К вопросу переселения русских староверов из дальнего зарубежья в Приморский край

Процесс переселения староверов из стран Латинской Америки в Россию, начавшийся в 2008-2009 годах и имеющий продолжение в 2011-2012 годы протекает весьма болезненно. Есть опасение, что многие из тех, кто намеревался вернуться на историческую родину, так и останутся на чужбине.

Хотя причин, препятствующих их переселению в Россию и, в частности, в Красноармейский район, не так уж много. С учетом серьезных демографических проблем России и Приморья, было бы непростительно со стороны государственных органов не поддержать этот весьма неустойчивый процесс, не помочь не обремененным мирскими грехами, работящим русским людям, в их, уже Российских, мытарствах.

Первое, в чем остро нуждаются люди, свято хранящие коренную русскую культуру на протяжении многих поколений, но мало знакомые со смутными реалиями сего дня, это юридическая помощь, ориентировка в гражданско-правовой сфере. К примеру, обосновавшись в ранее староверском, а ныне попросту умирающем (в 2009 году было 14 жителей) таежном селе Дерсу-Лаулю Дальне-Кутского поселения, они вынуждены были поселиться в полуразрушенных домах на бесхозных подворьях. Но, как вскоре оказалось, у многих из этих подворий тут же появились сомнительные «хозяева». Теперь скромные вчерашние уругвайцы, с помпой встреченные районными властями, не знают, каким образом и без греха оформить эти подворья в собственность. Немалую заботу вызывает и то, что с приездом староверов в Дерсу предприимчивые люди стали под разными предлогами, в основном под  дачные участки, оформлять в собственность земли брошенного села. Такое соседство для людей истинной веры, понятно, не очень желательно, да и неожиданно. Ведь неспроста многие из переселенцев-староверов прошлого, 2011 года, заехавших в обустроенное село Корфовка Уссурийского района в рамках госпрограммы, начали перебираться в Дерсу, поближе к своим первопроходцам, дикой природе, таежной тишине и уединению. И подальше от нашей обыденной грубости, злобы и сквернословия.

Староверам выделили обещанные 600 га земель, отнесенных к категории сенокосных угодий. Из них, в окрестностях села Дерсу - 150 га, в окрестностях уже умершего села Островного (где в 2009 году было 2 жителя) – 150 га и в окрестностях села Дальний Кут (240 жителей) – 300 га. И ни одного гектара пахотных земель. Если это было сделано намеренно, чтобы избавить переселенцев от неподъемного для них на этом этапе земельного налога, то было бы гораздо лучше помочь им в оформлении и регистрации семейных крестьянских хозяйств, которые по закону освобождены от уплаты такого налога. Если же пахотных земель на территории поселения нет (что откровенная неправда), или они уже оформлены другими «предприимчивыми» людьми, а староверам отдали отнесенные к неудобъям сенокосы, то переселение  в село Дерсу теряет для них всякий смысл, и они будут вынуждены искать себе другие, еще не освоенные, районы.

Однако, как показывает практика, на территории необъятной России таких мест с недавних пор почти не осталось. С другой стороны, распашка сенокосов является нарушением закона и карается соответствующим административным наказанием, а это для староверов неприемлемо. Весьма существенными и, по сути, неподъемными стали для бывших уругвайцев проблемы межевания земель и закрепления их в собственность. Многие отлично знают, что пройти полный процесс межевания, кадастрового учета и приватизации земель – это задача не для слабонервных, совсем не для бедных и на многие годы.

Поскольку земельные участки подворий, т.е. непосредственно сел Дерсу и Островного, а также прилегающие к ним сельхозугодья представляют собой анклавы на территории национального парка «Удэгейская легенда», остро встает вопрос обеспечения жителей села дровами. Одной из причин возникновения этой проблемы является то, что до настоящего времени  администрацией  парка не разработаны ни проект лесохозяйственной деятельности, ни соответствующий лесохозяйственный регламент, а обещанная доставка дров с других удаленных лесосек до сих пор под вопросом. Ситуация усугубляется и тем, что нынче зимой в Дерсу будет зимовать уже не четыре ребенка, а тридцать пять детей, в т.ч. и четверо грудного возраста. Думается, было бы правильно выделить для староверов доступную дровяную лесосеку или обеспечить своевременную доставку дров какой-либо из лесозаготовительных  организаций.

Общими для жителей всех сел Дальне-Кутского поселения и для староверов в  том числе являются проблемы социальной инфраструктуры. Здесь нет центрального электроснабжения  - ближайшее электрифицированное село Глубинное находится в 35 км. Нет регулярного транспортного сообщения с «большой землей», поскольку эти села для Красноармейского района – за речкой, через которую в данном месте нет моста. В свое время поселение было включено в государственную программу электрификации сел Приморского края, даже сохранился проект прокладки в ДерсуЛЭП-10 но об этом, похоже, уже забыли. В такой же ситуации забвения находится прошедшая паспортизацию автодорога Рощино - Дальний Кут – Дерсу, которая до настоящего времени нигде не поставлена на содержание. Этим объясняются периодически возникающие перебои в транспортном сообщении. Особенно остро проблема встает в зимний период и весенне– осеннюю распутицу: имеющийся в Дальне-Кутском сельском поселении маленький паром на одну машину  работает нерегулярно.

Учитывая неблагоприятную демографическую обстановку в Приморском крае и желание русских староверов вернуться на историческую родину, для их обустройства необходимы соответствующие программы на краевом и федеральном уровнях, обеспечивающие курс наивысшего благоприятствования переселенцам. Видимо, для этого необходимо волевое решение на уровне губернатора края. Кстати, трудовые ресурсы староверов трудоспособного  возраста, проживающие ныне на далекой чужбине, весьма существенны, как для исправления демографических проблем всего Дальневосточного региона, так и для улучшения нравственного облика жителей удаленных таежных поселений. Этим людям нужна всего лишь толковая юридическая поддержка, благосклонность властей в решении бытовых проблем. А заодно, наверное, и понимание того, что эти люди приносят с собой в наше общество ту чистую русскую культуру, которую мы бездумно потеряли в погоне за благами, а они – сохранили в непрестанной заботе о душе.

Федор Крониковский

Координатор ОО «Экогруппа «Тайга»

Материал в разделах:

Фотогалерея

Художник Павлушин Виктор

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Другие статьи

Активность на сайте

сортировать по иконкам
2 года 45 недель назад
YВMIV YВMIV
YВMIV YВMIV аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 300,767 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

2 года 47 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 300,767 |

Thank you, your site is very useful!

2 года 47 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 300,767 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 23 недели назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 300,767 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

2 года 47 недель назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 9,115 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!