«И неужели мы будем в истории - «Эти, Байкал загубили которые»?

Байкальская нерпа - реликт третичной фауны
Бадмаева Евгения

Охота, а тем более добыча байкальской нерпы в промышленном масштабе кажется кощунственной и неприемлемой. Такое мнение высказала газете «Бурятия» Евгения  Бадмаева, кандидат биологических наук,  доцент кафедры зоологии и экологии  БГУ.

Байкальская нерпа является эндемиком, реликтом третичной фауны в экосистеме Байкала. Нерпа - это единственное млекопитающее в Байкале, и такого обитателя больше не встретишь ни в какой другой местности на земном шаре. Недаром именно ее выбрали в качестве символа Байкала.

Численность нерпы в акватории на сегодня стабильная, ей ничего не угрожает. Последние годы Росрыбцентр  ведет постоянный мониторинг, продолжаются научные исследования.

Конечно, добыча нерпы велась и ведется и является законодательной на федеральном  уровне для коренных малочисленных народов, а также для научных целей. Но нельзя забывать о браконьерах, добывающих ее незаконно. На численности и состоянии популяции нерпы пока это не сказывается серьезным образом.

Нерпа – замыкающее звено пищевой цепи и выполняет очень большую роль в поддержании равновесия  в экосистеме озера Байкал. Всегда нужно помнить, что экосистема Байкала формировалась на протяжении миллионов лет, и в ней ничего «лишнего» нет. Это настолько хрупкая система, что даже незначительное вмешательство человека может вызвать цепочку необратимых последствий. И первые шаги в этом направлении уже сделаны. Выбросы сточных вод, безответственные туристы-дикари, экологически неграмотные местные жители наносят гораздо больший урон. Данные аэроснимков уже регистрируют цветение – эвтрофикацию прибрежных вод Байкала. Кто летом был на Байкале,  это видели – неприятные зеленые комочки водорослей спирогиры вдоль всей прибрежной зоны.  А представьте, если все зеркало воды будет зеленым от этой тины? А ведь большая часть фауны Байкала является эндемичной, и есть угроза безвозвратно лишиться этого  биоразнообразия.

Считаю, что меры, принимаемые сегодня на законодательном уровне, являются недостаточными. Необходимо ограничить свободный доступ к акватории Байкала и места массового отдыха людей сделать более организованными и цивилизованными. Этим летом, проезжая мимо поселка  Турка и далее по Баргузинскому тракту, на протяжении 10-12 километров я насчитала более 200 автомобилей, впритык расположившихся в ряд между деревьями, припарковавшихся чуть ли не по кромке воды. И возле каждой машины - палатки и застолья. Причем организованных мест сбора мусора и туалетов вблизи не наблюдалось.  Кошмарная ситуация и на озере Щучьем, когда озеро цветет и мелкую рыбу выбрасывает на берег, она гниет, а рядом отдыхают, купаются и едят наши сограждане.

Проблема сохранения уникального озера гораздо более масштабная. Законы - законами, они жестко ограничат любую деятельность человека в прибрежной зоне, но пока мышление человека остается чисто потребительским, ничего не изменится. Жесткие ограничения вызовут только агрессию со стороны населения. Рыбаки прибрежных районов жалуются и сетуют, что «бакланы  поедают всю рыбу»,  «нерпа разрывает рыбацкие сети и пожирает весь улов». А спросим: «Является ли ваш лов законным?».  Часто слышим невразумительный ответ и  эмоции.

Баклан и нерпа являются ихтиофагами, то есть питаются рыбой. На Байкале   они появились задолго до человека.  Насчет большого баклана.  В начале XX века против бакланов была объявлена народная «охота», и под призывом к их уничтожению как «вредителей» и борьбы с голодом повсеместно производился отстрел,  разрушали гнездовья и сбор яиц. Были и другие причины, связанные с миграциями и местами зимовок. Факт в том, что большой баклан в итоге вообще исчез на десятилетия с побережий Байкала.

В первое издание Красной книги Бурятии (1987 г.) он занесен как редкий и исчезающий вид. В 90-х годах стали появляться первые редкие  особи – и сегодня наблюдаем  возвращение и восстановление вида на его исторической родине. По данным исследований орнитологов, суточный рацион баклана составляет около 750 граммов в день. И этот рацион состоит из разнообразной пищи. В частности, непромысловой рыбы, моллюсков, личинок, и доля омуля здесь - очень маленькая. Кстати, баклан - птица перелетная и обитает у нас лишь пять месяцев в году.

Улов баклана на Байкале - ничтожная доля по сравнению с уловом браконьеров, которые ведут незаконную деятельность круглый год. Браконьерский лов ведется не только мелкоячеистыми китайскими сетями, которыми завалены берега рек и озер, несущих свои воды в Байкал, но и с использованием «электроудочек», шашек и гранат. А сколько таких браконьерских деревушек и тайных стоянок  вокруг Байкала?  И каждая лодка изымает по 100-200 килограммов омуля в день. А сколько это в год? Стоит задуматься...

А нерпа питается преимущественно непромысловой рыбой: голомянкой, бычками.  В ее пищевом рационе омуль – случайный вид, но если ей попадаются эти самые мелкоячеистые сети, полные омуля, то, естественно, она мимо не проплывет. И здесь рождаются байки рыбаков о несметных полчищах баклана и нерпы, пожирающих тонны байкальского омуля и  препятствующих хорошему улову.

Пока механизмы рыбного промысла на Байкале не будут полностью отрегулированными, не искоренят браконьерство, о промышленных масштабах добычи не стоит даже вести разговор. И о добыче нерпы - тоже.

Масштабные пожары этим летом - тоже  один из непериодических экологических факторов, вносящих свою отрицательную роль в экосистему озера Байкал. Одна из причин масштабного распространения пожаров – человеческий фактор, а именно минимальный штат кадров в лесхозах.  А что может сделать один егерь с лопатой против лесного пожара? Необходимы грамотная кадровая политика в лесном хозяйстве и достойное вознаграждение за труд специалистов, знающих лес и свое дело. Восстановлением леса должны заниматься не только лесники, но и местные жители.

В советское время была эффективная система воспитательной работы в экологическом образовании, к примеру, школьные лесничества, закрепленные к конкретному лесхозу.  Ученики с детства совместно с родителями, учителями и работниками лесхозов участвовали в восстановлении лесов. Сегодня таких образцовых школьных лесничеств в нашей республике, на моей памяти, показывающих результаты на федеральном уровне и действующих под руководством учителей, работающих чаще всего на общественных началах, не более пяти.

Все причины экологических проблем – в  недостатке образования, бездушии, потребительском отношении, низкой культуре и молчаливом соучастии в преступлениях против Природы. Об этом можно долго говорить и дискуссировать, искать виноватых, но проблему одними разговорами не решить. Нужны эффективная комплексная система мер и справедливое наказание за преступление.  Примеры таких систем есть в мировой практике, и есть у кого учиться и перенимать опыт. Если этого не произойдет, то динамический баланс экосистемы озера Байкал будет нарушен, исчезнет эндемичная флора и фауна, произойдут сложные необратимые  процессы, и уникальное озеро планеты станет просто загрязненным водоемом. И понадобится гораздо больше средств, сил и времени, чтобы восстановить хрупкую экосистему Байкала.

Известный поэт Андрей Вознесенский как-то написал о нашем священном море такое стихотворение.

Озеро

Андрей Вознесенский

Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:

«Мертвое море - священный Байкал».

Я на себе почувствовал взор,

будто я моря убийца и вор.

Слышу - не спит иркутянин во мгле.

Курит. И предок проснулся в земле.

Когда ты болеешь, все мы больны.

Байкал, ты - хрустальная печень страны!

И кто-то добавил из глубины:

«Байкал - заповедная совесть страны».

Плыл я на лодке краем Байкала.

Вечер посвечивал вполнакала.

Ну, неужели наука солгала

над запрокинутым взором Байкала?

И неужели мы будем в истории -

«Эти, Байкал загубили которые»?

Надо вывешивать бюллетень,

как себя чувствует омуль, тюлень.

Это не только отстойников числа -

совесть народа должна быть чистой.

чтоб заповедником стало озеро,

чтоб его воды не целлюлозило,

чтобы никто никогда не сказал:

«Мертвое море - священный Байкал».

Евгения  Бадмаева, кандидат биологических наук,  доцент кафедры зоологии и экологии  БГУ

Источник

Местонахождение

Главный корпус, 3 этаж, Факультут биологии, географии и земплепозования, каф. зоологии и экологии, ауд.0309
Смолина, 24а 89247504968 Бадмаева Евгения
Улан-Удэ
Россия
51° 32' 9.9096" N, 107° 46' 33.1644" E
Материал в разделах:

Другие новости

Гео-метки данного материала

Посмотреть все метки на карте

Javascript is required to view this map.

Фотогалерея

Урочище Бертек на восходе - Фото Игоря Хайтмана

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Активность на сайте

сортировать по иконкам
3 года 7 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 305,123 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 9 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 305,123 |

Thank you, your site is very useful!

3 года 9 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 305,123 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 37 недель назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 305,123 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

3 года 9 недель назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 9,385 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!