- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
Методические рекомендации по использованию электронных изданий образовательного направления (ЭИОН) в общеобразовательной школе
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
В связи с бурным развитием образовательных информационных технологий появляется огромное число электронных изданий образовательного направления.
ЭИОН – это средство обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе самообразование учеников.
При выборе ЭИОН аргументируется необходимость их использования в образовательном процессе. К основным аргументам можно отнести:
-
- возможность представления в мультимедийной форме информационных материалов (динамические иллюстрации природных экспериментов и явлений, графические зависимости, видеофрагменты, звукозаписи, рукописи и др.);
- необходимость работы с моделями изучаемых объектов, явлений с целью их исследования в интерактивном режиме;
- создание условий для самостоятельных исследований и размышлений;
- усвоение алгоритма научного исследования;
- формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности;
- необходимость объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки;
- выработка презентативных умений и навыков.
Классификация ЭИОН
Совершенно очевидно, что с любым текстом гораздо удобнее работать "на бумаге", а не на экране компьютера. Поэтому обычный учебник еще долго сохранится как ведущее средство обучения. Электронные издания должны дополнять или превосходить обычные учебники, что возможно, только если они:
-
- обеспечивают практически мгновенную обратную связь между пользователем и содержанием курса;
- помогают быстро найти необходимую информацию;
- рассказывают, показывают, создают модели;
- позволяют проводить обучение в темпе, наиболее подходящем для конкретного обучаемого.
Все современные ЭИОН по функциональным возможностям можно разделить на следующие группы: мультимедийные курсы, электронные энциклопедии, тестеры, мультимедиа-библиотеки, другие издания в поддержку современного образовательного процесса.
Мультимедийные курсы
Мультимедийные курсы обычно содержат три компонента: теоретическую часть, полностью повторяющую курс учебного предмета; практическую часть (задачи, интерактивные модели) и тренирующий блок. Данная группа электронных изданий отличается от обычных печатных учебников тем, что содержит гипертекст по всему курсу: текстовый материал, интерактивные модели, простейшие анимации, рисунки и звук объединены с помощью перекрестных ссылок во взаимосвязанную систему. Кроме того, тренирующе-тестирующие блоки интегрированы с базой задач, снабженных решениями, а поисковые блоки содержат предметный, именной указатели.
Электронные энциклопедии
Электронные энциклопедии позволяют оперативно найти необходимую информацию, продемонстрировать короткие видеофрагменты, анимации различных природных процессов, исторических событий и др., фотографии, наглядные схематические рисунки и т.д.
Тестеры (тренажеры)
Тестеры предназначены для закрепления знаний, приобретенных в ходе базовой подготовки, выработки умений и навыков решения учебных задач. Тестеры ориентированы на самостоятельную работу учащихся. Приступая к работе с тестером, ученик регистрируется. Можно использовать программу в различных режимах: знакомство, зачет, экзамен.
Мультимедиа-библиотеки
Это электронные издания, включающие в себя:
-
- набор мультимедиа-компонентов, отображающих объекты, процессы, явления в данной предметной области;
- простой в использовании редактор, позволяющий учителю формировать наборы необходимых наглядных материалов (анимации, видеофрагменты, модели, картинки, фотографии, рисунки, определения, тесты, формулы, таблицы) и собственные презентации;
- программу-реализатор (плейер).
Современные электронные библиотеки обладают широкими дидактическими возможностями и характеризуются:
-
- интегрируемостью с другими мультимедиа-библиотеками;
- системностью и структурно-функциональной связностью представления мультимедиа-объектов в рамках программного материала;
- обеспечением компьютерной визуализации программного материала, интерактивности обучения;
- методической поддержкой учебного процесса.
Другие электронные издания в поддержку современного образовательного процесса
К данной группе ЭИОН можно отнести виртуальные мастерские, виртуальные экскурсии, обучающие игры по предмету.
Основные компоненты ЭИОН
Для обеспечения продуктивного образования ЭИОН должны включать виды деятельности, адекватные изучаемой науке. ЭИОН могут включать в себя следующие основные компоненты:
-
- Информативная. Данная компонента представлена вербальным, символическим изложением, а также графическими иллюстрациями.
- Репродуктивная. Репродуктивные задания ориентируют на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия.
- Творческая. Процедуры творческой деятельности задаются с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач, свернутого текста, парадоксов.
- Эмоционально-ценностная. Представленная компонента отражает мировоззренческую, эстетическую и другие направленности, обращенные к жизненным проблемам и личному опыту учеников.
- Деятельностная. Эта компонента реализуется с помощью заданий, ориентированных на становление профильных видов деятельности, алгоритмических предписаний, возможностей гиперссылок.
- Интерактивная. Указанная компонента предполагает наличие элементов быстрой обратной связи по отношению к действиям пользователя: всплывающие подсказки, помощь, самопроверка заданий, возможность создания и сохранения пользователем в электронном виде собственных текстов и графики.
Мультимедийные курсы выполняются в электронном (цифровом) формате, допускающем гиперссылки, графику, речь диктора, регистрационные формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты. Включение в мультимедийный курс элементов анимации и компьютерных игр усиливает его интерактивность и привлекательность. В то же время основной формой мультимедийного курса является текст, точнее гипертекст. Гипертекст позволяет организовывать деятельность учащихся по различным траекториям, переходя к требуемому элементу сразу через гиперссылку.
Критерии анализа и оценки ЭИОН
При рекомендации учащимся электронных учебных материалов необходимо руководствоваться научными, педагогическими, эргономическими критериями. А.В. Хуторской предлагает следующие критерии анализа и оценки ЭИОН.
-
- Наличие в учебном материале научно достоверной и педагогически обоснованной информационно-деятельностной системы понятий, законов, теорий и других образовательных элементов по изучаемому курсу.
- Соответствие материала ЭИОН стандартам соответствующей образовательной области. Возможность сочетания с "бумажными" учебниками и другими средствами обучения.
- Удовлетворение санитарно-гигиеническим требованиям, направленным на сохранение зрения, предупреждение переутомления и другие здоровьесберегающие факторы.
- Учет возрастных особенностей учащихся, их познавательных возможностей, различной интеллектуальной подготовки.
- Интерактивность, личностная ориентация материала и структуры его организации. Возможность индивидуальной траектории изучения. Разделение учебной информации по уровням сложности, способам восприятия.
- Наличие учебно-познавательных и творческих заданий, способствующих развитию критического мышления.
- Эмоциональная форма подачи учебного материала, взаимосвязанный поток информации, подаваемый порциями.
- Дружественный и интуитивно понятный интерфейс программы.
Методика использования ЭИОН в учебном процессе
Появившись как счетное устройство, компьютер открыл новые возможности: численное моделирование, компьютерный эксперимент, исследование уравнений, представление данных, анализ информации, и стал равноправным источником добывания информации и построения научных теорий. В современных условиях актуально введение в школьную программу электронных изданий, имитирующих реальные способы познания.
Учитель на уроке может использовать ЭИОН следующим образом:
-
- компьютерные демонстрации;
- организация лабораторно-практических занятий на основе текста, карт, таблиц, видеофрагментов;
- обучение работе с информацией;
- организация проектной деятельности;
- проведение контроля за уровнем знаний.
Компьютерные демонстрации. Компьютерные демонстрации, как правило, проводятся непосредственно во время урока в кабинете с целью проиллюстрировать изучаемый материал. Демонстрации проводит сам учитель, с помощью персонального компьютера и переносного мультимедийного проектора проецируя изображение на большой настенный экран.
Для демонстраций применяются несколько типов медиакомпонентов электронной среды обучения.
Символьные объекты (графики, схемы, карты, таблицы, диаграммы, формулы) могут быть использованы на этапе объяснения для того, чтобы не работать с доской и мелом при проведении урока в компьютерном классе.
Образные объекты (фото, рисунки, картины, объекты компьютерной графики) и аудиоинформация (аудиосюжеты, аудиодиалоги, комментарии к виртуальным объектам, аудиохроника, музыка, пение, звуки природных процессов и животного мира) позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему большую эмоциональность, приближенность к реальной жизни.
Видеообъекты (анимации, динамические модели явлений, видеосюжеты, видеохроника) выполняют функцию, аналогичную использовавшимся ранее учебным видеофильмам, позволяют наглядно демонстрировать взаимосвязи изучаемого объекта или явления с окружающей действительностью, представлять материал для сравнения, сопоставления, анализа и синтеза, выделять главное, показывать детали.
Использование видеообъектов при объяснении или закреплении нового материала эффективно лишь при условии его активного восприятия учащимися. Поэтому перед показом необходимо определить цель: дать "установку на просмотр". Для этого следует предварительно определить форму работы с конкретным видеоматериалом или анимационным фрагментом, исходя из его особенностей и характера изучаемой темы. В процессе показа анимации или видеофрагмента можно задавать уточняющие вопросы, используя функцию "стоп кадр", давать при необходимости разъяснения и уточнения, повторяя фрагменты.
Можно рекомендовать разные способы использования видеообъектов на уроке:
-
- на этапе установки предложить в письменном виде вопросы к анимационному или видеофрагменту, а после просмотра провести беседу по этим вопросам, акцентируя внимание на основных вопросах содержания;
- предложить пересказать содержание анимационного или видеофрагмента по предложенному перед просмотром плану, ответить дополнительно на уточняющие вопросы;
- перед просмотром показать план рецензии или отзыва о видео- или анимационном фрагменте, который школьники впоследствии должны сделать (устно или письменно);
- в качестве "установки на просмотр" предложить составить краткий конспект в виде списка вопросов к анимационному или видеофрагменту или его плана, заполнить предложенную таблицу или составить схему содержания.
Объекты "виртуальной реальности" (тренажеры, интерактивные модели, конструкторы, симуляторы) - позволяют имитировать природные явления, эксперименты или идеализированные ситуации, встречающиеся в задачах.
Тренажер – программа или устройство, предназначенное для отработки определенных навыков за счет многочисленных повторений.
Интерактивная модель – анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Интерактивные модели могут использоваться для имитации природных процессов. К этому типу объектов можно отнести интерактивные таблицы (когда фрагменты могут "оживать" в короткие анимации или укрупняться с появлением новых деталей).
Симулятор - программа или устройство, моделирующее функционирование некоторого объекта.
Конструктор – программа, предназначенная для создания определенной среды, например, теста, графического изображения и т.п.
Компьютерное моделирование позволяет получать наглядные динамические иллюстрации природных экспериментов и явлений, воспроизводить их тонкие детали, которые часто ускользают при наблюдении реальных явлений и экспериментов. При использовании моделей компьютер предоставляет уникальную, не достижимую в реальном эксперименте, возможность визуализации не реального явления природы, а его упрощённой модели. При этом можно поэтапно включать в рассмотрение дополнительные факторы, которые постепенно усложняют модель и приближают ее к реальному явлению. Кроме того, компьютерное моделирование позволяет варьировать временной масштаб событий, а также моделировать ситуации, нереализуемые в реальных экспериментах.
Работа учащихся с компьютерными моделями чрезвычайно полезна, так как компьютерные модели позволяют в широких пределах изменять начальные условия экспериментов, что позволяет им выполнять многочисленные виртуальные опыты. Такая интерактивность открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов.
Наиболее продвинутыми с точки зрения использования информационных технологий являются интерактивные демонстрации явлений, процессов, опытов.
При объяснении наиболее эффективно использовать класс с одним компьютером в сочетании с мультимедиа проектором и экраном. Поэтому при выборе CD важна не только содержательность компьютерных материалов, но и его яркость, современность по содержанию и форме.
Компьютерные демонстрации сопровождаются объяснениями и комментариями учителя, позволяют сделать урок более красочным, наглядным и насыщенным, концентрируют внимание учеников.
Организация лабораторно-практических занятий. Для проведения такого урока необходимо, прежде всего, разработать соответствующие раздаточные материалы: бланки лабораторных работ, в которых:
-
- указывается алгоритм поиска необходимого материала в электронном учебнике;
- формулируются вопросы, на которые учащиеся должны будут ответить в ходе анализа найденной информации.
Задания в бланках работ следует расположить по мере возрастания их сложности, опираясь на классификацию шести различных уровней мышления таксономии ( таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложно - организованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение) Б. Блума. Категории знания рассматриваются им как уровни сложности, начиная от самого простого умения и заканчивая самым сложным (рис. 1).
рис. 1
Как показано на рисунке выше, знание и понимание являются наиболее распространенными из мыслительных умений. Они служат базой или фундаментом, на котором строятся все мыслительные умения более высокого порядка.
-
- Знание – запоминание и воспроизведение изученного материала. Ученик знает основные термины, понятия, факты, правила, принципы. Примеры заданий: составить список, выделить, рассказать, показать, назвать.
- Понимание – осмысление значения изученного, умение преобразовать материал из одной формы выражения в другую, а также его интерпретировать. Ученик понимает правила, факты и принципы, интерпретирует графики, схемы, диаграммы, преобразует словесный материал в математические выражения. Примеры заданий: описать, объяснить, определить признаки, формулировать по-другому.
- Применение – умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы и методы в конкретных ситуациях. Примеры заданий: применить, проиллюстрировать, решить.
- Анализ – осознание материала, умение разбить тему на составляющие так, чтобы была понятна ее структура, и выявить взаимосвязь между отдельными частями материала. Ученик оценивает значимость данных, выделяет ошибки в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями. Типы заданий:проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия.
- Синтез – умение комбинировать элементы, чтобы получилось целое, обладающее новизной. Ученик делает сообщения, разрабатывает лабораторные, выполняет творческие задания. Типы заданий: создать, придумать дизайн, разработать, составить план.
- Оценка - оценивание на основе критериев. Типы заданий: представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать.
При таком подходе учителю значительно легче ориентироваться на уровень усвоения материала, на регулирование времени по каждой теме, на оценивание знаний учащихся.
Обычно урок делится на три этапа (см. рис. 2).
рис. 2
На первом этапе объясняется цель работы, вводятся основные понятия и дается представление о ходе проведения работы. Выполнение лабораторной работы – это второй этап урока. На третьем этапе, по окончании работы, проводится анализ ошибок и выводов (выводы ученики должны делать в процессе выполнения).
Обучение работе с информацией. Работу с информацией любого объема и характера можно представить следующим образом: поиск > восприятие > хранение > переработка > представление.
Рассмотрим, какие виды деятельности входят в каждый этап при использовании ЭИОН.
Поиск информации:
-
- формулировка задачи поиска;
- выбор средств – электронный учебник, использование поисковой системы в электронном издании,
- формулировка запроса.
Восприятие информации:
-
- определение типа полученной информации;
- воспроизведение информации, представленной в письменной и визуальной (рисунок, схема, график, диаграмма, карта и т.д.) форме;
- критический анализ полученной информации.
Хранение информации:
-
- первичная фиксация (записи, копирование, вывод на принтер и т.д.);
- систематизация и классификация;
- извлечение главного для конкретной задачи;
- изменение формы, объема, знаковой системы: составление плана, конспекта, таблиц, схем и т.п.;
- вторичная фиксация в выбранной форме.
Переработка информации:
-
- определение цели данной коммуникации, направленности информационного потока;
- выбор объема, содержания и форм представления информации, наиболее эффективно отвечающих поставленной задаче.
Представление информации:
-
- подготовка сообщения в форме записи, слайда и т.д.;
- сообщение информации учащимся в виде доклада, рецензии, выступления в качестве оппонента или участника дискуссии и т.д.
При работе с информацией, представленной в электронном издании можно предложить следующие виды учебной деятельности:
-
- написание и защита рефератов разных видов на основе материалов электронного учебника: реферат-обзор, реферат-рецензия;
- составление коллекции аннотированных статей электронного учебника по теме;
- рецензия на статью по изучаемой теме и ее презентация;
- сбор мультимедиа-материалов к заданной теме (текст, иллюстрации, анимации, видео, аудио);
- иллюстрация найденного текста своими мультимедиа-материалами (графика, схемы, таблицы и т.д.)
Организация проектной деятельности учащихся с использованием возможностей ЭИОН. Работа над проектом включает следующие основные этапы.
1 этап. Погружение в проект:
-
- Аналитический процесс работы в проблемном поле. Формирование интереса к теме проекта.
- Организация учащихся в группы. Определение целей и задач каждой группы.
- Распределение ролей в группе.
2 этап. Поиск:
-
- Определение цели проекта и конкретизация необходимых действий для её достижения.
- Определение источников и способов сбора информации.
- Поиск и изучение информации по проблеме. В двух направлениях – в учебной и научно-популярной литературе и в компьютерных программах, сети Интернет.
- Обмен информацией. Обсуждение и анализ исходного материала.
- Выдвижение гипотез решения проблемы. Прогноз результатов исследования.
3 этап. Исследование:
-
- Выбор способа решения проблемы.
- Выполнение чертежей, зарисовок.
- Сопоставление ожидаемых результатов с реальными.
- Корректировка направления дальнейших исследований.
- Анализ результатов исследований.
- Обобщение полученного материала.
4 этап. Презентация:
-
- Выбор способов представления результатов. Обсуждение сценария презентации.
- Подготовка результатов проектной деятельности. Защита проекта
- Обсуждение проекта. Оценка.
Самый главный итог – работая над проектом с использованием компьютерных технологий, учащиеся осваивают инструмент, владение которым в дальнейшем будет необходимо для специалиста любого профиля. Владея этим инструментом, учащиеся смогут получать информацию, общаться, работать, чувствовать себя уверенно.
Проведение контроля за уровнем знаний. Многие электронные издания содержат набор тестовых заданий по школьным предметам, что позволяет организовать индивидуальный компьютерный опрос учащихся.
Факторы, которые необходимо учитывать при проектировании уроков с использованием ЭИОН
Во-первых, проводится детальный анализ ЭИОН с позиций принципа генерализации информации, прогнозируется эффективность использования данного электронного пособия при проведении различного рода занятий, определяется методика проведения занятия, проектируются основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе.
Во-вторых, учитываются санитарные нормы работы учащихся за компьютером.
Первоклассникам разрешено проводить за компьютером 10 минут, учащимся вторых – пятых классов не более 15 минут, шестые – седьмые классы могут работать за компьютером 20 минут, восьмые и девятые классы – 25 минут. Учащиеся десятых, одиннадцатых классов на первом уроке могут находиться за компьютером 30 минут, на втором уроке 20 минут.
В-третьих, продумываются организационные формы урока, так как компьютерный класс располагает в среднем 10–12 компьютерами, в то время как число учащихся составляет 25-30 человек. Работа за компьютером предполагает индивидуальную деятельность.
Проектирование урока с использованием ЭИОН
Подготовка к проектированию урока с использованием ЭИОН включает в себя следующее:
-
- Определение роли и места предстоящего урока в изучаемой теме, его связей с предыдущими и последующими занятиями.
- Формулировка целей и задач урока с учетом психологических и возрастных особенностей класса. Планирование образовательных продуктов, которые будут созданы учениками в результате занятия. Уточнение способов контроля и оценки уровня достижения каждой из целей урока.
- Изучение учебников, методических пособий, электронных изданий образовательного направления по данной теме.
- Выбор наиболее эффективных методов обучения, способствующих образовательной деятельности учащихся. Выбор форм и способов организации этой деятельности.
- Отбор минимального содержания учебного материала для урока, выбор формы его проведения (компьютерная лекция, диспут, семинар, практикум по решению задач, компьютерная лабораторная работа и т.д.), основных видов деятельности учеников.
- Оценка вариантов реализации учебной ситуации - с применением компьютера и без применения. Определение места работы со средствами ИТ в структуре урока.
- Отбор и подготовка технологической карты к уроку, демонстрационных опытов, интерактивных моделей, таблиц и другого оборудования.
В процессе проектирования урока учитываются: образовательная программа, уровень подготовки детей, наличие методического инструментария, специфика имеющихся условий, тип урока, а также формы и методы, которые помогут ученикам создать необходимый образовательный продукт и достичь главных целей. Главная проблема: соотнести при проектировании урока цели учебного предмета, цели учителя.
Общая организация учебного процесса с использованием ЭИОН
Внедрение средств ИТ в учебный процесс неразрывно связано с техническим оснащением образовательного учреждения. В состав школьной информационной среды могут входить:
-
- учебные классы, оснащенные персональными IBM-совместимыми компьютерами, объединенными в локальную сеть, компьютерной техникой, необходимым УМК, программным обеспечением;
- учебная аудитория, оснащенная мультимедиапроектором, персональным компьютером, переносным или стационарным экраном;
- медиатека, объединяющая медиа-, видео-, библиотеку и обеспечивающая доступ к различным информационным ресурсам.
На этапе конструирования учебного процесса учитель определяет необходимое аппаратное и программное обеспечение. Выбор технических средств обусловлен формой учебного занятия (урок-презентация, урок-исследование, практикум, виртуальная экскурсия, тематический проект и т.п.).
Воспользоваться одним персональным компьютером и проектором в учебном классе целесообразней всего в следующих ситуациях:
-
- не предусмотрена самостоятельная работа учащихся;
- предусмотрены компьютерные демонстрации для иллюстрации изучаемого материала;
- предусмотрены представления результатов проектной деятельности.
При организации компьютерных лабораторно-практических занятий, самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся необходим доступ в компьютерный класс. Работу в таком классе с большой группой ребят лучше начинать с фрагмента урока длительностью не более 10-15 минут. Правила работы, задания, которые учащиеся будут выполнять, необходимо разъяснить до того, как они сели за компьютеры.
Следует особо отметить, что на первых уроках в компьютерном классе, желательно присутствие, особенно в течение первых 10-15 минут, учителя информатики, так как возможны неполадки, неисправности оборудования и программного обеспечения.
Для того чтобы провести целый урок в компьютерном классе, следует разработать подробный план учебного занятия. Особое внимание необходимо уделить формулировке вопросов и заданий к ЭИОН, которые будут использоваться на данном уроке.
Рассмотрим наиболее распространенную схему организации урока с использованием средств информационных технологий.
На первом этапе учитель проводит беседу, в процессе которой может вводить новые понятия, определять готовность учащихся к самостоятельной работе с электронными ресурсами. Если необходимо, учитель демонстрирует специфику работы с ЭИОН. Учащимся выдаются индивидуальные задания.
На втором этапе учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с электронным ресурсом под руководством учителя, после чего приступают к самостоятельной работе. На данном этапе учитель становится наставником, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, консультантом учащихся.
Третий этап предполагает работу учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера). Можно предложить ребятам проблемную ситуацию или задачу, решение которых поможет достижению целей урока.
В зависимости от конкретного учебного занятия этапы могут быть ранжированы иначе. Например, на втором этапе может быть предложена система упражнений, обеспечивающая подготовку учащихся к работе с ЭИОН, сама работа с электронным ресурсом станет кульминацией урока.
При организации самостоятельной деятельности учащихся с ЭИОН во внеурочное время необходим доступ к ресурсам медиатеки.
ЭИОН позволяют ученику, пропустившему тему, наверстать пропущенный материал самостоятельно.
Таким образом, электронные издания образовательного направления - новый инструмент в работе учителя, позволяющий создавать более наглядные и информационно насыщенные уроки. Также необходимо помнить, что использование обучающих программ должно приводить к более эффективному достижению цели.
Литература
- Гомулина Н.Н. Обзор новых мультимедийных учебных изданий по физике, http://center.fio.ru/vio/vio_20/cd_site/Articles/art_1_23.htm
- Гомулина Н.Н. Библиотеки электронных наглядных пособий по физике и астрономии, http://vio.fio.ru/vio_15/cd_site/articles/art_1_10.htm.
- Морев И.А. Образовательные информационные технологии. Часть 1. Обучение: Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.
- Практикум по дидактике и методикам обучения / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2004.
- Софронова Н.В. Программно-методические средства в учебном процессе общеобразовательной школы. – М.: ИИО РАО, 1998.
- Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003.
Материал в разделах:
- Лабораторная работа
- Литература
- Методические рекомендации по использованию мультимедийной хрестоматии на уроках биологии в общеобразовательной школе
- Методические рекомендации по использованию электронных изданий образовательного направления (ЭИОН) в общеобразовательной школе
- ЯПОНСКОЕ МОРЕ
- Хрестоматия морей дальнего востока России
- МАКРОФИТЫ (водоросли и морские травы) МОРЕЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ
- РАКООБРАЗНЫЕ МОРЕЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ
- Отряд Лососеобразные
- Акулы и скаты
- Альбатросы
- Асцидии – "старт" позвоночных
- Брюхоногие моллюски
- Бычки
- Высшие ракообразные
- Головоногие моллюски
- Голотурии
- Губки
- Гуси-лебеди
- Двустворчатые моллюски
- ИГЛОКОЖИЕ МОРЕЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ
- Класс Костистые рыбы
- Класс МОРСКИЕ лилии
- Класс МОРСКИЕ ЕЖИ
- Кольчатые черви
- Корюшковые Приморья
- Кулики
- Медузы
- Морские ежи
- Морские звезды
- Общая характеристика класса птиц
- Отряд Камбалообразные
- Отряд Карпообразные
- Отряд Трескообразные
- Офиуры
- Паразитические нематоды
- Паразитические ракообразные
- Подкласс ЧЕЛЮСТЕНОГИЕ
- Пришельцы морских вод Приморья
- Семейство Сельдевые
- Терпуги
- Утки
- Фораминиферы
- Цапли
- Чайки
- Сборник лабораторных работ по Биологии (зоология) предназначен для использования учащимися 7-8 классов
Календарь
Материалы данного раздела
- Лабораторная работа
- Литература
- Методические рекомендации по использованию мультимедийной хрестоматии на уроках биологии в общеобразовательной школе
- Методические рекомендации по использованию электронных изданий образовательного направления (ЭИОН) в общеобразовательной школе
- ЯПОНСКОЕ МОРЕ
- Хрестоматия морей дальнего востока России
- МАКРОФИТЫ (водоросли и морские травы) МОРЕЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ
- РАКООБРАЗНЫЕ МОРЕЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ
- Отряд Лососеобразные
- Акулы и скаты
- Альбатросы
- Асцидии – "старт" позвоночных
- Брюхоногие моллюски
- Бычки
- Высшие ракообразные
- Головоногие моллюски
- Голотурии
- Губки
- Гуси-лебеди
- Двустворчатые моллюски
- ИГЛОКОЖИЕ МОРЕЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ
- Класс Костистые рыбы
- Класс МОРСКИЕ лилии
- Класс МОРСКИЕ ЕЖИ
- Кольчатые черви
- Корюшковые Приморья
- Кулики
- Медузы
- Морские ежи
- Морские звезды
- Общая характеристика класса птиц
- Отряд Камбалообразные
- Отряд Карпообразные
- Отряд Трескообразные
- Офиуры
- Паразитические нематоды
- Паразитические ракообразные
- Подкласс ЧЕЛЮСТЕНОГИЕ
- Пришельцы морских вод Приморья
- Семейство Сельдевые
- Терпуги
- Утки
- Фораминиферы
- Цапли
- Чайки
- Сборник лабораторных работ по Биологии (зоология) предназначен для использования учащимися 7-8 классов
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 50 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,869 | |
3 года 2 дня назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,869 | |
3 года 3 дня назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,869 | |
3 года 28 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,869 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
3 года 3 дня назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,202 | |