Кто живёт в гнездовых ящиках?

0
Ваш голос: Нет Рейтинг проекта: 4.8 (17 голосов)

С февраля 2010 года нашей инициативной группой проводятся биотехнические мероприятия по привлечению птиц в искусственные гнездовья, ведется работа по изучению пернатых хищников Алтайского края и Республики Алтай. Наш проект «Поможем совам», поддержанный Глобал Грингрантс Фондом в 2011 г. реализован нами совместно со школьными лесничествами Залесовского и Новичихинского районов. В 2012 г. успешно осуществлен проект «Поможем совам! (продолжение)». В 2013 г. благополучно выполнен, также поддержанный Глобал Грингрантс Фондом, природоохранный проект «Сохраним степного орла на просторах родного края!». Кроме того, в 2013 г. наша группа участвовала в проекте «Орлы России», поддержанном Русским географическим обществом. В 2014 г. успешно выполнен проект «Изучение и охрана редких и исчезающих пернатых хищников Алтайского края», а в 2015 г., при финансовой поддержке Глобал Грингрантс Фонда, проведен мониторинг местообитаний этих птиц.

Все члены нашей инициативной группы имеют большой опыт проведения биотехнических мероприятий и полевых исследований, являются специалистами в области экологии птиц и млекопитающих.

Решаемая проблема. В рамах проектов, осуществленных в прошлые годы, в восьми районах Алтайского края мы установили 219 искусственных гнездовий (гнездовых ящиков и платформ), которые предназначались для размножения разных видов совообразных птиц. Из 219 установленных нами гнездовий 102 были предназначены для длиннохвостой неясыти, 60 – для мохноногого сыча и сплюшки, 47 – для воробьиного сычика, 10 – для бородатой неясыти. С 2010 по 2013 гг. мы ежегодно проверяли, кто же заселил наши гнездовые ящики и платформы? Результаты проверок оказались очень интересными.

Совы действительно с удовольствием поселились в наших гнездовьях и стали успешно выводить там потомство, но далеко не всегда квартирантом оказывался тот, для кого изначально предназначался дом. Гнездовые ящики, предназначенные для длиннохвостой неясыти, стали охотно занимать также пустельги, ушастые совы и обыкновенные белки. Причем о том, что многие ящики занимают белки, мы догадались только в 2014 г., когда этого зверька вместе с его детенышами удалось застать в гнезде из веток внутри ящика. Раньше для нас было загадкой, кто же строит такие странные гнезда в наших ящиках? Мы ошибочно полагали, что это клинтух, ведь совы и соколы гнезд не строят.

Ящики, предназначенные для мохноногого сыча и сплюшки, стали охотно заселять мелкие воробьиные птички (в основном, синицы и горихвостки). Поселились в них также обыкновенные белки и белки-летяги. Последний зверек довольно редок и занесен в Красную книгу Алтайского края. Нам впервые в Алтайском крае удалось документально зафиксировать его успешное размножение в гнездовом ящике!

Большинство гнездовий, предназначенных для воробьиного сычика, с удовольствием заняли синицы и горихвостки. Сам сычик тоже поселился в некоторых, предназначенных для него ящиках, но застать его там лично пока не удалось. Мы находили лишь следы его размножения (остатки пищи, помет), а также припасенных на зиму, добытых сычиком полевок и синиц.

В общем, по результатам проверок 2010–2013 гг., разными птицами и зверьками ежегодно заселялось от 17,4 до 47,0 % наших искусственных гнездовий. И это очень хороший результат. Различия в занятости по годам легко объяснимы естественными колебаниями численности мышевидных грызунов, которыми питаются совы. Однако полноценную проверку искусственных гнездовий последний раз нам удалось провести в 2013 г. В 2014 г., из-за недостатка времени и средств, далеко не все ящики и платформы получилось проверить, а в 2015 г. – по тем же причинам, проверенным оказался лишь один гнездовой ящик.

Нашему примеру последовали многие школьные экологические группы и лесничества. Они тоже стали развешивать искусственные гнездовья на своих подшефных территориях, однако в большинстве случаев эти гнездовья остаются непроверенными. Кто в них поселился? И поселился ли? Остается загадкой. Соответственно неизвестен и природоохранный результат этих биотехнических мероприятий.

Проверка искусственных гнездовий необходима не только для определения эффективности биотехнических мероприятий, предпринятых для сохранения биологического разнообразия. Под воздействием атмосферной влаги, солнца и ветра гнездовья постепенно разрушаются. Несмотря на специальную обработку, древесина начинает понемногу гнить, появляются щели и трещины. Гвозди и шурупы разрушает коррозия. Многим гнездовым ящикам и платформам, установленным несколько лет назад, необходим ремонт. Имеют место, к сожалению, также случаи уничтожения гнездовых ящиков несознательными гражданами. В этом случае требуется установка новых гнездовий.

Цель проекта – повышение эффективности биотехнических мероприятий для сохранения биологического разнообразия в условиях Алтайского края.

Задачи проекта
1. Проверить все гнездовые ящики, установленные нами в Алтайском крае в прошлые годы (проверка будет осуществляться разработанными нами новыми дистанционными методами, позволяющими максимально снизить беспокойство привлекаемых видов птиц и млекопитающих).
2. Совместно со школьными экологическими группами и лесничествами проверить гнездовья, установленные ими.
3. Данные о результатах проверки внести в Веб-ГИС «Нестбоксинг».
4. Провести ремонт разрушающихся и замену разрушенных гнездовий.
5. Произвести статистическую обработку и всесторонний анализ полученных данных, оценить эффективность проведенных биотехнических мероприятий (их природоохранный результат).
6. Разработать рекомендации по повышению результативности этих мероприятий для сохранения биоразнообразия (т.е. разработать новые конструкции гнездовых ящиков, наиболее эффективные для привлечения конкретных видов млекопитающих и птиц (обыкновенная белка, белка-летяга, воробьиный сычик и др.) в условиях Алтайского края, а также оптимальные схемы их развески).

Другие проекты:

Поддержка проекта:


Автор: Сергей Важов

8 лет 47 недель назад

Сергей Важов аватар

Ситуация токова, что гнездовья предназначенные для сов и незанятые ими занимались такими видами как мелкие воробьиные (синицы, горихвостки), а также обыкновенные белки и белки-летяги. Во всех случаях "выгонять" их абсолютно не нужно. Если сова решит поселиться в гнездовом ящике, занятом мелкой воробьиной птичкой, белкой или белкой-летягой, то это не станет помехой для совы. Она сама выгонит такого поселенца, а скорее всего, конечно, просто съест его. 

Обыкновенные белки и белки-летяги, кстати, заслуживают всестороннего изучения и охраны. Особую актуальность это приобретает в связи с вселением в наши леса такого активного хищника, как лесная куница, что ставит под угрозу существование популяций, как обыкновенной белки, так и летяги. Разработка новых конструкций гнездовых ящиков, препятствующих проникновению в них куниц, позволила бы сохранить этих интересных и полезных зверьков в наших лесах.


Автор: Вячеслав Казаков

8 лет 47 недель назад

Вячеслав Казаков аватар

Слушайте, а вот интересная ситуация получается. Построили гнездовой ящик для одной животинки, а поселилась другая. Ну ведь не выгонять её. Жалко. Она там уже привыкла. А если подобное будет повторяться регулярно... Интересно, как этот процесс можно регулировать.


Автор: Сергей Важов

8 лет 48 недель назад

Сергей Важов аватар

У многих «экологов» и прочих защитников природы возникает такой вопрос. Да, мы крепили большинство гнездовий с помощью гвоздей. Есть и другие варианты, например с помощью проволоки. Но это приносит больший вред дереву. Разумеется, недопустимо нарушать целостность коры в период сокодвижения. Большинство ящиков мы установили на хвойных породах (сосна, пихта). В этом случае незначительные ранения, причиненные дереву, быстро затягиваются смолой. Никаких негативных для дерева последствий не отмечено.
А вообще данный проект не предусматривает установку новых гнездовий. Он предусматривает проверку уже установленных и замену лишь тех, которые разрушились. Следовательно, никакие новые гвозди в деревья забиваться не будут.
Вероятность причинения какого-то вреда деревьям гвоздями полностью теряет всякий смысл в свете того, что у нас в Алтайском крае сейчас сложилась вопиющая ситуация с «прогрессивным» лесопользованием. Вырубаются огромные площади уникальных реликтовых интразональных лесов! Нещадно вырубаются места обитания редких видов животных! Рубки идут даже в гнездовой период, т.е. многие гнёзда редких птиц уничтожаются прямо с яйцами и птенцами! Лесная отрасль Алтайского края - образец совершенства коррупции. Для максимального извлечения прибыли лесопользователи с помощью коррупции парализовали органы охраны природы.
Однако постепенно работа экологов по принуждению лесорубов к соблюдению природоохранного законодательства приносит свои плоды. Достигнуты определенные результаты. Основой для выделения особо защитного участка леса (ОЗУ), где рубки ограничены, является факт обитания в данном месте редкого вида, занесенного в Красную книгу. Это может быть гнездо редкой птицы (в том числе в гнездовом ящике), например бородатой неясыти или воробьиного сыча. Белка-летяга у нас в красной книге, поэтому гнездо летяги – тоже основание для выделения ОЗУ.
Главное, это сохранить не отдельные редкие виды, и не отдельные деревья, а лесные экосистемы!!! Благодаря бородатой неясыти, например, нам удалось пока приостановить варварскую рубку около Бийска.
А определить, поселились ли редкие виды в гнездовых ящиках, можно только регулярно их проверяя. В этом и заключается актуальность и необходимость нашего проекта!!!


Автор: Марина Разумова

8 лет 48 недель назад

Марина Разумова аватар

А чем ящики к деревьям крепите, гвоздями??


Автор: Ирина Чухлова

8 лет 49 недель назад

Ирина Чухлова аватар

Очень важный и нужный проект! Прошу обязательно поддержать! Работа, которой занимаются  специалисты-орнитологи Сергей Важов и Роман Бахтин, просто необходима для дальнейшего существования редких видов птиц!  Желаю удачи!


Автор: Сергей Важов

8 лет 49 недель назад

Сергей Важов аватар

Небольшая поправка. Когда писал заявку, совсем забыл про три платформы для бородатой неясыти, установленные нами зимой 2015 г. в Бийском районе. Так что у нас сейчас установлено не 219 искусственных гнездовий, а 222.