Глава 3 Общественность как субъект экологической
политики в 1970–1980-х гг.
3.1 Характер и масштабы деятельности общественного
экологического движения в СССР
Термин «общественность» чаще всего ассоциируется с активной частью населения, которая осознает свои интересы и может их защитить1. Однако это определение не дает четкого понимания того, что представляет собой эта часть населения. Условно общественность можно разделить на «организованную» и «неорганизованную». Под организованной общественностью следует понимать различные движения, объединения, партии, инициативные группы и т.п. Неорганизованная общественность - граждане, не состоящие в тех или иных объединениях, но проявляющие активность в отстаивании своих прав и интересов.
Субъектами экологической политики, как «сознательной и организованной деятельности»2 могут выступать как общественные организации, так и отдельные граждане. Эффективность экологической политики зависит от степени активности всех граждан в принятии экологически значимых решений остальными субъектами экологической политики, в первую очередь, государством.
Значительное влияние на государственную экологическую политику оказывает общественное экологическое движение. С точки зрения социальной экологии, общественное движение может пониматься как «совокупность разных типов поведения главных действующих сил в обществе, основанных на конфликте, связанном с присвоением или регулированиям общественных ценностей или ресурсов»3. Понятие «экологическое движение» стало входить в обиход в 1980-е гг.4. Общепринятого определения экологического движения не существует, так же, как не существует однозначного подхода к его оценке. В связи с этим можно предложить следующую формулировку экологического движения – это неформальные, независимые общественные группы, объединенные общей задачей защиты и улучшения состояния окружающей среды.
О том, когда появилось общественное экологическое движение, тоже нельзя сказать однозначно. По мнению югославского социолога Данило Ж. Марковича, движения в защиту природы и окружающей среды появились еще в начале ХIХ в., в них объединялись «любители природы и те граждане, которые осознавали губительные последствия начального этапа индустриализации»5. С точки зрения исследователя и одного из активистов отечественного экологического движения С. Фомичева, современное экологическое движение появилось во второй половине ХIХ в. «как ответ на обострение экологического кризиса, дальнейшего углубления конфликта между интересами индустриального общества и возможностями биосферы»6. В России корни природоохранного общественного движения уходят в конец ХIХ – начало ХХ вв. В разные годы в общественном экологическом движении принимали участие Д.Н. Анучин, И.П. Бородин, В.И. Вернадский, Г.А. Кожевников, В.В. Станчинский, С.Ф. Ольденбург и другие выдающиеся деятели науки7.
История общественного экологического движения Советской России связана с деятельностью Всероссийского общества охраны природы (ВООП), образованного в 1924 г. по инициативе охотоведа Ф.Ф. Шиллингера8. Вплоть до конца 1980-х гг. Всероссийское общество охраны природы было самым массовым экологическим движением в СССР: в его состав входили 72 автономно-республиканские, краевые, областные организации и более 200 первичных организаций, объединявших свыше 30 млн. членов9. По уставу ВООП, главными задачами этой организации были:
пропаганда знаний о природе, основных положений законодательства и социалистической концепции охраны природы;
воспитание у населения бережного отношения к природе;
активное содействие государственным, общественным, хозяйственным организациям в проведении мероприятий по охране, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;
вовлечение населения в общественную работу по охране природы и рациональному использованию ресурсов, озеленению;
организация и осуществление контроля за правильным использованием богатств природы, состоянием охраны природных ресурсов10.
По инициативе ВООП была разработана первая схема национальных парков, разработаны положения о национальных парках, заказниках и памятниках природы. Пережив трудности 1930-х годов, связанные с гонениями на лидеров движения, отсутствием средств и помещения, общество охраны природы, «практически потеряв все свои отделения и актив, наполовину попавший в ГУЛАГ», не прекратило своей деятельности11. Были выработаны формы и методы, позволявшие вписаться в сложившуюся в стране систему. Вплоть до начала 1960-х гг. Всероссийское общество охраны природы не оказывало заметного влияния на складывание отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, ее деятельность в основном носила формальный характер.
Прекращение репрессий и смягчение политического режима; принятие ряда постановлений Совета Министров и Закона об охране природы; изменение отношения к природопользованию, вызванное появлением глобальных экологических проблем и обострением экологического кризиса в ряде регионов СССР; активизация творческой и научной интеллигенции вследствие «оттепели» 1950-х годов – все это способствовало активизации общественных организаций, в том числе природоохранных.
В 1960 г. был принят Закон об охране природы в РСФСР, проект которого был разработан Центральным советом ВООП. При органах советской власти стали создаваться депутатские комиссии по охране природы. В 1966 г. Совет Министров РСФСР утвердил Устав общества охраны природы, в соответствии с которым оно получило достаточно широкие полномочия12. После XXII съезда КПСС оживилась работа областных организаций ВООП, особенно в Свердловской и Амурской областях. Ключевым условием эффективной работы местных отделений общества современники называли непосредственное участие в ней партийных и хозяйственных руководителей областного и районного масштабов13.
Активизация экологического движения во многом связана с появлением студенческих дружин по охране природы (ДОП). Первая дружина была создана на биофаке Московского государственного университета в 1960 г., затем подобные организации появились в ряде других вузов страны – в Казани, Харькове, Нижнем Новгороде, Одессе, Иркутске. Среди основных направлений деятельности дружин можно назвать борьбу с браконьерами, экологический туризм, экологическое воспитание школьников, пропаганду экологических знаний и т.д. В Сибирском регионе наибольшую известность получила Боевая молодежная дружина им. Улдиса Кнакиса (БМД), созданная в 1971 г. при сельскохозяйственном институте г. Иркутска. Ее основной целью стала охрана природы от браконьеров. Работа дружинников заключалась в сезонном патрулировании охотничьих угодий и особо охраняемых территорий. Членами БМД были студенты охотоведческого факультета Иркутского сельскохозяйственного института. Совместно с государственными инспекторами, егерями и охотоведами они проводили рейды в окрестностях Иркутска14.
С начала 1970-х гг. дружины стали объединяться в движение, которое к середине 1980-х гг. в своих рядах насчитывало более 100 организаций15.
В разное время лидерами дружин были С. Забелин, Д. Кавтардзе, С. Мухачев, А. Каюмов, В. Борейко и другие активисты современного экологического движения16. Выпускники ДОП создали множество других общественных экологических организаций, то есть стали основателями современного экодвижения во всем его разнообразии.
Движение 1960 – начала 1980-х годов не имело политических целей, т.к. действовало в рамках существующей системы, его деятельность не противоречила интересам государства. По свидетельству участника движения С. Забелина, «мы жили в некой системе, которая может быть и плохо, но как-то была организована»17. На этом этапе движение сконцентрировало свои усилия на конкретных делах (охрана дикой природы, создание заповедных территорий, лекции) и не занималось разработкой экологической стратегии и тактики для общества в целом и дружин в частности. Возможно, поэтому оно не стало массовым. По мнению О.Н. Яницкого, «движение ДОП не играло серьезной роли в охране природы, оно было механизмом обучения, школой подготовки будущих экоактивистов»18. На протяжении нескольких десятилетий участники ДОП накапливали опыт самоорганизации и самодеятельности, который был использован движением конца 1980 – начала 1990-х гг.
Помимо названных, в СССР существовали многочисленные организации, которые принимали активное участие в изучении и охране природы: общества охотников и рыболовов; Всесоюзное географическое общество; Московское общество испытателей природы; Всесоюзное общество почвоведов; Всесоюзное общество гигиенистов и санитарных врачей и другие. К ним примыкали сотрудники научно-исследовательских институтов экологического профиля, работники предприятий и организаций – коллективных членов ВООП, краеведческие организации, комсомольская организация и профсоюзы19. В их задачи, как правило, входило просвещение населения и участие в природоохранных мероприятиях. Еще одна группа общественных формирований, участвующих в реализации принципов экологической политики, объединяла депутатские группы и комиссии местных Советов народных депутатов, группы народного контроля на предприятиях, товарищеские суды, общественные инспекции по охране природы 20.
Развитию экологического движения в стране способствовало усиление внимания государства к вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов в 1970–1980-е гг. Появились новые направления в деятельности организаций, увеличилась их численность, повысился профессиональный уровень.
В масштабах государства более заметной оставалась деятельность Всероссийского общества охраны природы. В 1970–1980-е гг. ВООП осуществляло свою деятельность по следующим направлениям:
контроль за соблюдением Закона «Об охране природы в РСФСР»;
организация социалистического соревнования за участие общественности в борьбе с ветровой и водной эрозией почв, борьба с сорняками;
организация походов за чистоту и полноводность малых рек21.
Значительное внимание уделялось социалистическому соревнованию «За ленинское отношение к природе». В соцсоревнование были вовлечены сотни промышленных предприятий по всей стране. По инициативе ВООП в социалистические обязательства коллективов включались задания по охране природы. Соревнование проводилось при поддержке советских и партийных органов, центральной и местной печати. Как правило, соревнования имели формальный характер, поскольку общественность не привлекалась к разработке условий соцсоревнований и ее мнение не учитывалось при подведении итогов. Отсутствие проработанной системы поощрений победителей снижало заинтересованность участников в достижении высоких результатов22. Тем не менее, эта форма общественного участия в природоохранной деятельности приносила свои плоды в виде отремонтированных очистных сооружений, посаженных лесополос и т.п.
Новый этап в развитии экологического движения связан с перестройкой в СССР. Провозглашение политики гласности и демократизации способствовало активизации советского общества. Интеллигенция, наиболее восприимчивая к преобразованиям, быстро откликнулась на лозунги перестройки. Кроме того, происходило дальнейшее ухудшение экологической ситуации в регионах, участились техногенные аварии и катастрофы. Осознание масштабов экологического кризиса в стране и экологизация сознания преобразовались в массовые коллективные действия на фоне политических процессов, вызвавших активизацию общественности.
В качестве главной причины активизации природоохранного движения можно назвать переосмысление ценностей и идеалов. В понятие «благосостояния» стали включаться «не только материальные потребности, обеспеченность продовольствием, жильем, одеждой, но и качество окружающей среды, обеспечивающее сохранение здоровья населения»23.
Исследования показали, что в большинстве индустриальных и культурных центров СССР экологические общественные структуры возникли, и, как минимум, 80% от их числа продолжали действовать в 1990-е гг., значительная часть действует по сегодняшний день24. Члены экологического движения принимали активное участие в политической жизни страны, их представители были избраны народными депутатами в 1989 году, или выступили как консультанты многих кандидатов в депутаты.
Активность общественности в конце 1980-х гг. является одним из проявлений экологического оптимизма, который стал возможен вследствие ряда причин, к которым, прежде всего, относятся:
снятие табу секретности с экологически значимой информации;
расширение спектра возможностей для участия общественности в формировании и реализации экологической политики государства;
снятие ограничений для развития сферы охраны природы и рационального природопользования, которые существовали в рамках административно-командной системы.
Все это способствовало появлению различных по целям, методам, формам деятельности объединений. Экологическое движение расширялось за счет неформальных организаций и инициативных групп, которые занимались проблемами промышленного загрязнения, экологии города, соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду. Для значительной части городского населения коллективная защита среды непосредственного обитания стала в этот период образом жизни.
Кроме движения дружин охраны природы появились другие объединения, например, Социально-экологический союз, Движение за создание партии зеленых, «Хранители Радуги» и др. Так, если в 1987 г. было создано 38 неправительственных экологических организаций, то к 1991 г. их число достигло 1 тыс.25
Общественное экологическое движение второй половины 1980-х гг. добилось значительных результатов. Массовые акции протеста, выступления лидеров «зеленого» движения в прессе и другие действия общественности не остались незамеченными. В августе 1986 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление «О прекращении работ по переброске стока северных и сибирских рек». Ввиду «беспрецедентно мощной кампании народного протеста» в 1987 - 1989 гг. было прекращено строительство Даугавпилской ГЭС, Ржевского водохранилища и других народнохозяйственных объектов26. В результате действий радикального движения «Хранителей радуги» в 1989 - 1990 гг. были приняты решения о перепрофилировании завода по уничтожению химического оружия в Чапаевске, отменены планы по расширению Балаковской АЭС27.
Этот этап развития экологического движения завершился тем, что государство под натиском «зеленой» общественности создало первое в истории страны природоохранное ведомство – Государственный комитет охраны природы. По мнению исследователей, этот период стал этапом активной мобилизации и частичной институционализации и общественного движения, и экологической политики в целом28.
Следует также согласиться с выводом Н.Е. Тихоновой о том, что «активные выступления широкой общественности за сохранение природной среды способствовали принятию важных решений по улучшению экологической обстановки в ряде регионов страны»29.
1 Карпов А.С., Афиногенов Д.В. Участие общественности в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды // ЭКО-бюллетень. 2000. №2. С.20.
2 Маркович Данило Ж. Социальная экология: Монография. М., 1997. С. 387.
15 30 лет движения. Неформальное природоохранное молодежное движение в СССР. Факты и документы (1960-1992) / Под ред. С.Г. Мухачева, С.И. Забелина. Казань, 1992. С.10.
16Бюллетень Московского ИСАР. 2000. № 12. С. 3-18.
23 Общественное экологическое движение России: Справочное издание / Под ред. А.К. Смирнова. М., 1995. С.3.
24 Халий И.А. Общественные движения как инновационный потенциал местных сообществ в современной России. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. д-ра социологических наук. М., 2008. - С. 37.
25 Тихонова Н.Е. Решение экологических проблем в СССР: история и современность. М., 1989. С. 13-14.
26 «Свет мой, зеркальце, скажи…». Опрос «зеленых лидеров» // Бюллетень Московского ИСАР. 1998. № 2. С. 29.
27 Круглый стол: «хранители радуги» о себе // Бюллетень Московского ИСАР. 2000. № 10. С.5.