- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
Интерактив в экологическом образовании. Как организовать тренинг
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Опубликовано Наталья Чубыкина - 03.04.15
С 1999 г. ИСАР-Сибирь ведет программу по распространению новых методов экологического образования. Ее основа - знакомство широкой педагогической общественности с интерактивными методами в экологическом образовании.
Программа стала известной по Сибири благодаря двум основным составляющим: региональным и местным семинарам-тренингам и сборникам работ по экологическому просвещению. Тренинги под общим названием "Использование интерактивных методов в экологическом образовании" проводились для педагогов и общественников, причастных к экологическому просвещению и сопровождались дополнительными обучающими "подпрограммами", например, тренингами по планированию совместной обществен ной экологической деятельности, по изысканию средств на эту деятельность, т.е. фандрайзинг. Тренинги были успешны, если подразумевать под этим их популярность и заключительные, неизменно положительные, оценки участников. В итоге примерно треть группы хотела бы воспроизвести полученный опыт, провести подобный тренинг у себя в школе, районе или городе. Не все, однако, уверенно чувствуют себя в роли тренеров без специальной подготовки. Для того чтобы облегчить работу тренерам-добровольцам, мы хотим описать тренинг с его идеями и надеемся, что это пригодится людям, готовым обучать.
Рассмотрим, как и для чего проводится подобный тренинг. Начнем с "как", так будет понятней. Во-первых, о форме проведения. Она свободная, включающая игры, перемещения, высказывания по поводу и прочее. Обычной формой общей работы являются обсуждения в круге, когда сидящие участники могут видеть каждого члена группы и сами доступны каждому. Условно в наших занятиях можно выделить три блока: "Знакомство", "Создание условий для продуктивной групповой работы" и "Игры и упражнения для экологического образования". Каждый из этих блоков развивается в течение всего тренинга, но все же существует некая последовательность. У каждого блока есть свои частные задачи и более общая - способствовать эффективному обучению в других блоках. Понимая, что пересказывать тренинг - дело сложное, его эффективное восприятие возможно при личном "проживании", охарактеризуем значение каждого из блоков с упражнениями и играми.
Блок "Знакомство"Вводится чтобы участники быстро запомнили имена друг друга, а также сблизились, узнавая о своих случайных соседях и будущих партнерах по команде что-то новое. Это бывает актуально даже для знакомых между собой людей, которые годами могут поддерживать формальное знакомство, оставаясь, по сути, незнакомыми. Без "Знакомства" практически невозможна эффективная работа в других блоках семинара, поэтому оно обязательно при любых интерактивных тренингах. Знакомство на семинаре мы начинаем с выполнения задания "Построиться в круг по датам рождения, от января до декабря". Цель его - перемешать людей случайным образом, чтобы предотвратить объединение участников "по интересам", симпатиям, предварительным знакомствам. Это важное начало, и чтобы работа на тренинге проходила удачно, т.е. была обучающей, необходимо все время перемешивать участников, максимально избегая создания устойчивых группировок. Чтобы работать командой, люди должны доверять; в ходе многих заданий семинара люди учатся доверию и открытости, которые проявляются не только по отношению к узкому привычному кругу. Это помогает в дальнейшем при работе с детьми, так как у детей настороженность и защита по отношению к незнакомым членам группы часто проявляется как агрессивность, острее, чем у взрослых. ( Иногда задание усложняется: определить свое место в кругу нужно без слов, только жестами и мимикой. На семинаре дается представление о возможностях невербальных контактов, и это упражнение выступает "открытием темы". Следующее упражнение - на запоминание имен членов группы. Его называют "Снежный ком". Каждый участник называет имена всех впереди стоящих, а затем - свое. Каждый последующий участник получает более длинную последовательность, чем предыдущий. Для улучшения запоминания каждое имя сопровожда ется глаголом, выражающим действие или отношение, например: Татьяна улыбается, Наташа любит Байкал. Глагол вызывает ассоциацию с именем, его можно использовать в качестве подсказки жестами, пантомимой. Более близкое знакомство происходит через презентацию участников по парам. Каждый участник представляет (рассказывает) соседа, что происходит после беседы в парах по общим для всей группы вопросам. Вопросов обычно 5-7, например: "где я живу"; "моя семья"; "мое увлечение", "мое любимое животное"; "поступок, которым горжусь"; "мой любимый пейзаж". Результаты беседы-интервью оформляют ся на листе писчей бумаги, где в центре - имя участника, а по окружности - кратко ответы на вопросы. На беседу уходит по 4-5 мин. (на человека), а презентация укладывается в 1-1,5 минуты. Есть и другие способы познакомить участников. Часть упражнений, игр и заданий приводится в приложении. Одно из заданий, которое мы в последнее время обычно включали в программу, - заполнение анкеты "Давайте познакомимся". Анкета включает 25-35 вопросов (по усмотрению тренеров), и участники работают с ней на протяжении всего семинара. Рассмотрение результатов происходит в последний день, выборочно, и не носит характер презентации. Работа над заполнением анкеты, где имя каждого члена группы должно упоминать ся хотя бы один раз и ни одно имя не должно встречаться часто, дополнительно нацелено на сближение участников. Анкета нами была взята из книги Дж. Корнелла "Давайте испытывать радость от общения с природой" ("Играя, обучаемся", вып. 2)
Блок "Создание условий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Культура семьи |
|
|
|
|
|
|
|
|
Дополнительное образование |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обязательное образование |
|
|
|
|
|
|
|
|
Влияние социума, включая СМИ (информационный шум) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Предложенные способы образования |
Заполняя таблицу, участники оценивают возможность применения "изобретенных способов" в существующей образовательной системе общества. Так как рабочие группы рассматривают разные мировоззренческие установки, то, как правило, таблицы групп различаются и могут служить материалом для дальнейшего обсуждения.
Вот как выполнено второе задание той же группой.
Категория - Методы
Нравственное отношение - Чтобы "социальное влияние" усилить, надо организовать его проникновение в школьное образование; можно идти путем развития общественных организаций в школе.
Знание законов природы - Образований (обоих) недостаточно, чтобы изменить отношение человека к среде, необходимо влияние социума.
Анализ 3 и 4 категорий отсутствует.
Вывод: образование играет большую роль, но базу закладывает семья.
Большое влияние в развитии заданий имеют первичные формулировки установок. Если они слабые и не соответствуют по форме и сути установкам, второе задание становится слишком произвольным. В этом случае обычно первое и второе задания связаны формально, так как категории не выводятся из содержания установок, а придумываются. Таким образом, эту работу лучше предлагать хорошо подготовлен ной группе.
В третьем задании участникам предлагает ся поискать пути расширения роли образования в процессе формирования экологического мировоззрения. Работают в группах, результаты работы записывают на доске и обсуждают.
Это упражнение задумывалось как мотивационное, для перехода к эмоционально-чув ственному потоку познания по Дж. Корнеллу. Оно занимает много времени - от полутора до двух часов, но оно дает возможность понять, что далеко не все проблемы воспитания экологически ориентированного мировоззрения решаются через экологическое образование. Его возможности ограничены, поэтому для успеха неизбежна работа в двух направлениях: совершенствование, расширение форм и способов экологического образования с одной стороны, но одновременно, - выход с идеями привнесения экологической культуры через такие источники воздействия, как семья, средства массовой информации, ближайшее социальное окружение и т.п. Очень часто люди, которым небезразлич но состояние и будущее Земли, природы страны, не связывают надежды и тревоги с какими-то конкретными действиями и образцами поведения. Это не позволяет людям формировать конкретные программы позитивных действий для достижения желаемого. "Желаемое" в данном случае даже нельзя назвать целью, так как цель требует каких-то действенных формулировок. Например, часто приходится слышать: "Хочу чтобы на земле не было войн", "чтобы планета была похожа на цветущий сад". Существуют приемы, которые, если человек действительно заинтересован в исполнении своих пожеланий, помогут переводить их в целевые установки и в направленную деятельность. Овладение такими приемами, на наш взгляд, важно для всех и, тем более, для педагогов, занимающихся экологическим воспитанием.
Для этого участникам предлагается выполнить два задания. Они логически связаны и могут быть полезны в более широком смысле, чем непосредственно экологическое образование.
Упражнение "Мои заботы"
Выполняется в три этапа: индивидуально, в группе, и заканчивается обсуждением. Сначала каждый участник вспоминает и записывает в своей тетради три мысли, которые с утра пришли ему в голову. Каждая из них выносится в виде точки в систему координат, где по вертикальной оси идут отметки: "я", "семья" "работа" "город", "страна", " биосфера", а по горизонтальной - время: день, неделя, месяц, год, годы (например: я-день; работа-месяц и т.д).
Затем каждый по кругу называет "координаты" своих точек либо рассказывает о трех своих утренних мыслях. Получается некоторое распределение точек, что позволяет провести групповое обсуждение результата. Обычно большая часть точек приходится на левый нижний угол. Перед участниками ставится задача придумать путь, как получить при опросе иное распределение, со смещением вверх и вправо. В качестве варианта предлагается упражнение "Мой мир и я".
Упражнение "Мой мир и я"
Участникам предлагается расчертить чистую страницу на четыре равные части. В получившихся прямоугольниках записать ответы на вопросы слева направо, сначала верхние, затем нижние.
1. Мои мечты пять лет назад;
2. О чем я мечтаю сейчас;
3. О чем я мечтаю через 10 лет;
4. О чем я мечтаю через 100 лет.
Каждый описывает свои мечты, затем по кругу зачитывают (можно выборочно, по желанию) и обсуждают.
Цель упражнения - показать участникам, что существует механизм планирования своих действий и устремлений через конкретное выражение своих желаний. Мечта сбывается, если точно знаешь, чего хочешь.
Блок "теории" можно завершить кратким обобщением принципов интерактивности и обзором других интерактивных форм, которые активно используются в образовании, но мало представлены в рамках семинара-тренинга.
Принципы приводятся в работе Р.Опарина и Н. Куликовой, которую мы даем в этом сборнике. Мы, кроме указанных четырех, а именно, активности, взаимодействия, опоры на групповой опыт, получения обратной связи, предлагаем в качестве принципа получение участником собственного прямого опыта. По словам Стива Ван Мартра, "интерактивное обучение - обучение с высокой степенью участия самих учеников в процессе обучения".
Иногда блок теории подается в сокращении (в зависимости от ожиданий участников), а освободившееся время отдается разбору игровых олимпиадных заданий для школьников. Например, конкурс "Единомышленники" (Сборник по экологическому образованию, вып. 3, стр. 157) или "Живой дом" (см. приложение к статье).
В обзоре интерактивных форм предлагает ся схема, но она не может рассматриваться как какая-либо классификация методов, а служит для удобства подачи материала.
Перед подачей схемы разбирается вопрос, чем отличается игра от других видов деятельности. Игра создает свой мир, с четкими оговоренными правилами, с неизбежными условностями. Мир вне игры сложен, его правила могут постоянно меняться, никому до конца не известны. Очевидно тяготение детей к игровому миру. Среднее положение между игрой и реальностью занимает имитация - упрощенная модель реальности, в которой отражены несколько главных закономерностей. Интерактивные методы, так как они, по сути, представляют либо игры, либо имитации, либо анализ реальности, или их комбинации, удобно рассматривать в отношении к этим категориям. Можно отдельно показать интерактивные ситуации в целом в общественной практике и отдельно в экологичес ком образовании (да и просто в образовании).
Игры
Бридж, Футбол, Поле Чудес, Прятки
В эколог. образовании:
Интеллектуальные игры ("Что? Где? Когда?"), Шоу-Игры ("Башня"), Спортивные игры на природе, Игры на получение прямого опыта
Имитации
Авиационный тренажер, Тренинги для персонала, работающего с людьми, Учебные действия по гражданской обороне
В эколог. образовании:
Дискуссии-тренинги, "Мозговой штурм", ТРИЗ в экологии, Медитации ("Дерево"), Мысленный эксперимент
Анализ реальных ситуаций
Медицинский диагноз, Судебный процесс, Планерка на производстве
В эколог. образовании:
Дискуссии, Конференции, Исследовательские проекты, Прикладные проекты
Имитационные игры
Шахматы, Монополия, Игры дошкольников "в магазин", "в больницу", Ролевые игры
В эколог. образовании:
Компьютерные экологические игры, Настольные экологические игры: ("Миграция", "Заселение острова"), Выполнение "творческих" заданийИгры для анализа реальных ситуаций
Психологические тренинги, где игровое групповое поведение человека становится предметом изучения
В эколог. образовании:
Диагностика восприимчивости, мотивации, психологических характеристик обучаемыхИмитации для анализа реальных ситуаций
Следственный эксперимент, Тренинги для медперсоналаИмитационные игры для анализа реальных ситуаций
"Электростанция", Экономические игры, Ролевые деловые игры
В эколог. образовании:
Деловые игры экологической тематики
Знакомство с потоком познания
или играми на природе (по Дж. Корнеллу)
Именно игры и другие подобные упражнения составляют основу нашего обучения. А ядром его экологической, "предметной" части являются игры и занятия, предложенные Джозефом Корнеллом и построенные по форме потока познания. Он называет свой способ обучения "игры на природе". Эти три слова напоминают о том, что экологическое образование невозможно без соприкосновения с природой. Сам Корнелл в этом убежден, проводит это убеждение через все свое творчество, и легко попасть под его влияние. Две из четырех книг Корнелла переведены на русский, их знают уже многие сторонники экологического образования. Эти книги включены в наши сборники "Играя, обучаемся", выпуски 1 и 2. В упомянутых выпусках приведены и другие игровые разработки, но более чем вероятно, что начало им положено после знакомства с работами Дж. Корнелла, хотя авторы этих разработок на него и не ссылаются. Мы же предлагаем своим участникам первоисточники.
Несколько слов мы говорим о том, чем обучение по Дж. Корнеллу отличается от традиционного. Самым кратким образом основу его подхода, наверное, можно выразить так: сознательное включение чувств в процесс обучения. Когда люди, особенно дети, обучаются острее ощущать и замечать природу, интерес к природе подготовит к пониманию процессов, проходящих в природе (если, конечно, кто-то готов будет им это объяснить). Часто обучение начинается без такой готовности, и результаты - соответствующие. Наши школы, возможно, могли бы похвастаться хорошей успеваемостью по предмету "экология", но наши сограждане вряд ли могут показать хорошую экологическую грамотность и культуру. Стоит ли удивляться, что движение в защиту природы не самое популярное в нашей стране, а активисты этого движения воспринимаются скорее иронически, хотя в защите природы лежат коренные интересы человечества.
Поток предполагает непрерывность, как представить непрерывность познания? Это удается, если понимать познание как проживание. Если жизнь разделить на несвязанные отрезки, "области" и лишить чувств, эмоций, теряется вкус жизни, возможно и смысл. То же можно сказать о познании, особенно о познании природы. Многие люди считали, что познавать природу на уроках - малополезно, а научиться любить - невозможно. Наверное, это так, если уроки традиционны и рациональны, а чувства там редкие, случайные гости, допущенные по недосмотру. Но возможно и другое - намеренное включение чувств в процесс обучения.
При непрерывности потока каждая из его четырех стадий рассчитана вызывать свое эмоциональное состояние и отвечать за свой этап обучения. Упражнения и игры потока познания тоже очень различны: от бурных веселых игр первой стадии до стихосложения и рисования под музыку - четвертой, когда, по высказыва нию Корнелла, "обучающий делится своим вдохновением с очень чуткой аудиторией". "Когда мы обращаемся к самым возвышенным чувствам в душе человека, мы создаем такую атмосферу, которая помогает ему ощутить эти чувства".
"В течение многих лет методом проб и ошибок я создал систему приемов обучения, которая сейчас занимает центральное место в моей работе. Вы, может быть, тоже пользуетесь этой системой. Возможно, вы тоже наткнулись на нее интуитивно, как и я, и скорее всего, вы ее просто по-другому называете.....
Только создав эту систему, я научился достигать самых высоких целей в моей работе учителя естествознания и притом с удивительным постоянством.
Обдумывая принципы своей работы и разъясняя их другим, я обнаружил, что ее можно свести в очень гибкую систему. Я называю ее "потоком познания" потому, что с ее помощью можно расположить игры в определенной последовательности, которую можно сравнить с потоком, текущим в нужном направлении. Ценность потока познания заключается в том, что он показывает вам, с чего нужно начинать, учитывая настроение детей; как сделать так, чтобы дети с увлечением играли в игры; как вести их шаг за шагом через виды деятельности, сложность которых возрастает; как помогать детям приобретать непосредственный опыт общения с природой. Все это должно привести к формированию нового, наполненного радостью, воспитания и знания." (Дж. Корнелл, "Игры на природе")
На тренинге мы ведем последовательное знакомство со стадиями от 1 до 4, включая игры и их обсуждение с участниками.
Стадия I, пробуждение энтузиазма.
Название стадии говорит само за себя. Игры, включаемые в программу знакомства со стадией, заимствованы из книг Корнелла. Мы здесь не приводим их описания, поскольку они достаточно растиражированы. Одни из них лучше проводить на воздухе, либо в больших по площади помещениях, а другие вполне пригодны для класса.
Игры "Крокодилы и лягушки", "Вороны и Совы", "Построй животное" (групповая пантомима) - подвижные, эмоциональные, относятся к первой группе.
"Узнай, кто ты" - игра, когда дети определяют, что за изображение у них на спине, и "Загадочное животное" ( кит, колибри, лягушка, паук) - более спокойные игры, хотя тоже способны пробудить в детях интерес к занятиям.
Стадия II, сосредоточение внимания, призвана, как мы помним, собрать рожденную энергию и пустить ее в мирное русло. Это удается, когда у людей обостряется внимание. Особенно успешно, когда задействован какой-то один орган чувств - глаза, уши, включено обоняние или осязание. Мы играем обычно в следующие игры.
Тропический ливень (см. описание в подборке Р.Опарина, Н.Куликовой). В этой игре ведущая роль - у слуха, полезно использовать для улучшения тонкой координации движений. Участники тренинга считали, что упражнение полезно для занятий с маленькими детьми из логопедических групп.
Спящий часовой
Игра на внимание, включает в работу слух и тонкую координацию движений. Участники делятся на две команды. Первая команда - часовые. Они становятся парами друг за другом на расстоянии двух метров. Внутри пары участники отодвигаются друг от друга на растояние вытянутых рук. Таким образом первая команда формирует коридор, через который должна пробраться другая команда. Всю игру часовые стоят с закрытыми глазами и опущенными руками. Им разрешено только изредка поднимать руки, хватая "шумных" лазутчиков. Пойманный участник возвращается в начало и пробует еще раз. Игра продолжается, пока вторая команда полностью не переберется на другую сторону или до истечения времени.
Когда тренинг проводится на природе, хорошо включить в программу соответствующие упражнения из Дж. Корнелла.
Сороконожка
Участники встают друг за другом в затылок и, держа впередистоящего за талию, идут за ведущим. Глаза закрыты у всех, кроме ведущего, который выбирает маршрут.
Задача участников - слышать звуки вокруг, чувствовать почву под ногами, ощущать запахи.
Упражнение продолжается несколько минут, участники останавливаются и открывают глаза по команде ведущего. Хорошо, если конечным пунктом передвижения будет какое-то живописное место. Затем группа обсуждает опыт.
Карта звуков. (см. стр. 38, "Играя, обучаемся", вып. 2)
Стадия III, получение прямого опыта. Игры этой стадии близки играм второй, но есть и новое. Здесь требуется сосредоточиться на изучении, можно даже сказать - познании какого-то предмета или явления. Неважно, что познается - знакомый, казалось бы предмет (лист растения, сосновая шишка или камень) или незнакомый участок леса. В результате должно получиться маленькое открытие. Открытие чего-то нового для себя. Основное чувство, пробуждаемое играми этой стадии, - удивление и восхищение природой.
Упражнения, игры и задания третьей стадии немного сложнее предыдущих, так как требуют большей внутренней работы. Без подготовки на первой и второй стадии игры третьей стадии не оказывают ожидаемого действия.
Моя шишка. Цель упражнения - показать, что любое природное творение индивидуально и своеобразно.
Участникам предлагается выбрать обычную сосновую шишку из кучки других. Когда каждый возьмет по шишке, излишки убирают. Участники изучают свои шишки некоторое время ( 2-3 минуты) и возвращают в общую кучу. Затем участники выбирают из общей кучи свои шишки.
Игра удобна для проведения в классе, когда невозможно выйти на природу.
Медитация "Представь себя деревом". Это не задание и не игра, а именно медитация, которая позволяет прояснить и обострить чувственный опыт познания.
Проводится она под тихую мелодичную музыку. Корнелл предлагает Вивальди или Бетховена, мы используем Моцарта (концерт № 13 для кларнета с оркестром). Текст также взят из книги Корнелла (выпуск 2 "Играя, обучаемся" стр. 48-51), а на семинаре дается в сокращении. Она приносит много впечатлений участникам, но ведущему необходим общий навык проведения медитаций.
Рецепт для леса. Описание игры есть в выпуске 1 "Играя, обучаемся" (стр. 32, "Давайте наслаждаться природой вместе с детьми"). Эта игра полезна, чтобы пофантазировать, привлечь к творчеству имеющиеся знания. Важно обратить внимание участников, что поселенные организмы должны получить необходимые условия для своего проживания - убежища, соответствующую потребностям пищу, друзей и врагов. Участники должны продумать детали расселения животных и растений с учетом их потребностей, а не только своих желаний.
После создания описания участка леса его зарисовывают. На выполнение задания и его обсуждение уходит в среднем 1,5 часа, участники охотно делятся своими мыслями и фантазиями.
Упражнения "Фотоаппарат и фотограф" хорошо описаны в книгах Дж. Корнелла, поэтому не будем их дополнительно описывать. Хочется только отметить, что эти игры с участниками мы оставляем для работы на природе, хотя в ограниченных условиях можно их провести в парке.
Приведем только шутливое отражение игры "Найди свое дерево" одной из участниц.
Ответ на задание "Проводник и ведомый"
(Найди свое дерево) Огородникова Н.Г.
Все померкло в глазах,
Потемнело кругом
Шум в ушах,
Дрожь в ногах, неуверенность, страх.
И боишься упасть,
Не туда наступить,
Неизвестен мой путь...
Но подруги рука
Не оставит в беде
И осилим мы путь,
Солнца яркого луч
Я увижу в конце...
Я глажу ствол шершавый,
грубый.
Кора груба
Но солнца луч оставил след,
Я глажу ствол,
И запах нежный
Пьянит и манит за собой.
О, милая сосна, будь
ласкова со мной.
Мы вводим и другие, "некорнелловские" игры в программу тренинга. Все, что помогает оживить экологическое образование, что дает возможность донести его суть (а это, в общем виде, осознание характера и последствий взаимодействия человека с природой) использует ся в семинарах.
Путешествие капельки
Упражнение помогает понять и эмоциональ но насытить тему круговорота воды в природе. Для игры на разных стенах на уровне глаз развешиваются конверты с "путеводительными" карточками (см. приложение). Каждому участнику выдается маршрутный лист (см. рис.), на который необходимо стрелками наносить маршрут передвижений. Участники произвольно подходят к любому из конвертов и достают по одной карточке. На карточке указан пункт следующего перемещения, где таким же образом нужно достать карточку и выполнить предписание. Участник может выйти из игры, когда в его маршрутном листе будут пройдены все пункты хотя бы один раз, или по истечении времени.
К этой же категории относятся игры "Миграция", "Лента времени", карточная игра "Заселение острова" (см. приложение). Все три игры можно использовать в урочной деятельности, и мы обычно проигрываем их при рассмотрении третьей стадии потока познания.
Описание игры "Миграция" приводим в приложении.
Игра "Лента времени" хороша для школьного использования и для внешкольных занятий как начало для обсуждения многих природоохранных проблем.
Для проведения игры необходимы: веревка длиной 40-45 м, булавки или скрепки и список естественно-исторических (эволюционных) событий, который можно разрезать для последующего распределения на "ленте времени".
Веревка размечается по длине через каждые 0,5 м и закрепляется концами, растянутая (желательно) во всю длину. Это шкала времени с интервалом 500 тысяч лет, а вся длина - время существования Земли от формирования до наших дней.
Задача участников закрепить полученную карточку (или бумажный отрезок) на ленте времени в соответствии со временем его происхождения. Это может быть "появление папоротни ков", "выход позвоночных животных на сушу", "появление неандертальского человека" или "зарождение земледелия".
Во время развешивания карточек участники, как правило, не знают точной хронологии. Поэтому они могут устраивать обсуждение с группой.
После того, как все карточки развешены, проводится групповая проверка правильности с участием тренера.
Такая игра в школе может использоваться в курсе биологии как до изучения темы, так и для закрепления знаний по эволюции органического мира.
Стадия IV, разделение своего вдохновения с другими. Четвертая стадия необходима для проявления и закрепления успеха, достигнуто го на первых трех. Здесь уже становится ясно, удачно или неудачно прошел процесс обучения. Но обычно приобретения участников таковы, что ими хочется поделиться, выразить и себя, и свои впечатления.
Задания и игры четвертой стадии:
Стихосложение
Предлагалось выразить свои чувства и впечатления в стихах. Стихотворная форма любая: рифмованная, акростих, синквейн (нерифмованное пятистишье).
Как пишется синквейн:
1-я строка - существительное (подлежащее)
2-я строка - 2 прилагательных (определения)
3-я строка - 3 слова (действие)
4-я строка - мое отношение
5-я строка - 1 слово - ассоциация
Тренинг
Активный, радостный.
Взаимодействовала, училась,
становилась богаче.
Люблю за стремление к свету.
Солнечный зайчик.
***
Семинар
Эмоциональный, интерактивный
Знакомит, обучает, воздействует.
Все здорово!
Творчество.
***
Тренинг
Солнечный, яркий.
Открывающий, освобождающий,
обогащающий,
Путь к свету дающий.
Сотрудничество.
***
Тренинг
Великолепный, душевный.
Фантазировала, чувствовала, мучилась.
Прожита вечность, такое чувство
бывает в горах.
Вершина.
***
Воздушный змей (Марина, г. Сургут).
Игра
забавная, многообразная,
учишь, воспитываешь,
вызываешь чувства.
Ты прекрасна,
как Волшебство.
***
Быльская Юлия.
День.
Новый, интересный.
Играю. Познаю. Радуюсь.
Наделяюсь новыми силами.
Энергия.
***
Семинар
Обучающий, эмоциональный.
Живи и радуй,
Неси добро и свет.
Ты молодец.
Юность!
***
Шевелева Н.П., г.Кемерово
Природа
Истерзанная, измученная,
Находящая силы прощать
Детей неразумных своих
Мать.
***
Сосна
Могучая и мудрая.
Ты связь веков и настоящего.
Тебе я песенку пою
Про красоту и чувственность твою.
Вечность.
***
Детство
Далекое и радостное
Пришло и захватило.
Летаю от счастья.
***
Дерево
Зеленое, сильное,
Кружится, светится, лучится.
Где сейчас моя душа?
Дома.
***
Давыдова Т. Н.
Среды жизни.
Человек - частица природы.
***
Молокова Валентина
Игра
Интерактивная, экологическая.
развивай, побуждай, медитируй.
Здорово, занимательно, замечательно.
Любовь.
***
Скакальская М.
"Солнце знаний"
Люди,
Мудрые и знающие.
Собрались учиться играть.
И изменить жизнь к лучшему.
Возможность.
Команда
Разная, родная.
Поддержит, вовлечет и вдохновит!
Я буду помнить о тебе!
Общность.
***
Семинар
Эмоциональный, интерактивный.
Знакомит, обучает, воздействует.
Все здорово!
Творчество!
***
"Три голубых ели"
Яроцкая Татьяна, г. Урай.
Сосна.
Высокая, пушистая.
Шумишь, растешь, плодишь.
Тебя запомню я.
Краса.
***
Лес.
Живой, таинственный.
Ты знаешь много.
Я чувствую себя песчинкой.
Жизнь.
***
Синквейн.
Сообщество
Умных, разных
Общаемся, учимся, играем.
Как хорошо, что мы встретились.
Радость.
***
"Мои эмоции"
Желтый - сияющие коллеги.
Голубой - стремление к единению.
Зеленый - умиротворение моей души.
Красный - проблески сознания
(описание цветовой мозаики)
***
Рябина
Тонкая, прекрасная
Качаешься, мечтаешь и молчишь.
Люблю тебя безмерно я,
Счастливая.
***
Круг
Знакомый, незнакомый
Сужается, качается, бежит.
Мне все здесь нравится.
Судьба.
***
Радость
Искристая, теплая
Расширяет и наполняет душу.
Раскрываюсь с удовольствием.
Спасибо.
***
Тишина, ни шороха, ни звука.
Природа не проснулась ото сна.
Пока не слышно дятла стука
и не скрипит еще сосна.
Сижу в лесу, и на рассвете
я наслаждаюсь тишиной.
***
Елочка
Пушистая, голубая.
Стоишь, шумишь, мечтаешь.
Я запомню надолго твой образ.
***
Приехали...
Впитать, узнать,
собрать и обобщить.
И все прекрасно получилось:
мы многому, ребята, научились!
Ведущим нашим
Честь, хвала
И дружное
"Ура"!
***
Жизнь
Сложна и хороша,
Мечет, дышит, ранит.
Я люблю ее всегда -
Не обманет.
То, что приведено, - это стихи участников семинаров, которые они пишут как упражнение во время четвертой стадии потока познания на тренинге. Разумеется, не все написанное посвящено тренингу, но из приведенного виден эмоциональный настрой и оценка обучения.
Иногда участники читают свои стихи. Мы хотим познакомить вас со стихами Ирины Чернухиной.
Давным-давно в космических глубинах
Из пыли атомов возникла ты - Земля,
И появилась жизнь в морях и на равнинах.
И человек - твое наследие, дитя.
О, Человек, поймешь ли ты однажды,
Что, разрушая Землю, обижаешь Мать!
И дом - планету, не обретешь ты дважды.
Земля молчит... Тебе же - выбирать.
***
Заветная тропинка, ракита у воды.
А как покоем дышат здесь тишины следы
Казалось, это будет, как в сказке - на века,
Несчастья не коснется холодная рука.
Теперь вы не найдете заветный уголок!
Душой не отдохнете от сутолок, тревог.
И лишь скелет ракиты, примятая трава...
Погибла и не дышит! Здесь тишина мертва!
***
Вокруг нас Победители Отбора,
Не убоялись что стихии и ветров.
Но гибнут они, гибнут от напора
Игры без правил младенцев - стариков.
Тебе, о, странно так, разумное Созданье,
Природы шепчет поверженная рать:
"Кто выиграл Борьбу без Оправданья,
Существованье может проиграть"
***
Мы откуда появились?
Звезд далеких порожденье?
Или все ж планете нашей
Мы обязаны рожденьем?
Наделил Душой Создатель?
Или разум, как зарница,
Вспыхнул в теле наших предков?
Как могли мы появиться?
Скрыто тайной все навеки,
Но откуда б мы ни взялись,
Раз родившись Человеком,
Надо чтоб мы им остались.
Игра "Нелюбимое животное". Проводить ее желательно в сумерки, потому что в ней используются зажженные свечи.
Участники садятся в круг и делятся своей "нелюбовью" к какому-либо животному. Обычно это тараканы, змеи, пауки, крысы, мокрицы и т.п. Выбирается участник в центр круга, желательно тот, у кого нелюбовь сочетается с боязнью. В руках он держит зажженную свечу (участник также, как и остальные, сидит) и слушает обращенные к нему высказывания. Задача круга: высказаться в защиту нелюбимого животного, привести доводы, которые если и не заставят полюбить, то примирят с ним.
Письмо самому себе. Каждый участник в конце семинара пишет письмо, которое будет ему отправлено через несколько месяцев по почте. Участникам предлагается написать о своих впечатлениях и чувствах, о планах и мечтах. Конверт запечатывается написавшим; важно напомнить участникам, чтобы они правильно вписали свой адрес, не как отправители, а как получатели.
Есть и другое задание для отражения себя и всех участников в работе тренинга, в командных занятиях. Это задание мы называем "Что ты значил для меня в команде". Задание заключается в том, что каждый участник, получая индивидуальный конверт, подписывает на нем свое имя (то, которым он называл себя на семинаре) и отправляет по кругу. Каждый должен положить в него записку, адресованную владельцу конверта. Ставится задача чтобы каждый написал каждому. Длительность зависит от числа участников в группе, в среднем чуть больше получаса.
Здесь важно обратить внимание участников, что высказываться желательно в позитивной форме, даже если есть критическое отношение, а также касаться существенных моментов. Например, можно отметить чью-либо доброту и внимательность, но не стоит ограничиваться замечаниями "на вас была красивая кофточка".
Описание семинара будет неполным без рассказа о самостоятельных творческих заданиях. Творческие задания индивидуальные и групповые.
Индивидуальные задания выполняются в природе, для этого выделяется время. Задания обычно следующие.
Найти в природе 5 (или 10) предметов, ассоциирующихся с экологическими проблемами и составить по ним монолог. На него отводится около часа прогулки, затем записывают. На прочтение или рассказ дается не более 3-х минут. Вот некоторые из монологов, представленных участниками.
Монолог Сосны
Быльская Юля, Тюмень.
Я - сосна. Встретить меня можно в лесу и не только. Я одно из древних растений на Земле.
Я очень люблю солнце и тянусь к нему ближе всем своим существом.
На моем стволе находят дом многие живые организмы: мох, лишайник, грибы, птицы и животные, насекомые.
Мои ветки покрыты острыми зелеными хвоинками, но все чаще и чаще они гибнут и имеют коричнево-рыже-ржавую окраску. Все меньше потомства оставляю я в лесу. Все больше моих хвоинок раньше времени устилают землю подо мной. Все более кислой и непригодной для меня и других обитателей нашего леса становится почва. А сверху на нас все чаще падает кислый-кислый дождь. И это - "камень преткновения" к существованию моих хвоинок, веток, меня, моих сеянцев, других жителей нашего сообщества, леса в целом и лесов на нашей планете. Да и не только лесов, но и тебя, человек, твоей среды обитания.
Помоги нам, реши проблему кислотных дождей, и на планете останутся шуметь леса и тебе будет куда прийти отдохнуть.
***
Алексей Дугин, г. Новокузнецк
В папахах крыш прищурились дома,
Ослеплены лазурным небосводом,
Окружены сосновым хороводом,
Снега хранят покой их и зима.
А из снегов глядят не без укора
Металл-старик, весь в копоти костра,
Моторной лодки смерзшийся остов,
Печальный круг просевшего забора.
Их позабыл хозяин-человек.
В густых клубах свинцово-сизой пыли
Летит, спеша, в своем автомобиле,
В плену комфорта коротая век.
С природой часто споря - кто кого,
В мельканьи дней мы словно в паутине.
Жизнь оставляем в мусорной корзине
Пустых амбиций "эго" своего.
Поднявши меч наук и колдовства
Подверг он мир живого истребленью.
Сводя смысл жизни к потребленью,
Нарушил он законы естества.
Но хочется сейчас предположить,
Объединяя знания в систему,
Решим во благо вечную дилемму
Нам на планете быть или не быть.
***
Размышления...
Чуден бор в морозный ясный день. Хорошо пройтись по хрусткому снегу и, слившись с природой, ощутить себя частью ее. Потоки света, посылаемые солнцем, пробиваются сквозь кроны сосен, горят золотом в стволах деревьев, слепят искрами снежинок. Высокое голубое небо зовет, оттолкнувшись от земли, взмыть вверх вместе с ветвями. Белоснежные стройные березки жмутся к статным стволам сосен, как бы ища у них защиты. Деловитый стук дятла говорит: "Бор живет, дышит и рад поделиться своим теплом и спокойствием". Бор живет... Пока...Но скоро берег водохранилища станет пустынным. Да, бор умирает. Стареют сосны. Ничто не вечно. Кто встанет на их место после смерти? Человек уничтожил будущее бора - его подрост. И бор медленно умирает, даря теплоту, свет, залечивая душевные раны своих убийц...
"Воронья охота"
Каждый получивший задания находит предметы по списку и приносит для показа и обсуждения.
Охотничий лист
1. Перышко.
2. Семечко растения, принесенного ветром.
3. 100 штук чего-нибудь.
4. Кленовый лист.
5. Колючка.
6. Косточка.
7. Три различных семечка.
8. Что-нибудь круглое.
9. Что-нибудь ворсистое или пушистое.
10. Что-нибудь острое.
11. Кусочек шерсти.
12. Пять предметов, относящихся к мусору.
13. Что-нибудь совершенно прямое.
14. Что-нибудь красивое.
15. Что-нибудь, что совершенно бесполезно в природе.
16. Что-то, что может шуметь.
17. Что-нибудь белое.
18. Что-нибудь важное для природы.
19. Что-нибудь, что напоминает тебе о себе.
20. Что-нибудь мягкое.
21. Солнечная ловушка (это все, что ловит солнечное тепло).
22. Большая улыбка.
Также участники получают задания придумать и провести игру определенной стадии потока познания, ведь одна из целей семинара - показать, что творчество возможно для каждого, было бы желание. (
Примеры игровых разработок участников
Игра "Определи тип взаимоотношений живых организмов в природе"
Играющим выдаются карточки с примерами взаимоотношений:
1. Лиса и заяц.
2. Кошка и мышь.
3. Лев и зебра.
4. Лягушка и комар.
5. Щука и пескарь.
6. Малярийный комар и человек.
7. Береза и трутовик.
8. Блоха и кошка.
9. Клещ и собака.
10. Бычий цепень и корова.
11. Человек и аскарида.
12. Клубеньковые бактерии и горох.
13. Рак-отшельник и актиния.
14. Маслята и сосна.
15. Лишайник.
16. Муравейник и тля.
На 4-х ведущих прикрепляются таблички:
1. Симбиоз.
2. Хищничество.
3. Паразитизм.
4. Квартирантство.
Участники выбирают свой тип взаимодей ствия.
Квартиранство - для этого типа взаимодей ствия нет примеров. Это "ловушка".
После выбора своего типа проверяется правильность выбора.
Игра "Веселая пищевая цепочка"
С.В.Шаляпин, г. Томск
Правила игры
Участники игры сидят по кругу и рассчитыва ются по порядку по ролям: морковка, зайчишка, волк. Затем внимательно слушают ведущего: когда ведущий называет роль, соответствующий участник встает, изображает роль и сразу садится на место.
Ведущий читает текст сначала медленно, постепенно убыстряя:
На грядке росли морковки,
Были милы и кротки
Сладенькие морковки -
Зелененькие бородки.
Но тут прибежал зайчишка -
Отъявленный шалунишка.
Увидел зайчишка морковку,
Чудесненькую морковку,
Не зная, что волк зубы точит,
Волк слопать зайчишку хочет.
Волк прыгнул на грядку,
Зайчишка - бежать без оглядки.
Морковка из лап у зайчишки упала
И волку морковка по лбу попала.
Волк серый, как трус, испугался,
По грядке наш волк заметался.
Зайчишка упрыгал за горку,
А волк потоптал всю морковку.
Волк кушать не любит морковку,
Чудесненькую морковку,
Волк скушать хотел зайчишку,
Но волк оказался трусишкой.
Вот ночью сон снится волку:
Зайчишка грызет морковку.
Морковку грызут зайчишки, а волки едят зайчишек...
Давайте поставим
на этом точку,
Закончим играть
в пищевую цепочку.
Игра "Мышиный король"
Играющие делятся на две команды: мыши и кошки в соотношении 3:1, среди мышей выбирается Мышиный король (можно жеребьевкой). Звучит музыка - мыши гуляют. Когда музыка заканчивается, кошки начинают ловить мышей, а те спасаются в кругу, который можно очертить или обозначить. Музыка прекращается - Мышиный король оказывается в центре плотного круга из мышей, которые закрывают его от кошек. Мыши ловятся кошками вне круга. Пойманные мыши выбывают из игры.Игра заканчивается, когда поймают Мышиного короля.
Игра "Кто здесь лишний"
Шаляпин С.В. г.Томск
Правила игры
Ведущий раздает всем участникам игры по карточке, на каждой из которых написана строчка из стихотворения о птице. Задача играющих: свободно перемещаясь по комнате и разговаривая, объединиться в группы так, чтобы их строчки составили четверостишья, каждое - загадка об одной птице.
Затем группы по очереди зачитывают свои четверостишья.
Певцом любви и счастья
В России он зовется.
Всю ночь до ясной зорьки
Песнь этой птицы льется.
(соловей)
Интереснейшая птица
Льда и снега не боится
И, как это ни банально,
Ходит только вертикально.
(пингвин)
Эта птица - просто смех,
Передразнивает всех.
Пестрой и цветной окраски,
Словно клоун в яркой маске.
(попугай)
Она от гусениц мохнатых
Леса спасает и сады.
А крик ее своеобразный
Не спутаешь с другими ты.
(кукушка)
Часто слышим на деревьях
"Тук-тук-тук-тук", это кто?
Дровосеком он зовется,
Клюв его, как долото.
(дятел)
Обойди хоть белый свет,
Меньше этой птицы нет.
Клюв тонкий, длинный, и недаром
Она питается нектаром.
(колибри)
Прочитать нужно, чтобы проверить правильность четверостиший и ответов на загадки.
Игра "Птичьи стаи"
Все игроки встают в круг, ведущий по очереди бросает мяч игрокам. Возвращая мяч, игрок в ответ называет любую птицу. Когда круг пройден, все "птицы" должны найти свою "стаю" (перелетных, зимующих, кочующих). Каждая "стая" проверяет своих птиц. Теперь каждая птица из стаи должна найти свой корм ("подлетают" к развешанным картинкам корма).
Выбери свои предметы
Играют несколько (до шести) игроков. Под скатертью или покрывалом укладывают вперемешку предметы различных групп назначения, например, предметы для письма, предметы для еды, природные предметы и т.д.
Каждый участник, молча, должен найти и собрать свои предметы.
Игра на координацию действий группы и концентрацию внимания.
Игры-"ледоколы"
Игры этого типа предназначены для снятия напряжения в группе, когда участники устали от работы, чтобы способствовать сплочению группы, а также для окончания этапа работы на веселой ноте. Об этом сказано в статье В.С. Барсуковой. Такими упражнениями являются "Ветер дует на...", "Жильцы и домики", "Фруктовый салат", "Мадам Шамкина приехала". Игры описаны у Р.Опарина и Н.Куликовой, поэтому мы не приводим здесь их описания.
***
Еще одной важной особенностью региональ ных семинаров были дополнительные тренинги по планированию совместных программ общественной деятельности, о чем уже упоминалось. Они проходили по вечерам и иногда заканчивались очень поздно, но участники, приобретя вкус к совместной творческой работе, часто доводили планирование до стадии грантовых проектов прямо на семинаре или уже дома, несмотря на то, что приезжали из самых разных мест. Это часто было началом многих совместных дел в экологическом образовании, охране природы, краеведении или экологическом туризме. Известно, что для общественных организаций поиск средств для работы, в том числе получение грантов - дело обычное. Соответственно, есть навыки совместной работы и понимание роли совместных мероприятий в распространении экологических идей. Всем этим они могут поделиться с учителями, но обычно нет случая, подходящих условий для взаимодей ствия и просто интереса или желания. На интерактивном семинаре все это появляется, и в результате рождаются интересные многоплановые начинания, которые вовлекают массы людей - школьников, других педагогов, просто жителей в решение экологических проблем, о которых они раньше могли не задумываться. О некоторых из проектов мы писали в "Медвежьих углах", другие остались неосвещенными, но не менее интересными и важными для кого-то.
Последний раздел этого сборника включает краткие описания успешных проектов общественной деятельности участников наших семинаров-тренингов. Проекты, которые они выполняли, были поддержаны грантами ИСАР-Сибирь.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Анкета "Давайте познакомимся "
Найдите того, кто:
Список карточек к игре "Путешествие капельки"
Река
Океан
Облака
Грунтовые воды
Ледник
Болото
Озеро
Животные
Растения
Водохранилище
Игра "Миграция"
лес | горы | реки | степи и поля | насел. пункт | эколог. катастрофа | |
Лиса | 1 | 3 | 3 | 1 | 4 | 10 |
Сурок | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 10 |
Бобр | 2 | 4 | 1 | 3 | 4 | 10 |
Крыса | 3 | 4 | 3 | 1 | 1 | 5 |
Белка | 1 | 2 | 3 | 4 | 2 | 10 |
Архар | 3 | 1 | 2 | 2 | 4 | 10 |
Игровое задание "ЖИВОЙ ДОМ"
Вводное слово.
Чтобы выжить в суровых условиях, человек, как и многие другие млекопитающие, использует укрытия для жилья. Древний человек находил уютные пещеры по берегам рек. Современный уже не надеется на милость природы и строит пещеру сам. Действительно, как мало наши дома из кирпича и бетона отличаются от пещер древних людей. Мы упорно строим каменные крепости, несмотря на ужасную дороговизну такого строительства. Жить в искусственной пещере тоже недешево - сколько угля, нефти или дров уходит, чтобы поддерживать в ней комфортную температу ру. А ведь вокруг столько дешевой энергии: энергия солнца, энергия ветра и воды. В использова нии и сбережении дешевой энергии можно многому научиться у растений и животных. Совершенство конструкций, формы тела и поведения живых организмов шлифовались миллионы лет и доказали свою жизнеспособность. Ни одна человеческая идея не проверялась так долго. Даже наоборот, мы часто сожалеем, что раньше не предвидели всех последствий. Вот бы создать дом по принципу живого организма. Чтобы "питался" как растение и экономил тепло как животное, был простой и дешевый и одновременно удобный и долговечный.
Сейчас вы попробуете себя в роли архитекторов и инженеров. Ваша задача построить "живой" дом, дом 21 века.
Задание 1. Ведущий приглашает капитанов команд на жеребьевку и по ее результатам выдает командам набор карточек с принципами строительства. Одна команда получает принципы растений, другая - животных. Капитаны, не выбирая, раздают карточки команде. Каждый участник в течение 2 минут знакомится со своим материалом, после чего ведущий собирает карточки.
Задание 2. Команда обсуждает принципы строительства и изобретает, как их можно использовать в "живом доме". Делает свой рабочий эскиз и план дома. Чем больше идей будет реализовано, тем лучше.
Задание 3. Обе команды садятся за "стол переговоров". Ведущий выдает большой лист ватмана. Теперь задача сделать общий проект дома, который сочетал бы изобретения обеих команд.
Принципы растений
Принцип ПОДСОЛНУХА. Подсолнух поворачивает голову вслед за солнцем. Солнечные лучи падают на цветок под прямым углом. Этим обеспечивается лучшее прогревание цветка и быстрое созревание семян.
Принцип ДРОБЛЕНИЯ. Почему у растения много мелких листочков, а не одна большая листовая поверхность? Таким способом растение защищается от повреждений ветром и водой. При утрате мелкого листа потери меньше чем при утрате крупного.
Принцип КОРНЕВИЩА. Многие растения пережидают неблагоприятный период года, сохраняя только подземные части растения: корни, корневища, луковицы, клубни. Почва хороший теплоизолятор, она сглаживает резкие перепады температур и зимой, и летом.
Принцип ЛИСТОПАДА. То, что хорошо летом, не всегда хорошо зимой. На каждый сезон своя одежка. Зимой растение не может получить достаточно воды, необходимой для нормального функционирования листьев. Поэтому сами листья на зимний период растению не нужны, и оно их сбрасывает.
Принцип ЯРУСНОСТИ. В естественном сообществе растения образуют ярусы. Самые высокие светолюбивые деревья - первый ярус. Подлесок - второй, кустарники - третий, высокие травы - четвертый и т.д. Большинство животных также тяготеют к тому или иному ярусу. Таким образом, на каждом этаже леса собираются растения и животные, приспособленные для жизни в условиях своего яруса. Расположение листьев в несколько слоев позволяет улавливать больше солнечной энергии. А вертикальная структура сообщества дает больше жизненного пространства при той же площади.
Принцип ТРУБОПРОВОДОВ. Система сосудов растения - одна из самых совершенных транспортных систем. Она использует несколько простых физических принципов, которые позволяют уменьшить затраты на транспортиров ку жидкости. Тонкие ответвления главных стволовых сосудов направляются в ветви и листья. Ни один, даже самый маленький побег не остается без внимания и снабжения.
Принцип ОДУВАНЧИКА. Одуванчик использует энергию ветра для переноса семян.
Принципы животных
Принцип ЦЫПЛЕНКА. Чем меньше поверхность тела, тем меньше тепла теряет организм. Из всех форм у шара минимальное отношение поверхности к объему.
Принцип МОРЖА. У морских млекопитаю щих, обитающих в холодных водах много подкожного жира. Жир плохо проводит тепло и защищает внутренние органы от переохлаждения.
Принцип КОЖА ДА КОСТИ. Теплокровные млекопитающие (а именно они решали в эволюции задачу теплосбережения) отказались от внешнего скелета, как у членистоногих. Их внешний покров оставил себе функцию защиты от внешних повреждений, а несущую и структурную функции передал костям - внутреннему скелету.
Принцип РУЧЕЙНИКА. Личинка ручейника строит свой дом из подручных материалов.
Принцип СПЯЩЕГО СУРКА. Часть тепла организм теряет, выдыхая теплый воздух. Некоторые животные специально усиленно дышат, чтобы охладить организм. Другое дело, когда тепло нужно беречь, например, во время зимней спячки. Спящий сурок сворачивается клубком носом в брюхо, обогревая себя даже своим дыханием.
Принцип МУРАВЕЙНИКА. Зимой муравьи не используют надземную часть муравейника. Они спускаются в подземные части своего лабиринта, где не так холодно, и там, образуя большие скопления, впадают в оцепенение.
Принцип БУРУНДУКА. Бурундук с лета делает запасы еды (химической энергии) и экономно расходует их в течение зимы.
Правила имитационной игры "ОСТРОВ"
Комплект для игрового моделирования простейшей наземной экологической системы из четырех трофических уровней состоит из 36 карт разного достоинства. Одна единица соответствует одному организму (см. схему 1).
Играть лучше втроем или вчетвером. Карты раздаются поровну. Задача игроков - "заселить" остров своими картами. Проигрывает последний, оставшийся с любыми картами на руках. Один круг игры равен одному году.
За один ход можно выкладывать карты с организмами только одного уровня в любом количестве, но не больше того, что уже на нем есть (если есть), так как скорость размножения любого вида ограничена (первые организмы могут появиться на острове в любом числе).
Для существования одной особи необходимо иметь на предыдущем уровне не меньше 50% ее кормовой базы (в завершенной пищевой пирамиде - схема 1 - кормовая база равна 100%). Мыши и кролики питаются растениями: для каждого животного нужно 5 травинок; лиса питается мышами и кроликами: каждой лисе нужно по 3 грызуна; ласка - узкоспециализированный хищник - питается только мышами: каждой ласке нужно по 3 мыши; беркут в основном охотится на лис и ласок - ему нужно по 2 хищника, однако при избытке мышей и кроликов (свободных от "пресса" лис и ласок) поедает и их - беркуту нужно 5 травоядных. Для существования беркута достаточно иметь также одного хищника и трех травоядных, свободных от "пресса" лис и ласок. В ходе игры необходимое количество корма удобно определять по схеме 2.
Карта "F" может быть введена в любой момент игры, но только один раз. Выкладывая по своему усмотрению эту карту на тот или иной уровень, игрок вводит антропогенный фактор: пожар, борьбу с грызунами, охоту. Следующий игрок с этого уровня забирает половину имеющихся на нем организмов (если их число не кратно двум, то округлять в сторону увеличения). По пищевым цепям изменения передаются на более высокие уровни пирамиды: в порядке очередности хода игроки забирают с верхних уровней карты организмов, не обеспеченных кормовой базой. Затем достраивание пирамиды продолжается.
Игра завершается в тот момент, когда карты остаются только у одного из игроков.
Освоив игру, попробуйте ставить и решать экспериментальные задачи, например, поведение модели при отсутствии организмов одного вида, при взаимодействии антропогенного фактора на разных уровнях и на разных этапах формирования экосистемы и так далее.
Конечно, наша модель в самом общем виде отражает жизнь наземной части экосистемы острова. В действительности она неизмеримо сложнее и загадочнее.
Рецепт для леса
Ю.Быльская, г. Тюмень
Описание рисунка (
(1. Озеро. 2. Система ручьев, идущая от озера и образующая с ним связь. 3. Водная растительность. 4. Водные животные. 5. Влаголюбивые теневыносливые растения. 6. Кустарниковые.)
1. Лес из лиственных древесных пород - белолесье.
2. Ярусность: от светолюбивых к теневыносливым.
3. Кустарниковые (рябина, малина, калина, шиповник)
4. Травянистая растительность (много цветковых, злаковые, папоротниковые)
5. Лес светлый, солнечный, с полянами, покрытыми разнотравьем. По берегам ручьев, озера и болота травянистая, влаголюбивая и водная растительность во всевозможном разнообразии.
6. Много птиц, которые находят корм (зерноядные, плодоядные, насекомоядные).
7. Принципы:
а) чтобы не прерывались трофические связи;
б) данная система самостоятельно поддерживала свое существование;
в) были хищники и растительноядные, поддерживающие жизнь друг друга;
г) было большое количество беспозвоночных, подземных, наземных и живущих в воздушной среде, которые служат пищей птицам и участвуют в формировании гумуса;
д) чтобы можно было прийти в лес и не бояться там находиться и заблудиться;
е) было большое видовое разнообразие.
8. Животные разных трофических уровней: мышевидные грызуны, бобры, ондатра, заяц, лягушки, барсук, лиса, олень, камышовый кот, ежи, муравьи, бабочки, птицы (синицы, мухоловки, сороки, иволги, ястребы, куропатки, сорокопут, лебеди, аист, цапля).
Я хочу, чтобы леса оставались такими, какие они уже есть в естественной природе, т.к. постоянно сталкиваюсь с уникальностью природы, гармонией в ней, совершенством. Не надо пытаться изменить это чудо, заселять и переселять животных и растения.
Достаточно нам, людям, каждому эту красоту почувствовать, увидеть, понять и стремиться сохранить в первозданном виде, т.е. наладить гармоничные отношения с природой (лесом), уничтожить в себе эгоиста - чисто потребительский подход. Осознать свое единение с каждым уголком Земли, с каждой травинкой и козявкой.
Н.Л. Чубыкина, А.Д. Клещев
Из сборника "Мозаика интерактива" серии "Экологическая библиотека "ИСАР-Сибирь""
Другие материалы
Другие материалы
08.11.
|
Гость
|
Статью
В группе: 1,316 участников
Материалов: 1,036
Проблемы и перспективы экологического движения в Сибири, Дальнем Востоке, других регионов России и мира
Мы рады приветствовать Вас в группе сторонников "ИСАР-Сибирь".
ИСАР-Сибирь ведет свою деятельность в качестве неформального объединения экологических экспертов и активистов с 1996 года.
Цель - развитие экологического движения, активизации его роли в становлении гражданского общества, для достижения позитивных практических результатов в области защиты окружающей среды....
Календарь
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 52 недели назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 302,207 | |
3 года 2 недели назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 302,207 | |
3 года 2 недели назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 302,207 | |
3 года 30 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 302,207 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
3 года 2 недели назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,232 | |