Тревожное сокращение лесов Земли

 В 2022 году, даже после того, как десятки стран обязались защищать свои леса, вырубка лесов в мире снова выросла.

За последнее десятилетие десятки компаний и почти все крупные страны пообещали прекратить уничтожение лесов — практику, которая губит целые сообщества диких животных и загрязняет воздух огромным количеством углекислого газа.

На всемирной климатической конференции в Глазго осенью 2021 года было принято самое важное на сегодняшний день обязательство: 145 стран , включая Бразилию, Китай и Индонезию, взяли на себя обязательство «остановить и обратить вспять» потерю лесов в течение десятилетия. Кажется, никогда прежде мир не был так предан делу прекращения вырубки лесов.

И все же леса продолжают вырубать.

Новый анализ, проведенный исследовательской организацией World Resources Institute по данным Университета Мэриленда, показывает, что обезлесение в 2022 году оставалось безудержным. По данным WRI, это площадь леса размером со Швейцарию.

Вызывает тревогу тот факт, что в 2022 году мир потерял на 10 процентов больше тропических лесов по сравнению с предыдущим годом, что указывает на то, что страны в целом движутся в неправильном направлении. Это особенно тревожно, учитывая, что тропические леса являются одними из самых важных экосистем на Земле. Они помогают регулировать погоду, накапливают огромное количество углерода и служат домом для самых богатых сообществ диких животных на планете.

Еще в школе все слышали крылатое выражение «Лес – легкие планеты». Мы к нему привыкли, и, как все привычное, не замечаем его, не вдумываемся в его смысл, и уж тем более не предпринимаем никаких действий, услышав или увидев его еще раз. Разумеется, леса важны, они вырабатывают кислород, которым мы дышим. Но разве в мире мало лесов? А уж в России их больше, чем в любой другой стран...

 

«С начала века мы стали свидетелями истощения некоторых из самых важных лесных экосистем мира, несмотря на годы усилий, направленных на то, чтобы изменить эту тенденцию», — заявила журналистам на пресс-конференции Микаэла Вайссе, директор платформы мониторинга лесов WRI Global Forest Watch.  «Данные этого года показывают, что мы быстро теряем один из наших самых эффективных инструментов для борьбы с изменением климата, защиты биоразнообразия, поддержки здоровья и средств к существованию миллионов людей».

Анализ выявил и хорошее: Индонезия и Малайзия, когда-то бывшие горячими точками обезлесения, в последние годы обуздали вырубку лесов, и эта тенденция сохранится в 2022 году. Эти экосистемы невероятно богаты углеродом и являются домом для знаковых исчезающих животных, таких как орангутаны и тигры.

Однако в целом миру по-прежнему не удается остановить глобальное обезлесение, что заставляет ученых задаваться вопросом, насколько хорошо работают различные обязательства и десятилетия усилий по сохранению. Каждый год приносит один и тот же разочаровывающий результат — вырубается все больше лесов, — что подчеркивает необходимость решений, выходящих далеко за рамки простых обещаний.

Где в прошлом году вырубили лес

Почти вся вырубка лесов — т. е. преднамеренное и постоянное уничтожение деревьев — происходит в тропиках. Страны с более умеренным климатом, такие как Канада и Россия, также теряют много деревьев каждый год (в основном из-за лесных пожаров), но эта потеря часто носит временный характер; новые деревья вырастают там, где сгорели старые.

Примечательно, что только на одну страну в прошлом году приходилось более 40 процентов всей вырубки тропических лесов: на Бразилию. Она потеряла 1,8 миллиона гектаров (4,4 миллиона акров) девственных лесов, большая часть которых приходится на Амазонию, крупнейший тропический лес на Земле , где обитает необычайное множество растений и животных.

По данным WRI, лесные пожары вызвали небольшую часть этих потерь в Бразилии. Но если не учитывать пожары, в 2022 году в Бразилии был самый высокий уровень обезлесения с 2005 года.

В соседней Боливии гораздо меньше лесов, но в прошлом году она также столкнулась с тревожными темпами обезлесения. Страна потеряла почти 0,4 миллиона гектаров (чуть менее 1 миллиона акров) девственных лесов — это самый высокий годовой показатель за всю историю наблюдений и примерно на треть больше, чем она потеряла в предыдущем году.

На полпути вокруг земного шара в бассейне реки Конго в Африке, другом крупном тропическом лесу планеты, была еще одна горячая точка. В прошлом году Демократическая Республика Конго уничтожила более полумиллиона гектаров (1,3 миллиона акров) девственных лесов, усугубив тенденцию к росту обезлесения в экосистеме, где обитают редкие виды, включая таких как шимпанзе и лесные слоны.

В других африканских стран, в том числе Гане, Анголе и Камеруне обезлесение также быстро нарастает. По данным WRI, например, вырубка лесов в Гане увеличилась почти на 70 процентов в период с 2021 по 2022 год.

Итак, чем вызваны эти потери?

Основным источником разрушения по-прежнему остается сельхозпроизводство

Основная причина, по которой люди сегодня вырубают леса, — это выращивание крупного рогатого скота для производства говядины или выращивание таких культур, как соя, масличная пальма и кофе. Реальность такова, что часто проще или дешевле расчистить кусок девственного тропического леса для сельскохозяйственных угодий, чем использовать землю, которая уже была очищена от деревьев.

В бразильской Амазонии до 90 процентов всей вырубки лесов связано с разведением крупного рогатого скота. Часто владельцы ранчо или компании сначала срубают дорогие деревья и продают их как древесину. Затем они сожгут или очистят оставшуюся растительность, прежде чем сажать траву и загонять скот.

В других местах леса уничтожают из-за других продуктов питания. В Боливии, например, общины меннонитов заменили большую часть естественных лесов соевыми фермами. Согласно отдельному анализу WRI , только в 2019 году соевые фермы уничтожили почти 50 000 гектаров леса. (По иронии судьбы, успешные усилия по ликвидации связанной с соей вырубки лесов в Бразилии, а именно введенный в 2006 году мораторий, запрещающий торговцам зерном покупать сою, выращенную на землях, которые недавно были лесами, могли спровоцировать всплеск связанных с соей потерь лесов в Боливии, где меньше защитных лесов.)

По данным WRI, в прошлом году большая часть лесов Боливии также была сожжена пожарами. Эти пожары не были чисто стихийными бедствиями; многие из них были сделаны людьми для расчистки земли, а затем вышли из-под контроля, отчасти из-за засухи в регионе. (Еще одна досадная ирония: вырубка лесов может усугубить засуху, поэтому уничтожение лесов подпитывает опасный цикл обратной связи.)

В тропической Африке ситуация несколько иная, там вырубка лесов происходит небольшими участками и тесно связана с бедностью. Многие люди в Демократической Республике Конго, например, вырубают деревья на древесное топливо и строят небольшие фермы, чтобы прокормить себя. По словам Паоло Омара Черутти, ученого-лесоведа из Центра международных исследований лесного хозяйства, промышленное сельское хозяйство там не является большой проблемой, как в Южной Америке и Юго-Восточной Азии.

Тем не менее, в некоторых других африканских странах, включая Гану, недавние уничтожения лесов даже в пределах охраняемых территорий, связаны с фермами по выращиванию какао и масличной пальмы, горнодобывающей промышленностью и разведением крупного рогатого скота.

Почему вырубка лесов до сих пор так высока?

Вот уже много лет большинство стран и компаний, ответственных за вырубку тропических лесов, публично привержены защите лесов. Крупные мясоперерабатывающие компании в Бразилии, например, согласились покупать крупный рогатый скот только с земли без потери леса более десяти лет назад; десятки других компаний взяли на себя аналогичные обязательства, в том числе гиганты пищевой промышленности, такие как Nestle. 

Между тем, в 2014 году — задолго до конференции по климату в Глазго — десятки стран обязались прекратить вырубку лесов к 2030 году, в том числе Демократическая Республика Конго , Колумбия и другие страны, богатые лесами. За прошедшие годы появились всевозможные другие усилия по прекращению обезлесения, такие как инициатива под названием REDD +, которая, по сути, направлена ​​​​на компенсацию бедным странам за защиту своих лесов.

Суровая реальность такова, что, до сих пор, эти усилия почти не повлияли на вырубку лесов. «В глобальном масштабе мы далеки от намеченного пути и движемся в неправильном направлении, когда речь идет о сокращении обезлесения», — заявил журналистам во время пресс-конференции на прошлой неделе Род Тейлор, глобальный директор по лесам WRI.

Леса, вырубленные для небольших ферм на северо-востоке Демократической Республики Конго, 1 сентября 2022 года. Guerchom Ndebo/AFP via Getty Images

Обещать гораздо легче, чем действовать, говорит Рут ДеФрис, профессор экологии и устойчивого развития Колумбийского университета.

«Все эти обязательства на высоком уровне звучат хорошо на публичном форуме, но они беспочвенны», — сказал ДеФрис об обязательствах правительств. «Нет никакого правоприменения, и у стран очень мало причин нести ответственность».

После заявления о нулевой вырубке лесов на громких международных мероприятиях чиновники отправляются домой, где они могут столкнуться с конкурирующими интересами — например, со стороны своего министерства сельского хозяйства — и общим отсутствием политической воли выполнить свое обещание. Изменения в руководстве правительства также могут подорвать эти усилия.

Группа крупного рогатого скота на ферме в охраняемой зоне в штате Пара, Бразилия, 5 октября 2021 года. Jonne Roriz/Bloomberg via Getty Images

 Возможно, нет лучшего примера такого расхождения слов и дел, чем Бразилия. Весной 2021 года бывший правый президент Жаир Болсонару пообещал прекратить вырубку лесов к 2030 году, в то время как его правительство активно способствовало разрушению окружающей среды. Во время своего президентства Болсонару отменил запретительные мерысократил расходы на науку и агентства по охране окружающей среды , уволил экспертов-экологов и продвинул  ослабление земельных прав коренных народов.

Часть проблемы в Бразилии (и в большей части тропиков) заключается в том, что сельскохозяйственная отрасль имеет большую политическую власть; она может заблокировать усилия по выполнению экологических обязательств даже сегодня. В то время как новый президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва имеет опыт сокращения потерь лесов и поклялся защищать Амазонку, защитники окружающей среды предупреждают, что стране все еще может не хватать политической воли для серьезных изменений, пока  крупномасштабное сельское хозяйство остается доминирующей силой в стране.

«У нас снова есть возможность стать чемпионом по борьбе с изменением климата, и Лула пообещал это сделать», — сказала Ана Паула Варгас, директор бразильской программы Amazon Watch, группы по защите окружающей среды. «Но как он может это сделать, если экономика Бразилии основана на крупном агробизнесе?»

Обещания корпораций по предотвращению вырубки лесов также часто не оправдываются, как бы хорошо они ни звучали для потребителей. Компании, которые управляют сложными цепочками поставок, например, те, которые продают говядину или пальмовое масло, могут легко скрывать ущерб окружающей среде или даже сами не подозревать об этом.

Бразилия, опять же, предоставляет здесь убедительные примеры: некоторые компании, которые забивают коров на мясо, говорят, что они контролируют свои цепочки поставок, чтобы убедиться, что они не способствуют вырубке лесов; они согласились закупать крупный рогатый скот только у поставщиков без недавней потери леса. Тем не менее , по словам Аминтаса Брандао-младшего, исследователя из Висконсинского университета в Мэдисоне, тот же самый скот мог пройти через несколько других ферм , где произошла вырубка лесов, прежде чем попасть к прямым поставщикам скотобоен. Так что на самом деле эти компании замешаны в причинении вреда окружающей среде и введении потребителей в заблуждение.

Уменьшив масштаб, можно увидеть, что в основе многих неудачных попыток положить конец уничтожению тропических лесов лежит простой факт: люди могут заработать больше денег, уничтожая леса, чем защищая их, сказал Кемен Остин, эксперт по тропическим лесам из Общества охраны дикой природы. Это потому, что преимущества, которые они обеспечивают — хранение углерода, производство кислорода, очистка воды, строительство домов для животных, которых едят люди, и так далее — обычно не учитываются.

Индонезия: пример того, что работает

Этот новый анализ не так уж безрадостен. Он также показывает, что некоторые стратегии борьбы с обезлесением работают.

На протяжении большей части последних нескольких десятилетий Индонезия и Малайзия уничтожили чрезвычайно большое количество тропических лесов. Компании вырубали леса и заменяли их плантациями деревьев, производящих пальмовое масло — теперь вездесущий ингредиент, который можно найти во всем, от детского шампуня до мороженого.

Но за последние 10 лет или около того сочетание государственной политики, лучшего мониторинга лесных пожаров и контроля компаний, производящих пальмовое масло, привело к замедлению вырубки лесов, как ранее сообщал Vox . Новый анализ WRI подтверждает эту тенденцию: в 2022 году потери лесов в Индонезии и Малайзии оставались низкими.

«За последние годы в Индонезии сократилась потеря девственных лесов больше, чем в любой другой стране, — заявила на пресс-конференции Лиз Голдман, исследователь Global Forest Watch.

Эти результаты особенно обнадеживают, учитывая, что цены на пальмовое масло подскочили весной 2022 года , что, как правило, повышает стимулы к посадке пальмовых деревьев. Тем не менее, обычно существует задержка между ростом цен на пальмовое масло и вырубкой лесов, поэтому данные об утрате лесов за 2023 год могут быть лучшим тестом того, работает ли региональная политика по борьбе с вырубкой лесов.

 

В прошлые десятилетия даже Бразилия добилась значительных успехов в замедлении обезлесения. По словам ДеФриса, когда Лула впервые стал президентом, начиная с 2003 года, его администрация усилила мониторинг лесов и правоприменение, а также поддержала ряд инициатив по защите лесов. По ее словам, в то время в Бразилии было больше политической воли для решения проблемы — отчасти потому, что политики и бразильская общественность не хотели иметь репутацию разрушителей Амазонки.

Ситуация изменилась с появлением Болсонару, который расширил возможности сельскохозяйственной отрасли, что, в свою очередь, привело к безудержной вырубке лесов.

 

Как положить конец вырубке лесов

Перед лицом еще одного года серьезной потери лесов именно эти истории из Индонезии и Бразилии вселяют надежду. При наличии политической воли, меры по борьбе с вырубкой лесов, например, ввод ограничений товаров, связанных с потерей лесов и усление корпоративной подотчетности, могут сработать.

«При наличии политической воли» — это, конечно, изрядная оговорка. Тем не менее, есть способы заручиться необходимой поддержкой, говорит ДеФрис, начиная с информирования общественности о кризисе обезлесения и о том, как он угрожает всем нам, независимо от того, живем мы где-нибудь рядом с тропическими лесами Амазонки или нет. Дело не только в том, что милые животные теряют место для жизни, но и в самом нашем существовании: вырубка лесов способствует изменению климата и напрямую угрожает здоровью человека, давая вирусам больше возможностей проникнуть к нам.

Бурогорлый ленивец свисает с дерева в лесу в Санта-Крус, Боливия. Insights/Universal Images Group via Getty

Есть еще несколько причин полагать, что темпы вырубки лесов не будут такими высокими всегда.

Что касается политики, Европейский союз недавно принял постановление , запрещающее компаниям продавать или экспортировать говядину, кофе и некоторые другие товары в ЕС, если они выращены на землях, где недавно были вырублены леса. (Одним из основных ограничений регулирования ЕС является то, что европейский рынок для этих товаров относительно мал по сравнению, скажем, с Азией.)

Кроме того, инструменты для картографирования и мониторинга изменений в мировых лесах с помощью спутников быстро совершенствуются, что упрощает привлечение стран и компаний к ответственности за их действия.

В предстоящие годы на пути прогресса может стоять еще одно серьезное препятствие: появятся миллионы людей, которых нужно кормить. Действительно, по данным WRI, к середине века глобальный спрос на продовольствие вырастет более чем на 50 процентов . А в прошлом больше еды означало больше вырубки лесов.

Эта задача тоже разрешима. Мир может выращивать больше еды, не уничтожая больше лесов, как выяснила WRI, хотя для этого потребуются серьезные изменения в том, как работает наша продовольственная система. Например, фермы и ранчо должны стать гораздо более эффективными, а любителям мяса нужно будет потреблять больше растительной пищи. (Если вам интересно, что вы можете сделать: эксперты говорят, что употребление меньшего количества говядины — это, вероятно, единственный лучший способ, которым человек может принести пользу лесам.)

Если и есть один вывод из всего этого, так это то, что будущее, изобилующее разрушением окружающей среды, не является неизбежным. По словам Брандао-младшего из бразильской Amazon, существуют инструменты для решения этой проблемы. «Нет необходимости в дальнейшей вырубке лесов», — сказал он.

Бенджи Джонс

Графика Элвина Чанга

Источник

 

10 мая 2019 года ушел из жизни Виктор Георгиевич Горшков - профессор, доктор физико-математических наук,  автор научной концепции биотической регуляции окружающей среды.  Отличительная черта Виктора Георгиевича, как ученого, была способность видеть проблемы не со “стереотипной” стороны, как её видело и ...

 

 Леса появились на Земле около 400 миллионов лет назад, и все это время они процветали. Но в течение последних 150 миллионов лет они начали проявлять признаки бедствия, реагируя на снижение концентрации CO2 в атмосфере и на конкуренцию с пастбищами. Когда Земля изменится, смогут ли леса справиться с изменениями и выжить? Это крайне медленный тренд, но нельзя исключать, что леса...

 

Другие материалы

19.04. | Гость | Событие
30.01. | Гость | Событие
В группе: 1,564 участников
Материалов: 1,474

Целью научно-исследовательской лаборатории проблем непрерывного экологического образования является проведение научных и методологических исследований

Цели и задачи лаборатории Целью научно-исследовательской лаборатории проблем непрерывного экологического образования является проведение научных и научно-методологических исследований в сфере непрерывного экологического образования, обновление концепции такого образования, выработка теоретических и методологических его основ. Реально развивать три направления непрерывного...

Фотогалерея

Художник Петрова Татьяна

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Другие статьи

Активность на сайте

сортировать по иконкам
2 года 20 недель назад
YВMIV YВMIV
YВMIV YВMIV аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 289,821 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

2 года 22 недели назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 289,821 |

Thank you, your site is very useful!

2 года 23 недели назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 289,821 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

2 года 51 неделя назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 289,821 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

2 года 23 недели назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 8,446 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!