Лесные пожары 2012 года... Продолжение следует?

Наиболее значимым экологическим событием ушедшего лета стали лесные пожары на территории Сибири и Дальнего Востока. Мы связались с одним из крупнейших специалистов в области экологии леса Андреем Петровичем Лалетиным, руководителем Красноярского регионального экологического общественного движения (КРЭОД) «Друзья сибирских лесов», автором более 70-ти публикаций, и попросили ответить на наиболее животрепещущие вопросы, касающиеся лесных пожаров в этом году, их причин и следствий.

– В этом году пожары в Сибири бушевали гораздо сильнее, чем в предыдущем. С чем это может быть связано?

– Во-первых, в этом году в Сибири было более жаркое и сухое лето, чем в предыдущие годы. Высохли многие ручьи и болота, которые ранее выступали серьёзной преградой для низовых пожаров. Во-вторых, было значительно больше сухих гроз. Но большинство пожаров возникало не от них, а из-за упущенного по неосторожности огня: от сельхоз-палов, а также от людей, работающих или отдыхающих в лесу. В-третьих, в Сибири мало дорог, и часто пожары приходилось тушить с воздуха; при этом эффективность усилий была относительно низкой, и большинство пожаров были потушены не людьми, а долгожданными дождями. В-четвертых, продолжается сокращение федерального финансирования лесного хозяйства, а большинство регионов в России являются дотационными. И в-пятых, в лесном хозяйстве (включая лесопожарный сектор) продолжается и прогрессирует утрата профессионализма и увеличивается бюрократическая составляющая. Многие опытные кадры разочаровались в лесных реформах и сменили работу или ушли на пенсию, а молодёжь неохотно идёт на низкооплачиваемую работу в лесном хозяйстве.

Также я считаю основными причинами увеличения числа и площади пожаров в этом году неготовность наших властей к борьбе с лесными пожарами и отсутствие профилактических мер. Проведённое в первой половине 2012 года лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров значительно сократило количество потенциальных пожарных и дополнительно усложнило привлечение к этой работе добровольцев, которые активно боролись с лесными пожарами в 2010-2011 г.г.

Ситуация с лесными пожарами в Сибири активно обсуждалась в региональной прессе, но плохо освещалась федеральными СМИ, как газетами, так и центральными телеканалами, в отличие от 2011, а тем более, от 2010 года. К моему удивлению, многие знакомые москвичи даже не представляли истинных масштабов лесных пожаров этого года в Сибири. К счастью, в Интернете можно было найти актуальную карту действующих лесных пожаров, и по ней можно было приблизительно рассчитать их количество.

– Связано ли это как-то с глобальными климатическими изменениями?

– Я считаю, что связано. Исследованиями учёных убедительно доказано, что на Земле увеличивается количество и интенсивность экстремальных явлений: если в Сибири это лето было жарче и суше, чем обычно, то в Японии и на Корейском полуострове лето было прохладнее и влажнее, чем обычно, с катастрофическими паводками и наводнениями. Прошлой зимой в Сибири было очень мало снега, была ранняя весна, и пожары начались необычно рано – в начале апреля. А мой друг из Владивостока в июле писал мне, что у них до сих пор не наступило лето, и ежедневно льют дожди. Такого влажного и холодного лета он не помнит в течение последнего полувека. В свою очередь, я тоже не могу вспомнить такого жаркого и сухого лета в Красноярске. Всегда полноводный ручей возле моей дачи в этом году так и не появился.

Метеорологические исследования продемонстрировали, что 8 лет из периода 2000-2009 были самыми тёплыми в истории наблюдений. Если жаркая погода совпадает с малым количеством осадков (как в этом году в Сибири, в восточных штатах США или в 2010 году в Европейской России), то количество пожаров и их интенсивность также резко увеличивается. При этом происходит глобальное перераспределение осадков, и они вызывают катастрофические наводнения в других регионах планеты.

– Многие винят в современном плачевном состоянии лесов нынешний Лесной Кодекс. Как на Ваш взгляд он отразился на ситуации с пожарами?

– Я тоже принадлежу к этому большинству и считаю, что недальновидная политика российского правительства, упразднившего (из-за желанной экономии) лесную охрану, привела в упадок лесное хозяйство. А сэкономить на этих сокращениях не получилось, так как реальные последствия одних только лесных пожаров многократно превысили полученную за счет сокращения экономию. Часто приходится вспоминать слова незабвенного В.С. Черномырдина: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Или народную пословицу, что русский мужик силён задним умом.

Нынешний Лесной кодекс (ЛК) и его подзаконные нормативные правовые акты носят «революционный» характер, ломая принцип преемственности и поэтапного развития. Это стало возможным после разрушения системы лесоуправления на федеральном уровне в 2000 году, когда был ликвидирован самостоятельный Рослесхоз и, заодно, - Госкомэкология. В результате были значительно ослаблены охрана лесного фонда и финансирование лесохозяйственной деятельности, что явилось одной из причин роста лесных пожаров, а также нелегальных лесозаготовок, в том числе под видом рубок ухода за лесом.

Современное лесное законодательство не решило эти проблемы. Наоборот, реформирование системы лесоуправления приняло затяжной характер с элементами неопределенности, как в федеральном центре, так и в регионах. Новый ЛК, вступивший в силу 1 января 2007 года, значительно увеличил отчётность и бумагооборот и сократил работу в лесу, в том числе по профилактике и тушению низовых лесных пожаров, не позволявшим им перейти в верховые. Система спутникового мониторинга, которой так гордится Рослесхоз в последние годы, выявляет пожары на площади не менее 20 гектаров. То есть, когда для их тушения уже необходимы масштабные средства и ресурсы, которых выделяется явно недостаточно. Первые годы действия ЛК выявили и другие серьёзные недостатки, которые необходимо устранить не внесением мелких поправок, не меняющих сути ЛК, а путем коренной переработки его и подзаконных нормативных правовых актов. С 2007 года в Лесной кодекс внесли уже 18 наборов поправок, а его суть только ухудшается и усложняется для выполнения на местах.

Несовершенством лесного законодательства объясняются и умышленные поджоги леса, совершаемые «чёрными лесорубами», которые поджигают лес, чтобы его потом можно было вырубить по более дешёвой цене. Этот факт признал также глава Рослесхоза В.Н.Масляков в интервью «Российской газете», опубликованном 17 июня 2011 года. «Есть серьезные подозрения, что поджоги делались преднамеренно. Особенно весной, когда огонь проходящий, низовой. При этом дерево сильно не повреждается, но пожар может быть причиной назначения санитарных рубок», - сказал глава Федерального агентства лесного хозяйства. При этом глава Рослесхоза отметил, что в поджогах иногда  участвуют и сами лесники. «К сожалению, в этом участвуют все. Надо же оформить соответствующие документы, поставить подписи», - сказал Масляков. Эти поджоги в основном совершаются там, где есть качественный древостой, и у дорог, «чтобы было меньше хлопот с вывозом». Также лесниками лес поджигается и после санитарных вырубок, чтобы скрыть факт, сколько было разрешено вырубать леса, а сколько фактически вырублено. «Такое количество пожаров, конечно, наводит на определенные подозрения. Значит, у кого-то есть мотив. Мы это выявим», - подчеркнул руководитель Федерального агентства лесного хозяйства. Но за прошедший год так и не было внесено изменений в эти положения лесного законодательства и многие пожары были вызваны поджогами «чёрных лесорубов» и недобросовестных лесников.

Я уже отмечал, что согласно поправкам в Лесной кодекс, вступившим в силу с 1 января 2012 года, лесопромышленники имеют право на пожаротушение только при наличии лицензии, которую оформляет Рослесхоз. Лицензия выдается бессрочно и стоит 2,6 тыс. рублей, но, чтобы ее получить, компания должна иметь на балансе специальную лесопожарную технику, средства индивидуальной защиты, а также лицензированных специалистов в штате. И только при наличии лицензии бизнес получает компенсацию затрат на тушение пожара. Как правило, нужная техника уже есть в крупных компаниях, а для небольших ее покупка станет непосильным бременем. По экспертной оценке, при получении лицензии расходы на оборудование, технику и прочее могут варьироваться от 2 до 4 млн рублей, тогда как стоимость противопожарных мероприятий может достигать 1000 рублей на 1 га леса. Поэтому малый и средний бизнес будет не в состоянии получить лицензии и законно тушить пожары на своей арендной базе.

По современному лесному законодательству арендатор леса отвечает за противопожарное обеспечение только по договору, но не по закону. Ему, чтобы возместить затраты на противопожарные работы, надо доказать чью-то виновность, то есть «назначить» конкретного виновника. На основании договора аренды это сделать невозможно, поскольку он не является собственником лесов и земель. МЧС можно расшевелить только в том случае, когда возникает угроза населенным пунктам, то есть жизни и материальным ценностям, имеющим документированную рыночную стоимость. А большинство катастрофических пожаров бушует в отдалённых местах. Лес, конечно, тоже ценность, но рассчитать реальный ущерб от его выгорания возможно только после пожара, то есть надо ждать, когда сгорит. Тогда можно будет обосновать затраты на тушение. Это – один из множества парадоксов, которыми богаты безграмотно составленные законы и нормативные документы.

Так что, как видите, несовершенство нового лесного законодательства является очень важной причиной увеличения лесных пожаров в России.

– Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы подобные масштабные катастрофы не повторялись?

– Я отвечу тезисно, так как многое необходимо сделать, в том числе:

Восстановить и должным образом оснастить и финансировать государственную лесную охрану - как наземные службы, так и «Авиалесоохрану». Созданный этой весной федеральный резерв «Авиалесоохраны», работающий по всей стране, является попыткой восстановления этой службы. Но возможности этого резерва явно недостаточны.

Квалифицированные кадры: необходимо удержать оставшихся опытных специалистов и привлечь квалифицированных молодых специалистов, обеспечить им достойную зарплату.

Уменьшить бумаготворчество и бюрократизм и больше работать в лесу.

Сконцентрироваться на профилактике лесных пожаров и на тушении низовых пожаров, не давая им распространяться на большие площади.

Заново переписать Лесной кодекс и подзаконные акты, опираясь на знания учёных, специалистов лесного хозяйства, «Авиалесоохраны» и общественных организаций.

Провести районирование лесов по степени пожарной опасности, уровню затрат на тушение и профилактику, в зависимости от степени их доступности. Это предполагает чёткую координацию возрождённой наземной службы охраны лесов, способной оперативно взаимодействовать с системой «Авиалесоохраны», МЧС и другими службами.

А главное, власти не должны врать и должны извлечь уроки из лесных пожаров 2010-2012 годов. 6 сентября 2012 года глава Рослесхоза В.Н. Масляков дал интервью РИА Новости, в котором он сказал, что в 2012 году в лесах России не было никакой пожарной катастрофы. Что по предварительным данным Рослесхоза площадь пострадавших от огня лесов в 2012 году составила чуть более 1 500 000 га, что незначительно превышает среднегодовую за предшествующие 20 лет (1 300 000 га). Тогда как по данным Института космических исследований РАН, реальная площадь лесных земель, пройденных пожарами в 2012 году, составляет около 13 000 000 га.

– Каков Ваш прогноз на следующий год в плане лесных пожаров и что может повлиять на то, сбудется он или нет?

– Россия имеет огромную территорию. И если в одних регионах будет засуха и будут бушевать лесные пожары, то в других регионах пожаров не будет, но будут наводнения, в том числе и катастрофические, как этим летом в Краснодарском крае.

Я согласен с комментариями, помещёнными на Лесном Форуме, что сокрытие и искажение данных о лесных пожарах, совершаемое органами лесоуправления многих субъектов РФ при соучастии руководства Рослесхоза, будет иметь печальные последствия для охраны лесов от пожаров в 2013 году. Главным итогом лесопожарной лжи является то, что работникам леса приходится малыми силами бороться с огромными лесными пожарами, которые «на бумаге» невелики или вовсе отсутствуют, без надежды на адекватные оплату труда, обеспечение техникой и оборудованием, а также без шансов на улучшение ситуации в обозримом будущем. Из-за этого ситуация с лесными пожарами с каждым годом лишь ухудшается. Сейчас есть все основания ждать следующей пожарной катастрофы в лесах России уже в 2013 году.

Беседовала Ася Николаева

 

Материал в разделах:

Фотогалерея

Художник Погонин Сергей

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Другие статьи

Активность на сайте

сортировать по иконкам
2 года 40 недель назад
YВMIV YВMIV
YВMIV YВMIV аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 298,518 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

2 года 42 недели назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 298,518 |

Thank you, your site is very useful!

2 года 42 недели назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 298,518 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 19 недель назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 298,518 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

2 года 42 недели назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 9,035 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!