Приобретения и потери человечества

Лев Ердаков Экология для зеленых

         Этот отрывок из монографии Льва Ердакова повествует о создании человеческой культуры, параллельной культуре природы, и о его последствиях.

Первобытная культура заключалась в повседневной хозяйственной деятельности людей, выработке трудовых навыков, создании простейших орудий труда, а также в первых образцах художественного творчества и обрядовых действиях.

          Вот это последнее – собственно, культура, не несущая экономической компоненты, не дающая очевидных материальных благ и не свойственная ни одному животному планеты – нас интересует более всего.

Можно представить следующую картину зарождения этой части культуры.

По словам Никольского Н.В. в первобытной культуре деятельность человека носила синкретический, нерасчлененный характер. Это обусловило формирование своеобразного образа природы. Характерным было, во-первых, единство человека и осваиваемой им природной среды, во-вторых, не-осознанность различий между реальностью и вымыслом, в-третьих, отсутствие развитых форм социального самосознания. Последнее было порождено аморфностью социальной организации. Кроме того, у древнего человека доминировало чувственное восприятие и базирующееся на нем воображение. (Никольский Н.В. Загадка первобытной культуры).

Мы можем предположить, что крупный мозг вынудил наших предков не только лучше приспосабливаться к своим местообитаниям, не только усложнить поведение, но и фантазировать. Люди видели мир, жили в нем и строили идеальные картины этого же мира. Мир, созданный в собственном представлении было легче переустроить в соответствии со своими желаниями, чем реальный

Наряду с реальными шагами по изменению численности добычи, увеличению интенсивности и добычливости охоты, все более предпринимались и идеальные приемы. Появились культы животных, на которых человек охотился. Для них создавались специальные уголки в пещерах, где происходило поклонение черепам оленей, медведей или других животных. Если не удавалось в реальной жизни заставить добычу быть более послушной, то зарождался и развивался некий ритуал (обряд), направленный к этой цели. Он помогал реализовать желаемое хотя бы теоретически (идеально). Удачную охоту ведь можно не только провести, но и заранее изобразить в соответствующем обряде. Далее функции обрядов расширялись.

Вполне вероятно, что эти древние люди использовали раскраску тела и ритуальные танцы в своих пещерах и для того, чтобы запугать предполагаемого врага (конкурента-хищника, конкурента-иноплеменника), а не только создать предпосылки к удачной охоте.

Идеальная картина мира была настолько похожа на реальную, что человек попробовал сделать ее инструментом своего воздействия на окружающую природу. Он освоил живопись. Это был новый язык для сохранения и передачи информации, а также для культовых целей. Первоначальные формы искусства рисования обнаруживаются у охотничьих племен кроманьонцев. Изображение животных в сознании древних, видимо, гарантировало обилие дичи. Сцены удачной охоты создавали будущую удачу в реальной охоте. Теперь мастер живописец помогал охотникам, рисуя сцены охоты, богатую добычу, то есть по-своему создавал предпосылки удачи. Если охотники приносили много дичи, то племя считало это большой заслугой и живописца тоже. Отсюда в сознании людей кроме настоящей охоты стала постоянно формироваться ее идеальная модель, и эта модель получала свое как бы натуральное воплощение на стене пещеры.

Так зарождалась человеческая культура и начинались потери экологических составляющих в стратегии и тактике жизни племен. Ведь в идеальной картине мира легко пренебречь экологическими правилами, сократить и упростить путь к успеху. Здесь не требуется скрупулезного следования законам природы. В вымышленном мире можно летать, превращаться в любых существ и добывать любые блага безо всякого напряжения ума или мышц. Здесь взаимоотношения между соплеменниками были более действенны, чем силы природы. Попроси колдуна, и он отменит голод. Прикажи членам племени, и они станут носить тебе еду. Так безо всякой охоты можно жить сытно, пусть и на фоне голодного племени.

Социальные правила начинают все сильнее корректировать экологические взаимодействия, а в дальнейшем и подменять их в сознании людей. Культура, как совокупность созданных обществом духовных и материальных ценностей, имела свои этапы развития. Сформулированы специфические правила и закономерности ее зарождения и развития. Естественно, что преобладание духовных ценностей уже исключает в такой конструкции проявление экологических закономерностей. Это был первый явный знак того, что развитие культуры будет восприниматься как антипод природному, экологическому ходу событий. В такой связи все чаще человек будет пытаться подменить экологические закономерности культурными правилами. Это стремление наделять человеческими чертами различных животных, а затем и силы природы. Только в этом случае человек может обращаться к ним напрямую, надеясь на взаимопонимание. Мы с вами и сейчас живем в странном мире, где законы природы в сознании граждан тесно переплетаются с фантазиями, чудесами и бытовыми правилами разных времен. Кроме того, люди очень часто подменяют их то законами общества, а то и придуманными антропоморфными конструкциями. В них природные силы, растения и животные вступают в совершенно невероятные взаимодействия, регламентируемые правилами человеческого общежития. Культура не соответствует экологическим правилам, потому что она создана человеком для облегчения его внутрипопуляционных отношений. В области культуры действуют социальные правила (Ердаков, 2002). Когда, используя только социальные правила, люди начинают перестройку биоценозов, в которых они живут, результаты оказываются чаще всего непрогнозируемыми.

Вспомним, среди социальных понятий существуют такие как «друг» и «враг». Они очень важны в построении любого социума. В племени просто необходимо ослабить вражду и усилить дружеские взаимодействия. Для выживания племени или еще более крупной группы часто оказывается полезным обострение чувства вражды и, тем самым, сплачивания племени против общего врага. Даже в социологии имеется разграничения, связанные с различиями в уровне организации. На уровне особи действуют моральные правила, а на уровне групп особей (популяционном) – нравственные. Даже здесь у людей еще заметна путаница в оценках вражды и дружбы, ибо понятия «пользы» и «вреда», понятия «хорошо» и «плохо» оказываются неодинаковыми при оценке одного и того же действия по отношению к одному человеку, или к группе людей, или к целому государству.

И вот, при такой спорности этих понятий в их родной социальной сфере, ими начинают свободно манипу-лировать в экологической. Простой перенос их на природные взаимодействия, например, между особями – это уже попытка наделить все живые организмы моральными качествами, которые человек придумал для членов своего общества. Но конструктор жаждет сделать следующий шаг и награждает популяции организмов нравственными качествами.

Далее человек переносит открытые им социальные конструкции на систему межвидовых отношений. Увы, в ней эти законы не проявляются, там реализуются экологические законы. Экологические правила обычно неспециалисту неведомы, с миром же природы сталкиваются далеко не одни специалисты. Человек судит окружающих животных по библейским заповедям – если волк убил барана, стало быть, он нарушил заповедь «Не убий». Естественно, что волк плохой. Однако, так примитивно поделить мир все-таки нельзя, к тому же мы тоже едим баранов. И человек, вместо того чтобы разрабатывать к обязательному исполнению экологические нормы для себя, начинает просто усложнять имеющиеся социальные правила. Теперь уже кошка, убивающая мышонка в наших глазах хорошая и полезная, потому что мыши вовсе не жертвы и страдальцы, а злодеи, ворующие нашу крупу. Усложнив окружающий мир, определив свои дистанции до различных организмов, мы строим сложную систему этических отношений с ними. У нас появляется уверенность, что эта новая сложная картина мира более соответствует реальной, и мы начинаем действовать в соответствии с ней.

Именно тогда и происходит то, что нам так привычно. Мы начинаем руководить природой, выявляя и уничтожая «плохие» организмы, определяя для себя «вредителей» и объявляя им беспощадную борьбу. Мы абсолютно нелепо перестраиваем какое-либо естественное сообщество, дабы обеспечить все потребности для одного из его видов, и очень удивляемся, что в результате оно оказывается весьма неустойчивым. Тогда мы создаем совершенно новое для природы сообщество, которое как мы надеемся, будет функционировать по нашим правилам и только для нашей пользы.

Такого сообщества нет в природе, это наше изобретение! Мы засеваем поле пшеницы. Это конструкция в окрестный биоценоз не включена, и чтобы ее сохранить человеку приходится совершать огромную работу. Он удобряет свое поле, вспахивает почву, борется с сорняками, противостоит болезням своей пшеницы, ухаживает за ней, обеспечивая ее всем необходимым. Пшеница выросла и человеку предстоит долго защищать свой урожай от многочисленных и энергичных потребителей этого ресурса. Сначала на самом поле разворачивается эта циклопическая борьба, затем урожай придется собрать и перевезти в другое место – в хранилище. Там продолжается битва за ресурс, ибо он всегда привлекает потребителей.

В конце концов, приходится сделать этот ресурс малосъедобным, и зерна травят каким-либо ядом. Мелкие потребители гибнут, крупные не могут пробраться в хранилище. Теперь человек наконец-то может без особых помех потреблять это ядовитое зерно.

Из монографии Л.Н. Ердакова "Непрерывное экологическое образование (Экология для зеленых)"

Комментарии материала:

Разместить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Другие материалы

Природа планеты вполне может обойтись без человека
         Выяснив для себя невозможность человечеству обойтись без биосферы, вспомним: даже в космическом корабле он вынужден ее создавать. А теперь посмотрим на обратную сторону медали - на то, может ли биосфера существовать без человека, выживет ли она без него? Общеизвестно, что появление жизни на планете сильно...
Мир между двух экологий
Отрывки из книги Сергея Криницына. «Судьба играет человеком, а человек играет на трубе…»(И, Ильф, Е. Петров) ВВЕДЕНИЕ.        «…Как говорят в России, «договоримся на берегу»: мы не собираемся никого пугать, обвинять, губить самые благие намерения или даже просто...
"ЧЕЛОВЕК И БИОСФЕРА" Л.Н.Ердаков
Все перемены и причины прошлых и будущих катастроф коренятся в направленности познания человека. Эта направленность в основном моделирующая, ее цель – создание аналога интеллекта, аналога человека и в перспективе – лучших образцов, чем современный живой человек. Я предлагаю выбрать иную цель. Для этого необходимо познание роли человека...
Как Мурзилка по земле ходил выпуск 3 Мурзилка внимательно осмотрел себя и решил нарисовать существо с четырьмяконечностями. Каждая конечность - лапа, нога или рука, состоит из трех частей, и между ...
В разделе Эко-Библиотека в свободном доступе выложен материал Экология Учебное пособие для 10-11 классов. 2-е изд., перераб. автор Л.Н. Ердаков
Как внутренняя часть Земли остается горячей в течение миллиардов лет?  Наша Земля устроена как луковица – один слой за другим.  Cверху есть кора, которая включает в себя поверхность, по которой вы ходите; затем ниже мантия, в основном твердая порода; затем еще глубже — внешнее ядро ​​из жидкого железа; и, наконец, внутреннее ядро, сделанное из твердого железа, с радиусом, равным 70% размера Луны. Чем глубже вы погружаетесь, тем жарче становится — ч...
Кузбасские общественники, выступающие против строительства Крапивинской ГЭС добились признания общественных слушаний, проведенных в городе Белово, недействительными. 19 января в Кемеровском областном суде был признан недействительным протокол общественных слушаний от 26 февраля 2022 г. в городе Белово по вопросу завершения строительства Крапивинской ГЭС на реке Томи. Теперь, чтобы соблюсти процедуру оценки воздействия на окружающую среду Крапивинской ГЭС, заказчику (ПАО «РусГидро») п...
15 ноября 2022 года девочка по имени Винис Мабансаг , родившаяся в Мемориальной больнице доктора Хосе Фабеллы в Маниле, Филиппины, стала — символически — восьмимиллиардным человеком в мире. Из этих 8 миллиардов человек 60% живут в городе. К концу 21 века на города будет приходиться 85% от прогнозируемых 10 миллиардов жителей Земли. Города растут не только за счет количества жителей. Чем больше людей они принимают, тем больше услу...
Ответы на вопросы о судьбе общественной организации «Экологическая Вахта Сахалина», включенной в реестр иностранных агентов. 18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ЛИСИЦЫНЫМ ДМИТРИЕМ ВАСИЛЬЕВИЧЕМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ РУКОВОДИТЕЛЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА САХАЛИНА», ВКЛЮЧЕННОЙ В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ За эти дни мы получили тысячи сообщений, писем, комментариев, звонков со словами поддержки. Такой ла...
Как жить в фазе упадка, а не роста и решить противоречие  между нашими всё расширяющимися способами эксплуатации и ограниченностью ресурсов планеты. Когда и почему горизонтальное стало укрепляться по отношению к государственной и экономической власти и какие преимущества предлагает самоорганизация. О строительстве экодомов в разных странах и эпохе мегаполисов. Работают ли протесты и как заработать самоорганизованным сообществам.  Как столетия самоизоляции создали в  Японии процве...

Другие материалы

07.10. | Гость | Статью
28.07. | Гость | Статью
  •  
  • Страница 1 из 72
  • ››
В группе: 1,560 участников
Материалов: 1,430

Целью научно-исследовательской лаборатории проблем непрерывного экологического образования является проведение научных и методологических исследований

Цели и задачи лаборатории

Целью научно-исследовательской лаборатории проблем непрерывного экологического образования является проведение научных и научно-методологических исследований в сфере непрерывного экологического образования, обновление концепции такого образования, выработка теоретических и методологических его...

Фотогалерея

Активность на сайте

сортировать по иконкам
1 год 7 недель назад
YВMIV YВMIV
YВMIV YВMIV аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 259,526 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

1 год 9 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 259,526 |

Thank you, your site is very useful!

1 год 9 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 259,526 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

1 год 38 недель назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 259,526 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

1 год 9 недель назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 4,021 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

размешен 27.01.23 | Тип: Новость

Вести сообщества Хранителей Природных Территорий.

 

...

размешен 27.01.23 | Тип: Новость

Главные экологические новости на текущий день в новом выпуске Обзора Международного Социально - экологическо...

размешен 27.01.23 | Тип: Новость

Новое в экологических рассылках на текущий день.

...
размешен 26.01.23 | Тип: Новость

Новое в экологических рассылках на текущий день.

...
размешен 25.01.23 | Тип: Статью

Как внутренняя часть Земли остается горячей в течение миллиардов лет? 

Наша Земля устроена как луковица – один слой за другим.

 Cверху...

Подпишись на рассылку

Будьте в курсе последних новостей!

RSS-материал