Вопросы образования всегда являются фундаментальными и приоритетными в развитых сообществах, так как создают основу развития и прогресса.
Инвестирование в человеческий потенциал является системной частью работы социальных правительств. Но вопросы образования для коренных народов, в общем, и для КМНС в частности имеют свои особенности. Не буду затрагивать вопросы стандартного образования от ступени детского сада – школы - среднего и высшего учебного заведения. Это общеизвестный подход в рамках государственной системы образования со своими пробелами и издержками для КМНС в виде местами сохранившейся системы интернатов на Севере, малокомплектностью школ, слабой качественной подготовкой, нехваткой педагогических кадров и тд. Порой это в большей степени вопрос отношений ребенка, родителей, педагогов, государственной системы образования, улучшения инфраструктуры и качества образовательных услуг…
….Не менее важно сегодня посмотреть на образование для КМНС в комплексе и неразрывной связи с вопросами сохранения национальных языков, традиционных знаний и культурного наследия. И эта проблематика выглядит, на мой взгляд, не только крайне важной, а критической для большинства коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Лингвистическое разнообразие коренных народов находится под угрозой исчезновения.
Необходимо учитывать внешние и внутренние факторы:
Внешние:
- Государственная система образования не может или не хочет удовлетворить данные запросы и потребности, с точки зрения создания условий для развития языкового разнообразия. В стране нет ни одной школы преподавания на языках КМНС от начальной до полной средней;
- Утрата традиционных земель, упадок традиционного хозяйствования КМНС как естественной языковой среды применения и общения;
- Промышленное давление на традиционное природопользование и хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, основную сферу применения языков;
- Экономическая ситуация внутри поселков и сообществ не способствует решению вопросов.
Внутренние:
- Малочисленность и ассимиляция. Этническая ассимиляция всегда сопровождается ассимиляцией языковой, даже при сохранении отдельных элементов культуры, традиций и обычаев того или иного этноса. Сегодня молодёжь и родители стали носителями разных языков и культур. Произошло разрушение механизма, обеспечивавшего преемственность знаний, языка и культуры;
- Право того или иного этноса или даже одного его представителя на язык, его сохранение и развитие является правом политическим. Коренные народы имеют значительно меньшие возможности в политической борьбе, чем доминирующие этносы;
- Подорванные человеческие ресурсы и этническая идентичность, уход старшего поколения, социальная незащищенность и экономическая несостоятельность общин.
В целом положение языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации достаточно сильно различается от народа к народу и от региона к региону.
Субъекты Федерации, сумевшие создать региональную законодательную базу, регулирующую правовое положение национальных языков, в значительно большей степени могут гарантировать их сохранение. В регионах, где нет регионального законодательства, упадок происходит стремительно. Также следует отметить, что органы власти регионов, статус которых носит национальный характер (республики и автономные округи) в значительной большей степени занимаются вопросами сохранения этнических языков, чем те, которые такой статус не имеют (области, края).
Международный опыт и опыт саамского народа в частности показывает, что этнические сообщества способны сохранять свои национальные культуры и языки даже в условиях жесткого государственного ассимиляционного давления. И что этнос в состоянии восстанавливать свою национальную культуру, как только изменяется политическая среда.
Образование как система знаний, как и традиционные знания, подразумевают системность и целостность восприятия мира, себя, окружающей среды, определенную гармонию собственного бытия.
Когда для этого есть среда, есть основа, тогда они востребованы, значимы и реализованы на личностном уровне и в сообществе тебе подобных и восприняты в целом в государственной политике. Когда меняются условия, внутренние и внешние, когда выбивается основа и системообразующая база жизни, то происходит и деградация знаний.
Вопросы сохранения Традиционных Знаний и этнических языков в первую очередь связаны со сферой их применения на практике. Традиционные культуры, основанные на традиционном природопользовании, являются фундаментом всего литературного и языкового богатства коренных малочисленных народов Севера.
Непосредственное участие молодежи коренных народов в сборе, фиксации и распространении традиционных знаний – это способ актуализации собственной этнической идентичности.
И главное, чтобы сами коренные народы, их организации, общины, институты, эксперты сами осознали значимость и важность Традиционных Знаний как части всего культурного наследия и истории развития их народов, занимались продвижением и защитой на всех уровнях.
Что необходимо сделать:
Государству:
Создать правовые и экономические условия и механизмы совместно с коренными народами, отвечающие их видению развития и сохранения разнообразия языков КМНС.
Создать государственные индивидуальные программы реабилитации, возрождения и развития всех 40 языков КМНС с учетом региональных и этнических особенностей.
Коренным народам:
Консолидировать внутренние человеческие ресурсы, включая взрослое население, для совместной работы с государственными органами и экспертным сообществом по защите и развитию языков КМНС.
Экспертному и научному сообществу:
Выступить движущей силой с точки зрения обеспечения методической, инновационной, экспертной помощи и создания образовательных и иных площадок для продвижения пилотных и экспериментальных проектов.
Суляндзига Р.В.
Директор Центра содействия коренных малочисленных народов Севера
Объединение независимых экспертов, активистов, лидеров и организаций коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
Группа Абориген является площадкой для объединения независимых экспертов, активистов, лидеров и организаций коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для защиты и реализации прав коренных народов, анализа законодательства и мониторинга ситуации в местах проживания и хозяйственной деятельности, развития партнерства с другими организациями...