По данным монреальской The Gazette, проанализировашей на прошлой неделе данные с сайта японского Агентства по рыболовству (Roslin, 2012), ежемесячно в среднем 60-80% японских морепродуктов содержат радионуклиды, попавшие в океан в результате атомной катастрофы на АЭС Фукусима Дайичи в марте 2011 года.
В ноябре 2011 года из проанализированных 1100 образцов радиоактивный цезий был обнаружен в 73% макрели, 91% палтуса, 92% сардин, 93% тунцов, 94% трески и анчоусов, 100% карпов (из прудовых хозяйств?), водорослей, акул и скатов. Хотя большинство образцов рыб (как и все водоросли) были добыты в прибрежных водах, некоторые радиоактивно загрязненные рыбы вылавливались в сотнях километров от берегов Японии. В 20% образцов уровень содержания радио-цезия в ноябре 2011 года превышал установленный в Японии безопасный – 100 Бк/кг (в том числе в 18% образцов трески, 22% – камбалы, 33% – водорослей) – в 16-ти из 22-х проанализированных видов морепродукции. Самый высокий после катастрофы средний уровень радиоактивности японских морепродуктов отмечен в апреле (373 Бк/кг). В ноябре этот уровень составил 111 Бк/кг, что выше октябрьского уровня (78 Бк/кг). В ноябре 0,8% всех образцов морепродуктов имели радиоактивность по цезию более 1000 Бк/кг, 2,7% – более 500 Бк/кг (в октябре соответственно 0,2 % и 1,0 %). По другим данным, в 60-ти км от Фукусимы уровень загрязнения донных рыб (песчанка) в десятки раз превышал допустимый безопасный, а уровень загрязнения водорослей–макрофитов превышал безопасный до 19000 раз. Все эти данные резко противоречат данным Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии (обзор см. Саматов, 2011). Для официальных данных разных ведомств Японии после Фукусимы такое расхождение не удивительно: как неоднократно признавались официальные лица – факты сознательно скрываются, чтобы избежать паники. У меня больше доверия к материалам Агентства по рыболовству, о которых пишет канадская TheGazette. Тем более, что они близки к данным, полученным Гринпис Японии в октябре 2011 года: радиоактивно загрязнены были 57% образцов морепродуктов из магазинов и супермаркетов на востоке Японии (Гринпис, 2011).
Радиоактивное загрязнение Мирового океана от АЭС Фукусима-Дайичи – самое крупное в мировой истории. До середины июля в океан, по расчетам французского Института радиационной защиты и ядерной безопасности (IRSN), с Фукусимы попало 27,1 ПБк цезия-137 (27,1 х 1015 Бк) (Brumfiel, 2011).
По расчетам BuesselerK. etal. (2011), в результате Фукусимской катастрофы в Мировой океан только с радиоактивными осадками попало до 100 раз больше радионуклидов, чем от Чернобыля [1]. Кроме радионуклидов их атмосферных осадков, в Тихий океан от Фукусимы было сброшено в апреле 11 тыс. тонн слабо-радиоактивной воды, использованной для охлаждения аварийных реакторов и хранилища отработанного ядерного топлива, а также точно неизвестное количество радионуклидов из поверхностного стока с территории АЭС (не меньше многих сотен тонн). В последние месяцы в океан должны были начать поступать радиоактивные грунтовые воды из-под аварийной АЭС.
В результате всех этих поступлений уровень радиоактивного цезия в поверхностных водах океана вблизи АЭС через месяц превышал фоновый [2] уровень 2010 года до 45 млн. раз (соответственно, 1.5 Бк/м3 и 68 млн Бк/м3). В мае этот уровень загрязнения сократился в 1000 раз, в июле темп сокращения резко снизился (сохранилось превышение фона в 10 000 раз) (BuesselerK. etal., 2011).
Кроме того, значительное количество радио-цезия выносится в океан реками, водосборный бассейн которых захватывает радиоактивно загрязненные территории Японии. Только одна из рек (Abukumagawa) в префектуре Фукусима ежедневно выносила в океан в июле-августе радиоцезия больше, чем попало в океан с загрязненными водами в течении всего апреля с территории аварийной АЭС - 29.1 млрд Бк цезия -137 и 23.4 млрд Бк цезия-134 (Eisuke, 2011). Более 90% радио-цезия содержалось в мелко-дисперсных осадках, около 10% было растворено в воде.
Даже без учета выноса реками с территории Японии, теоретически фукусимский радио-цезий удвоит концентрацию этого радионуклида в Пацифике: его средняя концентрация составит 0,004 Бк/л – вдвое больше, чем после атмосферных испытаний атомного оружия в 60-х гг ХХ в. (Brumfiel, 2011).
Cучетом приведенных выше данных – чем грозит России радиационное загрязнение Тихого океана от Фукусимы? Официальный ответ многократно повторенный – ничем не грозит. По результатам измерений выполненных в апреле-мае на НИС “Павел Гордиенко” у Курил уровень цезия-137 в океане был 0,002 - 0,004 Бк/л, уровень цезия-134 – 0,001 – 0,003 Бк/л (Неклюдова, 2011).
К сожалению, официальный оптимизм не имеет серьезного научного обоснования. Ниже я перечисляю лишь некоторые из причин для беспокойства по поводу возможного радиоактивного загрязнения российских морепродуктов:
Рыба, выловленная японскими рыбаками за сотни километров от Японии, оказывалась опасно радиоактивной (некоторые районы российского промысла находятся на таком расстоянии от Японии).
Основная масса аварийных радионуклидов распространялась по воздуху. Моделирование этого распространения показывает (см. Рисунок), что в российских рыбопромысловых районах около Камчатки, Командорских островов, в Беринговом море должно было выпасть значительное количество цезия-137.
Рисунок: Результаты моделирования распростраения радионуклидов выброшенных на АЭС Фукусима - Дай-ичи в марте 2011 года Meterorological Research Institute Метеорологического агенства Японии (Moshizuki, 2011a).
Кроме цезия-137 в океан попало значительное количество радио-стронция, плутония и других радионуклидов.
Известно, что содержание радионуклида в живых организмах может возрастать в десятки тысяч раз по сравнению с его концентрацией в воде [3]. Если предположить, что в более загрязненной фукусимскими выбросами Северной Пацифике среднее содержание цезия-137 составит в 2-5 раз больше, чем при теоретически равномерном распределении по всему океану (см. выше), то есть 0,01- 0,02 Бк/л, то при теоретически возможном уровне биоконцентрации в 10 000 раз, уровень этого радионуклида в теле рыб из отдаленных от Японии на тысячи километров частях океана может достигнуть через несколько лет 100 Бк/кг – то есть, считающегося опасным даже по современным явно заниженным нормам радиационной безопасности.
Высоко-радиоактивные особи рыб встречаются среди низко-радиоактивных. Это показывает, что радиоактивное загрязнение возможно внутри, казалось бы, однородных с экологической точки зрения по пищевому и другому поведению стайных промысловых рыб.
Из всего этого следует вывод, что для обеспечения радиационной безопасности морепродуктов на Российском Дальнем Востоке надо налаживать многолетнюю систему ТОТАЛЬНОГО контроля уловов в Сахалинской и Магаданской областях, Камчатском, Приморском и Хабаровском краях и Чукотском АО. Такой тотальный государственный контроль конечно нереален, но его можно организовать (как показывает современный японский опыт) на общественно – гражданской основе.
Примечания [1]В 1986 году чернобыльские осадки радиоактивно загрязнили Мировой океан во всем Северном полушарии, но особенно - Черное море и другие акватории Средиземного моря, а также Северную Атлантику, включая Балтику и Северное море. Опасно загрязненная чернобыльскими радионуклидами норвежская сельдь уже через неделю была задержана на таможне США (Яблоков и др., 2011). [2] Фоновый уровень загнрязнения цезием-137 определяется остатками этого радионуклида от атомных испытаний в атмосфере до 80-х гг. и чернобыльского выброса. [3]Более 20 000 раз для чернобыльских цезия 141/144 и ниобия-95.