- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
Угольная промышленность и традиционный образ жизни коренных народов Кемеровской области
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Опубликовано Гость - 24.05.12
Шорцы, древний народ Южной Сибири, который еще в древности одним из самых первых освоил кузнечное дело, и широко славившийся кузнечных дел мастерами, сегодня является классическим примером народа лицом к лицу столкнувшегося с «ресурсным проклятием» современной цивилизации.
Кемеровская область располагается в южной части Западной Сибири. Область является одним из самых промышленно развитых регионов России. В области проживает более двух с половиной миллионов человек. Основу экономики Кемеровской области составляют угледобывающая и металлургическая промышленность. Общие геологические запасы угля Кузнецкого бассейна (Кузбасс) оцениваются более чем в 700 млрд. тонн, что составляет около 70 % всех угольных запасов России. Регион ежегодно добывает около 100 млн. тонн каменного угля (до экономического кризиса 2008 г. около 180 млн. тонн) – около 60 % общего объема российского угля. В области действуют более ста угледобывающих предприятия.
Основными покупателями кузбасского угля являются европейские страны – Великобритания, Нидерланды, Германия, Польша, Дания, а также Китай, Южная Корея, Турция и т.д. Всего уголь во внешнеторговом обороте области составляет более 70 %, так за 2011 г. было продано на экспорт около 70 млн. тонн на общую сумму около 7 млрд. долларов. В области действуют крупнейшие российские металлургические и энергетические предприятия: ОАО «Гурьевский металлургический комбинат», ОАО «Кокс», ОАО «Кузнецкие ферросплавы», ОАО «Мечел», ОАО «СУЭК», «ЕвразХолдинг» и др.
Коренные малочисленные народы, проживающие исторически в Кемеровской области – шорцы и телеуты. Всего в России проживает около 13 тыс. шорцев, из которых 11 тыс. живут именно в Кемеровской области. Телеутов в области проживает около двух с половиной тысяч. Эти тюркоязычные народы проживают в основном на юге, юго-востоке области главным образом в горнотаежной местности, получившей вначале XX в. название Горная Шория. Основные занятия шорцев – сельское хозяйство, в том числе земледелие и животноводство, пчеловодство, а также традиционные хозяйственные промыслы — охота, рыболовство, сбор кедровых орехов. Коренные малочисленные народы составляют полпроцента всего населения Кемеровской области. В области нет поселений исключительно шорских или телеутских, как правило, это посёлки со смешанным населением.
В области несколько десятков посёлков, где преобладают шорцы и телеуты, в основном это крайне небольшие населенные пункты. Шорцы, древний народ Южной Сибири, который еще в древности одним из самых первых освоил кузнечное дело, и широко славившийся кузнечных дел мастерами, сегодня является классическим примером народа лицом к лицу столкнувшегося с «ресурсным проклятием» современной цивилизации.
История развития угольной промышленности в Кемеровской области насчитывает несколько веков, так еще в 1721 г. рудознатец Михайло Волков открыл в районе г. Кемерово первое месторождение угля. Первым интерес к разработке кузнецкого угля проявил уральский промышленник А.Н. Демидов, который уже в конце XVIIIвека организовал здесь несколько металлургических заводов. В начале ХХ века в области начинаются работы по созданию угольных и металлургических предприятий. Создание угольного и металлургического индустриального узла было резко ускорено накануне Второй мировой войны, в рамках создания резервной Сибирской промышленной базы в глубине страны, вдали от западных границы. Кемеровская область была образована в 1943 г. в целях развития Кузбасского промышленного узла. С тех пор индустриальная база Кузбасса только расширялась. Некоторый промежуток был сразу после крушения Советского Союза в связи с кризисом производства, закрытием угольных шахт, однако с началом 2000 г. промышленность, в первую очередь угольная, восстановила свои позиции.
Экологическая обстановка в Кемеровской области является по оценкам всех экспертов (включая представителей государственных контролирующих органов) неблагоприятной. Регион имеет ярко выраженную сырьевую специализацию. Промышленность является ведущим сектором экономики области, а также главным фактором негативного воздействия на окружающую среду. Новокузнецк, по оценкам Минприроды России является одним из самых грязных городов в стране.
В докладе «О состоянии окружающей среды Кемеровской области в 2011 г.», подготовленном областной Администрацией указано, что средняя концентрация отдельных вредных загрязняющих веществ в атмосфере области превышает предельно допустимые концентрации, установленные в российском законодательстве в 2-3 раза, а в некоторых случаях до 18 раз. В этом же докладе фиксируется, что вода в реках области, протекающих в зонах промышленной деятельности, характеризуется как загрязненная и очень загрязненная. А в отдельных случаях эксперты фиксируют «экстремально высокое загрязнение» воды.
Для Кемеровской области характерны все основные составляющие негативного влияния промышленности: крупные масштабы промышленного производства, высокая степень концентрации промышленных объектов в юго-западной и западной частях области, структура промышленности, включающая виды промышленности высокого класса вредности (добыча полезных ископаемых, металлургическое и химическое производство, производство электроэнергии). Развитие ресурсоемких отраслей промышленности сопряжено с большими экологическими издержками. Это разрушение земель в результате угледобычи, образование гигантских производственных отходов, загрязнение окружающей среды выбросами и сбросами металлургических, химических, угледобывающих и других промышленных предприятий, снижение биологического разнообразия на индустриально освоенных территориях и другие неблагоприятные экологические последствия. Усугубляет ситуацию высокая концентрация экологически неблагоприятных производств на сравнительно небольшой по площади территории области, высокий износ технологического и очистного оборудования.
Промышленность в Кемеровской области, особенно угольная промышленность, оказала и продолжает оказывать разрушительное воздействие на образ жизни коренного населения – телеутов и шорцев. Описание масштабов воздействия угольной промышленности на общины коренных народов можно найти в письме шорца Вениамина Борискина, направленного в адрес Ассоциации КМНСС и ДВ РФ в феврале 2012 г., с просьбой о помощи. Он пишет о проблемах небольшого поселка Казас, расположенного на территории Мысковского городского округа Кемеровской области:
«В течение десятилетий вокруг поселка разрезы "Сибиргинский", "Междуреченский" и "Красногорский" добывают уголь. За это время уничтожены наши леса, загублена речка Казасс. 8-й участок разреза "Междуреченский" и 3-й уч-к р-за "Красногорский" непосредственно на территории поселка ведут свои работы, сливая свои отходы в речку Казасс. Были многократные обещания руководителей построить очистные сооружения, но ничего до сих пор не сделано. Границей этих разрезов была речка Казасс. На другой, левой стороне речки была "зеленая зона", которую руководители обещали не трогать. Жители просили также не трогать святую для жителей поселка гору Лысую (по шорски "Карагай наш") и "Тачигей". Эти горы закрывали от разрезов. Но несколько лет назад на базе 8-го участка образовался новый разрез "Береговой". Этот разрез наплевал на все обещания и начал работы за речкой Казасс. Уже раскопана огромная территория и с тыла раскапывается гора Тачигей. А летом этого года жители увидели экскаватор на нашей святой горе. Разрезы наплевали на жителей поселка Казас и продолжают терзать нашу землю. Взрывы гремят в такой близости, что видно как разлетаются камни. Пока до поселка они не долетают. Пока. Некогда полноводная речка обмелела и заилилась до состояния ручья. Глубина в самом глубоком месте не более 60 см., а на мели - 5-10 см. Зимой она промерзает до дна. А когда на разрезах откачивают воду, она идет поверх льда, замерзает. И так каждый день. За зиму намерзает такой слой, что воду из проруби достаешь, как из колодца, ведром с веревкой.
Жителей в поселке осталось совсем немного. Некогда большой поселок в 50 дворов с большими семьями, вымер. Разрезы убили шорский поселок, которому 100 с лишним лет. Жители ничего не получили за свои богатства и молча ушли в могилу. На окраине вырос второй поселок - кладбище. В данный момент в поселке Казас осталось 6 бабушек - пенсионерок, 1 дедушка - пенсионер, 4 семьи с детьми.
Жить в поселке стало невозможно, люди мечтают о благоустроенных квартирах в городе. Неужели разрезы, качая миллионы тонн угля из наших территорий, не смогут обеспечить квартирами оставшихся жителей поселка Казас? Или это судьба шорцев умирать на своей земле нищими и обездоленными?»
Поселок Казас, входит в состав Чувашинского национального сельского совета. Всего на территории сельсовета в 6 деревнях проживают 520 шорцев, которые составляют 65% от общего числа населения проживающего на территории сельсовета. На территории сельского совета работают 3 угледобывающих разреза: Сибиргинский, Междуреченский и Красногорский. В результате деятельности разрезов нарушены земли традиционного природопользования шорцев, загрязнены реки, уничтожены леса и животный мир. Коренное население не получает никакой компенсации за нарушенные земли и изменение традиционного уклада жизни. Одна из деревень Курья в 50-е годы была полностью уничтожена и все население (в основном шорское) было переселено в основном в город Новокузнецк.
С 1994 года глава Чувашинского сельсовета Егор Бекренев (бывший президент Ассоциации коренных народов Кемеровской области) пытался добиться, чтобы угольные предприятия, которые ведут добычу угля на территории Чувашинского сельсовета, платили компенсационные выплаты за использование недр в бюджет Чувашинского сельсовета на социально-экономическое развитие сельсовета. Однако, к сожалению, постоянной, планируемой договоренности о поддержке социально-экономического развития шорцев, проживающих в данном муниципалитете, с угольщиками достигнуто так и не было. К тому же налоги от добычи полезных ископаемых в России в основном зачисляются либо в федеральный бюджет (от 40 до 100 процентов), либо в региональный бюджет. Таким образом, в распоряжении муниципалитета остаются только земельный налог и косвенные платежи от деятельности промышленных производств на своей территории (плата за аренду муниципальной собственности, часть налога на доходы работников предприятий и др.), что составляет крайне незначительную часть от общих налоговых платежей и в особенности доходов угледобывающих предприятий.
Как пишут местные жители, на период начала строительства разреза Сибиргинский, ни поселок Чувашка, ни, тем более, поселок Казас в материалах государственной экологической экспертизы не фигурируют. Ближайшим к разрезам населенным пунктом указан - г. Мыски, расположенный в 20-ти км. от разреза. То есть получается, что в проектных документах таких населенных пунктов и, соответственно, их жителей как бы не существует в природе. В настоящее время поселок Казас полностью окружен угольными разрезами, и угольной инфраструктурой (железной дорогой с одной стороны), а с другой стороны речкой, в которой течет отравленная вода, которой вынуждены пользоваться жители поселка. Круглый год задыхаются в угольной пыли, которая покрывает буквально все вокруг, проникает в дома, в легкие, толстым слоем ложится на любой поверхности. При массовых взрывах на угольных разрезах в домах жителей п. Казас нередко вылетают стекла из окон, приходят в негодность и разрушаются постройки, ветшают дома.
При этом органы государственных экологических служб находят, что вода в речке соответствует санитарным нормам. Однако жители отмечали, что вода в реке иногда течет чище, а иногда грязнее, и считают, что нужно брать пробы именно тогда, когда в речке течет грязная вода, а не наоборот как это делают государственные службы. В поселке отсутствует школа, нет медицинского пункта, почты, магазина. За всем необходимым приходится ездить в соседний поселок. Об этом неоднократно жители поселка Казас писали и жаловались в многочисленные инстанции в области, однако ситуация не сдвигается к лучшему, а представители властей им отвечают, что нужно чем-то жертвовать ради экономического развития региона. В один из периодов собственники угольных предприятий даже устанавливали кордон на подъезде к поселку, на котором службы безопасности предприятий могли останавливать и проверять частные машины, в том числе жителей поселка.
В этом смысле крайне показательно интервью Губернатора Кемеровской области Амана Тулеева Журналу «Человек и труд» (№7 за 2007 г.) и другие его выступления. В нем говорится очень много о проблемах промышленного развития региона, социального и даже культурного, но практически нет слов о проблемах экологии региона. Следует отметить, что ежегодно Администрацией Кемеровской области заключаются соглашения с угольными компаниями о сотрудничестве, в которых отдельной строкой прописываются мероприятия по поддержке и развитию территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Кемеровской области. Однако как заявляют многие коренные жители области, никто из них не знает, куда уходят эти деньги.
В целом крайне сложная экологическая ситуация, сложившаяся вокруг поселка Казас и негативно влияющая на традиционное природопользование общин коренных народов в регионе, является типичной для Кемеровской области. Так в списке «горячих точек», в которых наблюдается наиболее сложное положение, составленном активистами Ассоциации коренных малочисленных народов Кемеровской области, совместно с экспертами – находится еще 12 таких населенных пунктов.
Так угольная промышленность уничтожает традиционные культуру и природопользование шорцев – древнего народа, который по праву гордится своей богатой историей и культурой, который попал в водоворот «проклятия ресурсов». В целом экологическая обстановка в Кемеровской области является одной из самых неблагоприятных в России. Любой незнакомый с регионом человек, прилетая в Новокузнецк, сразу отмечает огромное черное марево отравленной атмосферы над городом и единственное сравнение в России, которое приходит в голову – это Норильск, где находится самый гигантский российский металлургический комбинат «Норникель». И шорцы живут в центре этого ада, потихоньку умирая от болезней. А «угольные бароны» продолжают зарабатывать миллиарды долларов, продавая «черное золото».
Дмитрий Бережков
Вице-президент АКМНСС и ДВ РФ
Другие материалы
Другие материалы
08.11.
|
Гость
|
Статью
В группе: 1,304 участников
Материалов: 1,036
Проблемы и перспективы экологического движения в Сибири, Дальнем Востоке, других регионов России и мира
Мы рады приветствовать Вас в группе сторонников "ИСАР-Сибирь".
ИСАР-Сибирь ведет свою деятельность в качестве неформального объединения экологических экспертов и активистов с 1996 года.
Цель - развитие экологического движения, активизации его роли в становлении гражданского общества, для достижения позитивных практических результатов в области защиты окружающей среды....
Календарь
Другие статьи
Активность на сайте
3 года 5 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 304,567 | |
3 года 8 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 304,567 | |
3 года 8 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 304,567 | |
3 года 36 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 304,567 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
3 года 8 недель назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,362 | |
С применением техногенного оружия скоро никого не останется против кого его применять http://kapital-rus.ru/articles/article/207792/ природа и климат все нарушается. Вот она борьба за ресурсы, уничтожающая Землю.
monsaami, Норильский никель у вас.У нас Кольская КГМК, входящая в состав НН. Представляю в какой экологической катастрофе живут шорцы, саами в таком же положении.
Одна проблема у разных народов.