- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
Гражданское общество за честные выборы
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Опубликовано Юрий Широков - 11.12.11
10 декабря по всей России прокатились самые масштабные за последние годы протестные акции. Десятки тысяч человек в разных городах страны вышли на улицы, чтобы выразить свое несогласие с итогами парламентских выборов.
Ключевую роль в организации и проведение этих выступлений сыграли социальные сети. Интернет помог гражданам сорганизоваться, найти сторонников, сформулировать общие позиции, подготовить план действий. В большинстве мест акции прошли мирно, атмосфера была дружественная, люди приходили с улыбками и хорошим настроением. Эти внешне спокойные, но массовые выступления стали более чем убедительными свидетельствами силы российского гражданского общества. Многие эксперты видят за ними предвестники больших перемен в стране.
Предлагаем вашему вниманию некоторые материалы на эту тему из российской блогосферы.
Как началось
Все началось 4 декабря. Дело было даже не в 46% по Москве, массовых вбросах и «волшебнике» Чурове. Дело в том, что все вдруг ярко и зримо увидели параллельный мир. Мир, где закон не работает, наблюдателя в любой момент можно выгнать с участка, а вбрасывать бюллетени нужно, потому что «нам тут еще жить». Мир, где с людьми разговаривают так, как с ними нельзя говорить, так что протестовать заставляет не проснувшаяся гражданственность, а собственное достоинство.
После выборов, где тебя держали практически за вещь, единственно возможным для меня и моих друзей оказалось нарисовать плакат «Верните мой голос!», купить белых цветов и выйти на площадь, впервые в жизни переборов ненависть к толпе. Это было необходимо, но имело отношение к человечности и самоуважению, но совсем мало – к политике и гражданскому обществу.
Увы, политика не заводится от фейсбучных «лайков» и перепоста роликов со вбросами бюллетеней. Для появления оппозиции мало написать на плакате: «Едрить твою мать!» и забить в телефон номера адвокатов.
Елена Рачева
Что произошло? Политика делалась в совершенно закрытой, тёмной зоне, и народ не видел, что там происходит. Представляете, у вас есть темная комната, оттуда выходят какие-то постановления, оттуда вещает телевидение. Но в ней всегда темно. А потом вы заходите, включаете свет и видите кучу крыс, деловито грызущих ваше имущество.
Примерно такие впечатления создались у множества людей. А включенный свет – это интернет и те видеоматериалы о фальсификациях (и не только), которые в нем появились. Но крысы настолько привыкли к тому, что они делали, что даже и не заметили, что делают это теперь у всех на виду.
Алексей Мазур
Как все было
Новосибирск
Первое – пришло очень много людей. Больше, чем я ожидал. По моей оценке – четыре тысячи человек. И обычно меня упрекают в том, что я «даю мало».
Акция протеста «За честные выборы» в Новосибирске. © vkontakte.ru/newsnsk
Пришло очень много молодёжи. Большая часть людей пришла в первый раз. Судить по флагам о составе пришедших совершенно невозможно и неправильно. Флаги есть у партий и политических активистов. Число партийцев и активистов на площади была пара-тройка сотен. Все остальные были простые граждане, недовольные тем, что их голосом распорядились другие.
Как отмечали уже многие, толпа собралась очень позитивная. Шутили, улыбались. Больше было похоже на Монстрацию, чем на демонстрацию. Диссонансом с толпой звучали выступления с «трибуны», откуда звучали партийные штампы. Впрочем, толпа была настроена благодушно и поддерживала большинство лозунгов. Но особенно - «За честные выборы!».
Лозунги, критикующие «Единую Россию» и Путина тоже шли «на ура». С 90-х людей столько человек на политические митинги не собиралось. Быть может, только коммунисты собирали столько в самом начале 2000-х.
Организаторы планировали закончить за час, чтобы не морозить зря людей, но люди не хотели расходиться. Причём большая часть митинга прекрасно обходилась без ораторов – их было плохо слышно. Все стояли, ходили, общались друг с другом. После того, как митинг завершился, многие оставались на площади, продолжая общаться.
Алексей Мазур
Апатиты
В городе Апатиты митинговать на площадь вышли нанолюди. Поскольку официальных разрешений на проведение акций протеста организаторы не получили, то они решили устроить собрание игрушек из «киндер-сюрпризов».
Фото из группы организаторов на сайте "ВКонтакте"
«Игрушки не запрещены к выставлению, поэтому их не разгонят. Кстати, своей пестротой и разнообразием они как раз напоминают наше общество», - разъясняется на страничке тематической группы в одной из социальных сетей.
Не возбранялись на митинге и лозунги – их рекомендовали прикреплять зубочистками. Призывы должны были быть строго по теме «Фальсификация выборов», экстремизм не допустили и в игрушечном мире. Игрушечные солдатики на площадь не допускались. Митинг продлился около получаса и набрал больше сотни участников. Ни один из митинговавших не пострадал.
Москва
На Болотную площадь вход перекрывают «КамАЗы». За ними оказываются несколько десятков тысяч человек. На металлоискателях почти не проверяют, у входа раздают конституции, там же стоят две девушки, у брюнетки листок: «Я не оппозиционер, я гражданин своей страны», у блондинки плакат на палке, который она еле держит: «Спасибо, что пришли». Люди подходят и подходят, стоят уже и на Лужковом мосту, и на всей Кадашевской набережной, топчут замерзшую траву в сквере.
Вид на Болотную площадь с вертолета. © Ridus.ru
Протискивающиеся ближе к сцене каждую секунду произносят: «Простите», «Извините», «Прошу прощения, можно пройти». Никто не ворчит, пропускают. Собравшихся на мосту просят разойтись – полиции кажется, что он может обвалиться. Тем временем на него вешают белые транспаранты. На них черным выведено «Жулики и воры, верните выборы» и «Депутаты, мы вас не выбирали».
«Двадцать лет я не видел такой Москвы, и думал, что не вижу, – говорит Борис Акунин, прилетевший из французской провинции. – Сегодня важный день». «Самое мощное оружие, нужное нам есть у каждого, – это чувство собственного достоинства. – Олег Кашин зачитывает письмо Алексея Навального из спецприемника. – Морок развеивается, и мы видим, что скотское безмолвие стало подарком только кучке жуликов и воров, ставших миллиардерами. Мы сыты по горло. Настало время сбросить оцепенение. Мы не скоты и не рабы. У нас есть голос, и у нас есть силы отстаивать его». Выступают Сергей Митрохин, Леонид Парфенов, Оксана Дмитриева, Дмитрий Орешкин, Григорий Явлинский, их почти не слушают, люди реагируют на сцену, когда проскакивает «Навальный» или нужно скандировать – причем активнее всего «Свободу!» и «Перевыборы», а не «Россия без Путина» или «Путина – в Чечню». В остальное время разговаривают друг с другом, разговаривают с милиционерами, очень много улыбаются, смотрят, как мелкий снежок падает на волосы стоящих впереди и рядом, залезают на деревья, чтобы разглядеть все; некоторым забраться не удается, им кричат: «Слабак! Мало ел!» Проход националистов с имперскими флагами, которые, не церемонясь, толкаются локтями, сопровождается громкими «Фу» и «Позор».
Даниил Туровский
О чем говорили
Во-первых, про итоги выборов. Я ровно полжизни прожил на родине, в Вологодской области, полжизни живу в Москве и вполне представляю себе настроение двух этих регионов. В Вологодской области «Единая Россия» получила 33% голосов. Хоть край вполне консервативно-надежный, «вологодский конвой шутить не любит» и все такое прочее, меня эта цифра совсем не удивила: я так и думал – да, треть земляков за советскую власть, не больше. И вологодский губернатор Позгалев вчера после встречи с Сурковым мог чистосердечно сказать прессе: у нас были честные выборы, что я мог сделать? Но вот в 50% «Единой России» в такой неединой Москве поверить трудно. Вологодская область впервые либеральней Москвы? Это не то что неправдоподобно, это смехотворно. Я на президентские выборы возьму открепительный и к маме поеду. Там есть надежда – мой голос правильно подсчитают.
Во-вторых, хочу обратиться к тем, кто называет телевизор зомбоящиком. Таких людей большинство? Но заставить телевидение измениться под силу только вам. Можно перебрасывать друг другу ролик «Вы – сурковская пропаганда» или трафаретный портрет телеведущей с надписью «Есть такая профессия – лгать каждый вечер». Можно и нужно: не должно все сходить с рук. И все же это внутрисетевые радости. Даже по данным ЦИК половина голосов отдана оппонентам партии власти. Да, за них голосовали в том числе вынужденно. Да, принципиальность системной оппозиции небезупречна, и Дума, в которой они прежде были и заседали – тот еще парламент. Все так. Но исходим из данности. И если вам дороги ваши голоса и вас не устраивает телевидение, требуйте от своих депутатов, чтобы в эфире было примерно поровну власти и ее оппонентов. Пусть собирают думскую комиссию – тоже пополам из власти и оппозиции. И пусть она принимает меры по освобождению тележурналистики из ведомства пропаганды и агитации. Почему даже не особо скрывая, информационной политикой телеканалов рулит администрация президента? Кто этих чиновников выбирал? Мандатом чьего доверия они облечены? Они нас за наши деньги учат родину любить? Они сами показывают себя себе же. Да за каких овощей надо держать своих сограждан, втюхивая им огромные северокорейские отчеты о съезде «Единой России» и выпуски новостей под девизом «И это все о нем»! До какой степени нужно не понимать страны, чтобы не чувствовать, как уже давно людей раздражает вся эта похабель с амфорами, комбайнами и бадминтонами! Двенадцать лет ТВ воспевает одного героя. Ну полтора. Как у Жванецкого: «Если у меня в комнате одно окно, то какой у него рейтинг?» Из рейтинга этих телепоказов и складывается политический рейтинг, ни из чего другого. Но выборы показали запрос на перемены, на движение вперед, особенно после того, как нам предложено прожить заново в десятых – нулевые годы, с тем же героем.
Для того, чтобы понимать, чего мы хотим, как меняться и куда двигаться стране, нужен общественный диалог, которого не было все эти двенадцать лет. Нужна разноголосица мнений в эфире, действительная политическая конкуренция, соревнование идей. Тогда и появятся новые лидеры и, глядишь, стихнет, наконец, этот убогий детский плач, что Путину нет альтернативы. Вон в 89-м году, когда Горбачев постановил транслировать Первый съезд народных депутатов, новые лидеры возникли – и Анатолий Собчак в том числе. Где была бы сейчас вся сегодняшняя власть, если бы не тогдашняя политическая конкуренция и смена элит? Да по сию пору не было бы альтернативы Николаю Рыжкову и Егору Лигачеву, дай им Бог здоровья!
И последнее. Лозунг «Не забудем, не простим!», конечно, хороший. Но мало покричать его с 5-го по 10 декабря. Выборы – это не подвиг одного дня, когда проголосовал так, как хотел. Это требование к себе каждый день – отстаивать свои интересы и требовать этого от своих депутатов. Нужна каждодневная работа, нужны объединения избирателей, которые выражали бы общую позицию. Такого у нас не было никогда, да и сама технология связи избирателя с депутатом во время действия мандата у нас не развита и не разработана. А еще у нас фатальная национальная черта – низкая способность к самоорганизации и самодисциплине.
Но если сегодня по телевизору (а вон там по всей набережной стоят телевизионные автобусы) мы узнаем очередную бесстыжую чушь, что народ сюда собрала Хиллари Клинтон адресной смс-рассылкой и вообще, что «это все придумал Черчилль в 18-м году» – ну, чтоб развалить Россию, вот тогда и стоит повторять: «Не забудем. Не простим!»
Бороться за свои права это легко и приятно. И это совсем нестрашно. Не верьте глупостям о неизбежных беспорядках, драках с милицией и горящих автомобилях.
Единственное, но самое мощное оружие, нужное нам есть у каждого -это чувство собственного достоинства.
Просто надо понять понять, что это чувство нельзя одевать и снимать как бархатный пиджачок. Оно не включается кнопкой на кухне с друзьями и не выключается стыдливо при разговоре с чиновником, милиционером или членом избирательной комиссии.
Люди с чувством собственного достоинства есть. Их много. Десятки из них лежат сейчас на драных матрасах совсем рядом со мной. И я знаю, что тысячи их стоят сейчас на Площади Революции и на Болотной. В Москве и в других городах страны.
Нет никаких репрессий и дубинок. Нет задержании и арестов на 15 суток. Все это чушь. Нельзя избить и арестовать сотни тысяч и миллионы. Нас даже не запугали, а просто на какое-то время убедили, что жизнь жаб и крыс, жизнь безмолвных скотов, это единственный способ получить в награду стабильность и экономический рост.
Морок развеивается, и мы видим, что скотское безмолвие стало подарком только кучке жуликов и воров, ставших миллиардерами. Эта кучка и их медийная обслуга продолжают нас убеждать, что фальсификация голосов в пользу их партии жуликов и воров есть необходимое условие наличия в кране горячей воды и дешевых ипотечных кредитов. Нас кормили этим 12 лет. Мы сыты по горло. Настало время сбросить оцепенение.
Мы не скоты и не рабы. У нас есть голос и у нас есть силы отстаивать его.
Все люди с чувством собственного достоинства должны чувствовать свою солидарность друг с другом. Неважно где они сейчас на площадях, на кухнях или в спецприемника крах. Мы чувствуем свою солидарность с вами и мы знаем, что мы победим. Иначе быть просто не может.
Мы говорим вам: Один за всех и все за одного!
Обращение Алексея Навального к участникам митинга
Борис Акунин
- Весь этот пар уйдет в свисток, если московские протестующие не создадут координационный центр; в него должны войти люди, с самого начала возглавившие это движение. Пусть зафиксируют требования москвичей и выберут из своего числа «переговорщиков».
- Первым требованием должны стать перевыборы в Москве и во всех регионах, которые поддержат движение.
- Вторым: отзыв нынешних депутатов Мосгордумы, которые непонятно где и чем занимаются; выборы нового состава.
- Восстановление выборности московского мэра.
Красивых слов я не говорил, старался сугубо по делу.
Надсадил голос. Надеюсь, что мне больше никогда не понадобится выступать в этом дискомфортном жанре.
А вообще-то впечатление от митинга сильное. Все вежливые, даже полиция. Ее кстати говоря было очень немного.
Я еще в перестроечные времена научился на глаз примерно определять количество демонстрантов и митингующих. Учитывается размер территории и плотность толпы. Когда я стоял на сцене, имея неплохую точку обзора, в сквере, на мостах и набережных было как минимум тысяч сорок людей. И многие еще только подтягивались.
На подходе к Болотной. Дальше битком.
У меня ощущение, что мы находимся в самом начале каких-то больших и (тьфу-тьфу-тьфу) позитивных перемен. Я рад, что приехал.
Попробуем и мы с вами разделить осторожный оптимизм писателя Б. Акунина и всех других участников митинга. Скажем спасибо тем, кто пытался защитить наши права в эти дни, и будем надеяться, что это не последний большой успех нашего гражданского общества!
Другие материалы
08.11.
|
Гость
|
Статью
В группе: 1,317 участников
Материалов: 1,036
Проблемы и перспективы экологического движения в Сибири, Дальнем Востоке, других регионов России и мира
Мы рады приветствовать Вас в группе сторонников "ИСАР-Сибирь".
ИСАР-Сибирь ведет свою деятельность в качестве неформального объединения экологических экспертов и активистов с 1996 года.
Цель - развитие экологического движения, активизации его роли в становлении гражданского общества, для достижения позитивных практических результатов в области защиты окружающей среды....
Календарь
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 48 недель назад YВMIV YВMIV |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,535 | |
2 года 50 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,535 | |
2 года 50 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,535 | |
3 года 26 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,535 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
2 года 50 недель назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,160 | |
Не доказанная никем нечестность выборов. Лидеры сей зомбированной толпы - вобще недостойные жить в нашей с вами стране (Я конкретно про Навального и Немцова). Призывы изменить то, что в телевизоре нам показывают - вызывают только смех, если каждый будет иметь туда доступ, то это будет ютюб, который, кстати, тоже фильтрует свой контент. Нам по телеку хотя бы пидорасов не пропагандируют (извиняюсь за выражение, но это самое подходящее слово). Хотите как в Америке? Дак езжайте туда. У нас своя страна, и она сейчас идет правильным курсом, поэтому и стала занозой всяким Маккейнам и иже с ними. Революции не бывать, хватило уже, все помнят, как историю не переписывай.
На этот раз на улицу вышли другие люди — и по другому поводу. Они вышли не потому, что они больны, а потому что они, наоборот, здоровы. И протестуют они не в связи с тем, что у них отняли, например, привычные привилегии, как это в 2005 году было с монетизацией, или просто недоплатили денег — в общем, как-то внезапно их ущемили. Два года назад на выборах в Москве точно так же пускали карусели и переписывали протоколы. Четыре года назад тоже. Болотная площадь борется не за сохранение статус-кво, а за его отмену.
Так что это вообще не протест в привычном смысле слова, а нечто ему противоположное — позитивная активность. В России, стране пессимистов и неудачников — ничего не умеем, ничему не научимся, все будет плохо, не стоит рыпаться, — как выяснилось, живут такие же люди, как везде. Раньше это было не видно, потом не обращали внимания, и вот прорвалось наружу. Сначала люди учились не пить из-под крана сырую воду, потом — разбираться в йогуртах и марках автомобилей. Затем освоили интернет и социальные сети, кто-то даже познакомился с соседями по подъезду. Иногда стали пропускать пешеходов на зебре, придерживать за собой дверь в метро. Ну и вспомнили, наконец, про выборы.
Михаил Фишман
Полный текст на http://www.forbes.ru/sobytiya-column/vlast/77437-tak-chto-dalshe