- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
Забайкальская тайга уничтожается по закону
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Опубликовано Гость - 25.02.13
Забайкальская пресса гудит текстами журналистов, обращениями депутатов Красночикойского района, письмами неравнодушных жителей, общественных деятелей про то, как крупнейшие арендаторы леса «ТрансЛес» и «Транссибирская лесная компания» с китайским капиталом вырубают российский кедр — источник пропитания большей половины населения, как люди из Поднебесной ловят рыбу сетями в верховьях Чикоя и расставляют петли в лесах. При поддержке Глобал грингрантс фонда и Амурского филиала WWF забайкальский экологический пресс-клуб «Берлога» провел для журналистов экспедицию под условным названием «Живущие в кедровнике» — чтобы разобраться в ситуации на месте.
Предлагаем вашему вниманию материал журналиста газеты «Амурская правда» Варвары Сияновой, которая также побывала в этом путешествии.
Четыре года назад две крупные лесозаготовительные компании с иностранным капиталом взяли в аренду более трехсот тысяч гектаров леса на 25 лет в Красночикойском районе Забайкальского края. Отсюда ежегодно в Поднебесную вывозится более двухсот тысяч кубометров древесины. Согласно последнему Лесному кодексу, зарубежным предприятиям разрешено вырубать 15 тысяч кубометров кедра в год. С таким положением дел не согласны местные жители. Для них кедр – основа жизни. Два года чикояне бьют тревогу и выступают против кощунственного истребления таежного великана.
Рубка в законе
Ровно три шага отделяют сосновый бор от лысой горы. Еще недавно здесь тоже расстилалась тайга, водились грибы-ягоды, скакали белки, пробегал соболь. Сейчас эта грязно-белая пустыня с огромным пепелищем и корявыми кучами хвойного нестандарта – отличный сюжет для современной интерпретации картины «Фашист пролетел». Через несколько минут китайские лесорубы начнут «косить» нетронутую деляну и тут же обрубать сучки и ветви.
Четыре года назад крупное иностранное предприятие ООО «Транссибирская лесная компания» взяло в аренду 320 тысяч гектаров лесных насаждений (это одна девятая часть Красночикойского района в Забайкалье) сроком на 25 лет. Ежегодно в Китай вывозится более 200 тысяч кубометров древесины. Среди них и ценная порода – кедр. Согласно Лесному кодексу, рубить его можно, но только осторожно – до 30%. И вроде бы все по закону, без сучка без задоринки. Вот только кедр-кормилец для местного населения больше чем дерево.
На деляне, что в 150-ти километрах от райцентра Красный Чикой, горит большой костер. Лесорубы безжалостно сжигают отходы производства. Территория, взятая в аренду, при сдаче должна быть чистой. Иначе штраф. Хотя горящая куча вполне могла бы обогреть несколько чикойских семей. Наверху сопки кипит работа. Каждую минуту на землю падают сосны, роняя смоляные слезы. Трактор с бревнами едет вниз. Свежеспиленные деревья, словно цепляясь за жизнь, царапают снег, оставляя на нем черные борозды. Среди общей древесной кучи встречается и кедр. Попал, бедняга, в расход. Граждане Поднебесной не обращают никакого внимания на высадившийся в тайге журналистский десант.
«Если лес не сохраним, жизнь угаснет вместе с ним». Кричащий плакат-лозунг на русском и китайском языках, как насмешка судьбы, красуется перед воротами иностранной лесопилки, что в Усть-Ямаровке. Всего же в тайге Красночикойского и Хилокского районов работает 12 китайских пилорам. На них трудятся порядка 400 лесорубов из Поднебесной. Зима – самый разгар лесозаготовительного сезона. Как отмечают китайские рабочие, в основном уроженцы провинции Хэйлунцзян, в России работать выгодно. Государственная компания предоставляет им хорошие условия, теплые бараки. Да и денег они здесь получают больше, чем на родине. Поэтому и «распильные» предприятия с современным высокотехничным оборудованием растут здесь как грибы после дождя. Их производительности остается только позавидовать. ООО «Транссибирская лесная компания» в год имеет право вырубить 15 тысяч кубометров кедра. Однако, по словам надзорных органов, на деле эти цифры меньше. В этом году выпилено всего 5700 кубометров древесины.
– У нас государственное предприятие, все по закону, – заявляет исполнительный директор усть-ямаровской пилорамы Сун Сипин. – Заготавливаем древесину лиственницы, сосны. Кедр, да, попадается в рубку. У нас есть такое право, но мы соблюдаем все правила. Сюда приезжают разные комиссии. За год 50 проверок проходит. И к нам от ревизоров никаких претензий нет. В Китае другие законы. У нас молодняк трогать нельзя. В России вырубается все, остается чистая деляна. В Китае очень строго с ценными породами деревьев. Уничтожать их можно только после официального разрешения.
Главный идол тайги
Перед еще одним лесным цехом, но уже в местечке Аленгой, возвышается свежеспиленный Эверест. За считанные месяцы в глухой тайге вырос вполне современный производственный китайский поселок с капитальными общежитиями из бруса, столовой, административным зданием. Несмотря на темное время суток, работа в трех мастерских под открытым небом в самом разгаре. КамАЗы подвозят бревна и вывозят из Аленгоя уже обработанные пиломатериалы и кругляк. Отсюда российский лес везут в Китай, где он идет в основном на строительство жилья.
Пахнет свежей древесиной. Но от такого запаха плакать хочется. Проводники из местных отворачивают глаза. Сохранение кедра – вот что сегодня заботит чикоян. Целый год живущие в кедровнике бьют тревогу и звонят во все колокола с требованием прекратить губительное выпиливание кедра. Депутаты Красночикойского райсовета направили предложения в Госдуму и Правительство РФ с просьбой установить нормы присутствия кедра в лесосеках не выше 5% и разработать региональные правила заготовки древесины. В советское время для Байкальского горно-таежного округа существовали свои правила. «Кедр – дерево с малоустойчивой корневой системой, – констатирует один из депутатов Валерий Мальцев. – Раньше вокруг кедровника были выделены буферные зоны шириной до двух километров. Рубка в них была запрещена. Сейчас такого правила нет. Прилегающие к кедровнику леса вырубаются, и вскоре таежный великан упадет. Последствия бессистемной рубки общеизвестны. Это снижение уровня влажности на вырубленных территориях, снижение уровня воды в ручьях и реках, снижение уровня грунтовых вод, усыхание произрастающих на соседних территориях влаголюбивых растений, снижение влажности атмосферного воздуха, повышение его температуры, развитие процессов остепнения, повышение пожарной опасности, снижение численности охотничье-промысловых видов лесных животных и птиц».
– Кедр – главный идол Забайкалья, – считает житель села Черемхова Михаил Бураков. – Здесь вся жизнь возле него вертится. И кормилец он, и поилец. Кедр – батюшка, охота – матушка. Человек пришел в Забайкалье за орехом, соболем и мясом триста лет назад. И выжил. Если не будет кедра – уйдет белка, не будет белки – исчезнут соболь и кабарга. Их уже сейчас в тайге становится меньше. Как можно рубить сук, на котором мы сидим. Разрешенные к рубке 30% – это огромная цифра. Снимите с человека 30% кожи, будет ли он жить?!
Сплошная польза
Однако ответственные за сохранение кедровых лесов опасения местного населения не разделяют. Сам кедр к рубке разрешен. Уничтожать нельзя кедровые насаждения, где доля ценной породы более 30%. И иностранцы вовсе не грабители, а благодетели. Они не только исправно платят налоги и пополняют местный и федеральный бюджеты, но и безвозмездно оказывают материальную помощь отдаленному району. За четыре года подарили чуть более 4 миллионов рублей. Снабжали чикоян горбылем на дрова, перекрыли крышу в местной школе и больнице, праздничные гуляния устраивали, дороги ремонтировали, беседки в тайге для красоты соорудили, даже об усопших подумали – кладбище в селе Ядрихине обустроили.
Как директор Красночикойского лесхоза Людмила Кузьмина, площадь лесничества составляет 2 млн 624 тыс. 703 гектара. Это самое большое лесничество на территории Забайкальского края и самое осваиваемое. На его территории действуют 73 арендатора, среди них две компании с иностранным капиталом. На их долю приходится половина всех ежегодных объемов заготовок леса в районе. Другую половину осваивают мелкие предприниматели. Заготавливать большие объемы собственными силами они, увы, не могут. Кризис повлиял. Цена на древесину падает, лес не берут, выполнять договорные обязательства становится проблематично.
– Ежегодный объем заготовки древесины, предусмотренный договором аренды ООО «Транссибирская лесная компания», порядка 256 тысяч 163 кубометров, – уточняет Людмила Кузьмина. – Для сравнения: ежегодно можно вырубать 1 миллион 800 тысяч кубометров. Так что по большому счету деятельность иностранных предприятий не такая уж и большая. Арендаторы сами не заинтересованы вырубать кедр. Цена на него не превышает цену на сосну. Пиломатериалы из кедра особым спросом не пользуются. Мы его так не обрабатываем, чтобы он высоко ценился. С этими предприятиями заключены соглашения, прежде чем они приступят к рубке, наши специалисты обследуют деляны, и только потом дают заключение. Нет такого, чтобы арендаторы нахрапом и наглостью залезли в кедрач и стали его пилить. Они прекрасно понимают, чем это чревато. Если ущерб окружающей среде нанесен до 5 тысяч рублей, светит административный штраф. Свыше пяти – грозит уголовное дело. Пока на иностранные предприятия не было заведено ни одного уголовного дела.
Есть, конечно, небольшие претензии. Недавно природоохранная прокуратура края выявила неочищенные деляны после заготовки леса. Теперь приличные остатки сосны ликвидируются. (Большой пионерский костер мы уже видели).
– За 25 лет подобного хозяйствования не лишится ли Забайкальский край леса? Ведь и так в фольклоре он на всю Россию славится своими степями? – задаю вопрос директору лесхоза.
– При грамотной работе арендатора и проверяющих его надзорных органов урон природе не будет нанесен. Это все просчитано, – отвечает она.
Зеленое море тайги
Проезжая живописные таежные места Красночикойского района, невольно вспоминаешь Гоголя. Чуден забайкальский лес в любую погоду! И даже в тридцатиградусный мороз. В лучах яркого солнца улыбаются сосны, снег блестит меж суровых северных красавиц – елей и пихт. За ровными стволами длинноногих подружек прячется таежный исполин – кедр. Несмотря на свою монументальность, царь тайги обладает поверхностной корневой системой, поэтому не может жить без надежной хвойной свиты. Если прилегающие к кедровнику леса безжалостно вырубить, великан упадет.
Богата забайкальская матушка-природа, щедро награждает она иностранного лесоруба. Дает древесину, хороший заработок и прочие дары тайги. Местные жители не исключают, что китайцы промышляют охотой. Силки, ловушки и сидьбы встречаются недалеко от их мест проживания. Как рассказал житель Усть-Ямаровки, старовер Андрей Саксин, летом китайцы речку сетями перегораживают, даже мальками не брезгуют. Корни одуванчиков выкапывают. Питаются тем, что дает природа. К кедрачам подбираются.
– Виноваты не китайцы, а те, кто их сюда пустил и разрешил в наших лесах хозяйничать, – гневно трясет длинной бородой Андрей Аркадьевич, хотя вера учит смирению. – Я два письма написал в краевую прокуратуру. Мне объяснили: все, что здесь происходит, делается по закону. 30 процентов кедра разрешается уничтожать. Дожили! Сегодня нашу тайгу грабят по закону! Вместе с кедром рубят на корню и нацию. Уже в одном месте кедрач полностью вырубили. Там наши мужики орех добывали. Тут все окрестное население орехом промышляет. При хорошем урожае за сезон можно двести-триста тысяч заработать. Семейный бюджет поправить, детей выучить. Раньше вокруг кедровника два километра тянулась буферная зона. Кедр опирался на нее. А сейчас ее выпиливают. Ветер дунул – кедр упал. Чем больше попадает, тем лучше. Спишут на ураган и заберут бесплатно. Нам власти твердят: иностранцы молодцы, они налоги платят, детишкам подарки делают, здания ремонтируют... А как же раньше мы без них жили? И школы здесь были, и больницы. Первые переселенцы – староверы – пришли сюда вместе с протопопом Аввакумом более трехсот лет назад, и выжили.
Кедр-кормилец
Еще Иван Грозный называл кедр кормовым деревом и обязывал за поселками сажать кедровые рощи. Излишками торговали с Англией и другими европейскими странами.
До сих пор под Ярославлем России растут и плодоносят кедры, посаженные самым грозным царем. Культура-кормилица! Ни пахать, ни сеять не надо. Раз посадил и собирай орехи половину тысячелетия! Вот только плодоносить таежный великан будет через 60–100 лет.
– После развала СССР, когда исчезли колхозы и совхозы, большая часть местных осталась без работы, – уточняет житель села Красный Чикой Валерий Коновалов. – И, как ни странно, народ не разбежался, а наоборот, разрастается. И все благодаря кедру! На территории нашего района находится большая часть забайкальских кедровых лесов – 17 процентов. В крае – 1%. У нас по содержанию жира самые продуктивные кедровники мира. Содержание масла в них больше на 3%. По питательности ядра не имеют себе равных. Они состоят из множества минеральных солей, крахмала, белков. Из орехов готовят халву, молоко, сливки. Содержащиеся в орехах витамины Р и Е способствуют росту, укреплению нервной системы и кожи. Орехи помогают при различных желудочных заболеваниях. Кедровое масло идет не только в пищу, но и используется в технике при сборе тонкой оптической аппаратуры. Это самый настоящий генофонд планеты! И здесь творится такое безобразие – массовая рубка уникальных деревьев. Еще 30 лет назад никому бы и в голову не пришло поднять топор на кедр. А сейчас иностранным компаниям разрешается выпиливать 15 тысяч кубометров в год!
Насос Манчжоули
С таким подходом к национальному достоянию у половины чикоян должны быть срублены баньки из кедра. Ан нет! Для аборигенов это настоящая роскошь. Заготавливать большие объемы собственными силами они, увы, не могут. Кризис повлиял. Цена на древесину падает, лес не берут, выполнять договорные обязательства становится проблематично. И саму деляну взять в аренду стало сложнее. Однако ни кризис, ни цена на древесину, похоже, не останавливают иностранные предприятия. У них есть оборотные средства, дешевая рабочая сила и налаженный канал сбыта. По данным координатора международной коалиции «Реки без границ» Евгения Симонова, северо-восток Китая, несмотря на миллион квадратных километров леса, уже испытывает дефицит древесины. В 2010 году в КНР введен запрет на рубки в Большом и Малом Хингане. В целом в КНР спрос на древесину оценивается в 350–400 миллионов кубометров в год. А собственное производство около 200 миллионов. Разница ввозится из-за рубежа, и самый большой источник кругляка – Россия.
По периметру Красночикойского района разбросано 12 китайских лесопилок. В лесу и на пилорамах трудятся 400 граждан Поднебесной. Ежегодно две компании – ТСЛК-Чита и ООО «Транслес» – вывозят в Китай 256 тысяч 163 кубометра древесины.
– «Ворота родины» – так называют в Китае железнодорожный переход Манчжоули – Забайкальск, – рассказывает Евгений Симонов. – Только здесь, на лесопогрузочном дворе начинаешь понимать, как остро нуждается Китай в российской древесине и с какой интенсивностью потрошит лесные закрома родины азиатский спрос. Штабеля шестиметровых отборных стволов, помеченных разноцветными иероглифами на торцах, тянутся вдаль вдоль десятка путей. В хороший день здесь разгружается более дюжины составов по 60 вагонов в каждом. Манчжоули-Забайкальск – мощнейший насос, ввозящий в КНР в год природных ресурсов на 10 миллиардов долларов, что оборачивается производством готовой продукции на многократно большую сумму.
Другая точка зрения: «забайкальцы – варвары»
«Никакой проблемы нет, все надумано. Шум и истерику подымает небольшая кучка чикоян, – недоумевают в Красночикойском лесхозе. – Лес здесь рубили и в советское время, непонятно, что не устраивает местное население? Ежегодно можно вырубать 1 миллион 800 тысяч кубометров леса. Так что по большому счету деятельность иностранных предприятий не такая уж и большая».
– По договору Транссибирская лесная компания имеет право вырубать в год 15 тысяч кубометров кедра, – констатирует директор Красночикойского лесхоза Людмила Кузьмина. – На деле цифры меньше. В 2011 году в районе было вырублено 5700 кубометров кедра. Иностранные предприятия ухаживают за дорогами, занимаются лесовосстановительными работами. За два года построили 6 километров дороги, провели ремонт порядка 150 километров дороги общего пользования. С 2006 года они перечислили 34 миллиона рублей в федеральный бюджет, 42 миллиона – в субъект. Суммы немаленькие. А местные пришли в кедровник и унесли орехов каждый по две тонны. Налоги не платят, зато кричат – «это все мое!» Оставляют после себя костры, кучу бутылок, ломают кедровый подрос. У нас пожары в лесах тушат китайцы. Русских мужиков не допросишься. Вы видели, как они орехи заготавливают? Варварским способом. Так больше нигде не промышляют. Бьют по дереву огромным колотом, оставляя на стволе глубокие раны. Ситуация с кедром неоднозначная. Если он будет к рубке запрещен, тогда и добычу ореха придется прекратить.
Мириться с позицией «властям виднее» не собирается депутат Красночикойского райсовета Валерий Мальцев. О проблемах тайги знает не по рассказам – отработал в лесах более 30 лет. Его пугают «законный» объем и современные нормативы рубки.
– В советское время на территории Черемховского участкового лесничества работало несколько лесозаготовительных предприятий с общим объемом заготовки более 250 тысяч кубометров в год, – заявляет Валерий Николаевич. – Позднее этот объем снизился до 100 тысяч кубометров, а к 90-м годам деятельность этих предприятий была полностью прекращена по причине почти полного освоения запасов спелой древесины. И вдруг к 2010 году на этой территории начинают работать два арендных предприятия, причем заявляют объем совместной заготовки до 240 тысяч кубометров в год. Непонятно, неужели в Чикое лес растет, как в тропиках или даже быстрее?
Понять чикоян можно и нужно. Первый пункт статьи 9 Конституции РФ гласит: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Статья 42 говорит о праве каждого россиянина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Комментарии по этому поводу излишни.
Варвара Сиянова
Источник: "Амурская правда"
Материал в разделах:
Другие материалы
Календарь
Другие статьи
Активность на сайте
3 года 6 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 305,070 | |
3 года 9 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 305,070 | |
3 года 9 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 305,070 | |
3 года 37 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 305,070 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
3 года 9 недель назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,383 | |