Молитва пейзажей

Тропа Голицына, Макс де Коктебель, Святой Франциск

Крымские ландшафты люди стали обживать в каменном веке. В древнегреческих мифах и преданиях значительное место занимает Крым или Таврида,  которой правил Персей – сын бога солнца Гелиоса. Бог Аполлон отправил в Тавриду Ореста за священным изображением богини Артемиды, о чем рассказал древнегреческий драматург Еврипид в трагедии «Ифигения в Тавриде». В скальных известняковых обрывах и вершинах Крымских гор находились древние пещерные города – Бакла, Чуфут-Кале, Тепе-Кермен, Мангуп-Кале, Качи-Кальон. Во времена античности и средневековья калейдоскопическое разнообразие и фантастическая красота крымской геологической природы в виде водопадов, горных долин, перевалов, вершин, ущелий, каньонов, потухших вулканов, причудливых прибрежных скал, песчаных, яшмовых и сердоликовых пляжей, создали характерный минеральный колорит местных легенд и преданий про Тысячеголовую пещеру Чатырдага, Медведь-гору у Алушты, скалы-близнецы у Гурзуфа, камни Мать и Дочь в долине Качи, долину Привидений горы Демерджи, скалы Дива, Монах и Кошка в Симеизе.

Генуэзская крепость

Древнейший крымский город Судак, возник в 212г. н.э. на перекрестке торговых путей, в средневековье городом владели венецианцы, потом генуэзцы, построившие в 1371-1469гг. на высоком крутом уступе рифовых известняков Судакской бухты грандиозную крепость, через пять веков послужившую декорацией к фильму Мастер и Маргарита. Поблизости расположен поселок Новый Свет, названный благодаря увлечению виноделием выпускника Парижского и Московского университетов, магистра римского права, князя Льва Сергеевича Голицына (1845- 1915), который устроил в своем имении образцовое винодельческое производство наилучших шампанских и шипучих вин России.

 

Л. С.Голицын

В Новом Свете Л.С.Голицын значительно расширил площади виноградников, и в течение десяти лет экспериментировал с шампанизацией различных сортов винограда, а в недрах горы Коба-Кая сделал грандиозные семикилометровые тоннельные колодцы для выдержки винной продукции. В 1899году новосветовское шампанское получило Гран-при всемирной дегустации во Франции. В следующем году князь Л.С.Голицын председательствовал в винодельческом жюри Всемирной выставки в Париже.

Тропа Л.С.Голицына

Немного короче новосветских подвалов, Голицынская тропа длиной 5400метров, на высоте 30-50м над морем. Тропа устроена для прогулок и любования чудесной Природой в скальном известняковом массиве горы  Коба-Кая и ведет через каменные лестницы и смотровые площадки к большому гроту, где, согласно легенде, пел Ф. И. Шаляпин. От грота тропа проходит берегом Синей бухты к мысу Капчик, своими очертаниями напоминающего древнего динозавра, припавшего к воде в Голубой бухте. В скальном массиве мыса находится сквозной грот, выработанный морскими волнами. Таким образом, князь Л.С. Голицын не только проложил в окрестностях своего имения в Новом Свете первую экологическую пешеходную  тропу,  но и стал основателем российского экологического туризма, как средства развития современной экологической культуры. Уникальный памятник крымской природы - тропа Голицына неизменно пользуется популярностью у современных крымских туристов и отдыхающих. Давным-давно эта живописная местность называлась Парадизио – рай по-гречески. Романтические пейзажи цветных бухт Нового Света – Голубой, Синей и Зеленой снимались в фильмах: Человек-амфибия, Туманность Андромеды, Остров Сокровищ, Три плюс два, Спртлото-82, Пираты ХХвека, Молчание доктора Ивенса и др.

Рядом расположен Карадаг- уникальный горный массив и активная зона земной коры с подводным вулканом, который действовал во времена юрского периода, 150 миллионов лет назад. Потом, благодаря горообразовательным процессам вулкан оказался на суше и могучий тектонический сброс расколол вулканическую гору, часть которой опустилась в море, а другая превратилась в горный массив потухшего вулкана Карадаг.

От подножия Карадага до мыса Хамелеон тянется Коктебельский пляж, знаменитый цветными камешками - галькой полудрагоценных самоцветов – агата, халцедона, кварца, горного хрусталя, аметиста, сердолика, благородного опала, пестроцветной яшмы, которые использовались еще ювелирами каменного века, чьи изделия сохранились в крымских музеях. Минералогическое богатство коктебельского пляжа образовалось при естественном разрушении в волноприбойной зоне скальных вулканических пород карадагского массива. Во времена Л.С.Голицына, М.А Волошина и М.А.Булгакова коктебельский пляж имел уникальный зеленый цвет, благодаря голубовато-зеленой, нередко пейзажной гальке вулканического туфа. Существовавшее вековечное минеральное равновесие необратимо нарушила активная добыча песка в восточной части Коктебельской бухты в середине ХХ века, что вызвало разрушение береговой зоны и пляжа, восхищавшего многих ученых, писателей и поэтов.

Не случайно Крым называли жемчужиной в короне Российской империи. Великолепие крымской природы создано геологической историей – тектоническими движениями земной коры, сменой морских и континентальных условий, работой морских волн, рек, дождей и ветра. Полуостров Крым – это уникальный музей минеральной природы и учебное пособие по геологии и экологическому краеведению. Горный Крым богат строительными и облицовочными известняками, из которых построены все крымские города. Мраморовидными крымскими известняками отделаны станции Московского метро – Арбатская-Филевская, Красносельская, Парк Культуры и Комсомольская – радиальные.

На южном берегу Крыма, поблизости от Никитского ботанического сада и поселка Никита, находится геологический памятник природы – Никитская расселина в горном массиве, образованная землетрясением. Живописное нагромождение скал и камней, покрытых ежевикой и плющем, в небольшом ущелье с кустарниками и ореховыми деревьями послужило декорацией множеству кинофильмов, включая Детей капитана Гранта, Землю Санникова и Кавказскую пленницу.

Белая скала

В горном Крыму, к северу от Белогорска, среди обрывов Внутренней гряды возвышается Белая скала - геологический, исторический и кинематографический памятник. У подножия Белой скалы археологи обнаружили стоянки людей каменного века, кремневые ножи и топоры, а также кости мамонта, пещерного медведя, благородного оленя, сайгака, дикой лошади. В 1777 году возле Белой скалы находился лагерь русских войск под командованием А.В.Суворова, а в 1783г. на плато Белой скалы князь Г.А.Потемкин принял присягу крымской знати на верность России. Белая скала – популярная звезда экрана, снималась в фильмах: Деловые люди, Короли и капуста, Человек с бульвара капуцинов, Мустанг-иноходец, Подземелье ведьм, Чипполино, Всадник без головы, Вооружен и очень опасен, Код апокалипсиса и др.

Уникальные природные образования - памятники природы, принадлежат к числу издревле почитаемых, охраняемых объектов. Памятником природы является известный меловой утес Степана Разина на правом берегу Волги на границе Саратовской и Волгоградской областей. В Ярославской области находится памятник природы мирового значения: в озере Сомино залегает самая большая в мире четвертичная толща озерных отложений мощностью 40 м. В Москве, на Тверском бульваре охраняется вековой дуб - современник А.С.Пушкина и Н. В. Гоголя.

Автор термина памятники природы - немецкий натуралист Александр Гумбольдт (1769-1859г.г.), основатель гидрологии, климатологии, географии растений, иностранный почетный член Петербургской академии наук. Ученый бывал в России, путешествовал по Уралу и Алтаю. Согласно античной легенде первым памятником природы был геологический - священный камень, считавшийся у древних греков центром мира. Громовержец Зевс определил его, выпустив двух орлов, которые слетелись к большому камню в известном святилище в Дельфах.

Русский поэт, переводчик, художник и критик Максимилиан Александрович Волошин(1877-1932) детство и юность, всего15 лет, прожил в Москве, учился в Поливановской гимназии на Пречистенке и Первой казенной московской гимназии на углу Волхонки и Пречистенского бульвара, жил на Долгоруковской улице и в Медвежьем переулке, между Мерзляковским и Столовым переулками. Есть версия, что Медвежий переулок, подобно многим другим получил имя от местных жителей - вожаков косолапых артистов, выступавших в старой Москве, с медвежьей потехой – старинной русской забавой.

В 1893 году мать Волошина приобрела небольшой участок земли в маленькой деревне Коктебель(Синие горы) и перевела своего сына в феодосийскую гимназию.

В 1897г. М.Волошин закончил гимназическое образование в Феодосии, где сначала обитал в съемном жилье у лютеранского священника на склоне горы Митридат, а потом поселился на Дурантевской улице, названной в честь потомственных Почетных граждан Феодосии из генуэзского дворянско-купеческого рода Дуранте, известного с 16 века. Вернувшись в Москву, М. Волошин жил у бабушки на Арбате, в Проточном переулке у Смоленского рынка и поступил на юридический факультет Московского университета, надеясь продолжить профессию отца. Однако за участие в студенческих волнениях был отчислен с третьего курса и отправлен этапом в Феодосию под надзор полиции, но со свободой передвижения. В Феодосии познакомился с И.К.Айвазовским, в Ялте навестил А.П.Чехова и в августе 1899г. отправился в Европу, где путешествовал по странам, музеям и библиотекам, смотрел средневековое искусство, восхищался Рейнским водопадом, долиной Роны и Женевским озером, посещал лекции в Сорбонне. В мае следующего года снова посетил Австрию и Германию, а также достопамятности античного Рима и Греции. Осенью отправился в Среднюю Азию для изыскания трассы Ташкентско-Оренбургской железной дороги, повидал древности Самарканда.

С 1901 по 1916 год М.Волошин путешествовал по Европе. Посетил Берлин, Париж, Испанию, в Барселоне смотрел корриду, затем побывал на Балеарских островах. В Париже он общался с Гийомом Аполлинером, Морисом Метерлинком, Анатолем Франсом, Роменом Ролланом, Франсуа Леже, Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Анри Матиссом Диего Риверой, Аристидом Майолем, Эмилем Бурделем. Смотрел средневековые замки, соборы, живопись, музеи, учился живописи в парижском ателье русской художницы Елизаветы Кругликовой.

В 1903 году Волошин начал строить в Коктебеле Дом Поэта по собственному проекту. В автобиографии поэт писал:…Коктебель не сразу вошел в мою душу: я постепенно осознал его как истинную родину моего духа. И мне понадобилось много лет блужданий по берегам Средиземного моря, чтобы понять его красоту и единственность.

В 1910 году вышел первый сборник стихов, затем появились стихи об ужасах Первой мировой и русской усобицы –космической драмы бытия. После революции Волошин поселился в Коктебеле, где писал стихи и пейзажные акварели, общался с поэтами, писателями и художниками. В Доме поэта бывали сестры Цветаевы, Н. Гумилев, В. Ходасевич, В.Брюсов, А.Белый, А.Толстой, О.Мандельштам, М.Зощенко, В. Вересаев, М. Горький, В. И.Эренбург, Е.Замятин, С.Ангарский, Е.Полонская, С. Соловьев, К.Чуковский, А.Грин, Б. Кустодиев, А. Остроумова-Лебедева, В.Поленов, А.Лентулов, К. Петров-Водкин, П.Кончаловский, И.Сельвинский, Д.Андреев, А.Соболь, Л.Гроссман, Л.Леонов, Г.Нейгауз, А.Бенуа. В Коктебеле сначала отдыхали несколько десятков человек, а в сезон 1925г.побывало порядка 400 известных или забытых деятелей культуры.

Акварель М. Волошина

Это какой-то идеализированный, синтетический Крым, элементы которого он находил вокруг себя, сочетая их по своему произволу, подчеркивая то самое, что в окрестностях Феодосии наводит на сравнение с Элладой, с Фиваидой, с некоторыми местами в Испании и вообще со всем тем, в чем особенно обнаруживается красота каменного остова нашей планеты – отозвался о Кимерийских пейзажах М.Волошина художник Александр Бенуа.

М.Волошин подружился с уроженцем Феодосии художником К.Ф. Богаевским(1872-1943), который создал свой Киммерийский цикл пейзажей : образ этой Земли — величавый и прекрасный, торжественный и грустный… пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым, со своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящий несколько суровый характер…

Пейзажи М.Волошина и К.Богаевского – это запечатленные мгновения жизни камней, скал, горных вершин, туманов, облаков, лунного и солнечного света – великой минеральной, геологической Природы, также как морские сюжеты И. К. Айвазовского.

М.А.Волошин в путеводителе по Крыму назвал нескончаемой молитву пейзажей: Ни в одной стране Европы не встретить такого количества пейзажей, разнообразных по духу и по стилю и так тесно сосредоточеных на малом пространстве земли, как в Крыму. Даже в Греции не найдешь такой сжатости. Это вытекает из расовой и культурной насыщенности Крыма. Курганы и сопки унылых берегов Босфора Киммерийского; соленые озера, выветренные коридоры и каменные корабли горы Опук; усыпанные точно спелой пшеницей, оранжевые отмели широких дуг Феодосийского залива; Феодосия с черным кремлем генуэзских укреплений, Коктебель с венецианским городищем и готическим нагромождением Кара-Дага; Меганом с благородно сухими, чисто греческими очертаниями; Судак с его романтической крепостью; Новый Свет со своими разлитыми можжевельниками - извилистый и глубокий, как внутренность раковины, - вот одно только побережье Киммерии. А дальше линия берега, развиваясь и меняясь с каждым новым мысом и заливом, то со сторожевыми башнями, выдвинутыми в самое море, то с селениями, отступившими в глубину страны, то розово-серая и пустынная, то обремененная каскадами зелени,- идет вдоль берегов Готии до низких обрывистых террас, на которых громоздятся развалины Херсонеса. Литания (молитва) пейзажей Крыма нескончаема. Вдоль берега они нанизываются как строфы лирической поэмы, по северным склонам они спускаются по руслам горных речек, бегущих у подножья пещерных городов и фантастических известняков Бахчисарая. Предгорья и степная часть Крыма не менее насыщены, чем горная область...

Новый Свет

С 1928г. большевики поэта серебряного века М.Волошина не печатали… Теперь полуостров Крым не существует без М.Волошина, музой которого была волшебная крымская и особенно коктебельская Природа, а друзья называли его Макс де Коктебель или хранитель Коктебеля и Карадага.

М.Волошин первым оценил талант М.А.Булгакова и пророчески написал издателю альманаха Недра С.Ангарскому: как дебют начинающего писателя Белую гвардию можно сравнить только с дебютами Достоевского и Толстого и пригласил М.А.Булгакова в Коктебель. В Доме поэта М.Волошин подарил М.А.Булгакову коктебельский акварельный пейзаж с надписью: Дорогому Михаилу Афанасьевичу, первому, кто запечатлел душу русской усобицы, с глубокой любовью...

М.А.Булгаков с женой Л.Е.Белозерской летом 1925г. отдыхал Коктебеле, где читал обитателям Дома поэта повесть про собаку. При жизни писателя Собачье сердце света не увидело, опубликованное в Лондоне в 1968г. оно впервые появилось через 19 лет в журнале Знамя. Зато через год телезрители увидели великолепный двухсерийный фильм режиссера В. Бортко с Е.Евстигнеевым в роли профессора Преображенского, В.Толоконниковым в роли Шарикова и Р.Карцевым в роли Швондера. В декабре 2005г. телесериал Мастер и Маргарита в России смотрели около 40 млн. зрителей. Голгофу режиссер В. Бортко снимал в Судаке на фоне Генуэзской крепости, построенной из местного рифового известняка.

Портрет М.А.Волошина работы Б.М.Кустодиева

В 1922-29г. М.А. Волошин написал философско-поэтический цикл: Путями Каина. Трагедия материальной культуры, и среди них - поэму Космос, где фактически предвидел грядущий мировой экологический кризис 1950-х гг. :

Исчисленный Лапласом и Ньютоном

Мир стал тончайшим синтезом колес,

Эллипсов, сфер, парабол, - механизмом,

Себя заведшим раз и навсегда

По принципам закона сохраненья

Материи и Силы.

Человек,

Голодный далью чисел и пространства,

Был пьян безверьем - злейшею из вер...

...Таким бы точно осознала мир

Сама себя постигшая машина...

Технический прогресс, став между человеком и Природой, создал миф о превосходстве человека над Природой. Люди принялись перекраивать, преобразовывать, а фактически уродовать Природу по своему разумению. В результате возникли экологические проблемы, в основе которых лежит невежество, пренебрежение природными законами. Другой причиной экологических проблем служит разрушение естественно-исторических связей человека с Природой в результате технического прогресса. Эти связи стали более опосредованными, но зависимость человека от Природы не уменьшилась, она растет по мере истощения природных ресурсов и кризиса среды обитания. К сожалению, люди ХХ века перестали понимать социальную сущность связи человека с Природой, которую интуитивно чувствовали люди каменного века. От единства с Природой человек пришел к технократическому засилью машин и разрушению среды обитания.

Особенность грядущего экоразвития определяется  способностью общества и государства вести домашнее хозяйство Земли-Природы, где главной заботой становится среда обитания человека, а не количество железа, чугуна и стали на его душу. Качество природной среды обитания, которое не купить за все золото планеты, что наглядно и страшно доказал Чернобыль. Экологическая информация должна формировать научное представление о Доме планеты Земля, о структуре и функциях биосферы, о проблемах взаимодействия природы  и общества, что будет способствовать развитию экологической культуры и экологического мировоззрения, нравственно-патриотическому воспитанию личности.

Экологическое краеведение или домашняя экология органично соединяет глобальные проблемы с каждым человеком и его собственным домом, зеленая трава у которого снится  всю жизнь. Фактически экологическое краеведение всегда было частью природопользования населенных мест, как говорили в старину. Для того, чтобы пользоваться Природой, природными ресурсами надо иметь местное, краевое знание, которое существует на Земле также давно, как человек. Краеведение служит эколого-культурной основой гармонизации личности, средством нравственно-патриотического воспитания человека в своем Отечестве и лучше всего отвечает на вопрос: С чего начинается Родина? Краеведение - основа национального самосознания, интеллекта и интеллигентности нации, основа национальной культуры и исторической памяти общества. Повидимому, концептуальное взаимодействие наук о Доме планеты Земля  должно стать стержнем образовательной системы  и средством нравственного воспитания в соответствии с концепцией устойчивого развития России.

Во время гражданской войны, 23ноября 1919г. М.Волошин написал стихотворение Святой Франциск, посвященное основателю католического монашеского ордена францисканцев. Франциск Ассизский(1182-1226) в своей Песне о Солнце увидел мир божий, как таинство Творца, который везде оставил свои следы, и воздал славословие Господу, его небесным и земным творениям - Солнцу, Луне, Ветру, Воде, Огню, людям, птицам, зверям кротким и лютым.

Франциск Азисский

В августе 1926г. М.Волошин вместе с гостями отметил 700-летний день памяти святого Франциска, братавшегося с небесными, земными стихиями и творениями, а в заключение произнес: Во всем СССР мы, наверное, единственные люди, почтившие память Франциска Азисского. Поэт С.М. Соловьев(1885-1942) – внук историка С.М.Соловьева был выпускником Московской духовной академии, служил священником в римско-католическом храме Непорочного зачатия в Москве на Малой Грузинской, а в Доме поэта отслужил литургию. Другой почитатель Святого Франциска – богослов, писатель, поэт С. Н. Дурылин (1886-1954) читал отрывки Сказаний о бедняке Христовом. В 1910-е годы С.Н.Дурылин опубликовал три сонета, посвящённых Франциску Ассизскому, а для сборника Сказание о бедняке Христовом написал статью Житие Франциска Ассизского. В издательстве Мусагет вышли Цветочки св. Франциска Ассизского с предисловием С.Н.Дурылина и его переводом Гимна брату Солнцу под названием Хвалы Франциска. Эта книжка сохранилась в архиве писателя и находится в экспозиции Мемориального дома-музея С. Н. Дурылина в подмосковном Болшеве. Одно время С.Н.Дурылин подрабатывал частной педагогикой – учил будущего народного артиста Игоря Ильинского и Бориса Пастернака, который вспоминал про своего домашнего учителя: Это он переманил меня из музыки в литературу. В декабре 1926г. М.Волошин прочел лекцию на тему Франциск и Ренесанс слушателям Народного университета в Феодосии…

Прошло полвека, и в 1979 г. Папа Иоанн Павел II в своей энциклике назвал св. Франциска Азисского небесным покровителем экологов, экологии и экологической культуры, необходимых для жизни современной цивилизации.

 

 

 

 

 

Материал в разделах:

Фотогалерея

Художник Романов Валерий

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Другие статьи

Активность на сайте

сортировать по иконкам
2 года 49 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,722 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

2 года 51 неделя назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,722 |

Thank you, your site is very useful!

2 года 51 неделя назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,722 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 27 недель назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,722 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

2 года 51 неделя назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 9,186 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!