История Красногорского гидроузла началась в начале двухтысячных годов, когда было проведено масштабное исследование бассейна Иртыша на территории двух государств – Казахстана и России. Поводом для исследования послужили планы по использованию ресурсов реки для развития территории Сянь-Чжань Уйгурского автономного округа Китая и новой столицы Казахстана - Астана. Предполагалось, что за счёт переброски части стока Верхнего Иртыша, будут обеспечены водой десятки миллионов человек, переселяемых на северо-восток Китая, а также сотни тысяч человек, переезжающих в новую столицу Казахстана. При этом указывались объёмы водоотведения, составляющие по оценкам в Китае до 15%, а в Казахстане до 5% общего стока Иртыша на границе с Россией.
Возможный забор пятой части водостока реки, которая не только является единственным источником питьевого водоснабжения города Омска с населением более миллиона человек, но и имеет существенное биосферное значение для поймы на протяжении тысячи километров как в России, так и в Казахстане, был воспринят как транснациональная проблема [1]. В результате в бассейне Иртыша были выполнены несколько международных проектов, в том числе, международные трансграничные проекты FASEP (1999-2000, Франция, Казахстан), FFEM (2001-2004, Франция, Казахстан, Россия), TACIS (2002-2004, ЕС, Казахстан, Россия), и несколько локальных проектов в Казахстане и России в 2004-2009 годах. Основным итогом проектов было признание того, что средняя часть Иртыша, фактически, утратила своё естественно-природное состояние, начиная с 1960 года, после полного зарегулирован плотинами трех ГЭС (Бухтарминской, Усть-Каменогорской, Шульбинской), и нуждается в межгосударственном согласовании правил совместного использования водных ресурсов. При этом российскими исследованиями было показано, что проблемы с объёмом воды, необходимой для водоснабжения Омской области, не возникает, даже при полной реализации прогноза, но могут существенно ухудшиться условия существования поймы Иртыша, как особого биогеоценоза. Выходом в данной ситуации могло стать такое регулирование стока каскада казахстанских плотин, которое бы обеспечивало необходимый для сохранения поймы объём стока [2], что и было осуществлено на территории Казахстана.
Однако руководство Омской области принимает другое решение и предлагает строить плотину на Иртыше, которая, по мнению губернатора Л.К.Полежаева, обеспечит водой Омскую область. Первый вариант предполагал строительство гидроузла выше Омска с водохранилищем сезонного типа, поддерживающим необходимый уровень воды в реке за счёт подпора стока в верхнем бьефе и попусков в нижний бьеф. Объём водохранилища определялся в 575 миллионов кубометров, площадью зеркала 21 тысяча гектаров и длиной более 100 километров [3]. Стоимость строительства подобного сооружения оценивалась в 30-40 млрд рублей и вызвала сильный протест среди экспертов и общественности Омской области. Несмотря на отсутствие обоснования факта дефицита воды для потребления в Омской области, региональные власти продолжали искать возможность реализации своего желания и в итоге в программу правительства по подготовке к празднованию 300-летия города Омска был включен проект строительства Красногорского гидроузла, который планировалось расположить ниже города Омска [4].
Такой вариант регулирования стока Иртыша в районе Омска вызвал негативную реакцию как учёных, так и специалистов разных сфер деятельности, связанной с использованием водных ресурсов [5], но несмотря на научную аргументацию, строительство гидроузла началось в 2011 году.
Процесс строительства сопровождался научными и публицистическими дискуссиями, в которых активное участие принимали учёные и специалисты региона, которые доказывали не только бесполезность, но и опасность для Омска строительства гидротехнического сооружения в выбранном месте. Наиболее полный анализ ситуации и прогноз последствий был выполнен гидротехником Василием Аникеевичем Фисенко, который имеет сорокапятилетний стаж работ на сибирских реках, в том числе в качестве директора предприятия «Сибирский подводник». Основные выводы, сделанные В.А.Фисенко заключаются в следующем [6].
Ошибкой можно считать выбор створа плотины ниже Омска, так как мировой опыт рекомендует размещать их выше по течению, из-за многочисленных сбросов крупных населённых пунктов, которые могут стать источниками загрязнения водохранилища, нарушения экологии реки и рекреационных прибрежных зон. В Иртыш выше плотины сбрасывается около 300 тыс. куб. м в сутки неочищенных стоков, кроме того, ежегодно все пляжи города закрыты для купания из-за неудовлетворительного санитарно-эпидемиологического состояния, что подтверждает мировой опыт.
Проведенный В.А.Фисенко гидроморфологический анализ руслового процесса реки Иртыш в районе строительства гидроузла показал, что плотина пересекает реку у сильно деформируемого правого берега, который размыло на 500 метров в период с 1902 по 2009 годы. Кроме того, начиная с 1955 года в Омске из русла Иртыша ежегодно производились заборы русловых песков в значительных объёмах, что привело к понижению бытовых отметок уровней воды и дна реки на 2,1-2,3 м. Анализ совмещения водных сечений реки Иртыш за 1960-2015 годы показал, что площадь сечения реки на участке гидроствора за эти годы увеличилась в 2-2,5 раза, в следствии чего, при повышении уровня реки гидроузлом, средняя скорость течения уменьшится с 0,5-0,7 м/с до 0,12-0,15 м/с, а это неминуемо приведёт к аккумуляции загрязнения и увеличению эвтрофикации водоёма.
Опасность представляют 13 подводных канализационных и водопроводных трубопроводов, пересекающих Иртыш в Омске, которые в настоящее время оголились или провисают, что грозит авариями на них. Аварии на канализационном и нефтепроводном дюкерах в Омске уже происходили в 1974 и 1978 годах, а зимой 2017-2018 года на Иртыше в районе выпуска канализационного коллектора в центре Омска образовалась полынья размером 200 метров на 800 метров, незамерзающая всю зиму [7], что указывает на разрушение сооружения и тепловое загрязнение реки. Кроме того, при перекрытии плотиной русла, подъём уровня воды в образованном водохранилище до 3,5 метров приведёт к подпору реки Омь, в которой вода характеризуется как «грязная» (УКИЗВ = 5,08-5,67), что приведёт к уменьшению скорости течения до нуля и загниванию донных отложений. Таким образом, в районе города Омска в водных объектах прогнозируется существенное ухудшение экологической и санитарно-гигиенической обстановки, после строительства Красногорского гидроузла.
Проектом не предусмотрена и возможность высоких весенних паводков на реке Иртыш, которые периодически повторяются. Так в 1966 году уровень воды в районе створа плотины составлял 72,82 м.Б.С. при расходе воды в Иртыше Q=3680 м3/с, а в 2001 году –71,4 м.Б.С. при расходе воды Q=3180 м3/с. Но плотина способна пропускать через свои затворы максимум Q=1730 м3/с и ниже при Н.П.У. плотины 70,00 м.Б.С., а более высокие расходы будут переливаться через плотину, что отрицательно скажется на русловом процессе в нижнем бьефе гидроузла, в котором будут наблюдаться размывы дна, а затем последуют деформации и размывы левого берега на значительном участке реки ниже плотины гидроузла (до 10-15 км.), где расположены многочисленные дачи жителей Омска. Проектом не предусмотрено никаких ограждающих дамб или берегоукрепительных сооружений на левом берегу в нижнем бьефе, как не предусмотрена и возможность образования заторов при весеннем ледоходе, что может создать чрезвычайную ситуацию с подтоплением Омска. Данную опасность усугубляет факт близкого расположения к телу плотины дюкерных переходов нефтепродуктопроводов и причалов Омского нефтеперерабатывающего завода (ОНПЗ), что делает невозможным подрыв ледовых заторов.
Отсутствие на этапе проектирования Красногорского гидроузла исследования русловых процессов на физическо-гидравлической модели, не позволяют спрогнозировать влияние правобережной земляной плотины (шпоры) вдающейся в русло реки на 250 м, что может привести к заносимости всей прибрежной полосы правого берега и обмелению водных подходов к нефтеналивным причалам ОНПЗ, расположенным в 450-1250 м ниже плотины гидроузла. Также возможная заносимость верхнего устья протоки Александровской, расположенной между островом Заимский и правым берегом и последующим отмиранием этой протоки, которая находится в полутора километрах ниже плотины, при её расходе воды до 20% стока реки. В этом случае возникнет перераспределение потока этой протоки в левобережный основной рукав, где начнётся усиленный размыв левого пойменного берега реки, где также расположены дачи жителей Омска. Возможна заносимость искусственного канала длинной 1800 м и шириной 300 м, прорытого через остров Красногорский к левобережной водосливной плотине и подходному каналу к судоходному шлюзу, что приведёт к увеличению эксплуатационных затрат гидроузла по дноуглублению этого канала.
Трассы прохода речного транспорта
Отдельно необходимо отметить недостатки проекта, связанные с обеспечением безопасности движения судов при прохождении шлюзов. Так точка захода в шлюз в верхнем бьефе гидроузла, в соответствии с нормативными документами, должна отстоять на расстояние в один километр по прямой линии, а проектом предусмотрена точка входа по дугообразной кривой, что, с учетом дрейфа судна в период ветровых волнений, грозит навалу его на ж/б устои палов шлюза. При этом, точка захода судна в шлюз расположена под высоковольтной линией ЛЭП-110, пересекающей реку Иртыш. Проектом предусмотрены две водосливные плотины, смежно расположенные по обе стороны шлюза, что является крайне небезопасным при заходе сверху идущих судов в шлюз из-за отсутствия аванпорта и наличия затяжных течений в каналы, идущие к водосливным плотинам. Так же происходит и дрейф судна при преимущественном направлении юго-западного ветра в период навигации. Подобной компоновки гидроузлов на судоходных реках в мировой практике не существует.
Но несмотря на многочисленные недоработки и недостатки проекта, строительство Красногорского гидроузла продолжалось несколько лет, пока не было заморожено, в связи с банкротством генерального подрядчика в 2015 году. В тоже время, органы региональной власти не отказались полностью от идеи достройки гидротехнического сооружения, объявив в 2018 году конкурс на корректировку проекта [8].
История строительства Красногорского гидроузла на реке Иртыш в районе Омска иллюстрирует собой ситуацию, которая возникает из-за игнорирования органами власти научного обоснования опасности реализации подобного проекта, но, в тоже время, существования в экспертном сообществе группы людей, постоянно опротестовывающих принятое решение. Необходимость реакции со стороны органов власти, проектировщиков и строителей на замечания и указания на выявленные недостатки проекта, позволило притормозить реализацию проекта, что до настоящего времени защитило Омск от возможной чрезвычайной ситуации, но история закончится только тогда, когда будет принято окончательное решение о прекращении строительства.
Костарев С.В. Международный проект (Франция-Россия-Казахстан) «Трансграничное управление водными ресурсами бассейна реки Иртыш» // Материалы международной конференции по проблемам рек Обь-Иртышского бассейна. – Усть-Каменогорск, 2003. – 48-50.
Костарев С.В., Полев С.В., Ценёв А.А. Результаты международного проекта «Трансграничное управление водными ресурсами бассейна реки Иртыш» // Проблемы загрязнения реки Иртыш: Материалы региональной научно-практической конференции. – Омск, 2004. – С. 25-32.
Учение бобра или правда о том, почему обмелел Иртыш // Сибирские веды, № 1, 2008. – С. 20-25.
План основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания г. Омска // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2040-р.
Костарев С.В. Иртыш: возможности и угрозы // Реки Сибири: материалы V Международной конференции. – Томск, 2010. – С. 59-62.
Фисенко В.А. Непоправимые ошибки, совершаемые руководством Омской области при строительстве гидроузла на реке Иртыш в 2011-2015 годах. – Омск, 2013. – 42 с.
Днище. С Иртышом что-то не так и никто не знает почему [Электронный ресурс] – http://dnishche.ru/irtysh/
Объединение гражданского общества в деле сохранения рек Сибири и Дальнего Востока, обсуждение социально-экологических проблем бассейнов рек.
В группе "Реки Сибири и Дальнего Востока" обсуждаются актуальные вопросы, связанные с сохранением экосистем речных бассейнов, антропогенным воздействием на реки Сибири и других регионов мира, развитием движения в защиту рек.. Приводятся данные о состоянии рек, результаты оценки воздействия на реки проектов хозяйственной деятельности, предлагаются подходы к решению насущных проблем...