200 долларов за год (о разнице между краудфандингом и donationware)

О разнице между краудфандингом и donationware

В интервью на сайте агентства «Интермедиа» музыкант Владимир Шахрин выносит смертный приговор краудфандингу, сразу от имени ЧайФа и Аквариума:

— У нас есть своя студия, мы записываем альбом на своей репетиционной базе, поэтому альбом ничего нам не стоит. Зачем мы будем обманывать поклонников и собирать с них деньги, если они нам на это не нужны?! Однажды я спросил у Бориса Гребенщикова про сборы, когда он на ресурс «Круги» выложил все свои альбомы с пометкой «Заплати, сколько сможешь». БГ ответил: «За год 200 долларов». Вы представляете?! 6 тысяч рублей!

Я не стану спорить по поводу цифры в 200 долларов, потому что сборы БГ заслуживают отдельного разговора, время которого наступит чуть позже. Для начала хотелось бы чётко обозначить принципиальную разницу между краудфандингом и donationware, поскольку это ни разу не синонимы. Может быть, в обществах, где объём благотворительных пожертвований составляет 2% от ВВП, причём 73% этих денег приходится на взносы частных лиц, разница и не так ощутима. Но в российских условиях путать два этих понятия несколько преждевременно.

Donationware — схема, при которой не предполагается вообще никакой причинно-следственной связи между пожертвованием и каким бы то ни было событием, прошлым или будущим. Скажем, заходим мы в Собор Парижской Богоматери, осматриваем его остолбенительную готику, а на выходе замечаем коробки и/или щели для сбора пожертвований. Каков шанс, что мы полезем за кошельком? Наверное, ненулевой. Но и не слишком большой. Ибо ёжику ясно, что и без нашей копеечки 760-летние башни в центре Парижа не развалятся и не останутся без ремонта. Некоторым стимулом для расставания с деньгами могло б тут стать религиозное чувство — но лишь в том случае, если жертвователь сам является католиком или экуменическим христианином. Православный, мусульманин или иудей скорее вспомнит при виде такой коробки о недофинансированных храмах своей собственной конфессии.

Crowdfunding, в классических своих образцах, предлагает жертвователям схему прямо противоположную. Существует некая цель, которой без твоей финансовой помощи и поддержки невозможно достичь. Твой любимый музыкант, автор, режиссёр или программист призывает тебя помочь ему осуществить некий замысел, в результатах которого ты лично заинтересован, как поклонник его творчества. От твоего рубля зависит не круговорот благотворительных пожертвований в природе, а совершенно конкретный результат, которого, в отличие от нотрдамских башен, может не случиться, если ты прямо здесь и прямо сейчас не поможешь усилию. При этом твой рубль на заявленный результат работает дважды. С одной стороны, он сокращает расстояние до цели. С другой — ты подаёшь пример другим потенциальным жертвователям, которым нужен чужой пример, чтобы убедиться, что они тут не первые и не последние лохи, хоть и платят авансом за то, что впоследствии можно будет легко украсть. А на выходе твой профит — троякий. Во-первых, ты получаешь продукт, создание которого изначально казалось тебе удачной идеей. Во-вторых, ты получаешь знание (и моральное право рассказать окружающим — кому что ближе), что этот бесценный результат был бы невозможен без твоего участия. В-третьих, правилом хорошего тона является вознаграждение для участников краудфандингового сбора в виде спонсорских копий, автографов, приглашений на концерты, прав первоочерёдного скачивания и т.п.

Чтобы не быть голословным, приведу простой пример из жизни. 8 декабря 2012 года в Центре Мейерхольда прошла запись видеоверсии спектакля Евгения Гришковца «+1». Постановке к тому моменту исполнилось уже 4 года, что и навело создателя на мысль о необходимости зафиксировать её на DVD в профессиональном качестве. Работы были оценены в 900.000 рублей. Призыв к поклонникам Гришковца поддержать проект словом и рублём былразмещён на краудфандинговом портале Планета. В сообщество по финансированию проекта вступили 2549 участников. Из них 819 человек внесли деньги, оплатив 951 лот. В итоге на сегодняшний день там собрано 857.565 рублей. По типу бонусов для жертвователей лоты делились на 9 категорий, от 250 до7000 рублей за единицу. И все самые дорогие лоты — стоимостью от одной до семи тысяч — были раскуплены больше двух месяцев назад. 

Так работает краудфандинг. А есть ещё третий путь, о котором Борис Гребенщиков забыл рассказать Шахрину. Он называется careware и состоит в том, что организатор сбора призывает своих поклонников скинуться на нужды какой-то совершенно третьей стороны (как правило, благотворительной организации, или нескольких). Вспомним, например, прошедший 20 сентября прошлого года всё в том же Центре Мейерхольда квартирник группы «Аквариум». Экономика вопроса была такая: акцию организовывала Лента.Ру, привлекшая спонсора (МастерКард) на покрытие орграсходов. Часть входных билетов спонсорам же и ушла. Какая-то квота досталась организаторам. А основной блок зрительных мест отдали двум благотворительным организациям, в поддержку которых проводился концерт: фондам «Вера» и «Наш солнечный мир». Продавались билеты на квартирник по 5000 рублей за штуку, и все они разошлись задолго до концерта, в первый же день продаж. Итого, двухчасовый концерт «Аквариума» позволил привлечь по формуле careware сумму, стократно превышающую те двести бакс, которые так огорчили Шахрина. Конечно, деньги пошли не в личный карман БГ со товарищи — но это история всё же не про убожество краудфандинга, а про свободный выбор музыкантов, решивших, что хосписам и детям-инвалидам выручка от концерта нужней, чем им самим. Так что если в деньгах оценивать способность БГ и «Аквариума» привлекать пожертвования от поклонников своего творчества, я б тут ориентировался скорей на 600.000 рублей за день, чем на 200 долларов за год.

Это, впрочем, не означает, что у краудфандинга в российских условиях не существует серьёзных проблем, или что квартирник «Аквариума» в Центре Мейерхольда было легко и просто организовать. Лёгкие деньги, конечно растут сами на деревьях, но происходит это лишь на Поле чудес в Стране дураков — и даже там нужно сперва закопать свои золотые в землю, а потом тебя наебут. В реальной жизни для привлечения любых пожертвований (как и для привлечения инвестиций) нужно сперва хорошо подумать, а затем всерьёз потрудиться. Возможно, для некоторых творческих натур оба этих условия создают непреодолимые препятствия.

Тем не менее, для людей, которые всерьёз задумываются о краудфандинге как способе финансирования своих некоммерческих (или не вполне коммерциализируемых) проектов, важней, как мне кажется, знать об успешных практиках тех, кто попробовал, чем о скептических отзывах тех, кому недосуг.

 

 

Живые записки Антона Носика

Материал в разделах:

Фотогалерея

Река Енисей

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Другие статьи

Активность на сайте

сортировать по иконкам
2 года 50 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,880 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 2 дня назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,880 |

Thank you, your site is very useful!

3 года 3 дня назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,880 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 28 недель назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,880 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

3 года 3 дня назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 9,202 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!