Как мы ходили в экологический поход

Наталья Прийдак,
Экологический клуб НГУ

Экологический туризм - тема модная и популярная. По этой теме уже прошло немало конференций, вышло множество статей. Но одно дело теория, а другое практика: пойти в настоящий экологический поход, испытать все принципы на собственной шкуре - таким опытом может похвастаться не каждый.

Как всё начиналось

У нас в Экоклубе есть замечательный человек, зовут её Эльвира Николенко. Она большой любитель всяких туристических походов, а поскольку идея экологичности туризма сейчас так актуальна, то вот и возникла мысль: "А не сходить ли нам в экопоход?" Эта блестящая мысль возникла не только у Эльвиры, но и у Сьзен Каттинг, американки, которая работает в организации "Сеть Священной Земли". Они решили собрать совместную русско-американскую группу, в основном из студентов, и совершить путешествие на Алтай, в страну прекрасных гор и чистых рек.

Американцы очень серьёзно подошли к идее экопохода. У них уже обозначился лидер, которому решено было вручить "бразды правления". Звали его Колин Гарланд, он немало путешествовал по миру, водил с собой группы туристов и, кроме того, имел свою, оригинальную, природоохранную идеологию. Метод его назывался "Поход с минимальным воздействием на окружающую среду". Что он из себя представляет, мы ещё не знали.

Как всё, к моему изумлению, продолжалось

И вот Эльвира приступила к набору людей в группу. В неё должны были войти в основном студенты из Новосибирска, Барнаула и даже девушка с Камчатки. Всех нас сразу предупредили, что поход является оригинальным, что ведущим будет Колин из Америки и что мы должны будем выполнять некие требования, а именно: соблюдать вегетарианскую диету, не разжигать костров, носить с собой свой мусор. О массе других условностей мы пока не знали. Само собой, мы не совсем всерьёз приняли это заявление, поскольку для русского человека невообразим поход без костра и непонятен экологический смысл вегетарианской диеты, но, тем не менее, было интересно, на Алтай хотелось, и мы согласились.

Как всё зашло слишком далеко

И вот в Новосибирск приезжают американцы. Встречать их должна я. А я плохо знаю английский и к тому же ужасно стесняюсь. Смущение немного проходит, когда я вижу Сьюзен, которая хорошо знает русский и очень проста в общении. Колин мне показался очень интересным человеком: он был внимателен, как индейский охотник, и замечал вещи, которых другие не видели. В основном же это были такие же, как мы, студенты.

На утро следующего дня был намечен отъезд. Забавное это было время: люди искали контакты, старались побольше узнать друг о друге за короткое время.

Как всё это было

Первая стоянка - Усть-Кокса. Там мы простояли 4 дня: отдыхали, а заодно расчищали территорию администрации Катунского заповедника от строительного мусора. Тут мы и увидели, как могут работать американские волонтеры: с большим остервенением и совершенно бесплатно.

Каждый вечер мы собирались в кружок и говорили о том, что каждый ждёт от этого похода, какая у него цель, просто рассказывали о себе. Эти моменты мне особенно нравились, поскольку тут возникала особенная доверительная атмосфера: люди раскрывались и лучше узнавали друг друга, намечались те тонкие связи между людьми, которые возникают в каждой группе, пережившей совместный поход. С вечерними посиделками у меня был забавный случай. Надо сказать, что у меня тяга к уединению и общению с природой, поэтому я часто опаздывала на всякие групповые мероприятия. Однажды я опоздала особенно сильно, и вся группа меня ждала. Мне стало неудобно, я извинилась и объяснила, что имею свой особый взгляд на общение с природой: мне необходим непосредственный контакт, которому мешает человеческое общество, поэтому иногда приходится выбирать между общением с людьми и общением с природой. Как ни странно, меня поняли и даже зауважали.

Во время стоянки Колин часто собирал группу для различных упражнений, бесед и игр на выживание. Вот одна из них:

Кладутся две доски на расстояние 2,5 метра друг от друга, сверху на ветку дерева прикрепляется верёвка, и вся группа должна перебраться через воображаемое препятствие при помощи верёвки. Все перепрыгивают по очереди, причём нельзя касаться земли, а если кто-то совершает ошибку, то вся группа возвращается на исходную позицию, и всё надо начинать сначала. Это игра на выявление скрытых взаимоотношений в группе, она показывает, как слаженно может действовать команда, вырисовывает лидеров, тех, кто слаб, показывает, какие в группе могут возникнуть проблемы в реальных условиях. Она также учит заботиться друг о друге, выручать товарища в беде.

Всё, что было в Усть-Коксе, являлось лишь разминкой перед предстоящим походом, теоретической подготовкой.

Как всё это было на самом деле

На пятый день мы тронулись в путь через перевал Кузуяк к Аккемскому озеру и горе Белухе. Очень трудно нести тяжёлый рюкзак, да ещё вверх и вверх. Особенно несладко пришлось новичкам, в том числе и мне: сначала невозможно думать ни о чём, кроме рюкзака и своей тяжёлой участи, потом потихоньку начинаешь обращать внимание на красоту окружающего пейзажа, некоторое время держишься, а потом просто падаешь. К счастью, именно на этом месте дневной переход кончается.

Так мы шли три дня. А потом: начала сказываться вегетарианская диета: оказывается, напряжённая ходьба весьма увеличивает аппетит. Для русских, не привыкших к вегетарианству, это было ужасно, желудок, казалось, прилип к спине или уже втихомолку ест тебя изнутри. Спасала нас жимолость, смородина и клубника, которых на Алтае много. К нашему удивлению, американцы оказались весьма равнодушны к дарам природы: они не собирали грибов, ягоду, ели очень умеренно и с удивлением смотрели, как русские с квадратными глазами кидаются на ягоду и поедают ее в больших количествах. Потом мы узнали, что это всего лишь одно из правил их экопохода: как можно меньше изымать из природы, стараться не пользоваться ее дарами.

И вот мы наконец у Аккемского озера. Вдали виднеется Белуха. Её вид поражает каким-то величием и чистотой. Вообще, Алтай удивительное место, когда там находишься, кажется, что всё это всегда было и всегда будет. Там всё очень чистое и наполнено священной энергией. У меня было чувство, что стоит снять рюкзак - и сразу полетишь.

К сожалению, физическое состояние некоторых членов группы было не совсем цветущим: сбитые ноги, больные спины и голодные желудки. Некоторые из нас решили не геройствовать: частенько, когда все ложились спать, мы собирались в одной из палаток и съедали чью-нибудь заначку рыбных консервов или тушёнки. Вот это был кайф! А вообще алтайская вода, ягоды и воздух просто творили чудеса. Никто из нас не заболел, все были на удивление бодры.

На озере мы должны были стоять три дня. В это время мы ходили в радиальный маршрут к подножию горы Белухи на Томские стоянки. Пришлось переходить бурную и очень холодную реку (здесь пригодились навыки, приобретённые в играх на выживание). Шли 9 часов почти без остановки, поднялись на высоту 3000 м - но усталости не было. У меня было необычное чувство, что я стала легче наполовину. Я поняла, почему горы издавна были местом для медитации. Не знаю, что даёт такой эффект, может, энергия гор, может - воздух, а может - горная болезнь, но было очень здорово. У подножия Белухи мы пробыли сутки с половиной, а затем спустились.

Забавно, но именно в это время в группе начали появляться разногласия. Похоже было, что столкнулись два менталитета - русский и американский, два мировоззрения, два совершенно разных понимания вопросов экологии. Оказалось, что у американцев есть четкий план экопохода и правила, которым должны следовать все члены группы. Вот эти правила:

1. Придерживаться вегетарианской диеты.
  2. Нигде не оставлять мусора, уносить его с собой и выбрасывать в населённых пунктах.
  3. Не разжигать костров, еду готовить на примусе.
  4. Не устраивать отхожих мест, не применять химические моющие средства вблизи водоёмов (отходить от них на 20-50 метров).
  5. Оставлять место стоянки после себя чистым (иногда даже уносить с собой мусор, оставленный другими туристами).

Американцы были очень пунктуальны в их исполнении, а русские, в силу свободолюбия, не слишком приветствовали ограничения, тем более, что данные правила относились скорее к идеологии и в некоторых случаях не были реально обоснованы. Однако американцы не всегда были настроены обсуждать и пересматривать свои экологические принципы, они оказались в этом весьма консервативны, так же, как и русские - в свободолюбии и нежелании ограничивать себя. Например, для многих из нас (русских) было непонятно, почему в походе нежелательно разведение костра, ведь это основа для выживания - пища, тепло, особый ритуал. Когда мы обсуждали эту проблему с американцами, то сначала позиция их была категоричной: костёр не стоит разжигать в любом случае. Однажды пришлось услышать даже и такое: "Мы все здесь находимся по нашему проекту, нам за него платят, и мы не хотели бы портить свой отчет по проекту тем, что вы не соблюдаете правила экопохода, которые там оговорены". И еще: "Мы приехали вас учить, как вам надо беречь вашу природу, а вы не хотите..." Мы загрустили. Однако потом, в ходе дискуссий, мы все-таки пришли к компромиссу. Было решено, что если мы находимся в густом лесу, где изъятие сушняка не вредит биоценозу, то разведение костра позволительно, а если стоянка высоко в горах, где растительный покров редкий и уязвимый, то жечь сушняк не рекомендуется, так как это ведёт к обеднению почвы и деградации растительного покрова. Подобные же беседы мы вели и по другим пунктам, что заставляло задумываться над экологическими проблемами.

После стоянки на Аккемском озере мы перевалили Кара-Тюрек и разбили лагерь у Кучерлинского озера. Затем мы учились слушать природу. Хорошо помню, как мы ходили по лесу, взявшись за руки и закрыв глаза, а отойдя на некоторое расстояние, пытались определить на ощупь объекты, находящиеся вокруг нас.

Там же Колин показал нам такую игру: каждый человек выбирает себе живой или неживой природный объект, от лица которого он будет говорить. Все садятся в круг, в центре которого сидит "Человек". Все участники рассказывают "Человеку" о своих проблемах, возникших из-за деятельности людей. "Человек" выслушивает всех и говорит, как эти проблемы можно было бы решить.

Спускались мы по реке Кучерла. Этот участок пути запомнился нам полянами с огромной клубникой. У нашего ведущего, которого мы за глаза прозвали "Вождь краснорожих" (высоко в горах лица у нас загорели и были красными), 30 июля был день рождения. Мы сделали большой торт из печенья, джема и сухофруктов и долго сидели вечером в "кружке". Поход кончался, и всем было немного грустно: на следующий день мы должны были спуститься в Тюнгур и уехать домой.

Что я обо всём этом думаю

Оказалось, что экопоход - это не обычный развлекательный выезд на природу. В основе любого такого похода лежит чуткое и бережное отношение к твоему окружению. Идея экопохода хороша в любом случае. Но планировать такие походы очень сложно: нужно предусмотреть множество нюансов, уметь гибко подстраиваться к различным условиям. Это очень сложно достичь компромисса между желанием удовлетворить свои потребности и необходимостью беречь окружающую среду.

Мы же очень рады, что побывали первопроходцами. Для нас этот поход был школой жизни в природных условиях, тем более, Алтай - это такое место - первозданное, чистое, где раскрываются самые тайные стороны человеческой души. Я думаю, что всё это оставило большой след в сердце каждого.

Материалы данного раздела

YВMIV YВMIV
YВMIV YВMIV аватар

Смотрели: 289,775 |

Thank you, your site is very useful!

2 года 51 неделя назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар

Смотрели: 289,775 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/