НАТУРАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ МИХАИЛА БУЛГАКОВА

НАТУРАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ МИХАИЛА БУЛГАКОВА

Из книг и авторов нынче читают неизвестных, о которых М.Булгаков предупреждал: "Никогда не разговаривайте с неизвестными". Большинство читаемых книг имеет одноразовое употребление, в отличие от классики, где своей востребованностью произведения мастера явно выделяются.

Он оказался писателем на все времена и возрасты, увлекая читателей не только оригинальным содержанием, но и великолепным стилем изложения – ярко, выразительно, искрометно, изящно и кратко, с тонким интеллигентным юмором и подробным описанием героев и обстоятельств, когда читатель, сопереживая событиям, ощущает свое присутствие. Мастер убедительно живописал фантастические реалии литературного пространства, где царствует одухотворенная, властная мировая система природных стихий, что дает натуральное ощущение времени и реальности.

В самом начале ХХ века в город, основанный киевским князем, приехал земляк и земский врач, который стал самым московским писателем в классической русской литературе. Сам писатель, многие его друзья и знакомые жили возле Патриарших, на Арбате и Пречистенке, где находится среда обитания литературных персонажей и развивается действие знаменитых московских произведений, неразрывно связаных с Московской историей, топонимикой и природой.

В начале 1924г. М.Булгаков познакомился со своей будущей второй женой, Любой Белозерской, и в сентябре поселился на Большой Никитской,46 в классическом усадебном двухэтажном доме с мезонином.

С начала ХХвека в доме находилась женская гимназия Кириены Алелековой, где училась звезда советского кино Любовь Орлова. После революции здесь появилась государственная школа № 48, где "сестра М. А., Надежда Афанасьевна Земская приняла нас в лоно своей семьи, а была она директором школы и жила на антресолях здания бывшей гимназии. Получился "терем-теремок"… Тут еще появились и мы. К счастью, было лето, и нас устроили в учительской на клеенчатом диване, с которого я ночью скатывалась, под портретом сурового Ушинского", как вспоминала Л.Е.Белозерская. В середине ХIХв. дом арендовало семейство князей Васильчиковых, которые по средам устраивали вечера, где бывали И.К.Айвазовский, Н.В.Гоголь, А.Ф.Писемский, В.А.Соллогуб, С.М.Соловьев, Ф.И.Тютчев, М.С.Щепкин.

Здесь же, у Никитских ворот на литературно-музыкальном вечере у командарма И.А. Уборевича в Большом Ржевском 11, М.Булгаков потом познакомился со своей будущей третьей женой Е.С.Шиловской.

Примечательно, что дом №6 по Малому Ржевскому, расположенный почти напротив, сейчас считается одним из прообразов дома Маргариты - героини романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Тогда в доме находилось дипломатическое представительство Закавказской федерации, где М.Булгаков неоднократно бывал.

С другой стороны от Никитских ворот, в Леоньевском переулке, 6 сохранился самый старый двухэтажный каменный особняк с пилястрами и карнизом, имеющий в основании белокаменные палаты ХVII-начала ХVIII веков. Сначала дом приналежал семье Толстых, затем Хлоповых, потом генерал майору и кавалеру Н.А.Ермолову – дядюшке знаменитого полководца – А.П.Ермолова. Дом горел в 1812 году, был восстановлен поручиком П.А.Кондратьевым и получил уникальную, изумительно красивую цветную роспись с геометрическими и цветочными орнаментами, гирляндами, букетами, павлинами, сиренами, лошадками и грифонами. В 1921-38гг. в доме жил и руководил Художественным театром К.С.Станиславский, которому воскресным днем 1сентября 1925г. М.Булгаков читал пьесу "Белая гвардия". Про домашнее чтение, последующие в Леонтьевском переулке репетиции и показы "Белой гвардии" и "Мольера" написано в "Театральном романе", реальную жестокость которого характеризует подзаголовок - "Записки покойника". Сейчас в доме музей, где в одной из комнат устроена экспозиция, посвященная М. Булгакову и пьесе "Дни Турбиных". Это первая в Москве экспозиция появилась задолго до открытия музеев М.А. Булгакова в доме №10 по Б. Садовой.

Рядом, на Никитском бульваре в доходном доме №15, на последнем шестом этаже, в квартире окнами во двор обитала Зоя Петровна Шатова, к которой во время обыска пришли за контрабандным спиртным Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф. Скандальная история Зойкиной квартиры попала в газеты и послужила прототипом пьесы М.Булгакова, про сломанную жизнь российских обывателей, которые неожиданно проснулись у себя дома, но в новой стране и чуждой действительности. Пьесу поставил в Вахтанговском театре режиссер Алексей Дмитриевич Попов – выпускник Флеровской гимназии-школы №10-110 у Никитских ворот. Одновременно пьеса шла в театрах Ленинграда, Киева, Ростова-на-Дону, Тифлиса, Симферополя, Свердловска, Баку, а потом состоялись постановки в Риге и Париже. Вахтанговский спектакль шел с аншлагом, но вначале 1928г. тогдашний начальник Главреперткома Ф.Раскольников снял пьесу с репертуара театра. Однако за пьесу вступилось… Политбюро во главе со Сталиным: "Ввиду того, что „Зойкина квартира“ является основным источником существования для театра Вахтангова — разрешить временно снять запрет на её постановку". Спектакли продолжались до марта следующего года, когда состоялось, утвержденное Наркомпросом, окончательное запрещение: "За искажение советской действительности". Спектакль успели сыграть почти 200 раз, в роли Зои Пельц выступала Цецилия Мансурова, Аметистова исполнял Рубен Симонов. В современной России пьесу ставили театры Саратова, Челябинска, Нижнем Новгорода, Новосибирска, Чебоксар, Красноярска, Новокузнецка, Йошкар-Олы, в Москве Театр им. Вахтангова, МХТ им. Горького, Театр Эрмитаж, где Зойку играла Любовь Полищук. В статье "12 стульев из Зойкиной квартиры" А. Б. Левин, сравнив персонажей пьесы М.Булгакова и романа " Двенадцать стульев" Ильфа и Петрова, аргументировано показал, что Обольянинов - прототип Кисы Воробьянинова, а Аметистов – Остапа Бендера с голубой мечтой о лазурном море и белых штанах. Как известно публикация романа состоялась после запрещения пьсы.

"Зойкина квартира" появилась в советской печати после написания только через полвека - в 1982г., и получила великолепную профессинальную оценку в дневниковых записях композитора Георгия Свиридова, который поставил пьесу в один ряд с классическими творениями Гоголя и Сухово-Кобылина, воскликнув: "И это – первое издание произведения великого русского писателя! ", а М.Булгакова назвал "золотым самородком".
У самых Никитских ворот, на Никитском бульваре, в нашем доме №25, в июле 1952г. поселилась интеллигентная дама средних лет, вдова малоизвестного писателя и хозяйка архива неопубликованных произведений. Зимой дама появлялась в меховой шубе и однажды мы встретились в заснеженном дворе, когда она играла в снежки с мохнатым рыжим колли. Елена Сергеевна Булгакова обитала на втором этаже третьего подъезда, в кв.№23, где готовила рукописи к изданию, свято верила в их гениальность и грядущую мировую славу автора, в чем оказалась совершенно права.

Произведения М.Булгакова обнаруживают удивительную связь с современностью. В повести Роковые яйца описан куриный мор в республике. Спустя 80 лет в мире разразилась эпидемия птичьего гриппа, когда гибнет или уничтожается поголовье птицефабрик. В рукописной редакции 1937-38гг. романа Мастер и Маргарита Воланд объясняет барону Майгелю: …Мы здесь произвели кое-какую перестройку, как видите. Естественно барон находит перестройку грандиозной и восхитительной.

Основная причина растущей популярности произведений, созданных 80-90 лет назад, заключается в естественно-историческом восприятии жизни, которое служило социальной основой творчества мастера. М.Булгаков писал художественную сатиру свого времени и создал живописные, социальные картины натуральной истории России, где дал клинический диагноз новой политической бюрократии. Професиональный земский лекарь определил патологические свойства власти, которые ограничили ее жизнеспособность сроком жизни главного функционера и генерального бюрократа всех времен и народов.

Мастер не случайно любил слово натурально, оно отражало его философский взгляд на современность, как функцию нарушения естественного и традиционного порядка вещей. В своих произведениях он отразил личные качества – честь, порядочность, достоинство и запечатлел характерный дух и смысл своего времени – пустозвонства и разрухи жизненных основ – веры и культуры.

В царской России действовала система тирании, произвола власть имущих и неуважения личности. Крестьянская страна жила трудом пахаря-мужика, который кормил свою семью, а также помещика, бюрократию и аристократию по принципу: Один с сошкой – семеро с ложкой. Советская власть приумножила эту традицию спецраспределителями, госособняками, квартирами, госдачами и зарплатой в конвертах для номенклатурной бюрократии.

М.Булгаков называл себя писателем мистическим и сатирическим. Дьвольской силе бюрократии посвящена его первая фантастическая и саркастическая повесть Дьяволиада. Бюрократия мило улыбается, любит цветы и хорошо покушать, как писал М.Зощенко, отличается апломбом, некомпетентностью, безответственностью, отсутствием совести и чести, поэтому она легко продается и покупается. Литературные (Берлиоз, Латунский), театральные(Савва), партийные(Рокк, Птаха-Поросюк) и примитивные(Кальсонер) бюрократы действуют в повестях и романе М.Булгакова. В повести Дьяволиада, мелкий чиновник пытается исправить канцелярскую ошибку и попадает в бюрократический круговорот, который его губит.

В Роковых яйцах дух и смысл времени дан предельно кратко и выразительно. …20-й год вышел еще хуже 19-го…Большую Никитскую переименовали в улицу Герцена. Затем часы, врезанные в стену дома на углу Герцена и Моховой, остановились на 11 с ¼… В террариях зоологического института, не вынеся всех пертурбаций знаменитого года, подохли от голода голые гады. И также от бескормицы переселился в лучший мир бессменный сторож института старик Влас, а тараканы показали свое злостное отношение к военному коммунизму. Речь идет о бессилии власти, которая может преименовать улицу, но не способна защитить ее население от экологической катастрофы, которая нормальна для военного коммунизма, а не для жизни животных и людей. Власть природы оказывается сильнее власти военного коммунизма.

В гибели животных профессор Персиков не случайно обвинил наркома просвещения. Характерной особенностью советской системы образования стало истребление инакомыслия и создание нового человека, лишенного исторической памяти и культуры винтика государственной машины. Наркомпрос руководил цензурой просвещения, литературы, искусства и служил надежным инструментом власти по удушению свободы слова. Разрешал угодное власти произведение, запрещал – любое. В письме Правительству М.Булгаков провозглашал своим писательским долгом борьбу с цензурой и призывы к свободе печати, а в качестве доказательства привел несокрушимый экологический аргумент. Я горячий поклонник этой свободы и полагаю, что, если кто-нибудь из писателей задумал бы доказывать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода.

На основании декрета О печати(28.10.1917) большевики закрыли все губернские и епархиальные издания, по запретительным спискам Главлита, которые насчитывали тысячи наменований, изъяли из публичных библиотек исторические и философские труды С.М. Соловьева, Н.М.Карамзина, В.О.Ключевского, В.В.Розанова. С.А. Бердяева. В 1927г. Главрепертком запретил публичное исполнение увертюры П.И.Чайковского 1812год.

Уровень тогдашней, советской культуры достойно отразил характерный стиль Краткого курса истории ВКП(б), передовых статей Правды, властных постановлений, истерических компаний апологетов социалистического реализма по борьбе с формализмом и натурализмом. Где он сейчас социалистический реализм?

Партийные винтики с тремя классами образования учили пролетарскому разуму профессоров и не стеснялись гордиться своим невежеством: Мы университетов не кончали! Необходимым условием развития советской культуры и образования служило уничтожение краеведения - основы культурной традиции и средства воспитания человека в своем Отечестве. Краеведение – основа национального самосознания, национальной культуры и исторической памяти общества лучше всего отвечает на вопрос: С чего начинается Родина?

Краеведение или историко-географическое описание населенных мест было естественной частью дореволюционной культуры, традиции которой Булгаков отразил в своих произведениях и наглядно показал высшую власть Природы в этом мире.

После гибели зверинца Зоологического института еще дважды проявляется фатальная власть природы. Благодаря бестолковому усердию чиновника Птахи-Поросюка и Рокка с инициативой, происходит катастрофический поворот событий. Повесть наглядно показывает деятельность партийно-бюрократической системы, где голые гады – закономерный продукт бумажной власти. Из-за невежества Рокка, полчища животных движутся к Москве, и никакие меры в виде артиллерийских обстрелов Можайского леса, атак конной армии, газовых эскадрилий под Вязьмой, не могут остановить движение пресмыкающихся, полукольцом окружавших столицу. В итоге – сверхъестественная сила природы – восемнадцатиградусный мороз в августе убивает земноводных.

В сезон 1934-35гг. писатель играл судью в мхатовском спектакле Пиквикский клуб. После спектакля у нас Лямин и Конский, молодой актер, он гримируется в одной уборной с М.А.- записывала Е.С.Булгакова 2 декабря 1934г.

Народный артист РСФСР, профессор Г.Г.Конский (24.5.1911- 22.7.1972) преподавал в ГИТИСЕ, был руководителем курса, у него учились: диктор телевидения Н.Кондратова, артисты: Л.Касаткина, Ст. Садальский, В. Коренев. Гри-Гри, как звали его мхатовцы, в своих воспоминаниях рассказал, как М.Булгакову позвонили и предложили написать сценарий для кино. Писатель придумал характерный социально-экологический сюжет:

Сгорел в одном провинициальном городе зоопарк. А зверей, которые остались целы, решили расселить по квартирам тех людей, у которых есть свободная площадь. Вот и вселили одному ответственному работнику удава. А там, оказывается, в доме такая атмосфера, что удав не выдержал, на третий день уполз. Вот и все. Так никто и не звонил.

Природа – ведущий фактор исторического процесса, эта сила, по-словам В.О. Ключевского, влияет на быт и духовный склад людей, которые имеют от природы все: жизнь, здоровье, душу, дом, еду, тепло и все остальные блага цивилизации. М.Булгаков живописал природу как писатель естественно-исторический или социально-экологический, его фантастические сюжеты обязательно соединены с натуральной реальностью, также как общественная и личная жизнь человека происходят во взаимодействии с природой. Писатель постоянно обращается к красоте и гармоническому порядку природы, которая служит обществу домом и образцом для подражания. В своих произведениях он развенчивает нарушителей социального порядка или творцов социально-экологических катастроф. Под влиянием лысого говоруна-атеиста русский Иван теряет память и дальше в Москве происходит самая натуральная чертовщина. Невежественный Рокк – организатор нашествия голых гадов и устроитель наводнения у профессора Преображенского, хамоватый Шариков, также как Берлиоз считают себя устроителями новой жизни, но все эти три начальника показаны винтиками бюрократической системы социального паразитизма, получившей тогда исключительное развитие.

Не дай бог свинье рога, а холопу барства,- говорит народная пословица, которую можно считать эпиграфом Собачьего сердца. Эта сатира, основанная на зеркальном отражении власти дешевых, пустых в ничтожестве и невежестве самозванцев и проходимцев - биронов, отрепьевых, дантесов, кречинских, шариковых, швондеров. В русском языке слово порода, однокоренное с Природой, объединяет реалии социальной системы Природа-человек. Есть породы животных и растений, известны горные породы. Различные по происхождению, занятиям, культуре, социальные категории людей также отличаются породой - дворянской, крестьянской, купеческой. Большевики устроили социальный экперимент, уничтожив породу купцов, промышленников, дворян, крестьян, в пролетарской кузнице они стали ковать беспамятных и безродных иванов-технократов, без Родины и культуры.

Неудачная попытка превзойти природу и Творца составляет философский смысл повести. Лабораторный опыт по омоложению, неожиданно для экспериментатора, создает злобную и агрессивную говорящую собачку, опасную для окружающих. Беспородная дворняга легко очеловечилась по части социальной демагогии, хамства, алкоголизма, курения и ругани, которой она подвергла тягостную для нее буржуазную культуру. Новая власть в лице Швондера приняла этог лабораторный гибрид как родного, и проявила о нем пристальную заботу, обеспечив прописку и удостоверение. "Документ – самая важная вещь на свете",- говорит председатель домкома Швондер. Не случайно Шариков служил начальником подотдела очистки и охотился на котов. Постоянные кампании по чистке партийных рядов и охоте на людей были любимыми упражнениями партократии, которая через пару десятилетий под мудрым руководством "родовитого" сына сапожника и кухарки, затеяла охоту на безродных космополитов.

Парадокс ситуации в том, что человека создают не демагогия и сытость, а социальная культура, необходимый уровень которой новая власть обеспечить не может. Руководителям этой власти приходится пользоваться достижениями буржуазной культуры и науки, выдающимся деятелем которой является профессор Преображенский. Культурный опыт в виде игры на флейте спасает Рокка, а духовное убожество и отсутствие культуры в итоге губит Шарикова. Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и поднимает завесу! На, получай Шарикова и ешь его с кашей! Поэтому профессор Преображенский делает верный вывод о том, что человек не должен стремиться к власти над природой, которая умеет лучше. М.Булгаков здесь гениально предвидел роковые последствия вмешательства в природу и понимание того, что стремление человека к власти над природой противоестественно и разрушительно для личности и общества.

В 1924г. М.Булгаков опубликовал памфлет про Багровый остров, где подвел некоторый итог исследованиям московской жизни в "Дьяволиаде", "Роковых яйцах" и "Собачьем сердце", обратившись к отечественной истории взаимоотношений власти и народа. Необитаемый остров в Тихом океане, населен детьми природы - красными туземцами, которыми управляют белые арапы во главе с повелителем Сизи-Бузи. К острову подходит корабль лорда Гленарвана, откуда матросы сгружают на берег стеклянные бусы, тухлые сардинки и огненную воду на предмет товарообмена с туземцами, которые бурно ликуя, свозят на берег Тихого океана... бобровые шкуры, слоновую кость, рыбу, яйца и жемчуг. Далее оказывается, что тихоокеанские туземцы не только владеют традиционными русскими товарами, включая жемчуг, но и изъясняются с рязанским акцентом. Неожиданно на острове происходит извержение вулкана, которое убивает повелителя Сизи-Бузи и жреца. Из огнедышащей горы вылетел дым, за ним пламя, потом поперли какие-то камни, а затем как кипяток из самовара, жаркая лава. И к утру было чисто… На месте королевских вигвамов громоздились горы лавы. Наступает смутное время под предводительством самозванца Кири-Куки, которому туземный народ присягает, ликует, потом бунтует, белые арапы бегут в Европу, вкалывают в каменоломнях, потом возвращаются на остров и братаются с красными.

Спустя три года этот гениальный сюжет мастер превратил в пьесу на сцене собственного независимого театра, где она теперь доступна любому читателю. В сатирической комедии "Багровый остров" главным героем является Природа, которая обеспечивает жизнедеятельность туземцев, а природная катастрофа – извержение вулкана вызывает гибель туземной власти и дальнейшие социальные события на острове. Зрители увидели царство Природы, на которое не распространятся могущество властей предержащих: "На сцене волшебство – горит солнце, сверкает и переливается тропический остров. На ветках обезьяны, летают попугаи. Вигвам Сизи-Бузи на уступах вулкана окружен частоколом. На заднем плане океан". Три действия пьесы из четырех происходят на тропическом острове, пролог и эпилог в театре Геннадия Панфиловича, который натурально ставит буржуазную классику – "Горе от ума", а для Саввы Лукича гонит пролетарскую халтуру Дымогацкого "с музыкой, извержением вулкана и английскими матросами. В прологе директор театра спрашивает, нельзя ли обойтись без вулкана? "Помилуйте. Извержение во втором акте! На извержении все построено",- поясняет автор. "Багровый остров" – пародия русской истории, когда взаимодействие царской власти и народа сменилось царством страха, ужаса, лжи и социально-политической демагогии. Первый акт начинается с допроса госпреступников, посаженных в тюремное подземелье по доносу стукача Кири-Куки – друга туземного народа. Сюжет пародирует театральные штампы и засилье бюрократии, которая душит и уродует культуру с классовых позиций рабоче-крестьянской диктатуры, поэтому пьеса заканчивается победой красных туземцев и никак иначе заканчиваться не может по утверждению "очень опытного" режиссера. Среди действующих лиц – говорящий, кукольный попугай – оригинальный гибрид тропической природы и театра Геннадия Панфиловича. Попугай произносит иногда невпопад, но всегда политически грамотные, угодные цензору выражения, чем приводит его в восторг: "Здравствуйте, Савва Лукич. Пролетарии всех стран соединяйтесь. Рукопожатия отменяются". Также политически грамотно ведет себя дирижер, который как попугай повторяет: Не продолжайте, я уже понял. От росчерка пера Саввы Лукича зависит судьба автора и театра Геннадия Панфиловича, самой пьесы, ее героев - лорда Гленарвана, короля Сизи-Бузи, туземного народа и даже извержения вулкана. В постановке Багрового острова Саратовского академического драматического театра им К. Маркса(1989г.) Савва выезжал на сцену сидя за огромным канцелярским столом в дыме и грохоте, как Мефистофель.

Примечательно, что М.Булгаков в Багровом острове продолжил опыт московской антрепризы Михаила Медокса, в Петровском театре которого в конце ХVIII века шел балет Неаполитанские веселости и огнедышащая гора Везувий, о чем сообщали Московские ведомости: Сия гора, для большего удовольствия почтенной публики, представит одну из любопытнейших и в здешнем городе никогда невиданных зрелищ: она будет изрыгать в великом множестве огонь, пепел и лаву. Художник изощрил все свое старание в подражание природе, чтоб зрители могли иметь ясное представление об этом странном феномене. "Багровый остров" имеет много аллюзий и аллегорий, продолжая классическое литературное осмысление русской истории в балладах и былинах А.К. Толстого, произведениях Н.В.Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова. Власть и народ – сюжет "Багрового острова", а мораль в том, что Природа и культура правят миром, несмотря на произвол власти и паразитизм халтуры.

В очерке Путешествие по Крыму М.Булгаков написал о минеральной, геологической природе, про людей, болеющих каменною болезнью. На замечательном пляже в Коктебеле, одном из лучших на Крымской жемчужине отдыхающие собирают разноцветные, красивые породистые(определение М.Булгакова), полудрагоценные цветные камни яшмы, агаты, халцедоны, сердолики. Раньше Крым называли жемчужиной в короне Российской Империи, а минералогическое богатство коктебельского пляжа определось его расположением у подножия потухшего вулкана

На коктебельском пляже, наряду с каменной, писатель увидел голую природу, описание которой он дал через красноречие неизвестного студента(вероятного профессора): …и дамы, привыкшие в других местах к другим манерам, долго бродят по песку в фиговых костюмах, стыдливо поднимая подолы…А далее пояснил для непонятливых: Никаких подолов никто стыдливо не поднимает. В жаркие дни лежат обожженные и обветренные мужские и женские голые тела. Голая природа потом стала характерной частью сюжетных поворотов знаменитого романа.

В начале 20-х годов в подмосковном Пушкино жил К.С.Паустовский, описавший свои впечатления в повести "Книга скитаний". В главе "Снежные шапки" писатель рассказал о том, как "тихим снежным днем" в Пушкино приехал М.Булгаков, работавший тогда над романом "Белая гвардия". Целый день, одетый в старую облезлую доху, М.Булгаков бродил по Пушкину, рассматривал пласты и сугробы снега на крышах, заборах и деревьях, а потом проникновенно сказал: "В этих шапках как будто собрана вся зимняя тишина".

События романа начинаются "белым мохнатым декабрем", когда "отсвет Рождества чувствовался на снежных улицах…Над двухэтажным домом №13.., в саду, что лепился под крутейшей горой, все ветки на деревьях стали лапчаты и обвисли. Гору замело, засыпало сарайчики во дворе – и стала гигантская сахарная голова. Дом накрыло шапкой белого генерала…"

Писатель поставил эпиграфом к роману цитату из "Капитанской дочки". "Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. – Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран! " Пушкинские строки с описанием метели поразительно соответствуют булгаковскому сюжету про гражданскую братоубийственную войну, положившую начало гибели русской интеллигенции - белой кости нации. В знаменитой пьесе "Дни Турбинных" автор защищал вечные ценности жизни во время революции и гражданской войны. Пьса заканчивается в Крещенский сочельник у домашнего очага и праздничной елки – символа нормальной, счастливой жизни, поэтому "важно было использовать елку в последнем действии, " - отметил М.Булгаков. Празднование Рождества и Нового Года советская власть отменила в 1919г. Елку признали "поповским обычаем". Новогодний праздник восстановили только в 1935г., спустя 4года появились советские поздравительные новогодние открытки, 1 января стало праздником в 1947г., а Рождество власти признали 1991г.

Белая природа присутствует у М.Булгакова в трех ипостасях – снег, болотные туманы и меловые скалы – это знаковые образы природных условий и истории России, где весь окружающий мир звали божьим или белым светом. Отсюда белая полоса русского флага обозначала бесконечные просторы России и была символом нравственной чистоты русской души и сердца, когда чистый, белый и божий считались синонимами.

"Маргарита летела по-прежнему медленно в пустынной и неизвестной местности, над холмами, усеянными редкими валунами, лежащими меж отдельных громадных сосен…Маргарита чувствовала близость воды и догадывалась, что цель близка. Сосны разошлись, и Маргарита тихо подъехала по воздуху к меловому обрыву. За этим обрывом внизу, в тени, лежала река. Туман висел и цеплялся за кусты внизу вертикального обрыва…"

Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Самое печальное зрелище природы, поражающее безысходной тоской и нереальной призрачностью писатель увидел, когда работал земским врачем в холмистой, лесистой и болотистой северо-восточной части Смоленской губернии, на водоразделе Волги и Днепра, где встретил революцию 1917г. Управление земскими больницами находилось в уездном городке Сычевке на порожистой р. Вазузе, текущей в обрывистых белых известняковых берегах, характерных для природы Центральной России.

"Печальные леса утонули в земном мраке и увлекли за собою тусклые лезвия рек. Внизу появились и стали отблескивать валуны, а между ними зачернели провалы, в которые не проникал свет луны. Воланд осадил своего коня на каменистой безрадостной плоской вершине, и тогда, всадники двинулись шагом, слушая, как кони их подковами давят кремни и камни".

Природа оказывается действующей силой сюжета или естественным фоном событий, создает сответствующее настроение и проявляется действием стихий, животных или птиц, также как в русских сказках. Черный длинноносый грач управляет машиной, которая привозит Маргариту на бал, где под левой рукой королевы оказывается низкая аметистовая колонка. "Слава петуху!"- называется соответствующая глава романа: " И в это время радостный, неожиданный крик петуха долетел из сада, из того низкого здания за тиром, где содержались птицы, участвовавшие в программах. Горластый, дрессированный петух трубил, возвещая, что к Москве с востока катится рассвет". Волшебный крем Азазелло пахнет болотными травами и лесом. Ключевые моменты развития или поворота событий происходят при непосредственном участии природных факторов – гроз и ливней в Москве, Ершалаиме, на Лысой горе, лунного света или солнца над гипподромом. Персонажи романа взаимодействуют с фантастическими животными - это боров Николай Иванович, некто козлоногий, лягушки, играющие марш в честь Маргариты, котенок-сирота и танцующий фокстрот воробей у профессора Кузьмина. Кстати в романе действуют еще три профессора: медик Буре и два гуманитария – историка – Воланд и Понырев.

В лунном свете безмятежно струится кедронский поток. "Вода тихо журчала у Иуды под ногами. Пререпрыгивая с камня на камень, он наконец выбрался на противоположный гефсиманский берег…После душного города Иуду поразил одуряющий запах весенней ночи. Из сада через ограду вылилась волна запахов миртов и акаций с гефсиманских полян". Идиллия постепенно сменяется ощущением тревоги и напряженности в картинах дикой природы. "…Дорога вела в гору, Иуда подымался, тяжело дыша, по временам попадая из тьмы в узорчатые, лунные ковры…Он знал, что направо в темноте сейчас начнет слышать тихий шепот падающей в гроте воды. Так и случилось, он услыхал его. Становилось прохладнее…", а читателю страшнее.

Весной 1938 г. М.Булгаков во время работы над романом "Мастер и Маргарита" записал: "В ночь с 10.IV. на 11.IV.38 г. между часом и двумя ночи луна висит над Гагаринским и Афанасьевским высоко. Серебриста. 13-го мая в 10 ч. 15м. позлащенная полная луна над Пречистенкой (видна из Нащокинского переулка). 18-го мая в 5 ч. утра, белая, уже ущербленная, беловатая, над Пречистенкой. В это время солнце уже золотит окна. Перламутровые облака над Арбатом".

В этих записках речь идет об интересном и довольно редком природном явлении - тонких просвечивающих перламутровых облаках, возникающих в стратосфере на высотах порядка 20-30 км. Они невидимы днем, а ночью светятся на темном небосводе рассеянным светом перед восходом и после захода солнца. Их переливающаяся радужная окраска в виде красных, желтых, зеленых пятен и полос бледнеет с погружением солнца под горизонт, свечение гаснет и возникает вновь в предутренних сумерках.

Самые темные московские месяцы - ноябрь и декабрь, самые светлые - апрель и май, когда светит не только солнце, но и луна. Примечательно, что М. Булгаков видит луну и облака не на небе, а над Пречистенкой или Арбатом - местом действия, которому небесные явления служат источниками света, словно уличные фонари. Действие самого московского произведения русской литературы происходит в солнечную погоду более сорока раз и вдвое больше при луне. С краеведческой подробностью описаны уличные маршруты Шарика и Преображенского, а также Патриаршие пруды, погоня и путь Иванушки к дому Герцена. Московская природа с традиционными названиями во множественном числе создает местный колорит романного повествования, которое начинается на Патриарших прудах, а заканчивается на Воробьевых горах.

В издании 1980г. роман начинается фразой: Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве на Патриарших прудах, появились два гражданина. Небывало жаркий закат единожды в Москве за весь ХХ век пришелся на 7 августа 1920г, когда жара достигла 36,8, и совсем не на весну. В самой первой фразе писатель использует противоположную информацию для создания амбивалентности времени действия, которое разворачивается в реалиях московской природы и жизни, но происходит в фантастическом романном пространстве, куда он для казни Берлиоза отправляет передвижную гильотину-трамвай. В действительности трамвай ездит вдоль Чистых, а не Патриарших прудов и физически не помещается в Ермолаевском переулке. Тем самым читателю загадывается загадка и увеличивается его интерес к роману, а любопытство – сильнее чумы, как утверждал С.П.Жихарев.

Возле бакалейного магазина у Никитских ворот, пораженный Иван Бездомный наблюдал, как черный кот пытался заплатить гривенник за проезд в трамвае А на остановке у Тверского бульвара, а потом уехал к Арбату бесплатно на колбасе. В свите Воланада – кот – древнее и неприкосновенное домашнее животное – совершенно гениальное произведение творческой фантазии мастера и лучший экземпляр в его зверинце. Хвостатый и усатый пьет водку и держит в лапах примус, самую характерную примету столичного быта тех лет.

В последней главе романа ночь разоблачает обманы, срывает колдовскую одежду, и свита Воланда предстает в виде грозной природной стихии. "Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что возможно, что это лунные цепочки и самый конь – только глыба мрака, и грива этого коня – туча, а шпоры всадника – белые пятна звезд".

Роман мастера обращен к Иванушке и читающей молодежи. М.Булгаков написал занимательную учебную книгу - проповедь добра и справедливости, где наглядно представил собственные, выстраданные представления о главных жизненных ценностях: вере, творчестве, доме, любви.

Действие начинается и заканчивается прогулкой на природе русского Ивана. В начале повествования Иван - атеист сочиняет плохие стихи под псевдонимом Бездомный. Атеист, как известно, человек особой веры - отрицания, он разрушитель. Атеист Шариков не согласен с обоими – Энгельсом и Каутским. На Патриарших происходит первый словесный поединок между профессором и поэтом. Предметом спора служит вера, а его результатом – физическая потеря головы убежденного в своей правоте Берлиоза и попытка Ивана в беспамятстве догнать нечистую силу, поэтому Бездомный - в понимании М.Булгакова значит несчастный, оказывается в дурдоме. Иванушка в конце романа становится профессором истории и философии, все знает и все понимает. Среди прототипов Иванушки не случайно называют Сергея Есенина, который 8 лет бездомно обитал в Москве и прожил предпоследний месяц в дурдоме, где написал свои самые знаменитые стихи. И помните, что здесь у нас вам непременно помогут, а без этого у вас ничего не выйдет... – говорит профессор Стравинский. Дурдом оказывается лучшим местом на этом свете для мастера.

В своем романе автор провозгласил несколько постулатов веры: "Рукописи не горят", "На свете все правильно, на этом построен мир" и повторил самый главный, жизненно важный "каждому будет дано по его вере". Вера – признак личности и культуры, человек без веры – без царя в голове. За веру, царя и Отечество шли в бой русские солдаты. Духовной основой нации и опорой государства служила вера. Понятие Отечества в крестьянской стране обладало конкретным социальным смыслом, отражая взаимодействие крестьянского населения с землей-кормилицей. Капиталистическая машинизация и технократическое стремление царя-человека к власти над Природой постепенно убивали веру и разрушали культуру. Особый вред имел геноцид православия, что привело к уничтожению духовной основы нации, которая девять веков оставалась православной.

М.Волошин был первым и единственным писателем, который сравнил с литературным дебютом Толстого и Достоевского публикацию романа "Белая гвардия", запечатлевшего "душу русской усобицы". Романа, обращенного к добрым чувствам русского душевного читателя, который, согласно В.В.Розанову, живет прошлым, не любит настоящего и опасается будущего. Прошлое – исторически завершенное бытие, доступная часть вечности и наглядная обучающая информационная система социокультурного опыта и традиций, уроки которых служат будущему, как корни дереву, определяя историю, проблемы и лицо нации. Такое русское мироощущение начисто противоположно коммунистическому, устремленному в светлое будущее и призывающее порвать с проклятым прошлым("отречемся от старого мира"). В конце ХХ века стало понятно, что настоящее обладает свойством неопределенности, непредсказуемости, где люди живут в мире опасностей, которые в итоге пришлось изучать в школе.

М.Булгаков любил историю, он использовал для написания романа множество источников, которые после 1917г. перешли в категорию исторических памятников и стали недоступны населению страны. Писатель даже хотел участвовать в конкурсе на школьный учебник истории, но во время раздумал… Большевизм патологически чурался истории, также как Шариков своего дворового прошлого. История перестала быть всеобщей и обстоятельной, а сделалась краткой(История русской архитектуры. Краткий курс.М.,1951). Из системы образования исчезла Натуральная история – наука о строении Вселенной и законах мироздания, а появилось безликое естествознание – совокупность наук о природе.

В своих произведениях писатель, сам выступил как профессор истории, который учит мудрости жизни, воспитывает культуру читателя и отстаивает вечные принципы чести, достоинства, порядочности, противопоставляя их подлости и низости. Творческий путь автора был мучителен и сладок: 8 черновых редакций романа с эпизодическими уничтожениями фрагментов текста. В романе М.Булгаков отстаивает право художника на творчество, которое дается ему Творцом, а не властью, какой бы сильной она не была. Творчество для Мастера высшая ценность жизни, за что он награжден беззаветной, жертвенной любовью Маргариты – мечтой любого мужчины и образцом для многих женщин.

Ни Господь, ни Воланд не управляют временем, власть над которым проявляет автор и легко сводит в одночасье события, разделенные девятнадцатью веками, показывая высшую, творческую власть художника в реальном, земном мире. Однако, несмотря на свободное перемещение во времени, булгаковские сюжеты имеют место в советской России или отражают ее жизнь, как события на Багровом острове, расположенном в Тихом океане. В Москве развивается действие повестей и закатного романа, включая международный бал сатаны, к которому на переговоры явлается Левий Матвей.

Сопоставление убийства Христа с современностью имело глубокий смысл. Властью кесаря Пилат погубил одного христианина, большевики на 1/6 части суши в первое десятилетие своего правления уничтожили более миллиона христианских священнослужителей. В последующие годы людоедская власть погубила десятки миллионов населения ("… из этой квартиры люди стали бесследно исчезать", также как из многих других) и изуродовала сознание нескольких будущих поколений.

Сначала в доме Пигита на Б.Садовой поселился М.А.Булгаков, а потом в нехорошей квартире №50 появились его литературные герои. Действие дьявольского произведения завязывается на Патриарших, продолжается в доме 302-бис, там встречаются Воланд и Маргарита. С сюжетом булгаковского романа обнаруживаются странные сближения. Художник Г. Якулов обитал в квартире №38, где познакомились А.Дункан и С.Есенин, и начался их роман. Поэт и танцовщица любили и страдали, а потом погибли при абсолютно разных, но совершенно дьявольских обстоятельствах. Со временем на углу Вспольного, М.Никитской и Б.Садовой в старинном особняке поселился Берия, а дядя в штатском с каракулевым воротником стоял в подворотне дома №25 у Никитских ворот, где после войны жила Е.С.Булгакова и находился архив писателя.

Не случайно возникает на страницах романа образ черной тучи, которая накрывает Москву, также как Ершалаим. "...Черная туча поднялась на западе и до половины отрезала солнце. Потом она накрыла его целиком. На террасе посвежело. Еще через некоторое время стало темно. Это тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Все пропало, как будто этого никогда не было на свете. Через все небо пробежала одна огненная нитка. Потом город потряс удар. Он повторился, и началась гроза..."

Кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?- с иронией спрашивает профессор истории Воланд. Власть и величие природы в романе противопоставлены слабости государства. Казенная власть не может совладать с нечистой силой, которая ей не подчиняется, как часть природы, неподвластная человеку, которому попрежнему неведомы законы мироздания.

Для М.Булгакова Природа и Дом едины, и представляют высшую, жизненную ценность. В домах происходят события Белой гвардии, Дней Турбинных, Мастера и Маргариты, Собачьего сердца. Булгаковские дома всегда располагались в садах.

Маргарита живет не в квартире, а в готическом особняке с трехстворчатым окном. Маргарита Николаевна со своим мужем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата.

Даже Воланд, проездом в Москве, живет не в гостинице, а в доме, и предстает перед визитерами в домашнем халате. М.Булгаков одомашнил Воланда и его свиту и придал фантастическому действию домашний колорит, уют. В итоге профессор Воланд награждает мастера покоем и домом. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом.

Планета Земля - одноквартирный особняк человечества, где биосфера коммунальная квартира. Отдельная квартира лучше коммунальной, но высшее достижение цивилизации - дом из одной квартиры, то есть особняк, не выше трех этажей, соразмерный телу человека.

Хороший дом ухожен, уютен и чист, он служит детям и внукам. Вспомним В.В.Розанова: Жизнь есть дом. А дом должен быть тепел, удобен и кругл. Работай над круглым домом, и Бог тебя не оставит на небесах. Он не забудет птички, которая вьет гнездо. Здесь круглый – значит – полный, в смысле дом – полная чаша.

М.Булгаков создал свое фантастическое и реальное информационное пространство, вечное как сама Природа, одна из главных действующих сил его произведений. В природную систему гениальный мастер органично вписал среду обитания и действия своих героев, он создал великолепный образный булгаковский мир среди реалий натуральной истории, где гремят грозы над Москвой и домом Пашкова, ложатся туманы на Воробьевых горах, закатное солнце отражается в арбатских окнах, и плавают лебеди на Патриарших. Почти тридцать лет почитатели великого романа никак не возьмут в толк, ходил ли по Бронной трамвай, и в каком доме на Арбате жила Маргарита. Зато теперь в Булгаковском доме на Садовой обитает добродушный, плюшевый кот, очень похожий на своего литературного сородича.

Произведения мастера принадлежат к высшим мировым ценностям, а Михаил Булгаков – учитель жизни, достойный подражания герой своего времени и современный культовый писатель, у которого почитателей становится все больше.

Конецъ

В.Л.Зверев

Материал в разделах:

Фотогалерея

Река Дон

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Другие статьи

Активность на сайте

сортировать по иконкам
3 года 3 недели назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 303,383 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 5 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 303,383 |

Thank you, your site is very useful!

3 года 5 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 303,383 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 33 недели назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 303,383 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

3 года 5 недель назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 9,298 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!