- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
Анива – без браконьеров, водоёмы Анивы – без сетей
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Опубликовано Максим Агеев - 14.12.12
В течение семи месяцев – с мая по октябрь – сахалинская группа активистов «Анива без браконьеров» работала над проектом «Водоёмы без сетей». О работе группы рассказывает ее руководитель Максим Григорьевич Агеев.
Начало нового «полевого» сезона наша группа ожидала с нетерпением, так как полученное в рамках конкурса экопроектов финансирование позволяло практически не задумываться о финансовых расходах и в рамках договорённости о сотрудничестве с Пограничной Службой ФСБ России мы рассчитывали усилить наши позиции в борьбе с браконьерством. Кроме этого мы знали, что Росрыболовство собирается регулярно публиковать в СМИ информацию о борьбе с браконьерством. Справедливости ради надо отметить, что предложение о регулярной публикации таких материалов мы на протяжении двух лет высказывали на совещаниях, посвящённых борьбе с браконьерством, в различных государственных структурах. Помимо этого, благодаря безвозмездной поддержке ООО «Консультант Плюс Сахалин» мы получили доступ к актуальным справочно-правовым системам, материалы которых, вместе с материалами Росрыболовства, очень помогли в просветительской деятельности, в части разъяснения законодательства о законных и незаконных способах лова водных биоресурсов (ВБР), о последствиях незаконной добычи ВБР.
Наш сезон начался неожиданно рано, первый звонок мы получили 18 апреля. В нём источник сообщил, что под автомобильным мостом через реку Лютога, крупнейшую реку Анивского района, трое граждан ловят рыбу путём багрения – лов рыбы методом подсекания большими тройниками. Данный вид лова помимо того, что незаконен, является ещё и варварским, поскольку при вываживании сходит очень много рыбы с сильными повреждениями, после которых рыба умирает. Звонивший сообщил, что он видел уже одну пойманную рыбу – симу, ценный и малочисленный вид тихоокеанских лососей. К указанному месту мы подъехали через несколько минут и направились к браконьерам. Завидев нас, они бросили тройники и скрылись. Так у нас появился первый «улов», состоящий из двух тройников.
После этого мы начали регулярно выезжать в районы реки Лютога, наиболее подверженные нашествию браконьеров. В этот период времени они использовали только багрящие орудия лова (тройники). За полторы недели мы изъяли ещё 4 тройника и предотвратили 7 попыток браконьерского лова симы и корюшки.
С наступлением мая в реках произошёл подъём воды, и вопрос браконьерства на реках отпал по природным причинам на некоторое время. Мы переключили всё наше внимание на морское побережье. Благодаря слаженной работе с ПС ФСБ удалось предотвратить факты массовой браконьерской добычи корюшки. Сравнивая прошлый и нынешний год, мы можем с уверенностью заявить, что количество устанавливаемых сетей в заливе Анива в границах от устья реки Цунай до устья реки Таранай, снизилось более чем на 50%.
Во второй декаде мая часть членов нашей группы начала обследование рек Анивского района в поисках фактов браконьерства. Информация об обнаруженных фактах передавалась в Сахалино-Курильское территориальное управление Росрыболовства (СКТУ). Так, по информации предоставленной СКТУ, за период с 10 по 14 мая в Анивском районе зарегистрировано 26 административных правонарушений в области охраны ВБР, из них 7 правонарушений по нашим сообщениям.
С увеличением количества заходящей в реки на нерест рыбы (корюшка, сима) стало увеличиваться и количество желающих незаконно эту рыбу добыть. Члены нашей группы практически каждый день выезжали на реки и проводили рейды. Информация об обнаруженных фактах браконьерства в тех случаях, когда силами группы не удавалось прекратить или предотвратить данные факты, передавалась в СКТУ, по их информации за период с 15 мая по 6 июня в Анивском районе выявлено 46 правонарушений. В этот же период мы столкнулись с проблемой «сплавных браконьеров» – это браконьеры, которые на надувных лодках сплавлялись вниз по реке, используя сети как бредни. Проблема в их обнаружении заключалась в том, что они очень мобильны, а мы, в целях безопасности членов группы, не могли использовать лодки для сплавов из-за высокого уровня воды и сильного течения. Но эту проблему удалось решить благодаря рыбакам-любителям и членам рыболовного Клуба «Сахалин-Курилы». Проведя опросы рыбаков на реке и на сайте Клуба нам удалось вычислить время и места их посадок в лодки и высадок на берег. Из проведённых опросов мы выяснили, что таких групп как минимум две. По нашему сообщению сотрудники СКТУ задержали одну лодку с двумя гражданами и пятью экземплярами симы. После этого информации о деятельности второй группы от рыбаков больше не поступало.
В конце мая одно из крупнейших рыбоперерабатывающих предприятий района начало проводить отлов хищных видов рыб на реке Таранай, на которой расположен лососёвый рыбоводный завод, для комфортной миграции искусственно выращенного малька лосося в море. Отлов производился с помощью бредней в устьевой зоне реки. Как стало известно, помимо разрешённых к изъятию хищников (краснопёрка, кунджа, корюшка) незаконно изымалась сима – тихоокеанский лосось, не разрешённый к промышленному вылову на Сахалине. Совместно с оперативниками ПС ФСБ мы приняли участие в ОРД (оперативно-розыскных действиях). В ночное время, когда производился отлов хищника, мы скрыто наблюдали за тем, какая рыба изымается. В ходе ОРД были установлены факты изъятия симы и дальнейшей транспортировки на завод. К сожалению, при подготовке операции, во время которой компетентные органы должны были придти на завод с обыском, произошла «утечка информации», как мы предполагаем по вине сотрудников полиции, в результате которой на момент обыска на заводе сима не была обнаружена. Тем не менее, данная работа была проделана не зря, так как после этого информации о незаконном изъятии симы больше не поступало.
Примерно в это же время, благодаря информации от членов рыболовного Клуба, были выявлены факты серьёзного браконьерства в устье реки Лютога. Нам удалось установить, что браконьерство в том районе осуществлялось с согласия неизвестного нам сотрудника Анивской рыбоохраны. В связи с этим известные нам факты были переданы сотрудникам ФСБ. Насколько нам известно, чтобы пресечь данные факты, в операции были задействованы сотрудники ОМОН из Хабаровска, находившиеся на Сахалине в командировке. Более подробных сведений нам не сообщили, но фактически серьёзное браконьерство в том районе на долгое время прекратилось.
С сожалением приходится констатировать, что в этом году количество браконьеров, ловящих симу на основной реке района – Лютоге, увеличилось. Но, несмотря на это увеличение, мы совместно и по отдельности с сотрудниками СКТУ, ПС ФСБ, иными правоохранительными органами и сочувствующими проблеме гражданами, смогли «проредить» ряды браконьеров, что позволило симе и корюшке пройти к местам нереста.
С наступлением июля наметился естественный спад браконьерства, так как корюшка и сима уже прошли, а горбуша ещё не начала заходить. В этот период затишья члены нашей группы обычно занимаются просвещением – этот год также не стал исключением, но разительно отличался от предыдущих. Нами были собраны материалы, предоставленные СКТУ, о количестве рейдов и выявленных правонарушениях в области ВБР на территории Сахалинской области, а также благодаря Справочной Правовой Системе «Консультант-Плюс» сделана подборка судебных решений (их резолютивная часть), в которых вынесены обвинительные приговоры браконьерам и выдержки из законодательства РФ. Данные материалы были распечатаны на обычных листах бумаги формата А4 и под заголовком «Наказание неизбежно» раздавались на реках и морском побережье отдыхающим гражданам и гражданам пытавшимся браконьерить. Наша просветительская листовка заканчивалась словами: «правоохранительные и судебные органы работают, и рано или поздно, но любой браконьер будет наказан!». Пускай это и не панацея, но если половина из прочитавших запомнит заголовок, а несколько человек откажутся от браконьерства (а мы уверены, что так и есть), то эта работа уже выполнена не зря.
Во второй декаде июля в реки начала заходить горбуша и браконьеры вновь начали выходить на реки для осуществления своей незаконной деятельности. Мы вновь начали осуществлять практически ежедневные рейды, и ни один не проходил впустую. Регулярно обнаруживались факты как «домашнего браконьерства», которые в основной массе пресекались на месте, так и «профессионального браконьерства», которые удавалось пресечь при помощи сотрудников СКТУ. Морское побережье Анивского залива также не осталось без нашего внимания, тесное сотрудничество с ПС ФСБ позволило предотвратить множество фактов браконьерства, а также было возбуждено несколько уголовных дел.
В августе работа по выявлению и пресечению фактов браконьерства продолжалась в обычном режиме – регулярные рейды на реках, сплавы по р.Лютога (4 раза – члены нашей группы и 2 раза – сочувствующие проблеме, используя наше оборудование). Во второй декаде прошло заседание Анивского Бассейнового Совета, в котором мы приняли участие и рассказали о проделанной к тому времени работе. В этом заседании также принимали участие представители Центра Дикого Лосося (Л.И. Байкова) и фонда Ч.С.Мотта (В.И. Бахмин), которым понравилась наша работа и наши идеи при выполнении поставленных задач. В результате В.И.Бахмин предложил включить нашу группу в одну из программ, финансируемых фондом Мотта, по обмену опытом и, если финансирование будет получено, организовать поездки и встречи с активными гражданами, группами и организациями, занимающимися борьбой с браконьерством, как в пределах нашей области, так и за её пределами. Мы приняли приглашение, так как считаем, что социальная интеграция – это важнейшая составляющая развития нашей деятельности, ведь мы можем не только поделиться своим опытом и показать на нашем примере, что с браконьерством нужно и можно бороться обычным гражданам, но и перенять опыт других, чтоб применить при работе в нашем районе.
Сентябрь начался с обкатки новой идеи по борьбе с браконьерством. Выглядело это следующим образом – 1 сентября мы выехали на участок морского побережья, южнее устья реки Лютога, где традиционно часто и много появляется браконьеров, предварительно договорившись с сотрудниками ПС ФСБ, что мы будем наблюдать, вести фото и видеосъёмку фактов браконьерства, и когда машины с рыбой будут выезжать, мы будем им перезванивать и сообщать номера, а они в свою очередь будут их задерживать на въезде в город. Таким образом, за пару часов было задержано 4 автомобиля, транспортировавших незаконно добытую рыбу. Преимущество этого метода заключается в том, что все браконьеры хорошо знают, на каких автомобилях передвигаются правоохранительные органы, и как только они подъезжают к местам браконьерства, граждане выходят из воды, выбрасывают рыбу и тому подобное. В итоге появляются протоколы с формулировками «изъята безличная сеть», а на нас просто никто не обращал внимания и люди сильно удивлялись, когда им предъявляли фото доказательства их деятельности, и ни один не вспомнил, кто конкретно бы мог эти фотографии сделать, т.к. рядом было много людей.
На следующий день мы, взяв с собой двух сотрудников ПС ФСБ, вышли в море на лодке и направились на реку Цунай, где был обнаружен вопиющий факт браконьерства в виде перегороженной реки от берега до берега с помощью сети, на момент нашего появления неизвестный гражданин на лодке с руль-мотором выбирал из сети рыбу горбушу. Мы «прикинулись» рыбаками-любителями и начали расспрашивать как уловы, как часто он здесь появляется и куда девает рыбу. Гражданин охотно шёл на контакт и отвечал на все вопросы. После получения данной информации сотрудники ФСБ приняли решение его не задерживать, а на основе полученной информации разработать операцию и захватить браконьеров при погрузке рыбы в автомобиль.
На протяжении сентября мы совершили ещё 16 рейдов на автомобилях и пешком, а также два сплава. Во время рейдов на реках основными видами браконьерства были незаконный лов при помощи ставных сетей, чаще всего возле сетей никого не было и мы их просто вытаскивали и увозили для последующего уничтожения.
В октябре мы также продолжили выезды на реки, но поскольку путина уже практически закончилась, фактов браконьерства практически не было обнаружено, на 20 октября мы уничтожили только три ставных сети и об одном факте сообщили в СКТУ Росрыболовства.
За семь месяцев (с апреля по октябрь 2012 года) члены группы «Анива без браконьеров» провели 95 антибраконьерских рейдов (из них 85 самостоятельно и 10 – совместно с представителями различных силовых ведомств – СКТУ, ПС ФСБ РФ) на семи реках Анивского района (Лютога, Быстрая, Таранай, Цунай, Могучи, Тамбовка, Анастасия).
В ходе проведённых рейдов было пройдено более 200 км пешком, 350 км – на лодках (в том числе 200 км – с использованием мотора), более 20000 км – на автомобилях.
По результатам рейдов совместно с правоохранительными органами и самостоятельно изъяты/уничтожены орудия браконьерского лова: 3 бредня, 10 сачков, 50 сетей/загородок, 2 «флажка», 3 «экрана», 55 багрящих орудий (тройники), 1500 метров морских сетей в Анивском заливе.
По материалам, собранным членами группы «Анива без браконьеров» и при их непосредственном участии, было возбуждено 10 административных дел на 15 человек, 5 уголовных дел на 7 человек. Кроме того, уголовные и административные дела были возбуждены по устным обращениям и телефонным звонкам членов группы.
Количество устанавливаемых сетей в заливе Анива в границах от устья реки Цунай до устья реки Таранай по сравнению с прошлым годом снизилось более чем на 50%.
Подводя итоги нашей деятельности в 2012 году мы можем сказать, что в целом они успешны. Об этом свидетельствуют и количество привлечённых добровольцев в разовых рейдах – их общее количество составило 7 человек, благодаря чему количество рейдов мы смогли увеличить. Плодотворная работа с ПС ФСБ России и сотрудничество с ООО «Консультант Плюс Сахалин». Также о том, что наша работа была не напрасной, можно судить по ответу на вопрос «как обстоят дела в заливе Анива?» заместителя руководителя Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства Р.Н. Непомнящего: «Основные нерестовые реки этого залива, за исключением, может быть, одной-двух, были достаточно заполнены производителями. Такова объективная оценка, о чем свидетельствует пример бассейна Лютоги. На притоках среднего течения этой реки величина заполнения нерестовых площадей производителями горбуши достигла 90-95 процентов, а в основном русле – 40-50 процентов. Это лучшие результаты за ряд последних лет. Кроме того, большинство рыбоводных заводов, расположенных на реках, впадающих в залив, выполнили планы закладки икры, что тоже бывает далеко не каждый год» (Г. Григорьев. Газета «Рыбак Сахалина» № 42 от 25 октября 2012 г.)
Агеев М.Г.
Руководитель группы
Материал в разделах:
Другие материалы
Календарь
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 48 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,587 | |
2 года 50 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,587 | |
2 года 50 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,587 | |
3 года 26 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,587 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
2 года 50 недель назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,167 | |