Экологические игры, этическая и эстетическая составляющие занятия

Экологические игры, этическая и эстетическая составляющие занятия

Игры должны быть заранее обдуманы преподавателем. Он создает намеренно большой их ассортимент, чтобы на занятии не было недостатка в предложенных вариантах и детям было из чего выбирать.
Даже и при очень большом выборе игр, все равно нужно предложить ребятам придумывать свои игры, отвечающие теме занятия. Совершенно необходимое свойство игры состоит в том, что она должна обязательно отражать экологическую тему данного занятия, с ее помощью практически реализуется изучаемое экологическое правило или приспособление.
Лучше всего для освоения данной адаптации использовать общеизвестные детские игры. Для освоения «заячьего» способа согревания, из них выбираются только подвижные, связанные с беготней, поисками или физическими упражнениями. Можно использовать также и игры-имитации. В них дети показывают поведение, позы и движения различных животных, а окружающие имитатора должны отгадать какое животное он им представил. Тех и других игр можно собрать большой ассортимент в специализированных педагогических книжках посвященных играм, но хорошим дополнением к ним будут игры, придуманные детьми и учителем именно к этому занятию.
Вариантами такой игры могут стать игры-картины или игры-пьесы. Во-первых, по воле и фантазии детей и учителя строится живая картина из учеников, причем с помощью детей воспроизводятся все детали картины, как живые, так и неживые. Живые это конечно животные и растения. Следует детей с раннего возраста приучать к тому, что растения тоже живые существа, хотя и обозначаются на русском языке вопросительным словом «что?». В нашей живой картинке, конечно, есть ощущение холода. Есть в ней чувствительные к холоду существа, а также существа и неодушевленные предметы, не чувствующие холода. Особенностью картинки будет поведение существ чувствительных к холоду, они должны греться «заячьим» способом. Это могут быть мышки, зайцы, птицы и даже крупные животные: косули, лоси, рыси, росомахи. Для игры-пьесы нужен особый сценарий. Он может быть короток, это, скорее всего, просто игровой эпизод на заданную тему. Он может выглядеть в виде диалога, где один персонаж учит другого греться. Тогда в классе часть учащихся будет артистами, а часть – зрителями. Один персонаж предлагает другому варианты действий для согревания, часть из которых не могут помочь замерзающему, и ему нужно выбрать правильный способ. В такой игре, конечно, примут участие все дети. Тогда она становится забавной викториной, где заведомо неверные предложения, вызывающие общее веселье, перемежаются с дельными. Можно усложнить ее немедленными проверками предложенных способов, важно учителю в домашней заготовке придумать их побольше. В итоге таких игр запоминается, что предпринимать для согревания, в какой мере это поможет и в каких жизненных ситуациях пригодится такой опыт.
Есть смысл использовать для обучения экологии уже известные и привычные игры, в которых имеется какая-либо природная компонента. Так, например, хороши и интересны игры созданные Дж. Корнеллом, они учат любить природу, наслаждаться ей. Осталось только слегка усилить экологическую компоненту в такой игре, или заострить на ней внимание играющих. Вот несколько примеров.

«Игра 3. ПЕШКОМ ВСЛЕПУЮ
Очень просто организовать и провести эту игру. Разбейте группу на пары, дети и взрослые вперемешку, или дети с детьми. Каждая пара сама решает, кто будет первым ведущим, а кто наденет повязку на глаза. Ведущий ведет ведомого по тому маршруту, который ему нравится, обращая внимание на поваленные стволы и ветки. Ведущий дает возможность своему ведомому прикасаться к предметам, представляющим интерес, проводит ведомого вблизи источников звуков и запахов.» (Дж. Корнелл,1999, стр. 23)
А ведь именно так, без участия глаз всю свою жизнь проводит крот. Так что наш ведомый постигает жизнь крота. Он оценивает с помощью звуков, запахов и главное – прикосновений весь внешний мир, выделяя в нем вещи опасные, но также вещи приятные и нужные. Он может по ходу действия называть предметы, которые он опознал. Ведущий оценивает точность восприятия своего «крота». Они меняются ролями, и игра приобретает новый интерес и смысл. Участвующий в такой игре взрослый тоже развивает свое чувственное восприятие мира и обучается.

«Игра 7. ЗВУКИ
В лесу, на лужайке, около воды или в парке дети ложатся на спину и поднимают вверх руки, сжатые в кулаки. Как только кто-либо слышит птичью песню, он отгибает один палец. Кто лучше всех слышит? Это замечательный способ научить детей слышать звуки (и тишину) природы. Чтобы было еще интереснее, попробуйте досчитать до десяти, когда не слышите ни одной птицы. Вариант игры: слушать звуки, издаваемые животными, а если их тоже нет, слушайте шуршание травы на ветру, шелест падающих листьев, журчание воды.» (Дж. Корнелл,1999, стр. 32)
Добавить сюда чуть больше экологического текста. Зайцу нужно получше слышать и поэтому у него большие уши. Сове тоже необходим тонкий слух и у нее самые огромные уши среди птиц. Проверим, зависит ли слышимость от величины уха. Приложим к ушам ладони и направим их на источник звука. Вот мы слышим как сова! У кого-то обнаружился газетный или тетрадный лист. А не сделать ли нам «заячьи уши»? Поэкспериментируем. Кто-то из играющих стучит веточкой по стволу дерева невдалеке, а мы все сильнее увеличиваем свои уши и все лучше слышим эти звуки. А теперь еще чьи-нибудь звуки послушаем то, как заяц, то, как сова, а то, как человек.

«Игра 9. НЕПРИРОДНАЯ ТРОПА
Эта игра показывает роль защитной окраски в жизни животных.
Выберите тропу 10 – 15 м и усыпьте ее искусственными предметами (10–15). Некоторые из них должны быть заметны сразу же (электролампочки, надувные шарики). Другие должны сливаться с окружающей средой, чтобы их было труднее обнаружить. Держите в секрете от детей количество предметов.
Дети проходят по тропе по одиночке, пытаясь обнаружить (не поднимая) как можно больше предметов. Когда каждый доходит до конца тропы, сообщает вам (на ухо) сколько предметов он заметил. Если никто не увидел всех предметов, то объявите всем, сколько было замечено и скажите, что их было на самом деле больше. И пусть дети пройдут тропу еще раз!
Закончите игру обсуждением, как защитная окраска помогает животным спрятаться. Затем поищите мелких животных с характерной защитной окраской (насекомых, пауков и т.д.).» (Дж. Корнелл,1999, стр. 33)
Защитная окраска может быть не только маскировочной. Часть наших предметов намеренно ярко окрашена. Ярко красная лампочка на тропе предупреждает – «Не наступи, порежешься!». Не всем животным нужно прятаться, проще объявить о своей несъедобности, предупредить об опасности, которой можно подвергнуться, напав на такое животное. Такая окраска тоже защитная и называется предупреждающей. Найдите животных защищающихся этим способом, их ведь совсем не трудно заметить.
Итак, игра развлекает, развивает, нарабатывает навыки, как и положено любой игре. Ведь игра всегда модель жизни. Кроме того, игра обязательно обучает, в данном случае экологии. Повторим главную мысль, диктующую организацию игры, в ней должна присутствовать экологическая компонента, причем именно она должна быть внятно донесена до сознания играющего и закреплена в нем как экологическое правило, приспособление, прием, используемый организмами. Без этого игра становится непригодной для экологического обучения и воспитания. Сколько бы в ней не было призывов обратить внимание на красоту природы и полюбить все живое, она не станет от этого экологической.

Этическая и эстетическая составляющие занятия
С самых первых занятий в них должны присутствовать этические и эстетические компоненты. Ведущая из них первая, а вторая помогает и частично обосновывает будущие жизненные правила, формирование которых происходит на занятиях по экологии. Основной постулат, доминирующий при изучении экологии, при обсуждениях действий и поведения человека среди других живых существ и природных объектов должен утверждать равенство человека с другими животными планеты. Он же ориентирует ребенка на абсолютную самоценность каждого живого организма. Не менее важна самоценность и важность красивых, радующих глаз соотношений неживых объектов (горы, скалы, береговая линия моря, простор тундры или степи). Конечно, очевидна и ценность совокупности живых с неживыми. Таковы, например, поляна в лесу, красивое дерево на фоне скалы или просто стоящее у дороги. Лесной, степной или другой пейзаж, бархан в пустыне с его растительными и животными обитателями, недаром же эти картины рисуют художники. Даже нарисованные, они привлекают внимание людей своей красотой. Беда только в том, что в картинной галереи, как правило, оказывается больше ценителей красоты, чем в естественном уголке природы, откуда можно наблюдать такой пейзаж или бархан. Так ведь наша задача в том и состоит, чтобы многократно увеличивать число людей способных чувствовать красоту природных объектов.
Человек это один из обитателей природы нашей планеты, по своей сути (конструкции) он относится к животным и обладает всеми функциями животного. Отсюда во многом определяется его экологическая роль. Среди крупных млекопитающих, к которым относят и человека это, по-видимому, самый многочисленный вид и, уже поэтому, для природы потеря особи человека гораздо менее ощутима, чем потеря особи, например, персидского леопарда. Ведь этой кошки, занесенной в Красную книгу, на Земле осталось считанное количество экземпляров. В то же время человек обладает громадным интеллектом, сознанием, хранилищем общественной памяти и культуры человеческого общества и жизнь его соплеменниками оценивается очень высоко. Любое общество людей, во всяком случае, декларирует исключительность каждой человеческой жизни. Будем следовать этой декларации, но не забывать и о том, что человек на планете не одинок, что его жизнь прямо зависит от его биотического (а не только социального) окружения и что жить вне биоценоза ни человек, ни группа людей, ни человечество в целом не может.
Для удобства жизни в любом обществе вырабатываются правила, и мы о них говорили выше. Это этические правила общения между людьми, в которые входят понятия справедливости, добра, благородства, сострадания и пр. Необходимо выработать такие же этические правила и для жизни среди живых организмов других видов. Уже много лет ученые и философы стараются выработать такие эколого-этические постулаты. Однако нельзя ждать, когда они будут окончательно сформулированы, обществом утверждены и рекомендованы для обучения им детей. Почему бы ни воспользоваться уже выработанными этическими правилами для общения между людьми и не начать обучения детей на занятиях использованию этих правил, но уже по отношению к живым существам? Очень велика вероятность того, что это будет запечатлено в сознании, и ребенок будет следовать таким этическим постулатам всю свою жизнь.
Простые этические правила начинаются с того чтобы не утомлять соседа излишним вниманием, назойливостью. В отношении всех прочих живых существ действуют они же. Не мешать, не тревожить, не пугать животное, дать ему максимальную возможность заниматься своей деятельностью. Эффект присутствия человека всегда должен быть максимально уменьшен. Ребенок при виде живого существа должен научиться не бежать к нему не хватать его или давить, рассматривая его внутреннее содержимое, а постараться не помешать, не напугать животное. Дать ему беспрепятственно заниматься своими делами. Можно посмотреть, что делает этот организм, полюбоваться им, но тактично, не мешая ему.
Животные живут по законам своего вида и человек в большинстве случаев незнаком с этими правилами. Он обычно не знает, как помочь живому существу и поэтому подменяет чужие правила своими. Так ребенок нашедший на улице птенца сразу представляет себе, что птенец потерялся (ведь одинокий ребенок в лесу, это обычно потерявшийся ребенок), что он голоден и подвергается многим опасностям. Оценивая по своему ситуацию, маленький человек начинает помогать птенцу, не зная правил его поведения в природе. Он ловит бедного птенчика, чем очень сильно его пугает. Далее – несет пойманного домой и там пытается кормить его (не той пищей, которая нужна птенцу), и обогревать (в чем птенчик совсем не нуждается). В итоге этой «заботы» птенец либо гибнет, либо выживает и становится совершенно неспособным жить в природе. Птенец же этот, называемый слетком не выпал из гнезда, а покинул его сознательно. Он находится под опекой родителей. Они его кормят и пытаются защищать. Сердобольный ребенок по незнанию сломал всю систему их отношений и, по сути, погубил птенца, на выращивание которого была потрачена уйма времени и усилий. Отсюда и этическое соображение, компенсирующее наше незнание – не вмешивайся в природный ход событий, не пытайся по своему помочь животному или растению. Тот же врачебный принцип, который проповедовал Гиппократ – «Не навреди!».
Иное дело, когда живому организму действительно угрожает видимая опасность, здесь следует поступать так, как учил А. Швейцер. Помоги жуку червяку или другому беззащитному животному, покинуть зону опасности. Унеси его с дороги или дай возможность ему перебежать ее и скрыться в безопасном месте. Этим ты и проявляешь то самое швейцеровское благоговение перед жизнью.
Любой из уроков, каждое экологическое занятие должно нести этическую компоненту. Ученик должен знать, что нанесение вреда живому существу ничем не отличается от нанесения вреда своему товарищу. Неуважение к чужой жизни это ведь и обесценивание собственной. Очень важно чтобы подобного рода проступки не оставались тайными. Они должны обсуждаться. А коль скоро учитель развивает такое направление в обучении экологии, если он собирается привить своим подопечным этические и эстетические принципы отношения к живому, то, наверное, не нужно ждать неэтичных поступков у учеников. Не они являются основными обучающими моментами. Можно моделировать элементы такого поведения, предлагать на обсуждение варианты этических ошибок и обсуждать их на занятии.

Материал русских сказок лает обширное поле деятельности для такого обучения, но вот беда, под персонажами там предполагаются люди. Поэтому у героев только названия взяты из растительных и животных царств, а действуют и понимают они как люди. Наверное, можно экологизировать фрагменты таких сказок, приблизить их к экологическим ситуациям и проявить в этих по-новому представленных эпизодах этическую составляющую. Вспомним: «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы – ледяная…». Вернем этих персонажей из системы человеческих отношений, куда привела их сказка в их природный мир. И заяц, и лисица в большей мере существа бездомные. Лисица создает укрытие для своих щенков весной и в первую половину лета, а заяц и этого не делает. Зато зимой заяц устраивает себе в снегу удобные «лежки» – снежные норы на каждый день или в морозы использует такую несколько суток. Лисица же, имея толстую меховую шубу, обычно не устраивает себе лежек. Итак, наш заяц имеет временный зимний дом, а лиса зимой совершенно бездомна. Можно предложить детям такую этическую задачу: кого из этих зверей меньше потревожит охотник, если случайно спугнет их днем. Лиса, испугавшись, убежит подальше и продолжит поиски своего корма, заяц же, поднятый с лежки днем, потеряет надежное и теплое укрытие и вполне вероятно до самой ночи будет скитаться и обходиться временными. И только пробегав и прокормившись всю ночь, под утро может сделать себе новую лежку. Итак, с зайцем охотник поступил более несправедливо, чем с лисицей.
Нужно заметить, что вовсе нет необходимости перелицевать все сказки и на занятиях использовать только их экологизированные версии. Сказка важна в обоих прочтениях, ведь ребенку предстоит жить не только в природе, но и среди людей.

Лев Ердаков
Из монографии "Непрерывное экологическое образование (Экология для зеленых)"

Другие материалы

01.10. | Гость | Событие
01.09. | Гость | Статью
В группе: 1,565 участников
Материалов: 1,518

Целью научно-исследовательской лаборатории проблем непрерывного экологического образования является проведение научных и методологических исследований

Цели и задачи лаборатории Целью научно-исследовательской лаборатории проблем непрерывного экологического образования является проведение научных и научно-методологических исследований в сфере непрерывного экологического образования, обновление концепции такого образования, выработка теоретических и методологических его основ. Реально развивать три направления непрерывного...

Фотогалерея

Художник Смирин Владимир

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Другие статьи

Активность на сайте

сортировать по иконкам
2 года 50 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,950 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 5 дней назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,950 |

Thank you, your site is very useful!

3 года 6 дней назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,950 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 29 недель назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,950 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

3 года 6 дней назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 9,209 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!