- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
Жарчиха, старообрядцы, Селенга...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Опубликовано Сергей Шапхаев - 09.04.13
В Бурятии прошли общественные слушания по вопросу разработки Жарчихинского молибденового месторождения. В результате, «Акрополь» уехал из Тарбагатая не солоно хлебавши. Сделает ли компания должные выводы?
Пролог
В начале апреля 2013 года в Бурятию высадился десант группы компаний «Акрополь» для встреч с правительством республики и участия в общественных слушаниях по предпроектной документации на стадии декларации о намерениях объекта «Горнорудное предприятие по добыче и переработке руд Жарчихинского молибденового месторождения». Слушания прошли 4 апреля в селе Тарбагатай – районном центре одноименного района Бурятии, находящегося в 50 км южнее от города Улан-Удэ, и 5 апреля – в самой столице республики. Состав гостей выглядел достаточно солидно: вице-президент группы «Акрополь» Лепешкин С.В., советник президента Петухов В.М., генеральный директор дочернего предприятия «Акрополя» ООО «Прибайкальский ГОК» Адосик М.Г. и представители проектировщиков из Забайкальского филиала ЗАО «Санкт-Петербургская горная проектно-инжиниринговая компания» и «ПитерГОРпроект» в лице зам. ген. директора по развитию Зиминой Н.Н. и гл. инженера Гильфанова М.Р., а также зам. генерального директора ЗАО «ПитерГОРпроект» Голубева А.В. Гостей сопровождали министр природных ресурсов Республики Бурятия Ангаев Б.Д. и директор Байкальского института природопользования (БИП) СО РАН Тулохонов А.К. с группой научных сотрудников. Последний неожиданно для многих был назначен указом главой республики 5 апреля членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Республики Бурятия взамен добровольно сложившего свои полномочия миллиардера Виталия Малкина.
Перед слушаниями
Само молибденовое месторождение находится в местности Жарчиха в 3 км от реки Селенги и в нескольких километрах от села Тарбагатай и еще небольших населенных пунктов Пестерево, Солонцы и ж.д. ст. Шалуты. Открыто оно было еще в 70-х годах прошлого века и имело статус рудопроявления из-за низкого содержания молибдена. По-видимому, по этой причине и из-за близости к Селенге, главного притока озера Байкал, оно не считалось перспективным в советский период. Однако, технологии извлечения молибдена совершенствуются, рыночные цены на этот метал в начале 2000 года поползли кверху, а экологическое законодательство было резко ослаблено, в результате этих факторов в 2006 году месторождение было выставлено Бурятнедра на аукцион, который выиграла дочка «Акрополя» – ООО «Прибайкальский ГОК», став обладателем лицензии на геолого-разведочные работы и добычу на этом месторождении. Лицензиедержатель не очень спешил с разработкой месторождения, так как цены на молибден после всплеска 2000года стали падать и снизились к настоящему моменту более чем в два раза, однако, к концу 2012 года необходимые поисковые работы были завершены, произведено уточнение запасов и был подготовлен проект ДОН разработки этого месторождения и строительства ГОКа. Всего на подготовительные предпроектные работы инвестором было истрачено около 250 млн. рублей, которые помимо официальных проектировщиков осваивали на субподряде местные ученые и специалисты из Геологического института и БИП СО РАН. Аппетит, как известно, приходит во время еды и оголодавший за постперестроечный период местный ученый истеблишмент стал лоббировать продолжение проектных работ, решая казалось бы диаметрально противоположные задачи: с одной стороны, доказать инвесторам, безопасность существующих суперсовременных добычных технологий извлечения молибдена из рудного карьера методом кучного выщелачивания с использованием серной кислоты и одновременно показать, что еще достаточно много экологических факторов не учтено и требуются дополнительные исследования. Правительство РБ в лице главы республики Наговицына В.В. весьма благосклонно отнеслась к планам «Акрополя» прирастить свои инвестиции в Жарчиху и довольно сильно пригнуло главу администрации Тарбагатайского района Трифонова А.М., ставшего активным сторонником разработки месторождения. Про людей, как водится, в предвкушении больших инвестиций подзабыли и народ до поры до времени безмолвствовал.
Представители общественной экологической организации «Бурятское региональное объединение по Байкалу», ведущие общественный экологический мониторинг экологоопасных инвестиционных проектов в бассейне Байкала, держали постоянно в поле зрения этот проект и как только стало ясно, что ДОН разработки месторождения созрел, обратились к заказчику в сентябре 2012 года с предложением провести общественные слушания предпроектной документации в Тарбагатае и городе Улан-Удэ. Поняв, что тихой сапой проект не протащишь, руководство «Прибайкальского ГОКа» скрепя сердцем дало согласие на проведение слушаний, потребовав сначала провести общественную экологическую экспертизу с вполне предсказуемым результатом в качестве гарантии качества планируемых мероприятий. Общественная экологическая экспертиза была зарегистрирована в районе, но потом долго пришлось разъяснять, что по существующей процедуре сначала идут общественные слушания, а потом экологическая экспертиза. Заказчик очень серьезно отнесся к проведению общественных слушаний, которые на этой стадии не являются обязательными, и сделал все, что положено по закону: за месяц до начала слушаний были открыты общественные приемные в районной библиотеке в Тарбагатае и в городе Улан-Удэ в БИПе, даны объявления в газетах и самое главное – был размножен и выложен предпроектный материал как в бумажном, так и в электронном виде (передавался по запросу). Это дает основания предполагать, что мы имеем дело с солидной социально-ориентированной бизнес-компанией, которая дорожит своей репутацией.
К БРО по Байкалу обратились с предложением помочь в подготовке к слушаниям «Центр старообрядческой культуры» из Тарбагатая и просто обеспокоенные жители района. Накануне слушаний были проведены собрания инициативных групп жителей в селе Тарбагатай и сельском поселении «Шалутское», чьи интересы могут быть непосредственно задеты в случае реализации проекта. На собраниях был обозначен круг вопросов, интересующих жителей, выбраны активисты для выступлений и участия в слушаниях, даны разъяснения по законодательным особенностям общественных слушаний в рамках процедуры ОВОС. Проведены также переговоры с администрацией района по организационным вопросам проведения слушаний, и приглашены на сами слушания представители районной прокуратуры.
Семейские
Тарбагатайский район Республики Бурятия относится к сельскохозяйственным, здесь нет крупных промышленных предприятий.
Большинство 18 000 населения Тарбагатайского района, проживающего в 22 селах, составляют потомки русских старообрядцев-семейских, переселившихся сюда в 18 веке из разных областей европейской части России. Пожалуй, это само большое место компактного проживания русских старообрядцев в России, сохранивших свой традиционный уклад жизни, аграрную культуру землепользования, религию и культурные традиции, несмотря на все невзгоды и перипетии революции, гражданской войны, коллективизации и постпостперестроечной разрухи. Этот удивительный феномен стойкости и живучести духовных и культурных традиций русского народа был признан на международном уровне. Представляя исключительную ценность для новой цивилизации, самобытная духовная культура семейских Тарбагатайского района Республики Бурятия в мае 2001 года в Париже в штаб-квартире ЮНЕСКО провозглашена «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» и включена в первый список Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
Слушания
Зал районного Дома культуры, вмещающий 270 человек был забит до отказа, и часть людей стояла в проходах. Однако, как оказалось позже, не все пришедшие успели зарегистрироваться, и в регистрационном листе фигурировала цифра 161 участник. Вел собрание глава администрации района Трифонов Алексей Максимович, подписавший 20 марта 2013 года постановление об организации общественных слушаний и создания Комиссии по подготовке слушаний, председателем которой был назначен сам глава.
При обсуждении регламента слушаний по предложению собравшихся было принято решение не ограничивать время проведения общественных слушаний и дать возможность высказаться всем желающим. В результате слушания продолжались с 14 до 18 часов без перерыва, и еще битый час согласовывался и подписывался протокол слушаний всеми желающими, а таковых оказалось 56 человек. В начале слушаний председатель собрания сказал о том, что слушания проводятся с целью изучения мнения людей, и от народа и правительства республики зависит: придет ли инвестор в район или нет. Сказать, что слушания проходили бурно, это значит ничего не сказать. Вулкан человеческих страстей порой перехлестывал через край и глава района моментами не держал ситуацию под контролем. Было много выкриков с мест, порой нелицеприятных. Однако, приехавшим из дальних весей представителям заказчика и проектировщикам была дана возможность выступить по 10 минут и ответить на многочисленные вопросы, министру и новоявленному сенатору также предоставили до 10 минут, но их выступления часто прерывались репликами с просьбой закругляться. Особенно накалилась атмосфера в зале после того, как директор БИПа в ходе обсуждения вопроса о социальных проблемах района неосторожно намекнул, что новую больницу взамен прохудившейся району построят, ежели народ станет посговорчивее и поддержит обсуждаемый документ. Разговор с местными жителями у него явно не сложился, и он довольно быстро уехал обратно, что впоследствии отразилось на характере слушаний в Улан-Удэ на следующий день 5 апреля.
Круг обсуждаемых вопросов крутился вокруг нескольких тем: наличие радиационного фона после вскрытия карьера, влияние проектной деятельности на источники водоснабжения, земли сельскохозяйственного назначения, экосистему рек Селенга и Куйтунка, культуру и уклад жизни старообрядцев, развитие туризма и рекреаций, налоговые отчисления в бюджет района и поселений, земельные и имущественные отношения на территории разработки месторождения, перспективы создания рабочих мест для местного населения. Практически ни на один из этих вопросов, заряженные на академический тип дискуссии, проектировщики и заказчики ответить толком не смогли. Обещания же исследовать вопрос в будущем были встречены по-деревенски прямолинейными репликами типа: «А зачем приехали?». Гулом прибойной волны было встречено залом сообщение представителя заказчика, которое буквально было выдавлено настойчивыми вопросами жителей, о том, что учредителем Группы «Акрополь» является иностранное лицо – британская компания, зарегистрированная в оффшорной зоне на Виргинских островах, а в число 6-ти физических лиц-учредителей входит известный российский бизнесмен Ахмет Паланкоев, сенатор из Ингушетии. После голосования, долгих и нудных препирательств и редактирования текста в итоговую часть протокола слушаний была внесена следующая формулировка, подписанная главой, его первым замом (пришлось ехать к нему домой за подписью) и секретарем, а также представителями БРОБ:
«Результаты обсуждений
Общественные слушания считать состоявшимися.
Были внесены следующие предложения
Требуется доработка представленных материалов по объекту «Горнорудное предприятие по добыче и переработке руд Жарчихинского молибденового месторождения» с учетом замечаний и предложений, прозвучавших в ходе обсуждений.
Окончательный вариант представленной к обсуждению документации по объекту
«Горнорудное предприятие по добыче и переработке руд Жарчихинского молибденового месторождения», представить для ознакомления общественности, разместив его в общественной приемной по адресу: Республика Бурятия, Тарбагатайский район, село Тарбагатай, центральная районная библиотека.
Разработку месторождения считать нецелесообразной, отказать в одобрении данного проекта
Поставлено на голосование предложение:
Разработку месторождения считать нецелесообразной, отказать в одобрении данного проекта. Голосование:
Всего присутствовали: 161 человек.
За: 132
Против: 11
Воздержались: 1
Не участвовали в голосовании: 17»
После чего самые стойкие и терпеливо ждавшие участники слушаний из местных жителей стали подписывать протокол.
А раздраженные иногородние представители заказчика и проектировщики, проигнорировав предусмотрительно накрытые в местном кафе столы для банкета, напрямую уехали докладывать результаты слушаний в Правительство Республики Бурятия.
Реванш по-академически
5 апреля состоялись другие слушания в Улан-Удэ в Геологическом институте СО РАН, где собрались в основном сотрудники двух институтов (Геологический и Байкальский институт природопользования СО РАН), участвовавших в той или иной мере в разработке предпроектной документации и немногочисленные представители общественных организаций, а также три жителя Тарбагатайского района из числа участников предыдущих слушаний. Слушания продолжались около 1,5 - 2 часов и начались с поздравления по случаю избрания на должность сенатора директора Байкальского института природопользования (БИП) СО РАН Арнольда Кирилловича Тулохонова, чл.-корр. РАН. Тот в свою очередь поздравил с наступающим Днем геологов и заявил, что эти слушания являются продолжением слушаний в Тарбагатае и пройдут они без обсуждений, а будут только по одному вопросу от участников слушаний. Правда, новоиспеченный сенатор тут же убежал по срочным делам, вернувшись к концу слушаний, а ведущий слушания сотрудник ГИН СОРАН Евгений Кислов вел большую часть заседания достаточно либерально, дав возможность высказаться в ходе задаваемых вопросов многим участникам, в частности, представителям ассоциации шаманов «Тэнгри», выразивших обеспокоенность по поводу нахождения поблизости намечаемого карьера, где будут вестись буровзрывные работы, сакральной скалы Бухэ-Батор, почитаемой бурятами еще до революции, и где проводятся ежегодные молебны в знак уважения хозяина Селенги. Запомнилось также выступление специалиста–ихтиолога из Востсибрыбцентра, который высказал опасение за нерестилища омуля на Селенге, которые могут пострадать в результате разработки месторождения молибдена. Представитель БРО по Байкалу Шапхаева С.Г. задал вопрос советнику президента группы «Акрополь» Петухову В.М. о том, есть ли опыт разработки подобных месторождений у компании на территории России с нулевого цикла. В ответ был приведен Жирикенский молибденовый рудник в Забайкальском крае, который начал разрабатываться 30 лет назад, когда были другие технологии, и объектом- аналогом по этой причине быть не может. Учитывая, что предлагаемая технология переработки руды специально для Жарчихинского молибденового месторождения была разработана в результате опытно-промышленных исследований, и нигде по этой причине в производственных условиях на объекте–аналоге с нулевого цикла не могла быть апробирована, нынешний проект разработки Жарчихинского молибденового месторождения представляет собой фактически крупномасштабный производственный эксперимент на Байкальской природной территории вблизи главной артерии Байкала – реки Селенги с неясными экологическими и социальными последствиями. В конце заседания на голосование была поставлена формулировка, которую жители Тарбагатайского района отказались одобрить:
«Требуется доработка представленных материалов по объекту «Горнорудное предприятие по добыче и переработке руд Жарчихинского молибденового месторождения» с учетом замечаний и предложений, прозвучавших в ходе обсуждений». За нее проголосовало большинство присутствовавших (около 90 человек), против – 10 человек из числа общественных организаций, студентов ВСГУТУ и жителей Тарбагатая, которые были недовольны тем, что им не предоставили слово для выступлений. Особенно расстроен был руководитель Охотничьего хозяйства(4, 5 тыс. охотников), которого на слушаниях в Тарбагатае не было, и земли этого Охотничьего хозяйства практически целиком накрывают территорию будущих горных работ. Протокол слушаний от 5 апреля не озвучивался и не обсуждался. С фотографиями со слушаний и материалами слушаний можно ознакомиться на сайте БРОБ
Хочется надеяться, что руководство столь солидной Группы компаний как «Акрополь» сделает должные выводы из проведенных общественных слушаний и прислушается к мнению жителей Тарбагатайского района и общественных экологических организаций. Байкальская природная территория – не место для сомнительных промышленных экспериментов, а самодостаточная культура русских старообрядцев, основанная на сельском хозяйств, несовместимая с горнорудной деятельностью.
С протоколами слушаний можно познакомиться на сайте ВСГУТУ, раздел Жарчихинское молибденовое месторождение
Подготовил: Шапхаев С.Г.
БРО по Байкалу (Улан-Удэ)
shapsg@gmail.com
Материал в разделах:
Календарь
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 49 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,746 | |
2 года 51 неделя назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,746 | |
2 года 51 неделя назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,746 | |
3 года 28 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,746 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
2 года 51 неделя назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,189 | |