- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
Клуб "Бумеранг" расскажет о маяках Сахалина и Курил
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Опубликовано Валентина Мезенцева - 08.11.19
Сахалинская областная общественная организация Клуб "Бумеранг" при поддержке Фонда президентских грантов реализует проект «Маяки родной земли», направленный на привлечение внимания молодёжи к исторической уникальности островного края, к его маякам, как символами освоения Сахалина и Курил.
В рамках этого проекта клуб готовит выпуск диска с видеороликами о маяках Сахалина и Курил. Издание будет представлено уже в ноябре. Четыре фильма покажут как общую историю появления маяков в Сахалинской области, так и частные истории некоторых маяков и их хранителей.
Первый из четырёх роликов имеет философское название «Зачем нам нужны маяки» раскроет мнение профессионалов и простых людей, как много символов заключено для человека в таком явлении как маяки.
Маяки трёх эпох
История освоения Сахалинской области связана с мореплавателями.
Если взглянуть на карту Сахалинской области, на ней мы увидим маяки дореволюционной России, японские постройки времен Карафуто и чугунные башни советской эпохи. Один только факт, что их возводили в разные исторические периоды, делает коллекцию наших маяков неповторимой.
Часть маяков очень известны. Но не все любители путешествий точно знают, к каким эпохам относятся известные им сооружения. Чтобы показать эти эпохи, представим вам три маяка разных времён.
Маяк Жонкиер
Столь экзотическое название с французским колоритом на карте Сахалина связано с именем французского мореплавателя Жан-Франсуа де Гало де Лаперуза, руководившего кругосветной экспедицией. Стремясь «заполнить все белые пятна, оставленные Куком», Лаперуз в 1787 году оказался у берегов Сахалина.
В своих записях Лаперуз вспоминал залив так: «На этой широте мы заметили прекрасную бухту, единственную на этом острове, которая могла служить кораблям надежным убежищем против ветров канала». Так на сахалинском побережье и появилось имя доблестного адмирала Клемента Таффанела де ля Жонкиера (1706-1795), много сделавшего для успеха экспедиции. Правда, Лаперуз назвал залив, а не мыс, но в 19 веке по названию залива был назван мыс, а залив переименован в Александровский.
В конце 19 века история этого места была уже не такая романтическая. Парусные корабли исследователей сменили суда, привозящие каторжников. Сахалин, который благодаря Г.И. Невельскому (про Невельского) Россия получила возможность осваивать, стал ссыльнокаторжной колонией. Для облегчения подхода судов к Александровскому посту, административному центру управления каторжных тюрем, поселений ссыльных и всего острова, в 1886 году, был построен маяк на мысе Жонкиер.
Этот маяк видел А.П.Чехов, побывавший на острове в 1890 году. "Днем маяк, если посмотреть на него снизу, - скромный белый домик с мачтой и фонарем, ночью же он ярко светит в потемках, и кажется тогда, что каторга глядит на мир своим красным глазом». Так, Чехов визуализировал символ угнетения и страха, предвосхищая фантазии Толкиена, придумавшего Око Саурона, на много лет вперед и передал общее настроение, царившее в то время на острове.
Неудовлетворительное освещение Александровского рейда вследствие неудачно выбранного места для маяка, который часто бывал закрыт облаками и туманами, привело к тому, что в 1897 году силами ссыльнокаторжных был выстроен новый маяк, который и сохранился до наших дней. Полагали, что новое место (ниже действовавшего до того маяка) выгодно «в отношении ясности маячного огня, так как он реже будет находиться в области тумана».
В начале 20 века маяк пережил высадку японского десанта в Александровской бухте в ходе Русско–японской войны 1905 года, и борьбу за власть в 1917-1920 гг., и японскую оккупацию 1920-1925 гг.
В советское время маяк исправно служил, обеспечивая безопасное мореплавание, что было важно для бесперебойной работы Александровск-Сахалинского порта, через который снабжался весь северный Сахалин и осуществлялась обработка тысячи тонн разных грузов.
Сейчас жонкиерский маяк напоминает старого израненного служаку-ветерана, брошенного на произвол судьбы, но еще живого и исправно несущего свою службу. Разрушение, заброшенность, запустение, как будто кто-то ждёт, что маяк рухнет, и тогда его можно будет спокойно списать. А в это время простым маячникам стыдно за внешний вид маяка.
Маяк Тонин
В названии маяка и места, где он расположен, отразились переплетения эпох. Первым европейцем, кто увидел и дал название этому мысу, был голландский мореплаватель Маартен Герритсен де Фрис, в 1643 году в ходе экспедиции прошедший мимо берегов Сахалина. Он так записал: «...увидели побережье Eso и крутой выступающий мыс, протянувшийся с севера, он был похож на голову тунца, и мы назвали его мыс Тонин».
В 1805 году в этих местах побывала первая русская кругосветная экспедиция на шлюпе «Надежда» под командованием капитан-лейтенанта Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Российскими мореплавателями был открыт залив Мордвинова, южной оконечностью которого является мыс Тонин.
С середины 19 века на японских картах мыс Свободный обозначался как «Айроппу». Несомненно, это видоизмененное айнское название. В своем отчете 1853-1854 гг. Н.В. Рудановский, морской офицер и исследователь Сахалина, упоминает мыс и айнское селение Айруп.
После поражения России в русско-японской войне по Портсмутскому мирному договору 1905 года южная часть острова Сахалина отошла к Японии. В годы губернаторства Карафуто (так называлась территория Южного Сахалина) велось активное строительство маяков и навигационных знаков.
В 1935 году было завершено строительство маяка Айро мисаки - так в период губернаторства Карафуто назывался мыс Свободный. Историк и краевед И.А. Самарин считает, что использование монолитного железобетона при возведении всех сооружений и зданий маяка позволило японцам при строительстве этого маяка впервые на Сахалине применить новаторские архитектурные решения. Маяк был рассчитан на длительную автономность, применялась система сбора дождевой воды для пищевых и технических нужд. Во дворе действовали солнечные часы.
В результате победы над Японией в ходе Второй мировой войны в 1945 году в состав СССР была включена вся территория острова Сахалин. Мысу было возвращено название Тонин, которое позже было заменено на название Свободный по предложению переселенцев из Свободного Амурской области, обосновавшихся тогда здесь.
Маяк, построенный японцами, до сих пор исправно служит ТОФ России. Однако, уникальное с точки зрения архитектурных решений сооружение разрушается.
Маяк Пильтун
Маяк Пильтун расположен на северо–восточном побережье острова Сахалин и предназначен для обеспечения плавания судов на подходе к заливу Пильтун Охотского моря. Залив Пильтун мелководный, сложный для мореплавания. Он представляет собой обширную лагуну, отделённую от моря двумя песчаными косами.
Впервые об установке маяка Пильтун было сообщено 19 декабря 1949 года в Извещении мореплавателям Гидрографической службы Тихоокеанского флота. Маяк был в составе деревянных башни, маячно–технического здания радиомаяка, жилого дома, бани, складов, конюшни и колодца, а также двух стальных радиомачт. Маяк представлял собой 4-гранную решетчатую не окрашенную пирамидальную башню из брёвен высотой 23,5 метра без фонарного сооружения. Одна грань башни со стороны моря на высоту двух панелей из шести была обшита досками, образовывавшими белый щит дневной видимости. Башня имела пять промежуточных и одну верхнюю площадки. Наверх вела деревянная лестница. Башня была установлена на высоте 5 метров над уровнем моря.
В 1960 году маяк был переведён на электрическое освещение. В маячно–техническом здании установили два дизель – электрических генератора. Дальность видимости огня была увеличена до 16 миль (почти 30 км). В связи с аварийным состоянием деревянной башни маяка было принято решение о строительстве новой башни из чугунных тюбингов. В 1961 году Военно–морской проектный институт произвёл инженерные изыскания на месте предполагаемого строительства нового маяка и в 1962 году выпустил проект башни из чугунных тюбингов высотой 29,5 метра. Строительство башни маяка начал в том же 1962 году. Работы продолжали в 1963 году. Работы велись круглый год. Даже зимой на объекте работало 25 человек военных строителей. В 1964 года маяк был принят в эксплуатацию, а 4 июня 1965 года было объявлено об открытии действия нового маяка с прежней характеристикой огня.
Цилиндрическая башня маяка была собрана на болтах из чугунных тюбингов, применявшихся для строительства перегонных тоннелей метрополитена. Наружный диаметр башни 4,50 метра. Башня установлена на расстоянии 105 метров от береговой черты на высоте 3 метра над уровнем моря. Высота башни с фонарным сооружением 34,12 метра.
Материал в разделах:
Другие материалы
Календарь
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 49 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,685 | |
2 года 51 неделя назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,685 | |
2 года 51 неделя назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,685 | |
3 года 27 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,685 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
2 года 51 неделя назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,182 | |