Сад камней

Японский сад представляет рукотворную конструкцию из природных элемен­тов, которые образуют определенную сюжетную картину, создан­ную выразительными средствами природы, и как всякое произ­ведение искусства, он выражает конкретную идею и рассчитан на создание совершенно определенного настроения у зрителя. 

Как безмолвен сад!

                                                                         Проникает в сердце скал

                                                                         Тихий звон цикад.   

                                                                          М. Басё.

-Зачем вы сюда пришли?

-Искать ответа.

-Почему вы его не нашли?

-Потому что ищу.

-Как вы его найдете?

-Только перестав искать.

-Где вы его найдете?

-Нигде.

-Когда вы его найдете?

-Никогда.

 Стиль традиционных философских японских   диалогов "мондо" отличает иносказательная, туманная таинственность и бесконечная глубина.

Философия  дзен-буддизма отражает особенности восприятия  окружающей природы, которую японцы считают живой, одухотворенной и не имеют, привычного европейцам, понятия неживой природы.  Такие  "чувства в предметах" идут от древних религиозных верований японцев, оживлявших в прошлом все явления природы и считавших всякий камень про­явлением незримого духа. По мнению дзэнских монахов постичь учение Будды с по­мощью священных текстов и картин невозможно. Духовное про­светление (сатори) возникает в  общении с природой среди изысканных пейзажных композиций с помощью созерцательно-задумчивых диалогов-мондо.

С VII века известны первые сады императоров и феодалов, которые начинались со двора, засыпанного белым грави­ем, символически изображавшим божество. Затем появились сады у простого люда, и сейчас рядовой японский сад служит естествен­ным продолжением дома, так же как монастырский становится дополнением к религиозной философии.

Японский сад представляет рукотворную конструкцию из природных элемен­тов, которые образуют определенную сюжетную картину, создан­ную выразительными средствами природы, и как всякое произ­ведение искусства, он выражает конкретную идею и рассчитан на создание совершенно определенного настроения у зрителя.

Сад  Рёандзю

      Пять веков назад буддийский монах Соами недалеко от Киото в монастыре  Рёандзю посыпал гравием прямоугольную площадку и положил несколько камней, которые сделали его имя бессмертным. Каменный сад монастыря Рёандзю известен далеко за пределами Японии, куда со всего света съезжаются туристы, чтобы поглядеть на пятнадцать скальных глыб, образующих пять групп, обрамленных зеленым мхом, среди белых полос гра­вия. Сад производит впечатление даже на фотографии: черные тени камней на фоне белого прямоугольника, исчерченного ровны­ми бороздами.

       Рёандзю никогда не цветет, он вообще не знает времен года, а равно и столетий, пролетевших за его стенами. В нем нет ни травы, ни деревьев, ни воды, только белые и черные камни на моховой подстилке. Про сад Рёандзю  говорят, что он напоминает архипелаг островов в океане. Возможно. Точно так же его можно сравнить с пейзажем, очень редко доступным современному земному наблю­дателю - вершины гор, выступающие над морем облаков.

Сад Рёандзю называют "поэмой из камня" и столь же логично его зовут "философским садом", поскольку он представляет не только прекрасный образец искусства ландшафтной композиции, но и служит воплощением философии буддийской религиозной школы дзэн.

В старинных японских руководствах по садовой аранжировке перечисляется целый ряд элементов сада - это водопады, мосты, пруды, бассейны, мхи, фонари, дорожки и только в заключение принадлежности обычного сада - кустарники и деревья. Все садовые руководства единодушно считают главными элементами для всех японских садов воду и камень

         Ландшафтный камень должен быть естественным и  в ложе ручья, и на берегу озера, и в водопаде. Искусству расстановки камней - "сутэиси" - японцы придают основное значение в садовой композиции. Камни подбирают по форме, размерам, цвету, добиваясь наибольшей живописности в их расстановке и положении. При этом вся композиция сада должна выглядеть так естественно, словно создана природой. В книге "Секрет камня" знаменитый японский архитектор Кэндзо Тангэ пишет, что  для садовой аранжировки всегда ис­пользуются натуральные камни, обработанные временем и при­родными стихиями - водой, ветром. Японские архитекторы, от­дающие предпочтение асимметричным композициям, обычно при­меняют камни неправильной формы, не имеющие определенных геометрических очертаний. Устанавливается ландшафтный камень таким образом, чтобы он производил впечатление естественности, также как вся композиция. Японцы считают, что нарушение естественного порядка вещей приводит к самым пагубным последствиям.

 В монастырских садах Японии камень помогал создавать тишину, которая служит одним из элементов садовой композиции. Поэтому камень в садовой аранжировке нередко изображает воду в виде белой глыбы, поставленной вертикально и "стекающей" в пену из гальки. Из камней выкладывали ручей, неслышно текущий в берегах. Немота камня, таким образом, лучше всего соответствует неподвижности и созерцательности - специфическому художественному восприятию японцами окружающей природы.

 Однако камни для японцев имеют не только образ, но и смысл. В их расположении, конфигурации, форме и цвете - свои значения, истории, легенды. Камни для японцев традиционно священны, как вся окружающая природа, которую они считают живой, одухотворенной и не имеют такого понятия, как неживая природа. Японцы полагают, что человек должен почтительно относиться к природе, ко всем ее проявлениям - воде, камням, цветам, животным, насекомым. Поэтому в основе традиционных японских садовых компози­ций  - натуральные, дикие камни в их первозданном виде.

         Первобытные жители Японских островов не выделяли себя из мира природы вместе с ее дождями, облаками, реками, камнями и солнцем. Человек не ставил себя над природой, но ощущал себя ее частью, причем слабой. Находясь в зависимости от природы, постоянно испытывая ее власть и силу, люди стали видеть в природе живое, чувствующее, но очень могучее, не вполне понятное и потому священное для них существо. Японцы считают, что во всем природном, в скале, дереве и в человеке, живет божество - "ками". Законы природы стали обязательными и священными для японцев как их собственные нравственные принципы. Поэтому японцы никогда не пытались покорить природу, а стремились к гармонии с миром природы. В этом особенном отношении к природе и заключаются смысл японской культуры, и национального характера, и особенность художественного мышления, определяющего специфическую образность языка японского искусства, столь необычного для европейцев. Японцам свойственно совершенно особое отношение к природе, ее созерцание, любование ею, постоянное ощущение красоты и природной гармонии. Поклонение японцев силам природы канонизировалось религиозной системой синто (путь богов), определяющей многие характерные черты японской культуры. Общее правило синтоистской морали: "Поступай согласно законам природы, щадя при этом законы общественные".

         В далекой древности, обладая минимальными познаниями о мире, японцы постарались эстетически осмыслить природу. Так возникли Скальное божество в естественной каменной оболочке ("ивакура") и засыпанная белой галькой поверхность ("сики") - два символа формы и пространства природы. Из Китая пришла идея "горы - скелет природы, вода ее кровь", что привело в итоге к определяющей современной композиции японского сада: "гора и вода", хотя существуют сады мхов, воды и совершенно сухие сады камней.

        Японский сад под открытым небом может иметь любые размеры - от обширного парка, до композиции из камня и стебля бамбука на крошечном пятачке. Размеры пятачка могут сократиться до тарелки или блюдца с одним единственным камнем. Для европейца это будет блюдце с камнем, а для японца  миниатюрный комнатный ландшафт: бон-сэки (камни на подносе), сюи-сэки (водяные камни) или  бон-кэй (ландшафт на подносе).

В отличие от европейцев, украшающих дом художественными изделиями, выполненными руками художника или ремесленника, японцы получают эстетическое наслаждение, любуясь естествен­ными обломками скал, валунов и галькой, создающими в сочетании с песком, водой и растительностью миниатюрные картины горного, лесного или морского пейзажа.

Бон-сэки

Искусство бон-сэки, существующее в Японии с VI века, имеет определенную символику камней. Зеленоватая окраска камня слу­жит символом весеннего пробуждения природы, красноватая - характеризует осень. Белые камни ассоциируются со льдом, сне­гом, зимой. Особо ценятся любителями и стоят больших денег темные камни с белыми прожилками кварца, напоминающими струи воды.

Искусство сюи-сэки начиналось с камней в блюдце с водой, где японцы представляли островок в озере или морской утес. Трещиноватые камни при регулярном увлажнении могут обрастать мхом или лишайником, приобретая, таким образом, своеобразную декоративность.

Бон-сай

Бон-сай представляет собой сочетание комнатных растений с карликовыми деревьями. Таким образом, создается ландшафт­ная композиция, нередко дополняемая аквариумными рыбками, водяными мельницами, мостиками и фигурками людей.

       Летом 1987 года на берегу речки Лихоборки в Останкино, на территории Главного ботанического сада распахнулись бамбуковые ворота японского сада, созданного на основе соглашения Академии наук СССР и Международного культурного фонда Японии для знакомст­ва москвичей с культурой Японии. Экспозиция японского сада создана по проекту известного японского ландшафтного архитектора Кена Накдзимы, при участии  cтpoитeльнoй фиpмы «Baтaнaбeтoми» и пoддepжкe Пocoльcтвa Япoнии в Mocквe.

  Японские специалисты создали в Останкино типичный японский пейзажный сад с водое­мами, островками, мостиками, водопадами, группами деревьев различной формы и фонарями "орибэ". 

Японский сад в Москве

Все просто, спокойно, гармонично и немного таинственно, словно перед вами натуральная природа, а не рукотворная красота.  Впечатление оправданно - искусственная композиция японского сада ювелирно соединена с природным ландшафтом,  с древними останкинскими дубами, с московской землей. По холмам вьются, следуя изгибам рельефа, аккуратные дорожки. На холмах древняя японская пагода, хижина, беседка, чайный домик. По причудливому хаосу каменных глыб возле чайного домика журчит и падает с каменных глыб горный ручей, замирая неподвижным, задумчивым зеркалом озера среди мохнатых елей и могучих дубов. Ветер колышет над водой голубые ирисы, в воде резвятся японские цветные карпы - кои, берут хлеб из рук.

В основе сада - тра­диционные "гора и вода". Три платформы камней для горных ручьев и водопадов привезены из Закарпатья. Подмосковные валуны не подошли, они слишком гладко окатаны ледником, тогда как японские садовые композиции основаны на натуральных камнях, обработанных временем и природными стихиями - водой, ветром, но сохранивших свою первоначальную форму. В оформлении ландшафтной экспозиции использовано более 100 видов японской флоры: ирис, лаванда, вяз Давида, клен моно и, конечно, сакура с острова Хоккайдо.

           Людям разных стран и народов естественно радоваться  красоте, которой обладают не только цветущие сады, но и пыльные степи под жарким солнцем, дикие горы в снежных шапках, а все вместе – натуральная и бесконечная гармония Природы, о которой написал Уильям Блейк:

                                                                 В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

                                                                      В единой горсти - бесконечность

И небо – в чашечке цветка.

                                                                                                           

 

Другие материалы

01.10. | Гость | Событие
01.09. | Гость | Статью
В группе: 1,565 участников
Материалов: 1,518

Целью научно-исследовательской лаборатории проблем непрерывного экологического образования является проведение научных и методологических исследований

Цели и задачи лаборатории Целью научно-исследовательской лаборатории проблем непрерывного экологического образования является проведение научных и научно-методологических исследований в сфере непрерывного экологического образования, обновление концепции такого образования, выработка теоретических и методологических его основ. Реально развивать три направления непрерывного...

Фотогалерея

FOTOS DE LAURENT SCHWEBEL - фотографии Лорана Швебеля

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Другие статьи

Активность на сайте

сортировать по иконкам
2 года 49 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,722 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

2 года 51 неделя назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,722 |

Thank you, your site is very useful!

2 года 51 неделя назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,722 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 27 недель назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,722 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

2 года 51 неделя назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 9,186 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!