- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
БЕЛОКАМЕННАЯ МОСКВА
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Опубликовано Вячеслав Зверев - 28.03.19
Белый камень – основа московской, русской истории, культуры и архитектуры, а Белокаменная - почетное и экологическое имя Москвы.
Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
А.Пушкин
"Белокаменная – почетное прозвище Москвы", написал в свое время Владимир Иванович Даль.
Белокаменная – понятие вековое, народное, уважительное, заслуженное и конечно социальное, благо прилагается оно к истории, обычаям жизни московской, и самим москвичам, на которых" особый отпечаток." Соответственно название Белокаменная Москва надобно писать с большой буквы, также как Арбатские или Никитские Ворота. Из далека XXI в. отчетливо виден великий дар Природы, благодаря которому состоялось дивное белокаменное зодчество древней Руси, и развитие Московского государства.
Начало Москвы связано с именем князя Юрия Долгорукого тремя датами - 1147, 1156, 1152гг. Время (1147) появления в истории слова Москва относится к встрече Юрия Долгорукого с князем новгород-северским Святославом. "Приди ко мне, брате в Москов", - позвал Ю. Долгорукий и устроил обед силен, как сказано в Лаврентьевской летописи. Спустя 9 лет, в 1156г., князь Юрий повелел огородить Москву крепостной стеной, сделать городом.
Для понимания начальной московской истории и дальнейшей судьбы столицы, особое значение имеет год 1152, когда Юрий Долгорукий основал Юрьев-Польской (польской - значит среди полей), Переяславль-Залесский и начал грандиозное белокаменное строительство во Владимиро-Суздальской земле. "Многие церкви поставил на Суздальской земле князь Юрий,"- отметил летописец.
Созданием храмов и городов князь Юрий без крови, меча и секиры прибрал к рукам Владимиро-Суздальские земли. Факт известный, но есть характерная московская деталь, которую не знали Н.М.Карамзин и И.Е.Забелин, а современные историки не заметили.
Храм Покрова на Нерли
С давних пор живет российская традиция считать все хорошее чужим, иноземным. Почти одновременно поднимались стены храма Покрова на Нерли и складывалась легенда, что белый камень на стройку возили откуда-то из волжских булгар. Легенда благополучно дожила до 1950-х гг., когда московские геологи и палеонтологи Е.А.Рейтлингер, М.Н.Соловьева, П.В.Флоренский с помощью микропалеонтологического анализа выяснили родословную белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси.
Оказалось, что грандиозная стройка, затеянная Юрием Долгоруким и продолженная его сыновьями Андреем и Всеволодом, внуком Святославом, получала лучший в мире строительный камень из одного надежного источника. Белый московский известняк, добываемый по берегам рек Пахры и Москвы, возили на строительство храма Покрова на Нерли, Димитриевского собора во Владимире, Георгиевского собора в Юрьеве Польском, Преображенского собора в Переславле-Залесском, храма Бориса и Глеба в Кидекше, Рождественского собора в Суздале и многих других храмов и построек.
Димитриевский собор во Владимире
Выходит, в ХП в., когда Москва имела в истории только имя, она снабжала строительным материалом грандиозную стройку нескольких городов и 30 храмов Владимиро-Суздальской земли. Очевидно, судьбу российской столицы предопределила природа, сосредоточив в недрах земли московской огромные геологические запасы лучшего в мире градостроительного материала - известняка, необходимого для сооружения храмов и гражданского зодчества Московского государства.
Естественно предположить, что в 1147 г. Юрий Долгорукий отправился в Москов, как строитель божьих храмов и городов - "устроитель" Владимиро-Суздальского княжества. Затевая обустройство Владимиро-Суздальского края, он хотел выяснить свои строительные возможности, определить транспортные пути доставки камня по рекам и т.д. Начав белокаменное зодчество из московского камня, князь Юрий сделал местность "Москов" родительницей городов суздальских, откуда пошла потом поговорка "Москва - матушка городов русских". Белокаменные храмы укрепляли православную веру и власть земную, княжескую, державную, воспитывали духовную культуру русского народа. Белый камень экологично создавал красоту и одухотворенность среды обитания - это краеугольный камень русской истории, эколого-культурная основа обустройства Суздальского княжества и возвышения Московского государства.
В рассуждениях историков о причинах возвышения Москвы, центральное место отводится местной власти над дорогами или выгодному географическому положению на пересечении торговых путей. При этом обычно забывают, что перекресток торговых путей устроила геологическая природа, расположив в центре Русской равнины водораздел речных бассейнов пяти морей и в шаговой доступности от Кремля огромные запасы лучшего в мире строительного материала – белого московского камня –генетического родственника известняка Великих пирамид древнего Египта. К важнейшим товарам, что везли по речным торговым путям из Москвы, относился наш белый камень, без которого древние города не строились.
Неглубокозалегающие мощные пласты белых известняков залегают по всей Русской равнине. В Древней Руси белый камень ломали "во брегах" Северной Двины, Волги, у Старицы и Зубцова и рек Москвы, Пахры и Оки. Разработки известняка давали не только сам камень, но и известь, которую использовали для приготовления связующего раствора каменной кладки. Техника ломки была такова. На отдельные блоки камень разбивали... "кулаком". Так древние каменотесы именовали молот, которым забивали в толщу известняка железные клинья. Отдельный каменный блок поддевали ломами и опутывали веревками. Подъемных кранов еще не было, поэтому неподалеку в землю вбивали еловый или сосновый кол, называвшийся маяком. На него одевали трубку - долбленое насквозь бревно с отверстиями, куда вставляли колья. Таким образом, получался ворот. Чтобы вытащить самые большие каменные блоки, ворот поворачивали два десятка каменотесов.
Древнейшей разработкой белого камня занимались местные жители подмосковных окрестных сел и деревень по берегам и долинам Пахры, Москвы-реки, Нары, Осетра, Оки, где добывали верхние слои (мячковские, подольские) белого известняка московского яруса среднекаменноугольного отдела морских осадочных пород, образовавшихся 300млн. тому назад. На
берегу Оки разрабатывались три карьера для белокаменного строительства в г. Касимове и г. Гусь-Железном. В верховьях Волги у г. Старицы, в долине Клязьмы, у г. Коврова белый камень ломали для строительства Суздаля и Владимира. На севере Русской платформы, у истока р. Онеги в Архангельской области находится г. Каргополь, украшенный белокаменными храмами XV-XVIIвв. из местного доломита мячковского горизонта московского яруса каменноугольной системы.
Расцвет белокаменного строительства пришелся на время подъема Владимирского княжества и его столицы, которую "сильно устроил" князь Андрей Боголюбский.
К самой знаменитой постройке князя Андрея, белокаменному храму Покрова на Нерли, приходят пешком, ухоженной тропой по заливным лугам. Над ними с невысокого зеленого пригорка храм смотрится в зеркальную гладь клязьминской старицы, где он кажется призрачным белым видением в таинственной глубине вод, обрамленных белыми цветущими лилиями. Храм стоит на своем месте и словно плывет вместе с белыми облаками в ярко-синем летнем небе. Он поражает дивной гармонией и изяществом форм, впечатлением приветливости, радости и удивительной легкости, словно сделан из белого воздушного облака, опустившегося на зеленый луг.
Младший сын Юрия Долгорукого великий Всеволод Большое Гнездо, князь владимирский, вершивший судьбы черниговских, новгородских, смоленских, рязанских и киевских княжеских столов, обладал царственным могуществом. На вершине власти и славы, в пору наивысшего феодального могущества и процветания княжества, Всеволод построил великолепный дворцовый белокаменный Димитриевский собор (1194-1197).Богатая белокаменная резьба украшает стены храма, создавая поразительную игру света и тени диковинных узоров. Храм будто заключен в богатейшую оправу из тысячи резных камней, щедро разукрашенных резным растительным орнаментом - изображениями животных, птиц, святых. Верхняя часть храма словно покрыта богатым шитьем, поражающим своей пышностью и великолепием. Среди трав, цветов, деревьев изображено целое царство птиц и зверей. Это орлы, голуби, фазаны и просто крылатые чудища, львы, волки, грифоны - почти 500 изображений животных и птиц. Миром природы и тварей земных управляет сидящий на троне в центральных закомарах библейский царь и пророк Соломон, мудрый властитель, правящий своими подданными и своей землей. Орнамент собора имел характерную древнерусскую символику: князья сравнивались со львами или орлами.
Княжество Московское "непрерывное настало быти" в 1272 г. при князе Данииле Александровиче, младшем сыне Александра Невского.
С 1325 г. в Москве княжил внук Невского, князь Иван Данилович, прозванный Калитой. Вместе с Калитой утвердилась в Московском граде церковная власть. Святейший Петр переехал сам и перенес митрополичью кафедру из Владимира. Церковной столице требовался соборный каменный храм, и в 1326г. "в Москве на площади" Иван Калита и святейший Петр заложили "первую церковь каменную во имя Успенья Богоматери при великом стечении народа". После того, как в 1328г. Иван Калита получил ярлык на великое княжение, он построил в великокняжеской столице еще четыре белокаменных храма. В следующем году рядом с главным соборным храмом Успенья Богоматери поднялась церковь Иоанна Лествичника, позже достроенная первой в Москве колокольней - "иже под колоколы". Одновременно к Успенскому собору пристроили небольшой храм спадения вериг св. Апостола Петра. Затем перестроили в камне храм Спаса Преображения или Спаса на Бору с древнейшим монастырем, а в 1333г. московские каменщики сложили каменную церковь Михаила Архангела, где похоронили князя Ивана Даниловича, сделав храм княжеской усыпальницей.
Летом 1365 г. случилась в Москве "засуха велика и зной". Неглинка и Москва-река обмелели, колодцы высохли почти до дна, и над деревянным городом нависла угроза пожара. Огонь вспыхнул во время налетевшей на Москву бури, и за несколько часов "погорел посад весь, и Кремль, и Заречье",- сокрушался летописец. Следующим летом внук Ивана Калиты, молодой великий князь московский Дмитрий Иванович "... замыслил ставить город Москву камен , и что задумал, то и сделал". Всю зиму по санному пути возили в Москву белый камень - известняк из подмосковных каменоломен.
Весной 1367 г. началось белокаменное строительство, как сказано в Никоновской летописи: "В лето 6875 (1367)... князь Дмитрий Иванович заложил град Москву камену и начаша делати безпрестанно". Новые стены высотой и толщиной от 1 до 1,5 сажен (2-3м) возвели вокруг старых, длиной без малого в 2км. Строители работали споро, всего за один сезон выложили из белого камня крепость, охватив почти всю современную территорию Кремля. Белокаменный Кремль имел угловые и воротные стрельницы ( всего девять башен). Прямоугольные проездные башни: Фроловская, Никольская, Тимофеевская, как и сами стены, сверху прикрывались деревянными шатрами.
В 1368 г. литовский князь Ольгерд безуспешно пытался взять приступом белокаменный Кремль. Затем еще два неудачных штурма воинственного князя с честью выдержали новые белокаменные стены, от которых впредь стала зваться Москва белокаменной.
Древние стены, башни и храмы из белого камня сверкали на солнце так, что слепили глаза. Сейчас мы можем только пытаться представить торжественную красоту белокаменного Кремля, которому посвящены строки М.Ю.Лермонтова:
Над Москвой великой, златоглавою
Над стеной кремлевской белокаменной...
В древней Руси существовал хороший обычай - в честь памятных событий возводили божьи храмы. Одним из первых таких памятников, дошедших до нас, стала белокаменная церковь Рождества Богородицы на "сенях", построенная в Кремле в 1394 г. вдовой Дмитрия Донского в честь победы русского народа в Куликовской битве. От ХIV в. храм сохранил белокаменную кладку могучих столпов, на которых в ХVП в. возвели кирпичные своды с главой.
Грановитая палата Кремля
В ХV в. из белого камня построили в Москве Спасский собор Андронникова монастыря, церковь Трифона в Напрудном, в Кремле возвели Успенский собор. Белый камень использован в фундаментах и цоколях Кремлевских соборов, стен и башен, колокольни Ивана Великого, храма Василия Блаженного на Красной площади и многих других московских сооружений, отчего звали его цокольным камнем. Выходили из него отличные подвалы, где оставались постоянными температура и влажность, а значит, хорошо хранились съестные припасы. С XVв. украшает Соборную площадь Кремля Грановитая палата, отделанная по главному фасаду граненым белым камнем с бриллиантовым рустом. Оконные проемы украшены белокаменными колонками, увитыми резными виноградными лозами работы мастера Осипа Старцева.
Палаты Старого английского двора
В 1553 году британский штурман и капитан Ричард Ченслер открыл северный морской путь между Англией и Россией, а царь Иван Грозный рядом с Кремлем "англичан на Москве двором пожаловал," где вскоре обосновалась Британская торговая Московская компания. Палаты старого английского двора, спасенные в середине ХХв. архитектором-реставратором П.Барановским, имеют белокаменный полуподвальный цоколь с хозяйственными помещениями, над которыми располагается парадный зал Казенной палаты, перекрытый белокаменным сводом на консолях. Английское подворье принадлежит к самым древним, сохранившимся гражданским зданиям Москвы.
Белокаменная кладка палаты английского двора
… К концу XVI в. каменное строительство так возросло, что потребовалось специальное ведомство по добыче и обработке природных строительных материалов - "Государев Приказ Каменнных дел", созданный в 1584 г. Приказ занимался строительством, и частично обороной - изготовлением каменных ядер, которые скатывали с крепостных стен на головы штурмующих войск неприятеля. Государеву Приказу подчинялось "всего Московского государства каменное дело и мастеры..., да на Москве же известные(известковые) и кирпичные дворы и заводы". Ведал Приказ сбором податей по местам добычи белого камня в государстве.
Кроме зодчих и каменщиков в системе средневекового министерства действовала геологическая поисково-разведочная служба с дозорными и мерщиками для "изобретения и осмотра" новых месторождений каменных строительных материалов.
Спустя два года после создания Приказа Каменных дел последовал царский указ "на Москве делати град Каменный" и называть новую крепостную стену "Царев Белый Каменный город". Стены и башни новой московской ограды или Царь-города начали возводить в 1586 г. 7 тысяч каменщиков под руководством знаменитого "городских дел мастера" Федора Савельева, прозванного за строптивость Конем.
Сведения о жизни замечательного мастера скудны и обрывочны. Известно, что побил он в сердцах царского опричника Штадена, после чего хоронился за границей от гнева Ивана Грозного. Назад приехал при новом царе Федоре. Белый город Конь строил с тщанием, троекратно разбирал башню Пречистенских ворот, старался сделать стройнее и краше. За проволочку царские соглядатаи пригрозили ему битьем батогами. Конь обиделся, запил с горя, буянил в московских кабаках, но работу свою выполнил честь по чести.
К 1593 г. огромная стройка завершилась, "горододелец" Федор Конь получил в награду соболью шубу да отрез парчи и отправился строить крепость в "ключ-город" Смоленск, запиравший ворота Москвы. После Смоленска знаменитого мастера за хулу на властей предержащих наказали батогами и отправили в крепость Соловки, откуда он сумел бежать неведомо куда.
Стена Белого города имела 27 шатровых башен, частью проездных, с воротами, выходившими на дороги. Стена Белого города охраняла Москву около века. Начинаясь от Москвы-реки Пречистенскими воротами, она подковой охватывала Кремль и Китай-город, протягиваясь до Большого Устьинского моста. Еще недостроенная крепость своим внушительным видом сумела остановить орды крымского хана Казы Гирея, который в 1591г. не отважился идти на приступ и, с сожалением оглянувшись на золотые главы церквей за высокой белой стеной, повел свое войско назад в Бахчисарай.
Стены Белого города сложили из белого камня и кирпича, а затем по царскому указу "бело набело выщекатурили", так что смотрелись они белокаменными. Посетивший Москву в первой половине ХVII в. секретарь Голштинского посольства Адам Олеарий увидел, что "Царь-город лежит в форме полумесяца, окружен крепкой каменной стеной, которую русские называют Белая стена, а посреди ее течет река Неглинная".
Со временем Белым городом стали звать не только стену, но и поселение за стеной - город. Соответственно, как водится в Москве, возникла легенда про белую землю, где якобы жили белые , обеленные , освобожденные или чистые от повинностей жители. Эта легенда родилась от давнишнего отношения к белому цвету на Руси, где чистый, белый и божий считались синонимами. Белой землей или белым местом на Руси звалась земля церковная, а монастырские белые крестьяне освобождались от податей и повинностей. Белый цвет - символ православия, а "белые храмы - основа Вселенной".
Про чистую совесть честного работяги народ говорил: "Рубаха черна, да совесть бела". И наоборот: "Черного кобеля не отмоешь добела". Красивую женщину русский фольклор и поэзия сравнивали с белой лебедью, лебедушкой. В пушкинской "Сказке о царе Салтане" про красавицу царевну говорится: "Лебедь белая молчит и, подумав, говорит: "Да! Такая есть девица!" Чистая, невинная девушка-невеста шла под венец в божий храм в белом венчальном уборе. И весь окружающий мир звали божьим или белым светом. Отсюда белая полоса русского флага обозначала бесконечные просторы России и была символом нравственной чистоты русской души и сердца. По всему, поэтому в имени белокаменной Москвы отразился не просто факт белокаменного строительства, но и целый пласт отечественной истории и культуры вместе с уважительным отношением народа к сердцу земли русской, о чем емко и точно написал В.И.Даль.
Новодевичий монастырь
На берегу Москвы-реки в XVI-XVIIвв. сложился великолепный ансамбль архитектуры московского барокко Новодевичьего монастыря, стройной колокольней которого восхищался архитектор В.Баженов.
Храм великомученицы Варвары на Варварке, построенный на рубеже ХVIII-XIX вв. по проекту Родиона Казакова, украшают белокаменные карнизы и коринфские четырех-колонные портики северного и южного фасадов. Здание имеет высокий белокаменный цоколь, унаследовавший фундамент прежнего храма св. Варвары, построенного Алевизом Новым в 1514г., от которого улица получила имя. Рядом – белокаменные палаты городской усадьбы бояр Романовых.
Усадьба бояр Романовых на Варварке
На Большой Никитской сохранилась городская усадьба С.А.Меншиков, внука соратника ПетраI. Фасад главного дома имеет высокий белокаменный цоколь и шестиколонный белокаменный коринфский портик, поднятый на уровень второго этажа. Здание венчает широкий белокаменный карниз с модульонами.
Усадьба Луниных на Никиктском бульваре
Великолепная дворянская усадьба на Никитском бульваре, созданная в 1818-27гг. архитектором Д.И. Жилярди для генерала П.М.Лунина единодушно считается шедевром московского классицизма и драгоценной жемчужиной Москвы Белокаменной. Фасад главного трехэтажного корпуса украшают восемь белокаменных коринфских колонн, а портик правого двухэтажного флигеля имеет шесть ионических колонн тоже на высоком цоколе.
Большое Вознесение у Никитских ворот
Храм Большое Вознесение у Никитских Ворот заложен в 1789г. на земле усадьбы и по завещанию князя Г.А.Потемкина-Таврического, который был шефом лейб-гвардии Преображенского полка и хотел построить соборный полковой храм, где предполагалось "венчать браки" в присутствии императрицы. Строительство велось неспешно до 1848г, стройка весьма пострадала при пожаре 1812г. Первоначальный проект И.Е.Стасова дорабатывали А.Г.Григорьев и Ф.М.Шестаков, а О.И.Бове добавил белокаменные четырехколонные ионические портики на северном и южном фасадах. В помещении трапезной 18 февраля (2марта)1831г. произошло венчание Александра Пушкина с Натальей Гончаровой
Храм, обладавший прекрасной акустикой, был приходом московской интеллигенции, дворянства и купечества. В 1863 году в Большом Вознесении отпевали актера Малого театра М.С.Щепкина, в 1928 году — М.Н.Ермолову. В храме были погребены сёстры Г. А. Потёмкина: Мария Самойлова, Пелагея Высоцкая и Надежда Потёмкина. 13 ноября 1917 года в церкви отпевали юнкеров, погибших во время октябрьских боев у Никитских ворот. В 1920г.Федор Шаляпин читал в церкви «Апостола» на венчании своей дочери Ирины. 5 апреля 1925 года в храме совершил своё последнее богослужение Патриарх Московский и Всея Руси Тихон.
В советское время в бывшем храме располагалась лаборатория высоковольтного газового разряда и молниезащиты Энергетического института. Все пространство главного придела храма занимала огромная установка искусственных молний, чей треск и грохот постоянно сотрясали стены. Приделы и алтарь тогда разделили на два этажа, а в полу зияли провалы, которые закрывались листами фанеры и досками. В 1990-е годы здание храма передали Русской православной церкви, состоялась реконструкция и возобновились богослужения.
Много разных зданий и сооружений в Москве и окрестностях построили в XVII-XVIIIвв. из белого чудо-камня-известняка. В княжеском селе Остров, на бровке холма, круто падающего к Москве-реке, поднимается ввысь белокаменный храм Преображения, украшенный 200 кокошниками, которые словно волны, бегут вверх от приделов к центральному столпу, поднимаются выше, но как бы останавливаются внизу шатра, который уносит под барабан только мелкую рябь в виде узкого ожерелья острых треугольников. Церковь целиком белокаменная, она производит впечатление удивительной сказочности и слияния с природой, соразмерности высокому холму, который украшает. Храм торжественно освятили в присутствии царя Алексея Михайловича и патриарха в 1646 г., но эта дата может и не быть годом постройки.
Церковь Знамения в Дубровицах
Зато время строительства белокаменного храма Знамения в Дубровицах - известно точно. Сверкающая золотом ажурная корона словно парит над высоким холмом у окраины Подольска. От моста через Пахру дорога круто взбирается на холм к дворцовому комплексу усадьбы Дубровицы, где в 1690 г. князь Б.А.Голицын начал строительство церкви Знамения. Храм сооружался в честь примирения с царем, который понапрасну заподозрил князя в сочувствии опальному родственнику - В.В.Голицыну, фавориту царевны Софьи. Поэтому на освящение Знаменской церкви митрополитом Стефаном Яворским в 1704 г. пожаловал сам ПетрI с царевичем Алексеем. Долгое строительство храма в значительной степени связано со сложностью сооружения, целиком выполненного из белого камня и богато украшенного белокаменной резьбой, рустом и скульптурой в стиле голицынского барокко. У западного входа установлены статуи Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Над сводом западного выступа цоколя - скульптура Василия Великого. Снаружи во внутренних углах цоколя скульптуры четырех евангелистов - Иоанна, Матфея, Марка, Луки. У основания столпа между люкарнами - статуи апостолов. Впечатление торжественной праздничности производит этот единственный в своем роде памятник.
Белокаменная резьба церкви Знамения
Через десять лет после освящения дубровицкой церкви, летом 1714 г., к митрополиту Яворскому обратился с челобитной князь Григорий Федорович Долгоруков (1656 - 1723), просивший разрешить строительство каменной церкви вместо обветшалой деревянной в его усадьбе Подмоклово на правом берегу Оки, почти напротив Серпухова. Служба Долгорукова началась в Преображенском потешном полку Петра I. Затем князь стал дипломатом, повидал Европу, и когда ему дали по службе отпуск, он приехал в свою усадьбу на берег Оки и принялся строить храм в стиле итальянского барокко. Строительство завершил, только в 1754 г., внук Григория Долгорукова Николай Сергеевич.
Церковь Рождества Богородицы стоит внизу высокого холма на нижней береговой террасе Оки. Нынче от некогда богатой усадьбы с постройками, садом и парком сохранились лишь партерные пруды, питаемые обильными ключами, давшими имя селу, да правый флигель, от которого к храму спускается дорога, обсаженная вековыми деревьями. Сверху от бывшего усадебного дома виден среди листвы лишь верхний барабан храма, венчающий сферический ребристый купол с люкарнами. Купол перекрывает двусветную ротонду, в основании окруженную шестнадцати-пролетной аркадой. Храм выстроен из кирпича и украшен белокаменным резным растительным орнаментом на пилястрах и кронштейнах верхнего яруса ротонды. Там же, на высоких тумбах венчающей балюстрады, над аркадой ротонды возвышаются 16 скульптур апостолов и евангелистов, мастерски изваянных из белого камня в человеческий рост. Круглая скульптура не характерна для искусства Древней Руси, а в 1722 г. священный Синод и вовсе запретил украшать ею храмы. Но к этому времени изваяния подмокловского памятника уже стояли на своих местах.
Белокаменная скульптура церкви в Подмоклово
Следует отметить, что оба сооружения, дубровицкий и подмокловский храмы, строились близкими к Петру I людьми. На облике памятников сказалось взаимодействие западной и русской культуры, характерное для времени петровских реформ. Своеобразным зеркалом эпохи в архитектурном облике этих храмов, как, впрочем, и других, стал белый камень.
В середине ХVIII в. через реку Пресню вместо деревянной плотины перекинули одноарочный Горбатый мост, соединивший Прудовую улицу с Большим Девятинским переулком. В декабре 1905г. на мосту шли бои пресненских рабочих с солдатами лейб-гвардии Семеновского полка. При строительстве высотного здания на площади Восстания в 1950-х гг. Нижние Пресненские пруды, оставшиеся от речки Пресни, засыпали, а вместе с ними и мост. В конце 1970-х гг. Горбатый мост как памятник архитектуры и истории освободили от земли, покрыли брусчаткой, под пролетом соорудили декоративный бассейн, восстановили белокаменную облицовку и фонари на белокаменных столбах.
Трехпролетный белокаменный Кузнецкий мост через реку Неглинную, сооруженный в 1754-1761 гг. по проекту архитектора Д.Ухтомского, современные строители откопали глубоко под землей на перекрестке улиц Кузнецкого моста и Неглинной при сооружении в 1975 г. нового коллектора для подземного русла реки. Кузнецкий мост вместе с подходами тянулся от Петровки до Рождественки и в начале ХIХ в., после заключения реки Неглинной в трубу, скрылся под мостовой одноименной улицы.
Белокаменный Ростокинский акведук у станции Белокаменная
…В конце ХVIII в. по указу Екатерины П обветшавшие стены Белого города снесли и на их месте устроили зеленое кольцо московских бульваров, а между ними площади, сохранившие названия исчезнувших ворот –Арбатских, Никитских, Ильинских, Покровских. Кирпич и щебень от стены Белого города пошли "в пользу обывателя", а белый камень использовали для облицовки строившегося в то время арочного акведука Мытищинского водопровода в Ростокине, нынче расположенного недалеко от станции "Белокаменная" Московского центрального железнодорожного кольца. Акведук построен из кирпича с облицовкой белым камнем по мотивам античных гидротехнических сооружений. Всего для подачи родниковой мытищинской воды через овраги, долины и реки построили 5 акведуков, самым крупным и долговечным оказался Ростокинский, с 21-й аркой и длиной 356м через долину р.Яузы. Открытие первого московского водопровода состоялось состоялось в 1804г.
Полюбился белый камень московским архитекторам ХVIII-ХIХ в., когда основная добыча велась в карьерах по реке Пахре у села Нижнее Мячково, где разрабатывали слои более высокого залегания. Известняк из мячковских карьеров отличался чистым белым цветом и ровной без раковин поверхностью. В то же время отдельные блоки камня обладали собственными оттенками - палевым, желтым, розовым, поэтому кладка из мячковского известняка обладала декоративной игрой поверхности, что отвечало вкусам московского классицизма и московского барокко. Мячковский камень широко использовали В.Баженов, М.Казаков, Д.Жилярди, А.Григорьев и другие зодчие.
Полтора столетия несет на себе стремительную квадригу, управляемую Апполоном, грандиозный восьмиколонный портик Большого театра, выполненный из мячковского камня.
В седьмой главе "Евгения Онегина" читаем:
...вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы,
Мелькают мимо будки, бабы...
.................................................
Балконы, львы на воротах...
Лев на воротах усадьбы Хераскова на Тверской
Они сохранились до сих пор, белокаменные львы на ограде дома Хераскова, Английского клуба. За оградой виден прекрасный образец старинной усадьбы конца ХVIIIв. Штучным московским известняком отделан фасад здания и портики ворот, на которых возлежат белокаменные львы.
Палаты Волковых-Юсуповых в Харитоньевском переулке
"У Харитонья в переулке…", где сначала проживало в Белокаменной семейство Пушкиных, сохранились боярские палаты Волковых-Юсуповых, украшенные белокаменным декором.
Белокаменная колоннада моста усадьбы Марфино
В архитектурно-парковом ансамбле Марфино, подмосковной усадьбы Голицыных-Салтыковых-Паниных большой мост через пруд, сооруженный по проекту архитектора М.Д.Быковского в стиле псевдоготики, украшают граненые белокаменные колонны, а каменную пристань на берегу пруда охраняют белокаменные грифоны.
Дом Пашкова на Моховой. XVIIIв.
Одним из чудес мира называли современники дворец-усадьбу, построенную В.И.Баженовым на крутом Ваганьковском холме против Боровицкой башни. В любой книге, посвященной архитектуре Москвы, можно прочитать описание "одного из самых красивых зданий Москвы" - Пашкова дома, на крыше которого Воланд и Азазелло прощаются с Москвой. Своим художественным обликом здание во многом обязано белому мячковскому камню, которым отделаны колонны центрального и боковых портиков, а также рустованная облицовка цокольного этажа.
Особняк А.Морозова на Воздвиженке
Недалеко от дома Пашкова, на Воздвиженке находится одно из красивейших московских зданий – Мавританский замок, построенный в конце XIX в. архитектором В.Мазыриным в псевдомавританском стиле, сочетающем мотивы модерна и эклектики. Сказочный замок-дворец и реальный дом-крепость встречает входящего домашними символами добра и счастья. Портал средневекового замка образован двумя округлыми крепостными башнями и балконом портика, украшенными ажурными белокаменными кружевами ограждения, выполненными из мячковского известняка. Замковый вход оформлен аркой, обрамленной витыми колоннами из цельных блоков лыткаринского песчанника, символизирующими корабельные канаты, завязанными в морские узлы, - талисманы удачи, благоденствия и долгожительства. Парадный вход обрамляет резная белокаменная подкова - символ удачи и образования (подковаться – получить знание), а сверху – барельеф прикованного цепью дракона - символ удачи на востоке. Снаружи здание облицовано штучным белокаменным известняком с декоративными морскими раковинами, украшено резным карнизом и ажурным аттиком.
Фигурный мост в Царицыно
Великолепна изящная белокаменная деталировка псевдоготической архитектуры зданий и мостов парка Царицыно, строившихся по проектам В.Баженова и М.Казакова, но порушенных Екатериной II и, наконец, достроенных в ХХI в. Исполненный по проекту В.Баженова фигурный мост-виадук – замечательный памятник русской готики, имеет великолепное, яркое убранство оригинальной краснокирпичной кладки с геометрическими рельефами и белокаменными георгиевскими крестами. Обрамленный узкими стрельчатыми проемами парапет соединяет полукруглые башенки, декорированные зубцами, подобно кремлевским стенам. В 2007г. состоялось открытие историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника Царицыно, а также памятника архитекторам В.Баженову и М.Казакову, работы скульптора Л.М.Баранова.
Памятник архитекторам в Царицыно
… В ХIХ в. разрабатывался по берегам Оки у Коломны, в Протопоповских каменоломнях мраморизованный известняк, называвшийся протопоповским мрамором, который широко использовали в облицовке храма Христа Спасителя на Волхонке. В Подольске добывали аналогичный подольский мрамор, а под Тарусой - соответственно тарусский мрамор, который применили в отделке Верхних торговых рядов (ГУМ). Московские зодчие ХХв. широко использовали белый известняк Коробчеевского месторождения, которым отделаны: Казанский вокзал, здание МГУ на Воробьевых горах, высотные дома на площадях Восстания и Лермонтовской, станция метро "Сокол". Наземные вестибюли станции метро "Динамо" оформлены античной коринфской колоннадой из белого коробчеевского известняка. Станции метро кольцевой линии "Белорусская", "Октябрьская", "Парк Культуры"отделаны белым известняком Веневского месторождения в Тульской области.
Белокаменная античная колоннада вестибюля метро Динамо
Московский известняк и ныне остается нужным и полезным ресурсом земли московской. Самая глубокая станция московского метро "Парк победы" находится на глубине 73м в основании отложений верхнекаменноугольной системы. Ниже залегает двадцатиметровая толща среднекаменноугольных мячковских известняков московского яруса, давших имя Москве Белокаменной. Относительно недавно, при реконструкции Старого гостинного двора, его украсили белоснежной лестницей из мячковского камня, добытого при строительных работах на Манежной площади.
Белый камень – основа московской, русской истории, культуры и архитектуры, а Белокаменная - почетное и экологическое имя Москвы.
Вячеслав Зверев март 2019г.
Календарь
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 48 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,631 | |
2 года 50 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,631 | |
2 года 51 неделя назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,631 | |
3 года 27 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,631 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
2 года 51 неделя назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,176 | |