Общественные слушания, или подлог?

Председатель Координационного совета по проблемам экологии Приморского края Б.В. Преображенский дает свою оценку общественным слушаниям по разделу ОВОС Проекта строительства завода СПГ на мысе Ломоносова в Хасанском районе Приморского края, подготовленного специалистами московской фирмы «ДИЭМ».
 
Четвёртого июля нынешнего года в актовом зале администрации посёлка Славянка с поспешного письменного благословения руководителя Администрации района и, как обычно, с грубейшими нарушениями протокола и законодательства государства, поднаторевшим в нарушении протокола, хасанским чиновником Зиборовым с присущим ему грубым напором, без всяких там сантиментов и демократических процедур проводилось очередное «общественное обсуждение в виде слушаний» черновой копии (предварительного варианта) ОВОС Второй части проекта строительства завода СПГ «в районе …Владивостока».
 
Как между собой связаны «Район Владивостока» и Хасанский район – это, как говорил народный артист Райкин, - «регбус», «кроксворд». Если это «район Владивостока», то полагается обсуждать проект во Владивостоке. Почему проект, по названию привязанный к Владивостоку, должен обсуждаться в захудалом Хасанском районе, где совсем нет (ну ни одного нет!), сколько-нибудь квалифицированных специалистов способных обсудить все прелести предлагаемого проекта – тайна сия велика есть. Хотя руководитель администрации района наивно объяснил собранию, что проект зарегистрирован в Хасанском районе. Довод, конечно, аховый. Расчёт идёт на то, что налоги, (if any) если таковое случится, будут платиться Хасанскому району, что мало вероятно, поскольку по нынешнему положению, богатенький инвестор освобождается от уплаты налогов на протяжение пяти лет. Sancta simplicita! (лат. Святая простота!).
 
Конечно же, для тех, кто разбирается в механизмах манипуляций, это тайна Полишинеля. Всем же всё хорошо известно и абсолютно прозрачно. Видимо, в учёт берётся с московской стороны географически дремучий образовательный статус современного российского чиновника и инвестора, которым что Магадан, что Владивосток – это одна и та же точка на глобусе. А если заявить о Хасанском районе, то люди начнут спрашивать: – а где это, и вдруг до них дойдёт, что это же самая большая экологическая жемчужина в короне Российской империи. Там же любимая кошка Путина, леопард…
 
Не зря над народным обезобразованием в поте лица трудился министр Фурсенко, а сегодня столь же успешно надрывается новый министр «образования и науки». Ведь как ловко скрутили вместе образование и науку! Ловкость рук – и никакого мошенства.
Очень, видимо, стремятся достичь американских стандартов - коэффициента интеллектуальности у среднего российского школяра в одну Псаку. Для них что Австрия, что Австралия – всё едино. И Швецию с Швейцарией мало кто различит в нынешние времена. Одна студентка четвёртого курса географического факультета почившего в бозе ДВГУ заявила мне как-то на экзамене по геоэкологии, что самым тёплым местом на Земле является … Южный полюс! И Гималайский хребет, оказывается, расположен на Гималайских островах… В общем, кофе – Оно.
 
Вторым замечательным фактом является документ, с которым, конечно же, не ознакомился ни один из свезённых в автобусе из трёх сёл Хасанского района изумлённо таращащих глаза и очумевших от ненависти к экологам местных жителей. Речь идёт о предварительном варианте раздела проекта ОВОС. То есть черновика документа, который затейники обсуждения старались театрально выдать за окончательно подготовленную главу ОВОС. Объясняю. ОВОС – это глава «Оценка Воздействия на окружающую среду», которая должна понравиться высокому собранию и которое должно с главой основательно ознакомиться, в неё вникнуть, увидеть, что им, жителям, ничего не угрожает и публично после тщательного и детального обсуждения эту главу одобрить. И одобрить голосованием. Сразу скажу, что ни обсуждения, ни голосования Зиборовым допущено не было, а тех рьяных экологов, кто требовал этого, он строгим прокурорским тоном обвинил в нарушении общественного порядка и пригрозил удалить из зала в своём очень пространном вводном слове, занявшем треть всего времени, отпущенного на обсуждение.
 
Потом был скучный цирк с докладами разработчиков, из которых нельзя было понять ничего, потом зачем-то десять минут крутили «фильму» про газ и про его разработки на Сахалине. А потом … на всё обсуждение не хватило времени. Ещё раз подчёркиваю, что никаких процедур для общественного обсуждения черновиков проекта законом не предусмотрено. После общественных слушаний и обсуждения ОВОС, окончательный вариант всего проекта (по закону) передаётся на государственную и общественную экологическую экспертизу. А потом – начинайте строить.
 
Так вот, предварительный вариант не является документом и обсуждению не подлежит. Протокол таких «слушаний» не имеет никакой юридической ценности, и когда такой «протокол», который проталкивают зиборовы, представляют на экологическую экспертизу, таковое деяние является подлогом, то есть актом уголовного преступления и по закону, карается как уголовное преступление.
 
Таким образом, весьма уважающая себя группа сговорившихся между собой людей, совершает перед нашим изумлённым взором под видом обсуждения главы серьёзного проекта подлог. Частная фирма ДИЭМ, уже и ранее проявившая себя в этом качестве, предъявивши всего лишь черновой вариант плохо составленного, абсолютно неквалифицированного текста, который едва ли получил бы тройку, если бы вышел из-под клавиш студента – двоечника, с превеликим напором проталкивает «обсуждение в форме слушаний». И в протоколе, который, по заявлению Зиборова, в качестве подписантов будут фигурировать только «обозначенные лица». И никаких подписей собрания, и никаких подписей общественных организаций. И таковое сообщество, совершающее подлог, то есть преступное деяние, по логике закона, должно квалифицироваться как ОПГ – то есть организованная преступная группировка. Но тут пусть лучше разбираются юристы.
 
Теперь по существу.
Помнится, ещё в мою бытность студентом геологического факультета Воронежского университета, в Воронеже, разрушенном не менее Сталинграда, на углу
улицы Никитинской рухнул восстанавливавшийся из руин пятиэтажный дом, и руководителей стройки арестовали и упекли на многие годы в лагеря. Им ещё повезло, что за два года до этого умер Сталин. А не то их бы или расстреляли, или сослали на Колыму на пару десятков лет за вредительство. Тогда это было очень модно. Нам, студентам, изучавшим механику грунтов, теорию инженерных сооружений, сопромат, теоретическую механику и прочие инженерные науки, преподаватели приводили этот пример с домом и всё стремились привить профессиональную ответственность и уважение к инженерной геологии и оперяющим её наукам. Обучали студентов в те годы тщательно, за одну тройку на экзамене, или дифференцированном зачёте студент лишался стипендии без права пересдачи.
Студенческая геологическая песня пятидесятых годов ХХ века: - «А по горным по дорогам инженеров бродит много. Ходят, бродят, что-то ищут, а в карманах ветер свищет…».
И работали не из-за денег, а из-за престижа специальности, из чувства ответственности за почётную и опасную профессию.
 
Теперь я хочу вернуться к тому пресловутому рухнувшему дому в Воронеже. Меня хорошо учили и вдолбили в мою старательную инженерную голову, что главным элементом во всяком строительном предприятии является уважение к законам инженерной геологии и прежде всего - к устойчивости фундамента. Фундамент должен обладать максимально возможной сейсмической устойчивостью. Поэтому при выборе площадки проектировщик, прежде всего, должен озаботиться выбором устойчивого геологического блока, если есть выбор. А если выбора нет, то строить надо на мощном сейсмостойком искусственном основании. Но это – совсем другие затраты.
 
Приморский край в геологическом плане представляет собой вдребезги разбитую тарелку, или основательно расстроенное пианино с разбитой пьяными тапёрами клавиатурой. Все клавиши - блоки движутся и дрожат, каждый в своём ритме. Есть и относительно устойчивые блоки. Они ограниченно пригодны для строительства тяжёлых инженерных комплексов. Между «клавишами» существуют тектонические швы, часть из которых являются долгоживущими (миллионы лет!) глубинными разломами. Часть из них уходят на огромные глубины до нескольких сотен километров. Они живут своей напряжённой жизнью. По наиболее активным из них из глубин вырывается гелий, водород, глубинный метан, газированная вода. Этот медленно сочащийся или фонтанирующий газ обнаруживается геологами с помощью специальных ловушек. Когда разлом временно успокаивается, он перестаёт «газить». Газы насыщают рыхлый тонкодисперсный осадок на дне моря и делает его очень подвижным, и он часто срывается с места и со скоростью курьерского поезда устремляется вниз по пологому склону.
Достаточно уклона всего в один градус, чтобы сорвалась такая лавина. В Приморье есть три таких лавинных района - в Уссурийском заливе, недалеко от острова Русский, в заливе Посьета и в Амурском заливе как раз против полуострова Ломоносова.
 
Всё это должно быть тщательно изучено и взято на учёт при выборе места строительства такого особо опасного предприятия как завода СПГ.
Следует особо избегать тех мест, где два, три и более, неблагоприятных факторов накладываются один на другой.
 
И что же мы видим при изучении места, выбранного для строительства завода «в районе Владивостока» - на полуострове Ломоносова?
Даже отвлекаясь от лукавого названия производства Завод «СПГ Владивосток», поскольку этот проект по привязке никак нельзя соотнести с районом Владивостока и в каковом случае его общественные слушания следовало бы по закону проводить во Владивостоке, следует обратить внимание на тот манёвр, который предпринимает проектировщик в оправдание выбора места строительства завода.
 
Напрочь отметая практически без рассмотрения «нулевой вариант», то есть вариант отказа от строительства, авторы из ДИЭМ предлагают «вломиться в открытые ворота», доказывая несостоятельность заведомо ими же предложенных абсурдных, так называемых «альтернативных» участков, яко бы рассмотренных ими в процессе разработки проекта. Уж начинали бы сразу с Красной площади в Москве, или с бухты Золотой Рог. Они ведь тоже альтернативны и тоже заведомо абсурдны.
 
Выбор площадки под строительство страдает откровенной некомпетентностью.
Альтернативные участки, перечисленные проектантами, заведомо непригодны по всему ряду всех перечисленных авторами псевдо-ОВОСа параметров. И почему-то среди всех непригодных участков ими отобран самый неподходящий именно по геодинамическим условиям, не говоря об экологических, геополитических, социально-экономических, поскольку именно на нём идут самые активные опасные геодинамические процессы, характеризующие самые главные основания - Инженерно-геологические условия.
 
Сейсмоопасность выбранного участка одна из самых высоких в Приморье. Она выше только в самом Северном Приморье. Вдоль побережья Хасанского района, от Славянки до мыса Песчаного, фиксируется наивысшая концентрация вдоль береговых глубинных разломов продольного (северо-восточного) и пересекающих активных разломов поперечного (северного) направления, уходящих в Японское море.
 
Именно здесь к наиболее активным разломам северного простирания приурочен вытянутый в направлении с юга на север плотный кластер (по-английски это «кластер», а по-русски – сгущение) эпицентров сейсмических очагов сравнительно глубокого (301-700 км) заложения (красный эллипс на схеме). Такие землетрясения с магнитудой от 3,5-4 баллов и выше, при срывах обычно захватывают большие участки на поверхности земли.
На прилагаемой схеме показаны «кластеры» (самое любимое современным русским чиновником слово) самой высокой вероятности (10 и более процентов) прохождения землетрясений. Землетрясения с силой от 3-5 до 8 баллов в этом кластере случаются почти каждые два – три года.
 
См. Федеральная целевая программа (ФЦП) «Повышение устойчивости основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмоопасных районах Российской Федерации» на 2009–2017 гг. 
ВАЛЕНТИН УЛОМОВ Главный научный сотрудник Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН СЕЙСМОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ Январь 2009
 
 
Несколько более напряжённая обстановка наблюдается в отвергнутых и явно непригодных «альтернативах», - Партизанском районе и у Находки (падь Елизарова, мыс Поворотный). Здесь на шельфе располагается наиболее сейсмоопасная фокальная зона мелкого (до 70 км) заложения. Кстати, на цунамиопасную Падь Елизарова нацелились нефтяники, стремясь утвердить здесь нефтеперегонный завод, который отравит весь залив Восток с его биологическим заказником, сгонит отсюда высокопродуктивное сельскохозяйственное предприятие, разорит туристические предприятия и отравит Находку.
 
И это всё должны были оценить прежде всего сами проектировщики, а не возлагать эту задачу на собравшийся случайно собранный неграмотный люд из трёх сёл Хасанского района. Самое печальное, что сами проектировщики либо вовсе об этих материях не уведомлены, либо умышленно скрыли и эти факты, представив их как «благоприятную сейсмологическую обстановку». Это ли не подлог!
 
По необъяснимой причине, проектировщиками старательно обходится геодинамически наиболее устойчивый на юге Приморья геоблок района полуострова Дунай, бухта Безымянная, мыс Голый, рекомендованный экспертным сообществом.
 
 
 
Поскольку специалисты из ДИЭМ на подобные материалы нигде ни разу не ссылаются, я счёл возможным привести их здесь для удобства читателя и, возможно, ознакомления авторов проекта. Все эти материалы легко доступны в Интернете.
В районе проектирования завода СПГ новейшими исследованиями зарегистрировано наиболее активное в заливе Петра Великого обильные выделение глубинного гелия и водорода, устойчивые эманации глубинного метана, что явно свидетельствует об активных глубинных геодинамических процессах. Донные рыхлые осадки геодинамически неустойчивы, насыщены глубинными газами. Именно здесь, в Амурском заливе находится одна из трёх известных в Приморье зон лавинного осадконакопления и постоянного срыва мутьевых потоков (подводный аналог лавин). 
 
Бухта Перевозная является точкой разворота на 90 градусов вдоль берегового стокового течения от устья реки Раздольная поперёк Амурского залива в сторону пролива Японец. Правый приподнятый блок этого течения фиксируется прямолинейным сместителем (сместитель – это плоскость, по которой взаимно перемещаются два соседних тектонических блока) морской части глубинного разлома у Славянки. Кстати район Славянки находится в сейсмоопасной зоне с самым высоким фоном газовыделения гелия и водорода.
 
Бухта Перевозная и северное окончание мыса Ломоносова являются естественной преградой на пути ежегодного дрейфа многослойных ледяных полей, которые в холодные зимы формируют здесь мощные стамухи («севшие» на дно нагромождения льда) и торосы, своим выпахивающим действием нагромоздившие косу, замыкающую бухту Цапличью.
 
Тех ссылок на Лоцию, которыми ограничиваются специалисты фирмы ДИЭМ в своем черновике ОВОС, постыдно недостаточно, поскольку авторы обязаны учитывать все новейшие известные на текущий момент (опубликованные и фондовые) данные.
Полный перечень геодинамических и гидрометеорологических опасностей, связанных с мысом Ломоносова и бухтой Перевозной опубликован нами ранее и послужил в своё время основанием для отказа от размещения здесь терминала ВСТО и нефтеперерабатывающего завода, который так хотелось здесь построить Дарькину.
Весь перечень параметров, оцененных авторами проекта как «благоприятные», следует признать несостоятельным в силу его несоответствия фактическому положению дел.
 
Сумма экологических характеристик прилегающих к проекту акваторий и территорий, совершенно беспомощно и непрофессионально извращённых авторами черновика, выдаваемого за документ ОВОС, исключает возможность размещения здесь любого опасного производства, о чем экологическая общественность неоднократно извещала руководство Приморского края и проектантов.
 
Немаловажен и факт того, что чрезмерное услужливое рвение проявленное фирмой ДМЭМ в проталкивании проекта размещения завода СПГ в Хасанском районе, поспешность, неопрятность, граничащая с подлогом, по времени как раз совпадают с периодом предвыборных приготовлений к выборам губернатора Приморского края.
Думается, что излишнее рвение и услужливость перед несколько раз высказанным, по всей видимости, непрофессиональным мнением ВРИО губернатора Миклушевского о строительстве завода СПГ именно в Хасанском районе сослужит кандидату очень дурную службу.
 
Учитывая же международную обстановку, которая сложилась в мире вокруг геополитических устремлений, а также нашумевших газовых проектов и амбиций России, при таком отношении может сильно ударить и по международному престижу российского Президента.
 
Предлагаю рассмотреть иную, не абсурдную, а реальную альтернативу для размещения завода СПГ в Приморском крае – либо бухту Рудная Пристань, либо бухту Безымянная, мыс Голый на полуострове Дунай, берег Уссурийского залива, что мы делали уже неоднократно.
 
Ведь не глупые же были наши военные специалисты, которые в качестве опорной точки размещения самой чувствительной к природным опасностям в стратегическом плане зоны базирования атомного флота Дальневосточного флота СССР выбрали самый устойчивый геоблок на полуострове Дунай.
 
Б.В. Преображенский
Председатель Координационного совета по проблемам экологии Приморского края,
доктор геолого-минералогических наук,
заслуженный эколог РФ,
Главный научный сотрудник ТИГ ДВО РАН

 

Фотогалерея

Река Лена

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Другие статьи

Активность на сайте

сортировать по иконкам
3 года 1 неделя назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 302,407 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 3 недели назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 302,407 |

Thank you, your site is very useful!

3 года 3 недели назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 302,407 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 31 неделя назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 302,407 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

3 года 3 недели назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 9,253 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!