- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
Пресноводная биологическая оценка силами общественности
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Опубликовано Татьяна Вшивкова - 01.04.11
Проблемы загрязнения пресных вод в России и в её дальневосточном регионе становятся всё серьезней, особенно в последние десятилетия. Ситуация практически не контролируется на государственном уровне. Роль общественных организаций становится значительной, однако, требуются более согласованные действия, основанные на квалифицированно выполненных экологических экспертизах водных объектов, выявление причин загрязнений и чёткое определение источников загрязнения. В настоящее время именно экспертная часть по определению качества поверхностных вод (особенно водотоков) является наиболее слабым местом, как в государственном, так и в общественном мониторинге.
Причины несовершенства государственного экологического мониторинга в России:
− исключительная привилегия государственных служб осуществлять мониторинг и контроль окружающей среды (приоритет государственного мониторинга и контроля, почти полное отсутствие альтернативных институтов обусловливает сильную зависимость контролирующих органов местного уровня от вышестоящих организаций и администраций регионов, что во многих случаях затрудняет принятие оперативных решений и приводит к тому, что проблема часто спускается на тормозах);
− разобщение системы мониторинга и контроля − те, кто "знает все" (такие государственные службы как Росгидромет и др.) не связаны с ведомствами, которые "могут все" (система отраслевых ведомств и государственных карательных органов, полномочных взыскивать штрафы и накладывать санкции);
− непрерывные реформы в системе государственной охраны природы, когда даже государственные служащие не в состоянии уследить за постоянно меняющейся структурой ведомств и органов, то объединяемых, то разделяемых - и, зачастую - с неконкретными функциями и мерой ответственности (что очень удобно для чиновников);
− "непрозрачность" результатов мониторинга (очень трудно бывает собрать достоверные сведения об экологическом состоянии окружающей среды; данные государственных служб часто освещают ситуацию лишь частично, доводя до сведения общественности "отфильтрованные" данные);
− закрытость служб государственного мониторинга и контроля от общественности и экологическая неграмотность большей части населения (общественность часто не знает к кому обращаться при обнаружении экологических нарушений и что делать в таких случаях);
− слабая связь государственных природоохранных служб с наукой и общественностью;
− отсутствие в России частного мониторинга, осуществляющего рутинный, регулярный надзор за "каждой сливной трубой" и оплачиваемого предприятиями-загрязнителями, как это существует, например, в США (малый бизнес только начинает проявлять интерес к частному предпринимательству в этой области);
− недостаточное развитие системы общественного мониторинга и контроля (общественность не создала постоянно действующие институты по мониторингу и контролю окружающей среды) [1,2].
Все перечисленные причины, а также неразвитость российской системы биологической оценки, являются серьезным недостатком общей российской экологической политики.
Несомненно, решение экологических проблем регионов и страны в целом напрямую зависит от принятия правильных решений на самом высоком государственном уровне. В России, при высокой инертности общественности, именно этот путь мог бы явиться наиболее эффективным. Недостатком его является серьезный барьер: "Москва далеко, а Россия большая". Проходя через огромные пространства страны, все, даже самые прекрасные решения и законы, вязнут в плотной сети чиновничьих и офисных лабиринтов.
Развитие частного предпринимательства в области охраны окружающей среды, создание альтернативы государственному мониторингу и контролю − выход из экологического тупика. Это − завтрашний день России. Однако на современном этапе развить частный бизнес в области экомониторинга, особенно пресноводной биологической оценки, в России совсем не просто. И основная причина − отсутствие достаточного числа квалифицированных специалистов и центров по подготовке соответствующих кадров. А также − неразвитая система отечественного биомониторинга пресных вод, неразработанность региональных подходов, способных учитывать биогеографические и ландшафтные особенности различных экорегионов.
Учитывая особенность российской действительности, первый шаг в этом направлении, возможно, легче сделать не через организацию частных агентств (слишком трудно за короткий срок добиться "массовости" в таком эксклюзивном бизнесе), а через организацию системы общественных экологических агентств (ОЭА).
Опыт развития общественного экологического движения в защиту пресных вод в Приморье и создание сети ОЭА показан на примере организации Научно-общественный координационный центр «Живая вода».
Идея создания общественной инфраструктуры по охране пресных вод в Приморье была предложена автором в рамках проекта "RussianCleanWaterProject", поддержанного Американской Ассоциацией Женщин Университетов (AAUW), и начала воплощаться в жизнь в 2003 году с создания Научно-общественного координационного центра "Живая вода" под эгидой Биолого-почвенного института ДВО РАН. Идея не нова, но привлечение к ее осуществлению академических институтов и специалистов-экологов самого высокого уровня, организация регулярных профессиональных тренингов волонтёров и активная живая работа специалистов с выездом в районы и места экологических нарушений превратило "экологические игры детей" в серьезный труд, который по значимости сопоставим с деятельностью государственных служб. К настоящему времени НОКЦ "Живая вода" в Приморском крае создано более 45 общественных эко-агентств (ОЭА), объединенных в 14 отделений; создаются ОЭА в других регионах Дальнего Востока. За почти десятилетний период существования центра накоплен положительный опыт, показывающий способность общественных ОЭА выполнять мониторинговые работы по оценке экологического состояния пресных водоемов на достаточно высоком уровне. В активе НОКЦ − исследования экологического состояния малых водотоков юга Дальнего Востока, проведение общественных экологических экспертиз рек Партизанской, Раздольной, водотоков бассейна озера Ханка и Солдатское (г. Уссурийск), водохранилища Солёная Падь (Пожарский район), а также мониторинг водотоков, расположенных в зоне прохождения нефте- и газотрубопроводов.
Для повышения квалификации общественных экспертов по пресноводному мониторингу, а также проведения непрерывной системы экологического образования самых широких слоев населения в 2007 году при Биолого-почвенном институте ДВО РАН был создан Научно-образовательный экологический центр (НОЭЦ БПИ ДВО РАН), в структуре которого создан Центр мониторингa пресных вод. Сотрудники центра – высококвалифицированные учёные-пресноводники, работы которых широко известны за рубежом. Задачами Центра являются:
− модернизация методов пресноводного мониторинга: развитие и внедрение современных экспресс-методов оценки пресных вод с учетом особенностей регионов на основе унифицированных протоколов (RBPs); проведение исследований по изучению состояния пресных вод региона и прогнозу развития ситуации с целью предотвращения последствий хозяйственной деятельности;
− создание базы данных по экологическому состоянию пресных вод региона;
− подготовка специалистов в области экологического мониторинга и контроля: повышение квалификации служащих государственных природоохранительных организаций и ведомств, подготовка общественных экспертов по различным направлениям экологического мониторинга, обучение студентов, школьников, представителей экологических организаций и всех желающих теории и практике экологического мониторинга.
−поддержка и развитие общественного экологического движения: создание сети общественных экоагентств, привлечение общественности, особенно молодежи, к решению местных экологических проблем в кооперации с государственными и научными институтами.
По инициативе НОКЦ «Живая вода» в 2009 г. в Приморье был создан также общественный совет экспертов – Координационный Совет по проблемам экологии Приморского края, в который вошли представители ведущих организаций региона из академических и ВУЗовских, государственных, общественных и коммерческих структур. В задачи Совета входят обязанности проведения регулярных и экстренных совещаний по проблемам экологии края, инициирование и организация научно-общественных экспертиз, координация действий и принятие общих решений по охране окружающей среды.
С 2009 г. НОКЦ "Живая вода" и Всероссийский детский центр "Океан" стал проводить ежегодные научно-практические семинары по пресноводному биомониторингу в рамках экологических смен Всероссийского детского центра. Основными участниками этих семинаров становятся победители Российского национального конкурса водных проектов старшеклассников. В 2005 и 2011 гг. в работе семинара принимали школьники из стран АТР. Предполагается, что международная компонента участников станет постоянной.
Таким образом, к настоящему времени в Приморском крае создана общественная инфраструктура, позволяющая проводить целенаправленный мониторинг пресных вод (и окружающей среды в целом) под эгидой квалифицированных экспертов, учёных, представителей государственного природоохранного менеджмента.
Однако главной нерешённой задачей и в регионе и в России в настоящее время является отсутствие унифицированной системы современной пресноводной биологической оценки, которая должна быть введена в практику государственного мониторинга и рекомендована для использования в общественном мониторинге. Выполнение этой задачи, по крайней мере, для условий дальневосточного региона, взяли на себя учёные Центра мониторинга пресных вод в кооперации с Лабораторией пресноводной гидробиологии, НОЭЦ БПИ ДВО РАН, партнерскими институтами ДВО РАН, а также международные специалисты в области биомониторинга - в рамках совместного проекта «Biological Assessment Protocols for the Streams and Rivers of the Russian Far East» и “Planning Initiative for Regional Surveys of Aquatic Resources in East North-East Asia (ENEA).”
США, Австралия, Новая Зеландия, многие европейские страны и страны Гиндукуш-Гималайского региона (HRH) к началу XXI века уже создали собственные системы пресноводного биомониторинга, которые берутся за основу и некоторыми азиатскими странами при проведении научного и общественного мониторинга. Однако отбор проб при этом осуществляется, как правило, не по протоколам, и методы отбора и анализа проб не стандартизованы. Для того, чтобы специалистам государственных организаций по мониторингу, учёным, а также общественным экспертам и юристам начать «говорить на одном языке», особенно при контроле за состоянием трансграничных водных объектов, все методы по отбору и анализу проб, а также выбор пробоотборников должны быть стандартизованы; процедура отбора и анализа проб должна принять «законную» форму. И эти «законы» должны быть приняты в виде тщательно разработанных протоколов в России и соответствовать протоколам принятых мировых систем биоассессмента.
Призыв к созданию международной системы пресноводной биологической оценки в Азии был опубликован в хорошо известной многим гидробиологам коллективной статье, авторами которой явились эксперты из 5 азиатских стран (Китай, Малайзия, Таиланд, Южная Корея, Япония), США и России [3]. Первые шаги на пути создания модельных протоколов в России были сделаны в 2002 в рамках проекта RussianCleanWaterProject (Vshivkova, Morse& Glover, 2002)[4]. При разработке этих протоколов за основу были взяты RapidBioassessmentProtocols (RBPs), используемые Агентством по охране природных ресурсов в США (EPA), а река Раздольная и Приморский край - как модельная река и модельный регион. В 2002 г., начиная работу по созданию списка индикаторных организмов и определении их индекса толерантности для протоколов, дальневосточные учёные столкнулись с существенной проблемой. Несмотря на огромный объем фактологического материала, накопленного с конца 70-х при исследовании дальневосточных водотоков, этот материал был отобран без одновременного химического анализа вод, что сделало невозможным его использование для определения толерантных значений водных организмов.
Начиная исследования в рамках новых международных проектов по созданию протоколов для системы азиатского пресноводного мониторинга, предполагается проведение отбора проб на многочисленных экспериментальных площадках в различных районах Сибири и Дальнего Востока, с соблюдением стандартных процедур отбора гидробиологических проб и с использованием специальных пробоотборников, используемых в государственной системе биологической оценки в США. Отбор гидробиологических проб должен сопровождаться проведением химических анализов воды по основным группам химических параметров. Обработка и анализ проб будет осуществляться под контролем специалистов Центра пресноводного биомониторинга Биолого-почвенного института ДВО РАН при участии международных экспертов.
Для тестирования эффективности RBPs на Дальнем Востоке России и в Сибири, учёные, экологи, представители общественных экологических организаций должны объединить свои усилия и создать модельный документ, который может принять форму закона при внедрении в новую, современную экологическую систему мониторинга пресных вод России. Ведь модернизация российской природоохранной системы – насущный призыв времени.
Т.С. Вшивкова
Биолого-почвенный институт, Дальневосточной отделение Российской Академии наук; Научно-общественный координационный центр «Живая вода», Владивосток, Россия, vshivkova@biosoil.ru
Литература
1. Вшивкова Т.С.Биологический мониторинг: принципы, методы, организация // Проблемы экологии, безопасности жизнедеятельности и рационального природопользования Дальнего Востока и стран АТР: Материалы II международной конференции. 2006. Владивосток: 108-112.
2. Вшивкова Т.С., Журавлев Ю.Н. Экологические центры как база для развития государственного, частного и общественного мониторинга окружающей среды // Проблемы экологии, безопасности жизнедеятельности и рационального природопользования Дальнего Востока и стран АТР: Материалы II международной конференции. 2006. Владивосток: 63-68.
3. Morse J.C., Bae Y.J., Munkhjargal G., Sangpradub N., Tanida K., Vshivkova T.S., Wang B., Yang L., Yule C.M. Freshwater Biomonitoring with Macroinvertebrates in East Asia // Frontiers in Ecology and the Environment. 2007, Vol. 5 (1): 25-43.
4. Vshivkova T.S., Morse J.C., Glover J.B. Russian Clean Water Project: The Project of Biological Monitoring of Water Quality in South Russian Far East. 2003.http://www.biosoil.ru/files/00006500.pdf
Другие материалы
Другие материалы
17.02.
|
Гость
|
Новость
17.01.
|
Гость
|
Новость
08.11.
|
Гость
|
Статью
В группе: 2,009 участников
Материалов: 763
Объединение гражданского общества в деле сохранения рек Сибири и Дальнего Востока, обсуждение социально-экологических проблем бассейнов рек.
В группе "Реки Сибири и Дальнего Востока" обсуждаются актуальные вопросы, связанные с сохранением экосистем речных бассейнов, антропогенным воздействием на реки Сибири и других регионов мира, развитием движения в защиту рек.. Приводятся данные о состоянии рек, результаты оценки воздействия на реки проектов хозяйственной деятельности, предлагаются подходы к решению насущных проблем...
Календарь
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 49 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,785 | |
2 года 51 неделя назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,785 | |
2 года 52 недели назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,785 | |
3 года 28 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,785 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
2 года 52 недели назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,193 | |