "Хованщина" М. П. Мусоргского и оперы других русских композиторов. Спектакли оформляли: К. А. Коровин, М. В. Врубель, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов. 30 января 1898г. в Никитском театре состоялась премьера "Майской ночи" Римского-Корсакова. Дирижировал С.В.Рахманинов. Голову пел Ф.И.Шаляпин. С. Рахманинов дирижировал в оперной антрепризе Саввы Мамонтова с октября 1897г. до февраля 1898г. Газета Московские ведомости писала, что "главная заслуга Рахманинова в том, что он сумел изменить оркестровую звучность Частной оперы до неузнаваемости! …Оркестр звучит… мягко, не заглушая пения, и в то же время до мелочей тонко"
… Весной 1898г. С. И. Мамонтов затеял постановку "Бориса Годунова" Мусоргского и для музыкальной разработки оперы вновь пригласил С. В. Рахманинова, под руководством которого Ф. И. Шаляпин изучил партитуры не только "Бориса Годунова", но и всех опер, готовившихся к постановке, и с той поры разучивал новую роль и всю оперу, понимая приоритетность музыкального образа перед сюжетом. Уроки С.В. Рахманинова определили профессиональное становление певца, позже Шаляпин писал: "До сих пор я с радостью вспоминаю этот чудесный московский период моей работы. В атмосфере доверия, признания и дружбы мои силы как бы удесятерились. Я работал с энтузиазмом и, как губка впитывал в себя лучшие веяния времени, которое во всех областях искусства было отмечено борьбою за обновление духа и формы творений". С.И.Мамонтов не просто создал частную оперу, он активно руководил творческим процессом и заложил основы отечественной оперной режиссуры. С.Рахманинов вспоминал: "Мамонтов был рожден режиссером, и этим, вероятно, объясняется, почему его главный интерес сосредоточился на сцене, декорациях и на художественной постановке. Он выказал себя в этой области настоящим мастером и специалистом дела"…
Несколько раз в Никитском театре выступал К.С. Станиславский. В 1887 году он играл как любитель в комедии В. Крылова "Дело Плеянова". В 1895г. был партнером П. А. Стрепетовой в "Горькой судьбине".
В четверг 1 мая 1899года в Никитском театре состоялся уникальный закрытый спектакль для единственного зрителя – А.П.Чехова, который
в письме М.Горькому сообщал о своих впечатлениях: "Чайку" видел без декораций; судить о пьесе не могу хладнокровно, потому что сама
Чайка играла отвратительно, все время рыдала навзрыд, а Тригорин(беллетрист) ходил по сцене и говорил как паралитик; у него "нет своей воли", и исполнитель понял это так, что мне было тошно смотреть. Но, в общем, ничего, захватило. Местами даже не верилось, что это я
написал." Роль Тригорина исполнял К.С.Станиславский, а Нину Заречную играла М.Л. Роксанова.
В Никитском театре состоялись сезоны 1905-1907 гг. частной оперы Сергея Ивановича Зимина. Как потом вспоминал М. М. Ипполитов-Иванов: " Несмотря на небольшие размеры театра, он был хорошо оборудован, и можно было давать такие оперы как " Снегурочка", " Орлеанская дева", " Борис Годунов" и другие, что привлекало публику, и дела шли хорошо". 13 ноября 1906г. в "Травиате" выступил Л. В. Собинов, вернувшийся в Россию после двухлетнего заграничного турне". О первых сезонах Оперы С. И. Зимина, критики писали: "Он создал прекрасное, хорошо обставленное предприятие, привлек в него рядом с двумя-тремя большими артистами много симпатичных дарований, которым он открыл дорогу, ранее для них закрытую. Он познакомил публику с целым рядом опер новейшего репертуара… Он сумел поставить свою оперу с художественным вкусом и умением, проявляя всюду серьезное и совсем не любительское отношение к делу". Частные оперы Зимина и Мамонтова, их создатели оказали огромное влияние на развитие отечественного русского оперного искусства и навсегда остались в истории Отечества.
В 1911-19гг. на сцене Никитского театра выступала оперетта Евгении Владимировны Потопчиной, которая пользовалась большим успехом и во время гастролей зрители ходили в Никитский театр Потопчиной, где выступали также будущие звезды советской оперетты –Татьяна Бах, Григорий Ярон, Николай Бравин, Константин Греков, Николай Дашковский. Примадонна Потопчина обладала заразительной жизнерадостностью, прекрасно танцевала, что привлекло внимание кинорежиссера Якова Протазанова, снявшего ее в фильме "Танго"1914г. Оперетта имела богатый и постоянно пополняемый репертуар: "Разведенная жена"," Граф Люксембург", "Наконец одни" Ф.Легара, " Принцесса долларов"," Наш милый Августи"н Лео Фалля, "Жилета из Нарбонны", "Куколка" Э.Одрана, "Лжемаркиз" Р.Коло, "Мадемуазель Нитуш" Ф.Эрве. Постановкой спектаклей занимался Дмитрий Константинович Греков, который на главную роль в оперетте "Матео" И.Кальмана пригласил неизвестного молодого актера В.А.Сабинина, проходившего в это время военную службу. Обладая прекрасным голосом, дебютант успешно справился с ролью, стал очень популярен, в опере пел партии Ленского, Хозе, а также выступал на эстраде с романсами и авторскими песнями, записывался на грампластинки. Аккомпанируя себе на рояле, он исполнял французские и собственные песенки "интимных настроений". Особенную популярность имели его "Гусары-усачи(Оружьем на солнце сверкая) ",потом эту песенку исполнял А.Вертинский. В 1916г. В.А.Сабинин и солистка Одесской оперы Иза Кремер выступали на сцене Никитского театра с исполнением "интимных" песенок. Некоторые, современные искусствоведы считают именно В.А. Сабинина основателем жанра авторской песни и предшественником А.Н.Вертинского. Однако имя и творчество В.А.Сабинина сейчас известно лишь нескольким профессионалам, а лирические, задумчивые стихи А.Н.Вертинского с сердечной болью, удалью и тоской русской души, сохраняют народную популярность, живут в записях, спектаклях, фильмах, звучат с экранов телевидения и душевно радуют уже пятое поколение слушателей.
После Октябрьской революции распоряжением Совнаркома " капиталистическую" антрепризу, не нужную развитию масс закрыли, декорации, театральные костюмы реквизировали, и Е. В. Потопчина уехала за границу. В ноябре 1918 года владения княгини Е.Ф. Шаховской - Глебовой - Стрешневой национализировли, а ее арестовали в октябре 1919 года по месту жительства: Большая Никитская , строение 19, кв.10. После освобождения в феврале 1922года, она уехала во Францию, реабилитирована в 2003г.
Осенью 1920 года в национализированном здании Никитского театра открылся Театр Революционной сатиры(Теревсат), основу которого составили артисты агитационного Витебского театра, а также хор, оркестр, кордебалет и солисты буржуазной оперетты Потопчиной. Труппу московского Теревсата составили 350 артистов оперетты, балета, цирка, эстрады. Там работали актеры А. М. Дорошевич, В. О. Топорков, Л. О. Утесов Л. М. Прозоровский, М. И. Холодов, Д. Н. Орлов, В. М. Марченко, Г. М. Ярон, Н. М. Плинер, И. Я. Горев, Н. П. Смирнов-Сокольский. Музыку к спектаклям писали композитор И. О. Дунаевский и дирижер В. В. Небольсин. Через год театр закрыли, и открыли Театр Революции под руководством В. Э. Мейерхольда, наиболее удачными постановками которого стали "Доходное место" Н. Островского и романтическая мелодрама "Озеро Люль" А.Файко. Ведущими актерами театра были: Мария Бабанова, Дмитрий Орлов, Ольга Пыжова, Константин Зубов, Сергей Мартинсон, Георгий Милляр, Михаил Астангов. Мейерхольд руководил театром всего два года и после него в театре Революции часто менялись руководители и постановщики разных школ и уровней. Наиболее успешную постановку - "Человек с портфелем" А.Файко осуществил Алексей Дикий, в оформлении Николая Акимова (1928), где М.И.Бабанова замечательно сыграла социально-психологическую роль подростка Гоги – русского парижанина. "Таких мальчиков как Гога, не было до этого на русской сцене… и актриса… тонким и острым чутьем художника, женским сердцем расшифровала болезненный надлом души, раненной жестокостью мира. Мальчик стал "лирической"ролью Бабановой. Может быть, самой лирической и личной"(М.Туровская). После премьеры, не прошло и года, как спектакль сыграли двести раз.
В 1931-35гг. театром Революции руководил Алексей Дмитриевич Попов, поставивший замечательные спектакли – "Поэма о топоре", "Мой друг"," После бала" Николая Погодина, а также "Ромео и Джульетта" с М. Астанговым и М. Бабановой в главных ролях.
В годы Великой Отечественной войны Театр Революции эвакуировали в Ташкент. В его здании работал Театр драмы. После войны театры объединились. Свое современное название (имени В. Маяковского) вновь созданный театр получил в 1954 году. С 1943 по 1967 год им руководил Н. П. Охлопков, поставивший в 1947г. Молодую гвардию А.Фадеева, где М.И.Бабанова в роли Любови Шевцовой впервые исполнила песню "Одинокая гармонь" Бориса Мокроусова на стихи Михаила Исаковского.
Приму Марию Ивановну Бабанову при жизни называли, чудом театра, великой, необыкновенной, уникальной актрисой, высочайшего профессионального мастерства. Дебют актрисы состоялся 1919г. в театральной студии Ф.Ф. Комиссаржевского и В.М.Бебутова, который потом вспоминал, что "Бабанову никто никогда ничему не учил", а она всегда играла великолепно. Студия занимала театральное помещение на углу Триумфальной площади и Тверской улицы, где сначала находился театр "короля антрепризы, француза из Алжира" Михаила Григорьевича(Шарля) Омона, затем театр оперетты "Буфф" Александра Эдуардовича Блюменталь-Тамарина, где работал В.Хенкин, потом антрепризой владел Илья Семенович Зон, у которого выступала знаменитая Иза Кремер. После национализации и капитальной перестройки "б. театра Зон" теперь здесь находится Концертный зал им. Чайковского. Однокашниками Муси Бабановой были Александр Румнев, Михаил Жаров, Игорь Ильинский – выпускник Флеровской гимназии в Мерзляковском переулке д.11. В студии М.И.Бабанова играла в учебных этюдах, например в интермедии "Два болтуна" Мигеля Сервантеса и выпускном спектакле "Свадьбе Фигаро" Пьера Бомарше, в оформлении Аристарха Лентулова. После того как Ф.Ф. Комиссаржевский эмигрировал в Англию, в здании "б. театра Зон " разместился "Театр РСФСР 1-й", созданный В. Э.Мейерхольдом и В.М.Бебутовым, вместе с которым туда перешла основная часть театральной студии. Мария Бабанова поступила в Высшие режиссёрские мастерские Мейерхольда, а потом в "Театр Актера" под руководством В.Э.Мейерхольда, позже переименованного в "Театр им. Мейерхольда" (ТиМ). Актриса стала знаменита после премьеры в апреле 1922г. спектакля "Великодушный рогоносец" Ф.Кроммелинка, где великолепно сыграла роль Стеллы. В следующем году, в "Театре Революции" В.Э.Мейерхольд поставил "Доходное место" А.Н.Островского с М.И.Бабановой в роли Полины, которую восторженно приветствовали критики и зрители. Однако, талантливая самодостаточность и актерская успешность М.И.Бабановой мешала Зинаиде Райх быть примой театра В.Э.Мейерхольда, который в заботах о своей жене и личной жизни издал служебный приказ, запрещающий артистам целовать руки Зинаиде Райх. С активной помощью главного режиссера в 1927г. М.И.Бабанова покинула театр им. Мейерхольда, и всю жизнь выходила на подмостки зала на углу Большой Никитской и Малого Кисловского, где проработала почти полвека. На сцене Театра Революции Бабанова сыграла Гогу ("Человек с портфелем"), Анку ("Поэма о топоре"), Джульетту ("Ромео и Джульетта"), Диану ("Собака на сене"), Таню Рябинину("Таня"), Ларису ("Бесприданница"), Мари "Сыновья трёх рек", которые стали классикой русского театрального искусства и актерского мастерства.
Когда над миром в сотый раз
Взойдет небесная Диана,
Из далей невского тумана,
Поверьте, я увижу Вас.
И для меня в священный час
Возникнут – трепет темной залы,
И этот голос небывалый,
И сумрак небывалых глаз.
М.Лозинский
26 мая 1937г. в полумраке темной залы Театра Революции на подмостки взошла неаполитанская графиня Диана. Комедию любви, женской гордости, коварства и независимости "Собака на сене" Лопе де Вега в переводе М.Л.Лозинского поставили режиссеры: Валентин Николаевич Власов и Николай Васильевич Петров в оформлении В.А.Фаворского. Спустя два года состоялась премьера пьесы Алексея Николаевича Арбузова "Таня", поставленной Андреем Михайловичем Лобановым. Две коронные, самые любимые и знаменитые роли актрисы – небесная Диана и земная Таня образовали собственный театр Бабановой, который радовал несколько поколений зрителей и создал особенный престиж Театру Революции. Тысячное представление "Тани" в Театре им. Маяковского состоялось 31 января 1956г., это был самый долговечный спектакль в истории отечественного театра. Пьесу "Таня" в свое время играли почти все драматические театры страны.
Феномен Бабановой определялся виртуозным владением обворожительного, мелодичного голоса и ювелирным мастерством сценического воплощением роли, когда актриса становилась реальным соавтором Шекспира, Островского, Лопе де Вега, Арбузова, что восхищало тысячи благодарных зрителей.
В 1955г. Н.П.Охлопков поставил ставший событиям театральной жизни спектакль"Гамлет" с Евгением Самойловым. Эмоционально-романтический стиль постановки показывал героическую трагедию Шекспира, как борьбу нравственного благородства Гамлета с мерзостью и подлостью мира датского королевства. Спектакль имел яркое, оригинальное сценическое оформление в виде громадных, величиной во весь портал сцены, ворот королевского замка-тюрьмы, где происходило действие(художник В.Ф. Рындин). 25 ноября 1956г. в роли Гамлета дебютировал Михаил Козаков. Потом в своих воспоминаниях Михаил Михайлович написал, что " самую замечательную роль из всех существующих на свете… играл всего три сезона, а все последующие долгие годы… проигрывал эту роль еще и еще раз про себя. Ни одна из сыгранных и поставленных мною ролей не снилась мне так часто... в ней квинтэссенция мыслей о сути человеческого бытия… " Позже на роль Гамлета был введен Эдуард Марцевич.
В 1967-2001гг. театром руководил Андрей Гончаров, поставивший знаменитый "Трамвай Желание" Тенесси Уильямса, который шел 24 года и выдержал 700 представлений, пьесу Найденова "Дети Ванюшина" с Евгением Леоновым и Натальей Гундаревой, "Человека из Ламанчи" с Татьяной Дорониной, "Беседы с Сократом" с Арменом Джигарханяном, "Свои люди – сочтемся", где Липочку играли Н.Гундарева и Т.Доронина…
… Неутомимая Е.Ф. Шаховская-Глебова-Стрешнева, купив владение Зарубина, не только построила Никитский театр, но расширила свою усадьбу от Малого Кисловского до Калашного переулка, где появилось несколько доходных домов, в доме №12 жил последние годы известный профессор Московской консерватории Николай Сергеевич Зверев(1832-1893), который считался "главным поставщиком золотых медалистов". Н.С.Зверев преподавал в младших классах консерватории и держал частный мужской музыкальный пансион, где ученики начинали играть на рояле с 6 утра. Учеников Н.С.Зверев воспитывал сурово, но обладал общительностью, радушно, по-московски устраивал обеды, на которых бывали П.И.Чайковский, А.Г.Рубинштейн, преподаватели Консерватории, артисты, художники, а также выпускники. В пансионе учились одаренные подростки – А.И.Зилоти, К.Н.Игумнов, Ф.Ф.Кенеман, Л.А. Максимов, М.Л.Пресман, А.Н. Корещенко, некоторых учеников Н.С.Зверев поддерживал материально, его знала вся Москва, он выучил множество музыкантов и двух гениев - А.Скрябина и С.Рахманинова, который закончил Московскую консерваторию с "Большой золотой медалью". Вечером "зверята" отдыхали, учились танцам, ходили в театры и концерты, по выходным выступали перед гостями. Про четырехлетнюю учебу в пансионе С.Рахманинов вспоминал: "Мы не пропускали ни одной премьеры, ни в Малом, ни в Большом театрах. Посещали все спектакли с участием иностранных знаменитостей, гастролировавшие в Москве. В то время я имел счастье наслаждаться игрой таких звезд, как Сальвинии, Росси, Барнай, Элеонора Дузе, и других артистов, пользовавшихся мировой славой. Мы вчетвером всегда занимали самую дорогую ложу в бельэтаже. Зверев никогда не брал более дешевых мест, так как и он, и его мальчики были хорошо известны завсегдатаям московских премьер"…
Одновременно Евгения Федоровна по проекту К.В. Терского и Ф.Н.Кольбе затеяла капитальную перестройка усадебного дома на Большой Никитской, где появился украшенный по периметру двадцатью коринфскими колоннами зал для танцев, маскарадов, концертов и театральных представлений, потом названный Белоколонным. В сезон 1909 года в Белоколонном зале гастролировал драматический театр К.К. Незлобина, где особым успехом пользовалась драматическая поэма Е. Жулавского "Эрос и Психея", впечатлявшая богатыми декорациями и костюмами.
Шаховские - Глебовы- Стрешневы занимались благотворительностью, а помещения усадьбы сдавали в аренду. В 1904 году комнаты второго этажа усадебного дома арендовала московская община караимов. После манифеста Николая II о Веротерпимости от 12 апреля 1905 года, караимы получили разрешение градоначальника на открытие храма – кенасы, которая действовала в одном из дворовых помещений. Материальную помощь общине оказали император Николай II, и табачные фабриканты - Катык с Воронцовской, Пигит с Большой Садовой, Габай с Ямского поля. Караимские табачные фабрики вошли в современную историю города, как "Красная звезда", "Дукат", "Ява". После 1918 года кенасу закрыли, помещение передали Клубу Иностранных рабочих Москвы.
В 1920-е годы усадебный дом на Большой Никитской заполонили многочисленные общественные организации: профсоюз работников искусств (РАБИС) с клубом Театральных работников, созданным по инициативе А.В. Неждановой, В. В Барсовой, И. М. Москвина, В. И. Качалова, А. Я. Таирова. Литераторы и кинематографисты - М. Е. Кольцов, Л. В. Кулешов, Н. И. Лебедев, С. М. Эйзенштейн, В. И. Пудовкин образовали Ассоциацию революционной кинематографии (АРК).
В Белоколонном зале устраивали творческий вечера известных актеров, проводили театральные капустники, устраивали клубные встречи с полярниками, подводниками, воздухоплавателями. В декабре 1932 года общались с полярниками во главе с О. Шмидтом. В следующем году состоялась клубная встреча с экипажем первого стратостата и "дедушкой русской авиации" Б. Россинским, а через месяц в клубе встречали подводников(эпроновцев).
В 1930-е годы в доме на Большой Никитской помещался немецкий театр эмигрантов из фашистской Германии "Колонне линкс" ("Левая колонна") под руководством известного режиссера, драматурга и актера Густава фон Вангенхейма. В 1937 году в усадебном доме и некоторых дворовых постройках разместился Клуб медицинских работников, где работало множество секций, включая театральную. В апреле 1990г. на сцене Клуба медицинских работников состоялся первый спектакль "Мавра" И. Стравинского, в исполнении труппы театра Геликон-Опера, который теперь занимает капитально реконструированное главное здание усадьбы Глебовых-Шаховских-Стрешневых(Б.Никитская,19). Основатель и художественный руководитель театра Дмитрий Бертман закончил ГИТИС, где с 2003г. заведует кафедрой режиссуры и мастерства актера музыкального театра, поставил более 90 спектаклей в "Геликон-Опере", а также других театрах России, Западной Европы, Турции и Новой Зеландии. В репертуаре Геликон-Опера более 50 музыкальных спектаклей(опера, оперетта, мюзикл), труппа постоянно гастролирует в России и за рубежом.
II-2. История Романовской залы и театра на Малой Бронной началась во второй половине XVIII, когда на углу внешнего проезда Белого города, в Бронной слободе князь Н.М. Голицын по проекту Матвея Казакова построил усадебный дом с боковыми флигелями. В конце ХIХ века владелец усадьбы М.С.Романов по проекту архитекторов В.П.Загорского, Н.Д.Струкова и И.И. Поздеева затеял перестройку владения, образовав вытянувшееся вдоль Тверского бульвара четырехэтажное здание, которому вдоль Малой Бронной пристроили публичную концертную залу, названную вместе со всей застройкой по имени владельца Романовкой. Здесь проходили первые репетиции Московского художественного театра. В дворовом корпусе сдавались дешевые меблированные комнаты, где жили ученики консерватории и Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а также студенты университета. Одно из помещений Романовки арендовало "Общество вспомоществовования недостаточным студентам Императорского Московского Университета" с общежитием на Малой Бронной и столовой, где студенты в Татьянин день 12 января с энтузиазмом пели Guadeamus igitur…
Студентом здесь жил будущий замечательный композитор Василий Сергеевич Калинников(1866-1900), который одновременно работал в оркестре театра Парадиз на Большой Никитской и учился в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества на Большой Никитской,24, где преподавали видные деятели искусства: П.А. Шостаковский, А.Д.Кастальский, А. А. Брандуков, В.И.Немирович-Данченко, Л.М.Леонидов. Училище имело два отделения: музыкальное, где обучались певцы, инструменталисты, композиторы, музыковеды, драматическое готовило артистов драматических театров. В училище получили высшее профессиональное образование многие известные музыканты и актёры: В. С. Калинников, Д. И. Аракишвили (Аракчиев), Л. В. Собинов, А.В.Свешников, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова. В 1918г. училище преобразовали в Институт музыкальной драмы, а затем в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) в Малом Кисловском, 6. Бывая в Москве после учебы, уже известным музыкантом, В.С. Калинников предпочитал останавливаться в Романовке, где однажды играл для С.И.Танеева, свою получившую мировую известность Первую симфонию. В Романовке обитал учитель композитора Семен Николаевич Кругликов(1851-1910) – преподаватель теории музыки и гармонии, в 1898-1901гг. - директор Филармонического училища, музыкальный консультант оперы С. И. Мамонтова, а также музыкальный критик –" Петроний оперного партера", который "соединял в себе и знания и литературный талант", как писал Влас Дорошевич. В номерах С.Н.Кругликова собирался музыкальный салон, где пели Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, проходили первые репетиции Русской Частной оперы С.И.Мамонтова, бывали Н.А. Римский-Корсаков, Константин Коровин и М. А. Врубель с женой, знаменитой певицей Н.И. Забелой-Врубель, которую Римский-Корсаков считал непревзойденной исполнительницей своих произведений. В номерах Романовки встречались Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Алексей Крученых, впервые прочел свои стихи студент Московского училища живописи Владимир Маяковский.
Весной 1922г. в помещении Романовской залы начал выступать Государственный еврейский театр под руководством Алексея Михайловича Грановского, который поставил "Мазлтов," "Человек воздуха" Шолом-Алейхема, "Бог мести" Аша, "Уриель Акоста" К.Гуцкова. "Путешествие Вениамина III" - эпопею по Менделе Мойхер-Сфориму. В 1928г. театр триумфально гастролировал в Австрии, Германии, Бельгии, Нидерландах, Франции, собираясь выступить в Америке. После спектакля "Ночь на старом рынке"по И. Перецу в постановке А.М. Грановского и декорациях Роберта Фалька за кулисы пришел Зигмунд Фрейд. На спектаклях театра бывали и восхищались Бертольд Брехт, Томас Манн и Лион Фейхтвангер. Отношение советской критики к репертуару и постановкам складывалось неблагоприятно. Театр обвиняли в безыдейности, левачестве и формализме, а во время европейских гастролей театральное начальство предписало А.М. Грановскому вместо Америки срочно возвращаться обратно. А.М. Грановский предпочел стать невозвращенцем" и театр приехал в Москву без него. Самобытные, зрелищные, ироничные, веселые, порой с гротеском спектакли, посвященные местечковым событиям и персонажам, шли в стилизованных декорациях и костюмах М. Шагала, И.Рабиновича, Р.Фалька, А.Тышлера, Н.Альтмана.
Ведущими артистами были В.Л.Зускин и С.М.Михоэлс, который пользовался общим признанием и симпатией зрителей, коллеги называли его Мудрый Соломон по аналогии с библейским царем. С 1929г., когда С.М.Михоэлс стал художественным руководителем театра, в репертуаре появились: "Глухой" и "Мера строгости" Д.Бергельсона, "Суд идет" И.М. Добрушина "Бар Кохба" С.З.Галкина, "Суламифь" и "Колдунья" А.Гольдфадена, "Блуждающие звезды", "Тевье-молочник", "200 000", по Шолом-Алейхему, "Миллионер, дантист и бедняк" Э.Лабиша, "Четыре дня", "Соломон Маймон" М.Даниэля, "Нит гедайгет", "Семья Овадис" П.Маркиша. Спектакль "Фрейлехс (Радость) " З.Шнеера по мотивам еврейского музыкального фольклора получил Сталинскую премию. С большим успехом в репертуаре театра шел "Король Лир" В.Шекспира в постановке С.Радлова с С.М. Михоэлсом в главной роли и В.Зускиным в роли шута. Спектакль стал событием среди постановок пьес В.Шекпира того времени Как писал руководитель ЦДРИ Б.М.Филиппов, С.М. Михоэлс считал, что "актер прежде всего – поэт. Способность видеть мир во всех его сложностях и противоречиях, конечно, зависит от мировоззрения актера. Но, если это мировоззрение не сопровождается умением поэтически осмыслить действительность и раскрыть в художественных образах постигнутую истину, - то, с актерской точки зрения все это останется бесплодным. Когда я говорю о поэтическом восприятии мира, я ни в коем случае не противопоставляю это понятие идейному началу". После войны, во время борьбы с космополитизмом, по указанию главного кремлевского режиссера С.М. Михоэлса убили.
Панихиду по Михоэлсу в театре на Бронной продолжавшуюся несколько часов, вел И.Берсенев, выступали деятели культуры и искусства, пел И.Козловский, играл Э.Гилельс, Илья Эренбург сказал: "Еврейский народ в войне потерял шесть миллионов человек, Михоэлс - седьмой миллион...". Напротив театра, на крыше небольшого двухэтажного дома играл скрипач, как на знаменитой картине М.Шагала. Несмотря на сильный мороз, очередь от театра тянулась мимо Патриарших до Большой Садовой…
Мы помним плач и шорох похоронный,
И в сумерках мерцанье фонарей,
И скорбную толпу на Малой Бронной -
Там, где висят афиши у дверей.
............................
Ты, сочетавший мудрость с духом юным,
Читавший зорко книги и сердца, -
Борцом, актером, воином, трибуном
С народом вместе шел ты до конца.
Вот отчего весь день на Малой Бронной
У дома, где недвижно ты лежал,
С такой тоской народ разноплеменный
Народного артиста провожал.
Не на поминках скорбных, не на тризне
Мы воздаем любимому почет.
Как факел, ты пылал во славу жизни,
И этой жизни смерть не оборвет!
С. Маршак.
Государственный Еврейский театр на Малой Бронной был назван именем С. М. Михоэлса и через год закрыт.
В 1951-65гг. в здании на Малой Бронной, 2 работал Театр Сатиры, где самым знаменитым актером театра и всей страны был Владимир Яковлевич Хенкин(1883-1953), король смеха, "рыцарь веселого образа", человек-оркестр, пародист, куплетист, импровизатор, блестяще владевший словом, паузой, жестом и залом. В.Хенкин держал антрепризу собственного театра комедии, где публика смеялась от души и до слез. Любимец публики нередко без сцены и декораций легко и весело общался с любым количеством зрителей и собеседников. Алексей Дикий однажды сказал: "Я весь МХАТ отдам за одного Хенкина! "В.Хенкин родился веселым, жизнерадостным человеком и исключительно талантливым артистом. Сначала работал в провинициальных товариществах и антрепризах, приобретая опыт, играл любые роли.
Выступал в труппе Павла Николаевича Орленева, в театре пародии "Кривое зеркало". В Москве работал в оперетте театра "Буфф" Александра Эдуардовича Блюменталь-Тамарина, который принял В.Хенкина, посмотрев пародию артиста на знаменитую исполнительницу русских песен Надежду Плевицкую и финскую певицу Альму Фострем, гастролировавшую в России. В образе Плевицкой актер был похож на певицу лучше, чем она сама на себя. Вскоре В.Хенкин подготовил дивертисмент "Синематограф" - пародию на музыкальное сопровождение немых фильмов, восторженно встреченную публикой и критикой. Успешные выступления В.Хенкина заметил сам Никита Балиев и пригласил выступить на юбилее Л.Собинова в театре миниатюр и пародий "Летучая мышь", где пародия начиналась с названия и занавеса с летучей мышью - карикатурой мхатовской чайки. Главной отличительной особенностью театра служило непосредственное общение актеров с зрительным залом, что вполне соответствовало характеру и таланту В.Хенкина. Театр считался элитным, образовался из актеров МХТ, выступать приглашали талантливых и оригинальных, что создавало популярность и имя. В.Хенкин неоднократно выступал в "Летучей мыши", совершенствуя свое актерское мастерство, учился у Н.Балиева диалогу со зрителями. Весной 1911г.В.Хенкин работал в харьковском варьете "Тиволи", где сделал пародию на пригласившего, известного антрепренера и куплетиста Станислава Сарматова. Летом выступал в московском "Эрмитаже", затем в нижегородском театре "Олимпия", потом три года работал в одесском "Театре Миниатюр", где театральные критики называли его великим одесским комиком, сравнивая с великим американским актером Максом Линдером. В Одессе В.Хенкин играл в обозрении "Часы нашей жизни" – пародии на пьесу "Дни нашей жизни" Л. Андреева, изображал бестолкового зрителя, который мешал артистам своими высказываниями, так что "публика умирала от смеха". Актер постоянно готовил новые сюжеты, например "Хор братьев Зайцевых, от которого стонали зрители". Играл маму Симу в монологе С.Юшкевича "Еврейское счастье", исполнял "Танцкласс", великолепную сцену "В бане" и невероятно потешную "Генеральную репетицию", где помошник режиссера старается за всех, включая артистов, режиссера и дирижера. В паре с Леонидом Утесовым показывал занятную американскую "Дуэль" по-одесски.
В 1915г. В.Хенкин успешно выступал в Никитском театре Потопчиной после окончания спектаклей. Летом 1919г. появился в киевском театре "Кривой Джимми" у К.А.Марджанова, вскоре "Товарищество состоятельных любителей святого искусства" пригласило в ростовский театр "Гротеск", с которым В.Хенкин переехал в Москву и работал в "Большом Тверском театре" на Тверской улице. В это время, когда театры и театрики появлялись и исчезали, В.Хенкин решил заняться антрепризой, благодаря господдержке открыл на Страстной площади в помещении кинотеатра "Палас" одноименный театр, который зрители звали Театром Хенкина. Вскоре в подвале "Летучей мыши" в Гнездниковском переулке состоялся его "современный и синтетический Вольный театр", а вскоре актер снова отправился на гастроли в провинцию, где с блеском читал "Лошадиную фамилию" А.Чехова, рассказы М.Зощенко – "Аристократка, Муж, Случай, Собачий нюх, Дамские пальчики" Дм.Угрюмова, "Технические слова" Пантелеймона Романова про борьбу с непечатными выражениями, исполнял пародию на "Стаканчики граненые". Вернулся в Москву, в театр "Оперетты", где в 1933г отметил 50-летие. С 1934г. В.Хенкин работал в Театре Сатиры, сыграл более 20 ролей, его коронными были: Труффальдино в "Слуге двух господ" К.Гольдони, счетовод и бывший местечковый сват в "Неравном браке" бр. Тур, гостиничный лифтер Аким в пьесе "Факир на час" В.Дыховичного и М.Слободского, в старинном водевиле Л.Ленского его Лев Гурыч Синичкин проникновенно говорил: "Чем больше огня в искусстве, тем светлее жизнь наша" и трогательно заботился о театральной судьбе дочери, чью роль исполняла студентка театрально училища Вера Васильева. На радио В.Хенкин записал диалог Счастливцева с Несчастливцевым-Качаловым из "Леса" А.Н.Островского. Во время войны в составе актерской бригады выступал в воинских частях, где поэт Илья Френкель подарил В.Хенкину свою песню "Давай закурим" на музыку М.Табачникова, которой артист душевно радовал бойцов и был зачислен почетным гвардии красноармейцем в 57-ю танковую дивизию. Осенью 1941г. Театр Сатиры отправился в эвакуацию с гастролями на Дальнем востоке, Урале и в Сибири с сатирическим обозрением "Новые похождения бравого солдата Швейка", где В.Хенкин чудесно исполнял главную роль.
Последним театральным шедевром великого актера был подвыпивший гражданин, который нашел любовное письмо, использованное для шантажа в пьесе румынского драматурга Л.Караджале "Потерянное письмо". Герой В.Хенкина постоянно возникал в предвыборной суете с вопросом, за кого он будет голосовать…
В апреле 1953 года ученики 6 класса школы №110, Миша Волк и автор этих строк, пришли в театр на Малой Бронной, чтобы проститься с великим артистом. Миновав тихое пустое фойе и темный зрительный зал, мы оказались у сцены, где в круге света, на возвышении, среди цветов и венков увидели народного артиста, которого знала вся страна. Скрипач играл печальную мелодию…
Много лет спустя, племянник артиста, Кирилл Хенкин в книге "Охотник вверх ногами" рассказал, как знаменитый комик спас ему жизнь, обеспечив перевод из штрафной части, отправлявшейся на фронт, в Военный институт иностранных языков, причем сразу на две должности – студента и преподавателя французского языка. В этой книге автор упомянул Маркуса Вольфа, руководителя немецкой разведки, о котором мне тоже пришлось писать, поскольку сын писателя Фридриха Вольфа и брат кинорежиссера Конрада учился в 110-й школе в Мерзляковском переулке. Немецкие антифашисты жили в доме №8 по Нижнее Кисловскому переулку, где установлена мемориальная доска. Маркус Вольф 30 лет возглавлял внешнюю разведку ГДР и был генерал-полковником госбезопасности ГДР.
Однако, вернемся в театр, где в 1950г. режиссер Борис Равенских поставил знаменитую комедию из сельской жизни на музыку Бориса Мокроусова по пьесе Николая Дьяконова "Свадьба с приданным", а главные роли блестяще исполняли Виталий Доронин и Вера Васильева. Песни из спектакля на стихи Алексея Фатьянова: "На крылечке твоем, Хвастать милая не стану, Зацветает степь лесами"… разлетелись по городам и весям нашей необъятной страны. Спектакль получил Сталинскую премию, и вскоре появилась в прокате его киноверсия.
В 1962г театр переехал в реконструированное здание цирка братьев Никитиных в саду Аквариум на Б.Садовой, где работает и ныне. С 2000 года художественный руководитель театра — Ширвиндт Александр Анатольевич, выпускник 110-школы.
А в освободившееся здание Романовки на Малой Бронной, 2 переехал Московский драматический театр, выступавший ранее на Спартаковской улице, 26. После переезда театр сменил вывеску и стал именоваться Театром на Малой Бронной. С 1958г. театром руководил Андрей Гончаров, поставивший замечательные спектакли "Вид с моста" Артура Миллера и "Визит дамы" по пьесе Дюрренматта, с Л. Сухаревской и Б. Тениным в главных ролях. Лидия Сухаревская на Малой Бронной талантливо играла "Мать" в одноименной пьесе Карела Чапека и Эдит Пиаф в пьесе "На балу удачи", которую написала в соавторстве с Е.Якушкиной.
Вскоре А.Гончаров ушел в театр им. Маяковского, а главным режиссером Театра на Малой Бронной стал Александр Леонидович Дунаев, который поставил спектакли "Золотая карета" и "Ленушка" Л. Леонова, "Враги" и " Варвары" М. Горького, "Волки и овцы" А. Островского, "Лунин или смерть Жака" Э.Радзинского. Одновременно на Малой Бронной штатным режиссером стал работать бывший главный режиссер Ленкома Анатолий Васильевич Эфрос. А.Дунаев положительно воспринял постановочную деятельность своего подчиненного, который в течение 17 лет создал оригинальную внутреннюю авторскую антрепризу, признанную классикой советского театра: "Три сестры", А.Чехова, "Ромео и Джульетта", "Отелло" В.Шекспира, "Месяц в деревне" И.Тургенева, "Дон Жуан" Ж. Мольера, "Женитьба" Н.Гоголя с Ольгой Яковлевой, Николаем Волковым, Михаилом Козаковым, Леонидом Броневым, Львом Дуровым, "Сказки старого Арбата" А.Арбузова с Борисом Тениным, Ольгой Яковлевой, Леонидом Броневым, Леонидом Каневским. В театральном мире появились понятие: "театр и актеры Эфроса". Оказалось, что Эфрос из одной пьесы мог сделать два отдельных спектакля, как в случае с "Дон Жуаном", в роли которого чередовались Козаков и Волков, актеры разного творческого темперамента. "Актеры, игравшие в спектаклях Эфроса, — оставили в истории театра свой след, свою уникальную интонацию и неповторимый стиль" ( О. Скорочкина). В1974г. в Театре на Малой Бронной Михаил Козаков поставил спектакль "Покровские ворота" по пьесе Л.Зорина, который успешно шел на сцене 7лет, и позже снял всем известный и любимый кинофильм.
В 1989г. главный режиссер театра Владимир Михайлович Портнов поставил пьесу "Вальпургиева ночь или шаги командора" Венедикта Ерофеева, которая имела успех у публики, а театральные критики назвали ее самым значительным событием театрального сезона. В январе 1990г. состоялась премьера спектакля "Москва-Петушки", на которой зрители приветствовали автора пьесы. Социальный смысл развитого социализма в постмодернистской фантазии ассоциаций, аллюзий и аналогий В.Ерофеева по-прежнему встречает всенародное восхищение читателей и зрителей. Готовится к постановке "Вальпургиева ночь" в Ленкоме, в театре на Юго-западе играют поэму "Москва-Петушки". Советская Атлантида утонула вместе с призраком коммунизма, а железный конь из поэмы В.Ерофеева подобно чудесной птице-тройке продолжает свой путь в русской культуре.
II-3. Тверской бульвар, 23. Камерный театр А.Я.Таирова, театр им. А.С.Пушкина. В конце ХVIII века тайный советник, князь И.А.Вяземский продал усадьбу "с каменными старыми палатами" в Бронной слободе бригадирше А.С.Дмитриевой-Мамоновой. В начале ХIХ века, когда усадьбой владел генерал-майор И.Ф.Дмитриев-Мамонов, вдоль внешнего проезда у стены Белого города возле церкви Иоанна Богослова стоял двухэтажный усадебный дом с дворовыми служебными постройками. В 1830-е гг. при полковнике П.А.Кологривове главный дом расширили со двора, ампирный фасад украсил длинный балкон, парадные помещения получили богатую лепнину и расписные плафоны. В 1911г. дом приобрели братья Паршины, которые по проекту архитектора П.П.Киселева пристроили к дому зрительный зал со сценической коробкой и подсобными помещениями, а парадные помещения дома стали театральными фойе. В 1930г. по проекту К.С.Мельникова построили более вместительный зрительный зал по продольной оси двора.
Камерный театр А.Я.Таирова начал работать в театральном здании на углу Тверского бульвара(д.23) и Богословского переулка на сцене особняка братьев Паршиных в декабре 1914г. Спектакли шли одновременно с военными действиями Первой мировой, что отрицательно сказывалось на заполнении зрительного зала и кассовой выручке. Денег не хватало на зарплату артистов и оплату аренды. Театр прогорел и оказался на улице без всяких надежд на лучшее будущее. Однако нет худа, без добра.
Приютом камерных комедиантов стал усадебный дом Шаховских-Глебовых-Стрешневых на Большой Никитской, где Московское бюро Императорского Русского театрального общества, занимавшееся посредничеством среди актеров и антрепренеров при найме на работу, арендовало Белоколонный зал. Там встречались столичные, и провинциальные актеры, устраивались концерты, благотворительные спектакли, праздновали юбилеи. Переселение произошло во время Февральской революции. Днем в Белоколонном зале действовала актерская биржа, вечером репетировали артисты Камерного театра. К открытию сезона подготовили спектакль "Саломея" Оскара Уайльда, пьеса считались революционной и до Февральской революции была запрещена цензурой. Сценическая судьба "Саломеи" получилась счастливой и долгой. Пьесу успешно играли в столице, на гастролях в российских городах и за рубежом. В 1930г. гастрольный спектакль "Саломеи" в Буэнос-Айресе произвел сенсацию. Эскизы декораций и костюмов Александры Экстер к "Саломее" экспонировались на международных выставках в Берлине, Венеции, Париже и Нью-Йорке. Ставили танец для Саломеи - Коонен балерина Б. Нижинская, танцовщики и хореографы Г. Голейзовский и М. Мордкин. Осенним днем 1918г. в Белоколонном зале, без публики "Саломею"показали Луначарскому. Спектакль понравился, нарком поообщался с Таировым, обещал помочь. Через несколько дней пришла бумага о национализации особняка Паршиных и передаче его Камерному театру.
Луначарский также распорядился выделить средства на реконструкцию, и в 1925-30гг. по проекту В.А.Веснина реконструировали зрительный зал, увеличив его вместимость до 1000 мест. В Камерном театре успешно работали художники А. Лентулов, Г.Якулов, А Веснин, А. Рындин. Таиров мастерски поставил трагедию "Федра" Расина, а затем комедию-буфф "Жирофле-Жирофля" Шарля Лекокка, где прекрасно играли Алиса Коонен и Николай Церетели. Камерный театр стал одним из самых любимых в Москве. Постановка Таировым трех пьес Юджина О’Нила: "Косматая обезьяна", "Любовь под вязами" и "Негр" определила современность антрепризы Камерного театра. Все три спектакля и особенно "Любовь под вязами", успешно принимала публика. В 1923, 1925, 1930гг. театр триумфально гастролировал в Германии, Франции, Австрии, Литве, Италии, Швейцарии, Бельгии, Чехословакии, Аргентине и Уругвае. Режиссерское искусство А.Я.Таирова получило мировое признание. А.Я.Таиров создал оригинальный, блистательный, романтичный, театр с пантомимой и гротеском, где основными жанрами были трагедия и буффонада.
11 декабря 1928г. Камерный театр показал премьеру "Багрового острова" М. А. Булгакова, где главным героем является Природа, которая обеспечивает жизнедеятельность туземцев, а природная катастрофа – извержение вулкана вызывает гибель туземной власти и дальнейшие социальные события на острове. Три действия пьесы из четырех происходят на берегу океана, где " горит солнце, сверкает и переливается тропический остров, пролог и эпилог - в театре Геннадия Панфиловича, который натурально ставит буржуазную классику – "Горе от ума", а для цензора, Саввы Лукича гонит пролетарскую халтуру Дымогацкого "с музыкой, извержением вулкана и английскими матросами". Сюжет пародирует театральные штампы и засилье социально-политической демагогии власти, страха, ужаса и лжи с классовых позиций рабоче-крестьянской диктатуры, поэтому пьеса заканчивается победой красных туземцев и никак иначе заканчиваться не может, по утверждению очень опытного режиссера. Критика определила "Багровый остров", как первый в СССР призыв к свободе печати, а в письме правительству М.Булгаков провозгласил своим писательским долгом борьбу с цензурой и призывы к свободе печати, и в доказательство привел экологический аргумент: "Я горячий поклонник этой свободы и полагаю, что, если кто-нибудь из писателей задумал бы доказывать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода".
Постановка вызвала злобный окрик главного кремлевского режиссера, который обозвал пьесу макулатурой для буржуазного Камерного театра, и спектакль сняли после 60 представлений. Текст пьесы "Багровый остров" впервые опубликован в советской печати в 1987г. в журнале "Дружба народов".
В постановке "Багрового острова" Саратовского академического драматического театра им Карла Маркса(1989г.) Савва выезжал на сцену сидя за огромным канцелярским столом в дыме и грохоте, как Мефистофель. "Багровый остров" имеет много аллюзий и аллегорий, продолжая классическое литературное осмысление русской истории в балладах и былинах А.К. Толстого, произведениях Н.В.Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова. Власть и народ – сюжет "Багрового острова", а мораль в том, что Природа и культура правят миром, несмотря на произвол власти и паразитизм халтуры.
В Камерном театре за 35 лет работы А.Я.Таиров поставил 70 спектаклей. 29 мая 1949 года прощальным спектаклем стала "Адриенна Лекуврер" Э.Скриба и Г.Легуве, выдержавшая 800 представлений за 30 сценических лет. Власти закрыли таировский театр за "формализм", убийство А.Я.Таирова совершила казенная бумага о его переводе в Вахтанговский театр, но театральная легенда о волшебном Камерном театре и прекрасном искусстве А.Я.Таирова и А.Г.Коонен осталась, а современное поколение искусствоведов и зрителей старается понять природу особой популярности таировских спектаклей много лет тому назад. Закрытию Камерного театра посвящен фильм(2004г.) "Смерть Таирова" режиссера Бориса Бланка с Михаилом Козаковым и Аллой Демидовой в главных ролях. К.Л.Рудницкий, сравнивая театры Станиславского, Мейерхольда и Таирова, заключил: "Камерный театр, как "беззаконная комета в кругу расчисленном светил", двигался по непредсказуемой траектории, испытывая, конечно, воздействие двух этих систем, но противясь обеим, исповедуя иную веру, предлагая иной, внятный и обжигающе-горячий сценический язык." В свое время гениальный Михаил Чехов выступил в Голливуде с лекцией, где рассказал о режиссерском искусстве и стиле "пяти великих русских режиссеров": Станиславского, Вахтангова, Мейерхольда, Немировича-Данченко, Таирова.
Что если у Никитских ворот вдруг появится Камерный театр имени А.Я.Таирова, и там поставят "Багровый остров" М.Булгакова?
С 1950 года в театральном доме№23 на Тверском бульваре работает Московский драматический театр им. А. С. Пушкина, где первоначальную часть труппы составили артисты Камерного театра. Главным режиссером назначили Василия Ванина, который поставил "Свадьбу Кречинского" А. Сухово-Кобылина, где сыграл роль Расплюева, а роль Кречинского замечательно исполнял Михаил Названов. На основе постановки вскоре сняли художественный фильм-спектакль. М. Названов снялся в таких знаменитых фильмах, как "Жди меня", "Иван Грозный", "Встреча на Эльбе"," Сталинградская битва", "Тарас Шевченко", "Шведская спичка","Гамлет", всего тридцать ролей, трижды играл Николая I, однажды - Александра I. Михаил Михайлович Названов родился в Москве в 1914г., учился в первом московском музыкальном техникуме по классу рояля в 1928-31гг. Затем, семнадцатилетним, поступил во вспомогательный состав Малого театра, а потом перешел в Художественный театр. В 1935г. по ложному доносу был арестован и получил 5 лет, как враг народа по статье 58.10. Срок отбывал в Ухтпечлаге. После освобождения в 1940 году служил в Симферопольском театре, затем в Московском театре им. Моссовета.. В 1950—1957 годах работал в Московском театре им. А.С.Пушкина, откуда ушел во МХАТ. Михаил Названов прекрасно пел, нередко выступал в концертах.
В 1952-53гг. главным режиссером театра им. Пушкина работал Борис Бабочкин, всенародно известный ролью Чапаева в одноименном фильме. Б. Бабочкин пригласил режиссера Алексея Дикого поставить сатирическую комедию "Тени" М.Е. Салтыкова-Щедрина, где сыграл одну из своих лучших ролей – Клаверова. Театральная цензура не сразу разрешила великолепную постановку А.Дикого, где на фоне прошлого слишком узнаваемо смотрелось настоящее. Яркий, образный спектакль "Тени" много лет шел в Театре имени Пушкина с огромным успехом.
Алексей Денисович Дикий родился в Екатеринославе, в актерской семье. Актерский стаж начался с шести лет в спектаклях харьковской труппы актера и режиссера А.Л.Суходольского – мужа его сестры, украинской актрисы Марии Диковой. В 1909 г. 20-летний Алексей приехал в Москву, и занимался в частной театральной школе у К.А.Марджанова и В.Л.Мчеделова, затем стажировался в МХТ под руководством К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. С 1913г. А.Дикий выступал в 1-й студии МХТ, ставил спектакли в разных театарах, в 1925г. поставил во МХАТе 2-м яркий, веселый спектакль "Блоха" по Н.С.Лесковув инсценировке Е.Замятина с декорациями и костюмами Б.М.Кустодиева, где колоритно сыграл роль атамана Платова. В 1931г. Алексей Дикий создал Театрально-литературную мастерскую, потом называвшуюся Театром-студией под руководством А.Д.Дикого, где замечательно поставил спектакль "Леди Макбет Мценского уезда" по Н.С.Лескому. Про этот спектакль газета Вечерняя Москва писала: "Дикий как постановщик вновь показал себя большим и талантливым мастером советского театра. С блеском, выдумкой, яркостью и остротой он воплощает на сцене образы Лескова". В1937г. А.Д.Дикий был незаконно репрессирован, приговорен к 5 годам лишения свободы и отправлен в Усольлаг. Осенью 1941г. дело закрыли, освободившись, А.Дикий работал в Тетре им. Е.Б.Вахтангова, эвакуированном в Омск, где поставил пьесу Русские люди К.Симонова и Фронт А.Е.Корнейчука. В спектакле Фронт А.Дикий сыграл генерала Горлова – одну из своих лучших ролей, о которой К.Симонов писал: "Образ Горлова, созданный Алексеем Диким, является вершиной актёрского искусства. Этот образ стоит в ряду с лучшими образами, украшающими советскую сцену. Характер генерала Горлова перерастал в исполнении Дикого в собирательный образ". В кино Алексей Дикий сыграл главные роли в фильмах "Кутузов"и "Адмирал Нахимов", получил две Сталинских премии ("Третий удар", "Сталинградская битва") за роль вождя народов, который однажды поинтересовался, почему артист Дикий играет его без грузинского акцента. А.Дикий ответил, что он создает на экране любимый народом образ руководителя партии и государства. Ответ Дикого понравился, и вождь по кавказски поблагодарил артиста, угостив его коньком. Будучи признанным мэтром театра А.Д.Дикий, по свидетельству современников, никогда не опаздывал, и, не признавая стихийности, появлялся на репетиции с готовым режиссерским решением. Мастер говорил, что искусство режиссуры есть искусство логики, а секунда времени и вершок пространства существенны для судьбы спектакля. У Алексея Денисовича было в Москве несколько адресов, в том числе у Никитских ворот, на Большой Бронной, 31(1949-55). На улице Алексея Дикого, недалеко от метро Новогиреево, среди современной жилой застройки сохранился под высокими соснами его рубленый деревянный дом, который был куплен матерью режиссера, Анной Васильевной в 1910г. При доме был сад, дворовые постройки, усадьбу Алексей Денисович любовно звал "Гиреевкой".
В 1953-60гг. театром им. Пушкина руководил Иосиф Михайлович Туманов, который поставил важные для театра спектакли "Мария Тюдор" В.Гюго, "Трасса" И.Дворецкого, а также "Деревья умирают стоя" А. Кассоны, где психологически сложную роль бабушки великолепно играла Фаина Раневская. Актриса проработала в этом театре восемь лет, играла монашку в "Изгнании блудного беса" А.Н.Толстого и Антониду Васильевну в "Игроке" Ф.М.Достоевского. В 1960-70гг. театром руководил режиссер Борис Иванович Равенских, который свое понимание театра определял так: "...задача искусства, театра – будить в человеке поэтический взгляд на мир, привносить в жизнь дух активного творчества... Только самое главное, философски обобщенное и образно точное. Как в поэзии. Так мыслю суть театра я". Все спектакли он ставил романтично, ярко, образно, музыкально. В спектакле "День рождения Терезы" Г. Мдивани, прекрасно сыграла темпераментную героиню обаятельная актриса Лилия Гриценко, как режиссер она поставила спектакль "Метель" Л.Леонова, где исполняла роль Катерины.
В 1966 году Борис Равенских поставил замечательный, яркий, песенный спектакль по пьесе Леонида Андреева, посвященной студенческой жизни латинского квартала у Никитских ворот в белокаменной Москве конца ХIХ века. " Дни нашей жизни" Л.Н.Андреев писал с натуры, вспоминая свои голодные, холодные, трудные и веселые студенческие дни, когда он учился на юридическом факультете Московского университета. Снимал жилье на Пречистенском бульваре, потом у Никитских ворот, на Спиридоновке, где "окна в комнате были наравне с тротуаром, и трудно было решить, пил он чай на окне или на панели". Следующий адрес, на Малой Никитской,20 "находился по обыкновению, значительно ниже земной поверхности", откуда студент Л.Андреев переехал в соседний Гранатный переулок, 18.
Написанная в 1908г. пьеса про маму-людоедку и несчастную маменькину дочку - "Дни нашей жизни" Леонида Андреева оказалась близкой и родной многим поколениям зрителей и имеет богатую сценическую историю в русском театральном искусстве. До революции пьесу ставили в нескольких театрах Москвы и Петербурга, Пензе, Таганроге, Казани, Самаре и многих других провинциальных городах. В Одессе, в постановке К.А.Марджанова Оль-Оль играла В.Л.Юренева, Евдокию Антоновну - М.И.Зверева, Глуховцева – И.Н.Берсенев. В Западной Европе пьесу играли в Париже, Вене, Берлине. На сюжет пьесы композитор Алексей Степанович Глуховцев написал оперу "Дни нашей жизни", поставленную в 1913г. сначала в Киеве, а затем Частной опере Зимина в Москве. А.С.Глуховцев был однокашником Л.Н.Андреева по орловской гимназии и включил в оперу известные студенческие песни, что вместе с сюжетной основой определяло популярность спектаклей. В следующем году кинорежиссер В.Р.Гордин снял экранизацию пьесы по сценарию Л.Н.Андреева и сыграл в ней фон Ранкена.
После революции пьеса шла в театрах всей страны. Талантливой постановкой Юрия Завадского с оформлением Аристарха Лентулова выделялся довоенный спектакль Ростовского театра им. Горького, где Евдокию Антоновну играла П.Л.Анисимова-Вульф, Глуховцева – Н.Д.Мордвинов, фон Ранкена Р.Я.Плятт.
В своей постановке Дней нашей жизни Б.И.Равенских "хотел рассказать о великодушии любви и верности в дружбе, где Оль-Оль только невинная жертва, а Глуховцев и Онуфрий –светлые личности!" Соответственно Б.И.Равенских сделал сцены студенческой жизни с романтикой и ошибками молодости, преобладающими над социальными проблемами. В спектакле блестяще сыграл подпоручика Миронова Валерий Носик, роль несчастной и ужасной матери героини с "азартом разоблачения зла" исполняла О.Викландт, роль фон Ранкена играл Юрий Аверин, Глуховцева – Юрий Горобец…
В декабре 2014г. Московский драматический театр им. А. С. Пушкина и канал "Культура" показали спектакль-посвящение 100-летию Камерного театра "Об истории создания Камерного театра и его основателях – А.Таирове и А.Коонен".
III.Бывают странные сближения, как поразительно верно заметил Александр Сергеевич.
Более того, происходят удивительные, неожиданные, совершенно непонятные совпадения, когда смещаются и совмещаются пространство, время, люди, события. Вначале 1980-х гг. в одном театральном фойе, в антракте, группа зрителей собралась возле благообразного старичка, который любезно расписывался на театральных программках. "Наверное народный артист", – предположила подошедшая дама. "Это очень популярный артист, самый народный палач и серийный убийца, "- громко сказал высокий седой мужчина… Среди любителей автографов находился Молотов – правая рука и первый помощник главного режиссера величайшей трагедии народов шестой части суши… Произошло замешательство и через несколько минут вокруг Молотова образовалась пустота, он поспешил в гардероб и больше в театре не появлялся…
В свое время, когда Молотов - второй человек государства привычно визировал списки "врагов народа", и росчерком пера убивал тысячи невинных людей, ему наивно и безуспешно пытался жаловаться избитый на Лубянке, знаменитый на весь мир В.Э.Мейерхольд. На списках осужденных вместо стандартного десятилетнего заключения, Молотов обязательно писал ВМН (высшая мера наказания – расстрел). Гибель советской империи закономерно завершилась знаком качества большевистской власти - Русским крестом, когда смертность в 1,5 раза превысила рождаемость. Таков итог невиданного в истории России катастрофического истощением основного государственного ресурса – народонаселения…
… В 1969-80гг. заведующей литературно-художественной частью театра им. Пушкина работала Нонна Юрьевна Голикова, внучатая племянница Любови Орловой. Выпускница 110-й школы с отличием закончила театроведческое отделение ГИТИС(Малый Кисловский пер,6) и получила рекомендацию в аспирантуру с темой: "Драматургия М.А.Булгакова", читала спецкурс о драматургии малоизвестного автора знаменитой мхатовской пьесы. Тогда в ГИТИСЕ преподавал высокий, статный, черноволосый красавец-профессор по кафедре мастерства актера, народный артист РСФСР Г.Г. Конский, Гри-Гри, как звали его мхатовцы. В свое время Г.Г.Конский дружил с М.А.Булгаковым и опубликовал интересные, добрые воспоминания о писателе. Григорий Конский жил в Малом Кисловском, напротив театра им. В.Маяковского, тоже закончил ГИТИС и 110-ю школу в Мерзляковском переулке,11. Его учениками были Марк Захаров, Владимир Коренев, Людмила Касаткина, Нина Кондратьева, Ангелина Вовк, Лионелла Пырьева, Люсьена Овчинникова, Станислав Садальский.
В это время квартира примы Камерного театра А.Г.Коонен, выходившая окнами на Большую Бронную еще соединялась с театральным зданием бывшего Камерного и современного Театра им. Пушкина, общим коридором. Вспоминая молодость, Алиса Георгиевна показывала Н.Голиковой фотографии М.А.Булгакова, А.Дункан, С. Есенина, Л.Н. Андреева, М.Н.Ермоловой, которую артисты Камерного по-соседски навещали на Рождество с елкой и свечами, приглашали на спектакли. Театральную школу А.Коонен проходила в МХТ у К.С.Станиславского, где в 1907г. познакомилась с Леонидом Андреевым на репетиции его пьесы "Жизнь Человека". Студентка понравилась Л.Андрееву, и приезжая в Москву, писатель катал Алису на тройке по дремлющему, заснеженному лесу в Петровском парке, Петровско-Разумовском или Всехсвятском, а из Петербурга писал чудесные длинные письма. В своей книге "Страницы жизни" А.Г.Коонен писала об Андрееве: "Я благодарна ему за то, что он позволил мне заглянуть в свой глубокий и сложный душевный мир, и за то, что со мной он был так трогательно доверчив и бережен". В 1913 году актриса работала у К.А.Маржданова в "Свободном театре", где встретила своего мужа и режиссера Александра Таирова…
…5 ноября 1995г. в Московском драматическом театре им. М.Н. Ермоловой состоялась премьера спектакля "Жизнь моя, иль ты приснилась мне..." с Сергеем Безруковым в главной роли. Спектакль имел оглушительный успех, сравнимый с публичными выступлениями самого Сергея Есенина. Пьеса Нонны Юрьевны Голиковой была первым и единственным спектаклем о великом русском поэте, поставленным на московской сцене…
IV. Снова на Никитском бульваре.
Напоследок вернемся на Никитский бульвар, к застройке возле церкви Федора Студита и усадьбе Дюгамель, где началась Русская опера Саввы Мамонтова. Сохранилась старая фотография ампирного усадебного особняка с флигелем, который в 1909г. уже принадлежал архитектору А.С.Гребенщикову. Сначала архитектор сдал дом в аренду Московскому вегетарианскому обществу, а спустя два года на этом месте затеял строительство собственного доходного дома(№15), который стоит и нынче. В 1920-х годах на последнем этаже дома обитала Зоя Петровна Шатова, чью квартиру и хозяйку булгаковеды единодушно признали - прототипами героини и пьесы Михаила Булгакова "Зойкина квартира". Усадьба Дюгамель, подобно многим другим, имела каретный сарай, конюшни, погреба – дворовые постройки, которые ограничивались четной стороной Мерзляковского переулка, где в 1902г. архитектор К.А.Михайлов построил Марии Павловне Дюгамель(1813-1907) новый четырехэтажный усадебный дом(№18) с импозантным лестничным окном и декором фасада в стиле модерн, где хозяйка обитала последние годы. Мария Павловна была очень набожной, занималась благотворительностью, покровительствовала Иоанну Кронштадскому, который бывая в Москве, навещал ее в этом доме. В 1896-1910гг. она сдавала помещения усадьбы музыкальному училищу В.Ю. Зограф-Плаксиной, которое потом переехало в собственный дом №9 в Мерзляковском переулке, рядом со зданием №11 Флеровской гимназии - школы №110 и получило прозвище Мерзляковка. Сейчас это учебное заведение - Академический музыкальный колледж при Московской консерватории им.П.И.Чайковского располагается в Мерзляковском переулке, д. № 9-11.
Эпилог.
Деятели театра и кино - ученики арбатской Флеровской гимназии- школы №10-110:
- Александр Бланк - кинорежиссер, постановщик фильмов: "Тимур и его команда", "Цыган"," Возвращение Будулая"
- Алексей Баталов - народный артист СССР
- Леонид Варпаховский – режиссер, сценарист
- Нона Голикова – драматург, автор пьесы"Жизнь моя, иль ты приснилась мне? "
- Владимир Дмитриев – киновед, заместитель директора Госфильмофонда РФ
- Игорь Ильинский – народный артист СССР
- Григорий Конский – актер, режиссер МХТ, профессор ГИТИС, нар. артист РСФСР
- Владимир Левертов - актер, режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР
- Мария Миронова - народная артистка СССР
- Андрон Михалков-Кончаловский - кинорежиссер
- Владимир Ошеров - сценарист, оператор 10 фильмов, в том числе: "Был месяц май","12 стульев" с А.Мироновым и А.Папановым
- Никита Подгорный – актер, народный артист РСФСР
- Андрей Попов – актер, режиссер, народный артист СССР, главный режиссер театра Советской армии
- Борис Покровский –народный артист СССР, главный режиссер Большого театра
- Геннадий Рождественский - дирижер народный артист СССР,
- Алексей Спешнев - кинорежиссер, - сценарист фильмов "Пржевальский","АлишерНавои","Миклухо-Маклай",
- Александр Ширвиндт- народный артист России, профессор ГИТИС, главный режиссер Театра Сатиры
- Маргарита Эскина - актриса, телеведущая, директор ЦДРИ
Конецъ
Другие материалы
Календарь
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 49 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,722 | |
2 года 51 неделя назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,722 | |
2 года 51 неделя назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,722 | |
3 года 27 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,722 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
2 года 51 неделя назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,186 | |