Сладок ли дым отечества?

Обеспечение чистоты воздуха — не прихоть горожан, а задача государственной важности.

Немного проблем, которые вызывали бы такое раздражение читинцев (и жителей других городов Сибири), как чистота воздуха, особенно зимнего.

Вдыхая утреннюю изморозь, насыщенную копотью, горожанин невольно перебирает в голове все спасительные идеи, проекты и прожекты, которые годами обсуждались, обсуждаются и ещё долго будут обсуждаться: газовое отопление, дешёвое электричество, строительство атомной электростанции, солнечные батареи, троллейбусы, электромобили…

И дело не только в капризах нашего обоняния. Не секрет, что безвредных дымов не бывает. Любой дым — совокупность мельчайших твёрдых частиц в образующейся при горении смеси газов. Сажа, бензапирен и множество других опасных компонентов проникают в лёгкие, оттуда — в кровь и разносятся по всему организму. Давно известно канцерогенное действие дымов — способность увеличивать риск развития раковых опухолей. И здесь даже эксперименты не нужны — курильщики стабильно выступают в роли «подопытных кроликов», доказывая кратно более высокий риск некоторых форм рака.

Новые исследования показывают, что проблема не ограничивается только онкологией. Учёные не поленились выяснить, как изменяется состав крови, если человек пару часов подышит дымным воздухом. Во-первых, у участников эксперимента заметно повысилась активность так называемого С-реактивного белка. За этим скучным названием кроется один из важных белков нашей крови. Его роль хорошо известна — он служит для удаления продуктов распада мембран наших собственных клеток. А гибель клеток может быть результатом их повреждения. Для медиков С-реактивный белок — маркёр идущих в организме воспалительных процессов.

Во-вторых, двух часов дыхания дымным воздухом хватило, чтобы понизить активность так называемого протеина С. Его функция тоже не составляет секрета — это белок-антикоагулянт, обеспечивающий понижение свёртываемости крови. Плохая работа протеина С увеличивает риск образования тромбов в кровеносных сосудах. Причём такие изменения состава крови сохранялись в течение суток. Вряд ли эти новости порадуют тех, кто ежедневно дышит городским смогом.

Ещё меньше радости могут доставить исследования, в которых выяснялась роль самых мелких частиц дыма, способных достигать мозга. Опубликованы результаты уже двух десятков исследований, посвящённых этой теме и проделанных в разных странах — от Швеции до Тайваня. Почти в каждом из них было достоверно доказано, что риск развития болезни Альцгеймера — самой распространённой формы слабоумия — заметно выше у тех людей, которые живут в условиях более грязного воздуха, например, ближе к оживлённым автотрассам. Эти результаты позволили предположить, что загрязнение воздуха ответственно за 21% всех случаев болезни Альцгеймера в мире. Трудно представить, какие силы и средства тратятся на заботу о людях, которые приобрели инвалидность по этой причине.

Вот и выходит, что обеспечение чистоты воздуха — не прихоть горожан, а задача государственной важности при всей её неимоверной сложности. Александру Солженицыну принадлежит фраза про «сбережение народа». За последние годы её многократно повторял президент…

Строить дом там, где мы посадили много деревьев. 

В современном мире делается огромное количество научных открытий. Многие из них очень сложны, остаются главным образом внутри научного сообщества и лишь со временем реализуются в нужных людям приборах, лекарствах и даже идеях.

Однако бывают исследования, результаты которых с самого начала способны привлечь внимание общества, заставить нас задуматься, а иногда — и попытаться изменить свой образ жизни. О нескольких таких недавних открытиях мне хотелось бы рассказать. Пусть они не самые громкие, но, будь моя воля, я бы поместил их результаты на городские билборды. И не только в Чите, а по всему миру.

Все знают о связи загрязнения воздуха с астмой, эмфиземой, простудными и онкологическими заболеваниями. Но сразу несколько недавних исследований в Китае, Канаде, Мексике и США выявили, что даже кратковременное вдыхание грязного воздуха ухудшает умственные способности у людей преклонного возраста. Более того, проживание в районах с высоким уровнем загрязнения заметно увеличивает риск развития деменции. Впрочем, молодому поколению тоже непросто. Есть исследование, результаты которого говорят об увеличении риска развития тревожных расстройств у двенадцатилетних детей, проживающих в районах с грязным воздухом.

Учёные предполагают, что влияние грязного воздуха на работу мозга связано с попаданием в организм микрочастиц сажи, которые способны повреждать питающие мозг кровеносные сосуды и вызывать воспалительные реакции. Подтверждением этому служит то, что от кратковременного действия загрязнённого воздуха почти не пострадали те пожилые люди, которые принимали аспирин и другие нестероидные противовоспалительные препараты.

Ещё одно обширное исследование выяснило, что грязный воздух делает людей более агрессивными. Оказалось, что в дни с самым сильным загрязнением воздуха число насильственных преступлений в городах возрастало на 1,4 %. Казалось бы, немного. Но ведь за каждым актом насилия стоит чья-то беда, а то и человеческая жизнь.

Чтобы этот текст не выглядел таким уж мрачным, добавим результаты открытия, связавшего зелёные растения со скоростью старения. Для наглядности исследования его проводили, сравнивая близнецов, которые жили в разных городских районах. По спутниковым снимкам учёные подсчитали площади зелёных зон в каждом из районов. Сложнее объективно оценить скорость старения, но в наше время и это можно сделать. Молодая наука, называемая эпигенетикой, умеет неплохо определять биологический возраст человека. Для этого оцениваются протекающие в нашем наследственном аппарате изменения, которые называются «метилирование ДНК». Вывод оказался вполне ожидаемым. Чем в более зелёном районе жил человек, тем сильнее притормаживали его «биологические часы». Более того, жизнь в окружении зелени даже позволяла обратить вспять некоторые процессы, маркирующие преждевременное старение.

Помните известную поговорку про три важные для жизни вещи: построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Похоже, что данное исследование советует нам строить дом там, где мы посадили много деревьев. И не исключено, что это сможет продлить жизнь и нам, и нашим детям.

Живой памятник

Очередное научное исследование показало, как связаны между собой площадь городских насаждений и здоровье жителей.

Оказывается, если в городе довести площадь зелёных зон до 30 %, то смертность людей от летней жары уменьшается на треть. Этот пример касается только защиты от жары, а ведь есть ещё бесспорная польза зелёных насаждений в обеспечении чистоты воздуха, возможностей для активного отдыха, занятий спортом, психологического комфорта, наконец.

В общем-то, никто особо не спорит с тем, что много зелёных насаждений в виде парков и скверов — хорошо для города и горожан. Но на практике эта возможность может быть реализована по-разному. Например, Чита по бумагам — необычайно озеленённый город. Дело в том, что с восточной и северо-западной сторон в городской черте оказались довольно значительные участки леса. Делим общую площадь таких лесов на число читинцев, и на каждого жителя получается солидная цифра. Но эти леса, расположенные за объездной трассой, недоступны ни мамам с детишками, ни пенсионерам. А рядом с зоной многоэтажной застройки островки зелени выглядят более чем скромно. Разумеется, есть ещё весьма мало приспособленный для отдыха парк Победы плюс несколько мини-парков, количеством сохранившейся зелени больше напоминающие скверы. По сути, в городе до сих пор нет обустроенного участка, который выполнял бы функцию лесопарковой зоны.

Конечно, Чита — город небольшой, для отдыха можно выбраться и на окраину. Именно здесь и имеет смысл создавать нормальный цивилизованный лесопарк. Надо сказать, что Чите несказанно повезло, поскольку всё северное обрамление города — это в прямом смысле слова парковые сосновые леса. Светлые сосняки буквально созданы для планирования лесопарковых зон. Рубить ничего не надо, делай умный проект, прокладывай между деревьев велосипедные дорожки и пешеходные тропы, устанавливай скамейки и урны и обеспечивай элементарный порядок. Здесь несложно найти места для спортивных площадок — кое-где они уже стихийно возникли усилиями горожан. Но, увы, в компании с такими же стихийными автостоянками, мусорными свалками и собачьими лежбищами. Кроме общественников с их скромными возможностями никто серьёзно не занимается этим естественно сложившимся лесопарком. И то в основном на небольшом участочке возле СибВО.

Ещё одна беда: от городских сосновых лесов постоянно «отщипываются» куски под застройку. Если взять все дожившие до нашего времени сосняки, протянувшиеся ниже объездной трассы от Каштака до СибВО, площадь сохранившихся лесов составит всего гектаров 250–300. Половина — напротив Северного, дальше лишь узкая полоса. Не так много, по площади сопоставимо с единственным московским парком Горького.

В последнее время регионы получают неплохие средства на развитие активного отдыха, туризма и массового спорта. Лучшее, что мог бы сделать город в этой ситуации, — это объявить мораторий на вырубку городских сосняков и искать средства для обустройства лесопарка вдоль всей северо-восточной границы. Реализовать такой проект — всё равно что вычистить авгиевы конюшни. Но это на века стало бы лучшим памятником любому мэру.

ООПТ и город

В своё время совсем не глупые люди придумали такое понятие — особо охраняемые природные территории (ООПТ). Термин этот объединяет всё разнообразие территорий, на которых природные объекты — живые или неживые — берутся государством (регионом, муниципалитетом) под охрану.

И ООПТ — это не только заповедники и национальные парки, как считают некоторые. Вариантов охраняемых территорий много, причём каждый регион может придумывать для себя наиболее подходящие их категории, была бы польза для общества и государства. Вплоть до того, что статус ООПТ можно придать отдельно стоящей живописной (или особо ценимой населением) скале или пещере, роднику или даже отдельному дереву.

ООПТ могут выполнять разные задачи, но одна из них — это обеспечение благоприятной среды для жизни и отдыха людей. Неслучайно, многие ООПТ создаются прямо в городах. Кто-то удивится, но 7,5% территории «нерезиновой» Москвы занято ООПТ, среди которых национальный парк, природно-исторические парки, заказники, памятники природы… Всё это места для активного отдыха, оздоровительных занятий, просто любования природой, наконец.

Не так давно Сергей Собянин подписал распоряжение о создании сразу 18 новых ООПТ в дополнение к 122 уже имеющимся. Неплохой пример для некоторых чиновников, которые от аббревиатуры ООПТ шарахаются как чёрт от ладана. И если вы думаете, что Москва у нас одна такая продвинутая, то глубоко ошибаетесь. 6,4% от площади Санкт-Петербурга занято ООПТ. И это далеко не рекорд. В Екатеринбурге разнообразные ООПТ занимают 17% городской площади, в Перми — 14%, в Магадане — 10%. 15 ООПТ созданы на территории Владивостока, 29 — в Хабаровске… Нужно ли продолжать?

Лучше обратиться к родному городу. К настоящему времени, если не считать ботсада, в Чите нет ни одного парка, лесопарка, сквера или другого природного объекта, который был бы взят под охрану как ООПТ. Разве у нас нет ничего такого, о чём городские власти могли бы сказать: на благо читинцев мы готовы сохранять этот природный объект, не допустим здесь застройку, предотвратим замусоривание, организуем экологические тропы, беговые и велодорожки?

На мой взгляд, в черте города есть несколько объектов, которые в первую очередь нуждаются в таком статусе. Есть Титовская сопка с её живописными сосновыми рощами и горными степями, с множеством исторических памятников. В районе Сухотино горожане давно уже естественным образом натоптали экотропу, идущую по склонам вдоль Ингоды.

На фото: вид на Ингоду с Сухотинского утёса.

Есть у нас замечательные парковые сосняки — к северу от СибВО, Северного, Соснового Бора. Постепенно они замусориваются и «откусываются» застройкой, а ведь такие леса — это готовые лесопарки, которые требуют минимальной заботы в виде проложенных дорожек и мест для отдыха и занятия спортом, очистки от мусора. Много лет делаются безуспешные попытки создать ООПТ на Красной Горке — замечательном палеонтологическом памятнике, готовом музее под открытым небом. Да мало ли у нас мест, которые могли бы быть защищены статусом ООПТ.

Умение сберегать природные объекты, делая их частью комфортной среды, — обязанность современного города. Пока эти объекты ещё не исчезли.

Олег Корсун
Фото автора
По материалам газеты «Читинское обозрение»

Чем больше деревьев, кустарников, травы — тем выше продолжительность жизни
Зеленый актив современного города

 

Материал в разделах:

Фотогалерея

Река Ангара

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Другие статьи

Активность на сайте

сортировать по иконкам
2 года 48 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,669 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

2 года 51 неделя назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,669 |

Thank you, your site is very useful!

2 года 51 неделя назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,669 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 27 недель назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,669 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

2 года 51 неделя назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 9,182 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!