Экологическая политика "Пояса и пути" КНР

В 2017 году ведомства КНР опубликовали «Руководство по продвижению зеленого Пояса и пути», суммирующее экологическую политику в рамках сотрудничества со странами Евразии. В качестве отправной точки зеленого развития рассматривается внутри-китайская политика "Экологической цивилизации", которая после 19 съезда партии окончательно стала одним из ключевых ориентиров развития КНР. Существенным тормозом на пути "зелененого сотрудничества" становится неподготовленность и отсутствие информации у контрагентов КНР в странах Шелкового пути. Выработка собственной российской повестки в области экологизации экономического сотрудничества с КНР - важнейшая и пока неразвитая часть работы по сопряжению "Экономического Пояса Шелкового Пути" с ЕврАзЭС.

Существенные экологические риски в развитии Сибири и Дальнего востока Российской федерации связаны с крупными инфраструктурными и индустриальными проектами китайских инвесторов, работающих в русле инициативы "Пояса и Пути" (далее ПИП или Шелковый путь).[1] "Пояс и путь"- это огромная машина инвестиций – в 25 фондах и банках, специально ориентированных на Шелковый путь, сейчас сконцентрировано более 1 трлн. долларов США. Но эта новая стратегия включает не только инфраструктурные и промышленные инвестиции (они составляют лишь ее малую часть), но и проекты в области образования, международных телекоммуникаций, культуры, стандартизации и упрощения правил торговли. Судя по реакции большинства стран Евразийского континента, они готовы участвовать в этом новом мегапроекте. Тем не менее многие чиновники, ученые и общественные деятели вот уже в течение 3 лет открыто высказываются о чрезмерных экологических, социальных и иных рисках "Пояса и пути", требующих принятия специальных совместных мер.[2] В 2017 году руководство КНР сделало большой шаг в этом направлении.

Международный экономический форум «Пояс и путь» («Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской шелковый путь XXI века») прошел 14–15 мая в Пекине при участии глав государств и правительств почти 30 стран Европы и Азии, а также руководителей ООН, МВФ, Всемирного банка и ВТО. Так как у ПиП отсутствуют легитимные международные органы координации и контроля, то такой форум де-факто выполняет функцию "всемирного одобрения" инициативы КНР. Это одобрение сопряжено со многими оговорками, так прямо на форуме рядом европейских стран вслух были высказаны опасения о том, что китайские инвестиции ведут к «экологическому демпингу» и снижению социально-экологических стандартов.

Тем не менее, многие стратегические документы ПиП включают "экологические обязательства". Так "Руководство по финансированию ПиП" отмечает необходимость усиление социальной и экологической оценки и управления рисками проектов, сотрудничество в области энергосбережения, охраны природы и устойчивого развития. В итоговом документе самого Форума лидеры 30 стран подчеркивают "важность экономической, социальной, налоговой, финансовой и экологической устойчивости проектов, а также продвижения высоких экологических стандартов" в ходе сотрудничества.

Накануне форума Министерство охраны окружающей среды Китая(МООС) совместно с Министерством иностранных дел, Министерством торговли и Государственным комитетом по развитию и реформам (ГКРР) опубликовали «Руководство по продвижению Зеленого "Пояса и Пути"». [3] Руководство – это многообещающая декларация о намерениях, по многим пунктам которой обещано выработать конкретные меры. МООС КНР также обнародовало к форуму "План сотрудничества в области экологии и охраны окружающей среды в рамках инициативы "Пояса и Пути". Цель Плана сотрудничества - устойчивое развитие и выполнение вышеназванного Руководства. Он содержит многообещающие названия 25 конкретных пилотных проектов сотрудничества, по крайней мере, некоторые из которых уже начаты МООС.[4]

Документы МООС ставят как краткосрочные (три-пять лет), так и среднесрочные (пять-десять лет) цели по институциональным, общественно-политическим и финансовым мерам и инструментам обеспечения соблюдения приоритетов зеленого развития и экологической ответственности в ходе реализации ПиП. Логика политики озеленения ПиП в том чтобы при "вспомогательной роли природоохранных мер, прежде всего, обеспечить ведущую роль зеленого развития", в том числе расширить торговлю экологическими продуктами и природоохранными услугами. В качестве отправной точки зеленого развития рассматривается внутренняя политика КНР "Строительство Экологической цивилизации", которая после 19 съезда партии окончательно стала одним из ключевых ориентиров развития КНР. Практический опыт Китая в области перехода к зеленой экономике уже достаточно солиден, ознакомиться с ним можно прямо в граничащем с Забайкальским краем уезде Мохэ, где запретили промышленные рубки и активно внедряют альтернативный экономический уклад.[5]

Важным положением новой политики является соотнесение "сотрудничества по переносу производственных мощностей из КНР" с экологической устойчивостью\емкостью регионов. Конкретных мер по оценке такой устойчивости в контексте экономического сотрудничества нам пока не известно. Зато в документах четко сказано про срочные меры по выявлению уязвимых экологических объектов в странах ПиП. Академия наук КНР уже ведет ряд проектов с сопредельными странами по картированию степени уязвимости экосистем к разным воздействиям.

Существенную часть документов посвящена общим "зеленым стандартам", "механизмам зеленого финансирования", "платформам для сотрудничества" (научным, чиновным, для НКО и бизнеса), а также принуждению бизнеса к Экологически-ответственному инвестированию и отчетности перед обществом. Последнее направление получило дальнейшее бурное развитие уже в 2017 году - издано 5 руководящих документов для банков и компаний.

Есть основания ожидать, что анонсированные в «Руководстве по строительству зеленого пояса и пути» намерения, пока похожие скорее на пожелания, чем на жесткие поручения, будут частично реализованы. Например, в уже в августе 2017 Правительство КНР выпустило "Руководство по инвестированию за рубежом", жестко ограничивающее инвестиции в проекты, ведущие к нарушению местных экологических стандартов или продвигающие устаревшие технологии. Также уже после Форума ПиП "взбесившийся зеленый принтер" выпустил "Правила управления рисками для инвестиций государственных банков за рубежом"(индивидуальные для каждого банка), "Проект всеобъемлющих правил снижения рисков зарубежных инвестиций" (распространяющий контроль на действия через офшоры и относящий трансграничные водные ресурсы зоной высочайшего инвестиционного риска", Памятка о лучших практиках "Инициатива по управлению экологическими рисками" (выпущенная 7 ассоциациями финансовых учреждений КНР) и т.д.

Пополнения включают как документы прямого действия, так и мягкие рекомендации и добровольные стандарты, но весь этот массив однозначно направлен на контроль за социально-экологическими рисками и большую устойчивость зарубежных проектов китайских инвесторов.

При этом в 2016-17 гг. наблюдается реальное замедление китайских инвестиций за рубежом, связанное с попытками Правительства КНР снизить их риски и повысить качество проектов сотрудничества и их соответствие заявленным приоритетам. То есть, вероятно, что китайская политика "выхода вовне" перешла на новый качественный этап и требуется изучение этих новаций в контексте реальных социально-экологических рисков и возможностей, которые они несут.

Существует очевидное соответствие между положениями "Руководства по продвижению зеленого Пояса и пути " и десятками руководящих документов частного характера, изданных в 2013-2016 году разными ведомствами. Знание этих взаимосвязей позволит партнерам по Шелковому пути системно пользоваться китайскими политическими документами при планировании сотрудничества, на переговорах или при анализе рисков инвестиций. Кроме того важно понимать какие области уже обеспечены специфическими инструкциями и программами "прямого действия", а какие пока просто являются благопожеланиями высокого уровня. Эффективное применение "инструментов озеленения ПиП" заявленных КНР невозможно без предметного диалога с разными группами интересов в странах партнерах.

Новые "зеленые" документы, объявленные одними из важных результатов Форума Шелкового Пути, требуют скорейшего осмысления и применения в контексте российско-китайского сотрудничества, в частности для:

-Предотвращения "экологического демпинга" при планировании российско-китайского сотрудничества и конкуренции субъектов на этой почве;

- Формирование проектов российско-китайского сотрудничества и сопряжения территориального планирования в пограничных регионах в русле задач зеленого развития;

- Привлечения в Россию инновационных зеленых технологий и алгоритмов производства;

- Внедрение стандартов зеленого финансирования в деятельность фондов ответственных за развитие российско-китайского сотрудничества;

- Внедрение экологических стандартов в управление трансграничными речными бассейнами;

- Внедрение оценки и мер по охране экосистемных услуг и биоразнообразия в совместные проекты по развитию лесного, водохозяйственного и других секторов экономики;

- создание экосетей\систем ООПТ как важного превентивного инструмента при планировании Шелкового пути;

- внедрение процедур СЭО в планирование экономических коридоров Шелкового пути, и др.

Хотя Китай уделяет все больше внимания экологическим рискам своих инвестиций и экологическим аспектам поведения своих компаний за рубежом, а также имеет значимый арсенал собственных нормативных актов, в случае международного сотрудничества они не заменят международных стандартов и конвенций. Например, поставленная Китаем задача «сообща строить зеленый Шелковый путь» не решается без инструментов стратегической экологической оценки (СЭО) и ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) в трансграничном контексте. Необходимость проведения таких оценок отмечена в "Руководстве", а в Плане "Зеленого ПиП" даже является предметом отдельного пилотного проекта. Тем не менее, Китай не предпринимает усилий по присоединению к Конвенции Эспу и её Киевскому протоколу по стратегической экологической оценке, которые открыты для присоединения и уже являются основополагающей нормативной базой для трансграничных ОВОС и СЭО на Панъевропейском пространстве, где проходит "Экономический Пояс Шелкового Пути". Хочется надеяться, что наработанный опыт, инструментарий защиты (в том числе многосторонние экологические соглашения, принимавшиеся под эгидой Европейской экономической комиссии ООН) и механизмы экологизации экономического развития и защиты экологических интересов заинтересованных сторон будут в полной мере освоены и использованы Китаем в его новой роли глобального экономического лидера. Но без ясно выраженной воли к этому стран партнеров этот процесс будет не быстрым.

Сегодня ключевой проблемой в экологизации ПиП постепенно становятся не действия китайских участников (жестко ориентируемых властями на всестороннее озеленение и снижение иных рисков) и даже не участие КНР в международных конвенциях, а неподготовленность и отсутствие информации у контрагентов - властей, научных учреждений, бизнеса и общественных объединений в странах Шелкового пути. Выработка собственной российской повестки в области экологизации экономического сотрудничества с КНР - важнейшая и пока неразвитая часть работы по сопряжению "Экономического Пояса Шелкового Пути" с ЕврАзЭС, которую РФ и КНР начали в 2015 г.

Евгений Симонов

Список литературы:

  1. Глазырина И.П., Симонов Е.А. «Экологическая цивилизация» Китая: новые вызовы или новые перспективы для России?. стр. 374-394. Восток России: проблемы освоения – преодоления пространства / под ред. В.А. Крюкова и В.В. Кулешова. – Новосибирск: Издательство ИЭОПП СО РАН, 2017. – 484 с. ISBN 978-5-89665-321-9 http://lib.ieie.su/docs/2017/Vostok_Rossii/Vostok_Rossii_problemy_osvoen...

  1. Е.А.Шварц, Е.А.Симонов. В путь!? Международная политика и общество. Журнал Фонда Ф.Эберта.(International Politics and Society Journal. Friendrich Ebert Stiftung .) Июнь, 2017. http://www.ipg-journal.io/rubriki/ehkologija-i-ustoichivoe-razvitie/statja/show/v-put-290/

  1. МООС, МИД, Минкоммерции и ГКРР КНР. "Руководство по продвижению зеленого Пояса и пути". 24 апреля 2017 (https://eng.yidaiyilu.gov.cn/zchj/qwfb/12479.htm) и

  2. МООС КНР. "План сотрудничества в области экологии и охраны окружающей среды в рамках инициативы Шелкового Пути. Май 2017 https://eng.yidaiyilu.gov.cn/zchj/qwfb/13392.htm.

  1. Симонов Е.А. Мохэ. Путешествие в экологическую цивилизацию в картинках с подстрочником. (документальная повесть). Электронное издание "Экодело" http://ecodelo.org/v_mire/37729-mohe_puteshestvie_v_ekologicheskuyu_civi...

 

 

 
Материал в разделах:

Фотогалерея

Художник Смирин Владимир

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Активность на сайте

сортировать по иконкам
3 года 5 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 304,329 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 7 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 304,329 |

Thank you, your site is very useful!

3 года 7 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 304,329 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 35 недель назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 304,329 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

3 года 7 недель назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 9,336 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!