О концепции устойчивого развития народов Севера

О концепции устойчивого развития народов Севера

Правительство РФ в феврале 2009 г. утвердило «Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ». Ее целью провозглашается создание условий для формирования устойчивого развития народов Севера, которое, в свою очередь, «предполагает укрепление их социально=экономического потенциала, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей на основе целевой поддержки государства и мобилизации внутренних ресурсов самих народов в интересах нынешнего и будущих поколений»[1].
Как представляется, в целом это правильные ориентиры. Верными являются и многие другие провозглашенные задачи, а также обоснование необходимости особой государственной политики в отношении народов Севера, характеристика ее реальных позитивных достижений, диагностика современного положения. Заслуживает поддержки и то, что обозначено в качестве принципов устойчивого развития народов Севера – от признания гарантий их прав в соответствии с Конституцией РФ, до необходимости «оценки культурных, экологических и социальных последствий предлагаемых к реализации проектов и работ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера» и возмещения «ущерба, нанесенного исконной среде обитания, традиционному образу жизни и здоровью малочисленных народов Севера»[2].
В то же время, на наш взгляд, существенно значимые недостатки имеет и сама концепция, и ее «привязка» к коренным интересам народов Севера и ныне существующей государственной политике.
Во=первых, для нее, как и для многих других концепций, характерным является рассмотрение народов Севера в качестве укрупненного, однородного, недифференцированного объекта управленческого воздействия. При таком подходе вряд ли можно рассчитывать на реальный практический эффект от ее реализации. В этой связи заметим следующее. Декларация ООН о правах коренных народов специально обращает внимание на то, чтоих положение «различно в разных регионах и в разных странах и что необходимо принимать во внимание важность национальных и региональных особенностей и различных исторических и культурных традиций». Разработчики анализируемой концепции применительно к России почему=то на это внимания не обращают. И даже не оговаривают наличие серьезных региональных и этнокультурных различий в рамках интерэтнической общности «народы Севера».
Во=вторых, в концепции провозглашается, что в результате реализации мероприятий последнего, третьего этапа, к 2025 г. предполагается достигнуть среднероссийских показателей качества жизни малочисленных народов Севера. По сути, это главная цель концепции. На деле же к ним должны применяться другие качественные критерии оценки успешности (или неуспешности) соответствующей политики. А если говорить о количественном измерении, то необходимо в качестве ориентира иметь в виду более высокие показатели уровня жизни – уже по той причине, что стоимость жизни в этих районах гораздо выше, чем во многих других регионах и в среднем в стране.
В=третьих, в качестве одной из главных ставится, как отмечалось, задача сохранения традиционного образа жизни, культуры, культурных ценностей. Но речь должна идти не просто о сохранении, а об их возрождении в обновленном виде в соответствии с нынешними условиями. Культуру, очевидно, следует понимать (и это как раз концептуальный вопрос) не в обыденно=житейском смысле — как традиционную материальную и духовную культуру, а в точном научном значении, определяемом в культурологи как адаптивный оптимум этносоциальной системы конкретного народа. Культура есть определенный механизм адаптации данного народа к конкретным условиям природной и социальной среды.
В=четвертых, в рамках предлагаемой модернизации традиционной хозяйственной деятельности планируется развитие сети факторий, но вообще не затрагивается вопрос о развитии стационарных поселений народов Севера, которые играют важную роль в сохранении и развитии традиционной культуры, а также в их общей социально-территориальной организации.
В=пятых, в качестве главнейшего механизма реализации концепции предусматривается совершенствование законодательной базы РФ в сфере защиты прав, традиционного образа жизни и исконной среды обитания малочисленных народов Севера. Но в последнее время произошел «правовой откат» в области аборигенного права, многие ранее принятые нормы аннулированы, а Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования» вообще не действует. Поэтому было бы важно показать причины и реальные возможности для изменения создавшегося положения. Иначе получается, что законы приняты, но они не работают.
В=шестых, другим важным механизмом претворения концепции в жизнь обозначается осуществление федеральных, региональных, ведомственных целевых программ и планов мероприятий, но кажется странным, что как раз перед принятием данной концепции отменена и до сих пор не воссоздана соответствующая Федеральная целевая программа. Мало того, с момента принятия концепции произошло сокращение и без того мизерного государственного целевого финансирования, направленного на решение актуальных проблем народов Севера.
В=седьмых, очень актуальным и совершенно оправданным является пункт о необходимости «мобилизации внутренних ресурсов самих народов в интересах нынешнего и будущих поколений». Однако из текста концепции неясно, как именно будет решаться эта важная задача.
Устойчивое развитие и неотрадиционализм
Затронем весьма значимый вопрос концептуального характера, касающийся понимания устойчивости в ее соотнесении с традиционной культурой и традиционным образом жизни.
Проблема устойчивого развития по=разному интерпретируется и имеет разные измерения. Наиболее распространенно рассмотрение в качестве устойчивого такого развития, в процессе которого эксплуатация природных ресурсов не несет ущерба для будущих поколений. Данное понимание представлено в документах конференции ООH по окружающей среде и развитию (Рио=де=Жанейро, 1992 г.). Определенная корректировка по этому вопросу содержится в «Концепции перехода РФ к устойчивому развитию» (1996), проекте «Концепции устойчивого развития Арктической зоны РФ» (2006), а также в официальных российских документах последнего времени по проблемам Арктики.В законодательстве Россииустойчивое развитие рассматривается как согласованное развитие материального производства, социальной сферы, народонаселения и окружающей природной среды.
Мы хотели бы обратить внимание на такую характеристику устойчивости, которая до сих пор не попадала в поле зрения исследователей и практиков управления и не нашла отражения в «Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ». Речь идет об интерпретации проблемы устойчивости с точки зрения выделения такой ее значимой формы, как традиция. Традиция выступает важным компонентом историко=культурного наследия и способом трансляции социокультурного опыта, передачи его от поколения к поколению. Сохранение определенных традиций – залог устойчивого общественного развития.
С точки зрения доминирующего до недавнего времени представления, традиции противоречат инновациям, которые в настоящее время рассматриваются как главный ориентир социально-экономического развития. Но все определяется тем, как понимать традицию, инновацию и их соотношение между собой. Важно также четко осознавать, какие именно традиции и инновации необходимо выделять и поддерживать.
Очевидно, что современное инновационное развитие Сибири и Арктики предполагает отказ от традиционного способа их промышленного освоения. Он опирался на опыт материковой культуры, определялся решениями, принимавшимися на «Юге», не принимал в расчет в достаточной мере особенности данных регионов и культуры ее коренных народов, не опирался на потребности местного населения, зачастую оценивавшегося лишь с точки зрения трудового ресурса без учета социокультурных особенностей и потенциала.
Так, в настоящее время парадигма покорения Арктики должна быть заменена парадигмой ее обживания. Существующие здесь особые отношения выживания определяют невозможность чисто рыночных механизмов регулирования общественных отношений. Неолиберальная установка на самоокупаемость Арктики является абсурдной.
Должна быть скорректирована также современная идеологема освоения Арктики. Она, как и Сибирь, давно и успешно обжита коренными народами. Созданная ими уникальная культура выживания и жизнедеятельности в экстремальных условиях – главный показатель и критерий успешности этой адаптации. Поэтому коренные народы Арктики – это не помеха новому этапу ее промышленного развития, как порой считают, а значимый элемент существующего культурного ландшафта. Необходимо опираться на традиционную культуру этих народов в том, что касается социокультурного развития. Но для этого следует принять современную трактовку соотношения традиции и инновации, в соответствии с которой они являются не взаимоисключающими, а взаимообусловленными явлениями: традиции задают инновациям их общую направленность, а инновации – это то, что превращается в традиции. Изменение традиций под влиянием инноваций характеризует процесс адаптации конкретных этнокультурных сообществ к современным условиям.
При этом принципиально важно учитывать, что традиция в «чистом виде» практически не сохранилась. Она «отягощена» современностью, новациями и в настоящее время существует в форме неотрадиции, отражает одновременно преемственность, социальное наследование, и новацию, изменение. Социокультурный неотрадиционализм как раз и характеризует единство, меру традиции и новации. Если эта мера нарушается и начинает доминировать одна из сторон, то имеет место консервация традиции, превращение ее в музейный экспонат, либо навязывание чуждого, неприемлемого для данного этнокультурного сообщества опыта. В обоих случаях наблюдается разрушение «живой» традиции и потеря преемственности социального опыта и этнокультурного развития.
В этой связи важно подчеркнуть, что, отстояв свое право на особый путь развития, народы Севера продемонстрировали всему миру непреходящее значение традиционного образа жизни. Но это для них – не единственная ценность. Лидерами аборигенов все отчетливее осознается необходимость экономического развития, предполагающего выход за пределы традиционности. Бизнес, доход, прибыль – это то, без чего вряд ли возможно достойное существование в современную эпоху. Мало того, они становятся одним из условий сохранения в обновленном виде традиционной культуры и традиционных ценностей.
Еще в 1991 г. председатель Региональной корпорации «Инувиалут» Р. Грубен (Западная Арктика Канады), говоря со мной о перспективах развития инувиалуитов, отмечал, что они настойчиво придерживаются концепции двоякого пути. С одной стороны, важно иметь возможность сохранить традиционный образ жизни, основанный на соответствующих промыслах, с другой, очевидна необходимость достижения экономического развития, что предполагает включение в современный процесс модернизации, поскольку это развитие невозможно обеспечить в рамках лишь традиционных видов деятельности. Подобную идею в свое время отстаивал известный исследователь народов Севера А.И. Пика[3].
Как представляется, социокультурный неотрадиционализм выступает в качестве эффективного способа разрешения культурных конфликтов, возникающих в процессе глобализации и модернизации традиционных обществ, когда разного рода инновации используются как инструмент возрождения и сохранения этнокультурных традиций и как условие устойчивого развития этнических общностей. В то же время социокультурный неотрадиционализм характеризует новую жизнь традиций в настоящее время, устройство мира локального сообщества и способ современного развития локальных культур в целом[4].
Еще раз подчеркнем, что народы Севера выстояли в жестком противостоянии с доминирующим обществом, доказав непреходящую ценность традиционной культуры и присущих ей ценностей. Но они обречены жить в двух мирах: в традиционном (который характеризует прежде всего способ адаптации к природно=географическим условиям) и в современном (который отражает способ адаптации к существующим социальным условиям). Таким образом, развитие народов Севера осуществляется через взаимодействие культур, которое в настоящее время из внешнего превратилось во внутреннее для них и реализуется в форме неотрадиционализма.
Перспектива
С учетом проведенного анализа для дальнейшего обсуждения и возможного практического воплощения можно предложить следующие соображения.
1. В контексте заданной темы требуется изменить основополагающий подход и рассматривать народы Севера не только как нечто единое, но и как многое; не только как один укрупненный объект, но и как множество конкретных объектов. Они во многом схожи в своем развитии и образе жизни, но и различны – по культуре, мировоззрению, традициям, социальной самоорганизации, интересам и конкретным историческим возможностям. Следовательно, формат устойчивого развития для каждого из них будет своеобразным. Все это требует реализации субъектно=ориентированного подхода при разработке соответствующих концепций и программ, поскольку он дает возможность учесть социокультурные особенности исторического развития и современного состояния северных этносов.
2. Существует также потребность в разработке концепций устойчивого развития народов Севера применительно к отдельным субъектам Федерации, в которых должны быть учтены особенности конкретных проблем и локальных условий. Особое внимание необходимо обратить на то, что «Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера» должна в конкретном и развернутом виде предусматривать доктрины (подконцепции) устойчивого развития отдельных народов — эвенков, ненцев, селькупов, долган и др.
3. Региональные этнориентированные концепции комплексного устойчивого развития народов Севера на среднесрочную перспективу должны выступать основой специализированных региональных целевых комплексных программ, реализующих позитивные сценарии устойчивого развития.
4. Это не отменяет необходимости воссоздания Федеральной целевой программы (устойчивого) развития народов Севера, направленной на решение общезначимых проблем в масштабе всей страны – здравоохранения, образования, в том числе профессионального, развития социальной инфраструктуры, переработки продукции традиционных видов деятельности и др.
5. Наряду с активно пропагандируемой и успешно проводимой в ряде регионов политикой обустройства факторий целесообразно целенаправленно развивать национальные поселки как значимые компоненты социально=территориальной организации населения. Это будет способствовать возрождению традиционной культуры и устойчивому развитию коренных народов в условиях современных модернизационных процессов.
6. Важная проблема – как задействовать потенциал самих народов и повысить их ответственность за собственное развитие. Для этого необходимо, в частности, совершенствование существующих социальных структур, органов политической самоорганизации и самоуправления данных народов, подготовки соответствующих специалистов. Это направление целесообразно финансировать из средств федерального и (или) регионального бюджетов. Здесь может быть полезен опыт скандинавских стран как в вопросах этнической самоорганизации народов, так и системы финансирования.
7. Необходимо усилить научную составляющую при разработке концепций и программ устойчивого развития народов Севера, а также постановке мониторинга их реального положения. В том числе – увеличить объемы финансирования на конкретные исследования. Без знания того, что думают о своих проблемах рядовые жители и чего они хотят, никакие концепции и проекты не могут быть эффективными и оправданными.
8. С целью оценки реального состояния развития народов Севера, а также уточнения содержания специализированных региональных целевых программ органам власти совместно с научно-образовательными учреждениями желательно произвести комплексную научно-статистическую оценку достигнутого уровня развития человеческого потенциала коренных малочисленных народов Севера.
Будущее народов Севера во многом зависит от их собственной активности, от того, как и насколько будет задействован их этнокультурный потенциал с учетом реализованных в прошлом сценариев их развития. Именно такой подход позволит северным этносам избежать опасности остаться музейными экспонатами в заповедниках информационного общества и доказать собственную историческую состоятельность. В то же время решение этой исторической задачи невозможно без всесторонней государственной поддержки. Если собственное государство не поможет народам Севера, то им обязательно помогут внешние силы. Но совсем не обязательно это будет в стратегических интересах России и самих народов.

Ю.В. Попков, доктор философских наук

Журнал ЭКО. – 2011. - № 9. – С. 71-88



[1]           Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. URL: http://raipon.org/Официально/Документы/tabid/345/Default.aspx
[2]           Там же.
[3]           Пика И. А.  Неотрадиционализм на российском Севере: идти в будущее, не забывая прошлого // Социологические исследования. – 1996. – № 11.
[4]           См. об этом более подробно: Мадюкова С. А. Социокультурный неотрадиционализм как современная форма снятия противоречий этнокультурных традиций и социокультурных новаций // Вестник НГУ. Серия: Философия. – 2009. – Т. 7. – Вып.1; Попков Ю.В. Социокультурный неотрадиционализм и проблемы современного развития локальных культур // Регионы России для устойчивого развития: образование и культура народов Российской Федерации / Материалы международной научно-практической конференции. – Новосибирск: ЗАО ИПП «Офсет», 2010; Попков Ю.В., Мадюкова С.А. Социокультурный неотрадиционализм: воспроизведение традиций и воспроизводство этничности // Там же; Мадюкова С.А., Попков Ю.В. Феномен социокультурного неотрадиционализма. – СПб.: Алетейя, 2011 (в печати). 

Комментарии материала:

Разместить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Другие материалы

Коренные малочисленные народы Севера в глобальном и региональном контексте
        В современных условиях, когда Арктика превратилась в арену жесткой геополитической борьбы, проблема коренных малочисленных народов Севера становится особенно актуальной. К сожалению, несмотря на принятые международные нормативно-правовые документы, федеральные законы и программы, защищающие интересы и права этих народов...
  ТЕМА НОМЕРА Александр Арбачаков,  г. Междуреченск   Традиция - жить в гармонии Жизнь коренных народов Сибири - это путь, единственно возможный в их экологической нише. Они создали все необходимое для полноценной жизни общества в условиях, которые и сейчас считаются трудными, накопили уникальный опыт хозяйственного и...
Проектирование и развития территории традиционного природопользования "ТТП"
Проектирование ТТП на основе опыта проведения проектно-изыскательских работ по созданию территории традиционного природопользования (ТТП) «Тутуро-Киренгская». Брошюра подготовлена при финансовой поддержке Тихоокеанского Центра Окружающей Среды и Природных Ресурсов (ПЕРК) У нас до сих пор нет специально утвержденных...
Кому мешает традиционное рыболовство?
Предпоследняя пятница 24 декабря 2010 г. была для народов Севера наполнена событиями, свидетельствующими, что Правительство России поставило своей целью к концу года покончить с традиционным рыболовством северян.   Иначе как объяснить ту настойчивость и поспешность, с которой в эти дни принимались решения, касающиеся этого традиционного вида...
 Проводится в рамках провозглашенного Генеpальной Ассамблеей ООH Десятилетия коренных народов мира, которое продлится с 1995 по 2004. Впеpвые отмечался в 1995. По данным ООН, сейчас на Земле существует по меньшей мере 5 тысяч групп коренных народов, проживающих в 70 странах на пяти континентах. Коренными считаются народы, проживающие на...
14 февраля 2017 года Этно-экологический информационный центр "Лач" г. Петропавловск-Камчатский Сегодня в номере: Школы Камчатки получат по 200 тыс. рублей за лучшие проекты на языках КМНС Приглашение на круглый стол «Обсуждение предложений по созданию «Народной программы: Коренные-2021» О семействе утиных отряда гусеобразных рассказали школьникам в Ковранской сельской библиотеке Ительменская вечерка Ансамбль «Мэнго» выступит на празднике в...
Информационная рассылка «Лач» № 6 (672)
Итак, окончена работа по проекту "Как поживаешь, речка?", по которому в прошлом году работали ребята из отряда "Караван". Многое удалось сделать, но ещё больше работы впереди. За время работы по проекту на исследуемую территорию, а именно на правобережье Оби Алтайского края, было осуществлено 40 выездов, из них 8 на автотранспорте, 31 на велосипедах и 1 сплав на резиновой лодке. В результате выполнения проекта нам удалось реализовать многое. Во-первых, были проведены исследо...
Инициативной группой эколого-краеведческого кружка «Я – исследователь!» завершен проект «Создание природно-туристического кластера». Главная цель: развитие экологических знаний, изучение и сохранение краснокнижных растений, водоемов в окрестностях; проведение биотехнических мероприятий. Реализация проекта стала возможной благодаря экскурсиям, походам выходного дня, экспедициям участников эколого-краеведческого кружка «Я – исследователь!» на террит...
До центра Земли не добрались, но Адамово Ребро исследовали
17 января 2017 года Этно-экологический информационный центр "Лач" г. Петропавловск-Камчатский Сегодня в номере: Соболезнование родным и близким Ахары Григория Информация по сбору, рассмотрению и подготовке предложений по внесению изменений в правила рыболовства Вниманию юридических лиц – общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на территории Петропавловск - Камчатского городского округа! Шестая муниципальная гонка на собачьи...
Информационная рассылка «Лач» № 2 (668)
Так называемый Шлюзовской лес находится в Советском районе города Новосибирска. С востока он ограничен федеральной трассой М-52, с юга проезжей частью улицы Балтийская и жилым микрорайоном Правые Чёмы, с запада протокой реки Обь, с севера частным сектором Нижней Ельцовки. Шлюзовской лес неоднороден и представляет собой чередование сухих и болотистых лесных участков. На возвышениях древних дюн это сосновый лес,  в понижениях между ними - богатый спектр заболоченных сообществ. И все эти сообщ...
sogra

Другие материалы

"Волчий налог"
25.03. | Гость | Статью
Медвежий оскал милитаризма
12.02. | Гость | Статью
  •  
  • Страница 1 из 18
  • ››
В группе: 1,125 участников
Материалов: 347

Данная группа - место для обмена информацией и идеями, поиска новых активистов и групп, для решения самых актуальных проблем Арктики и приполярья.

Данная группа - место для обмена информацией и идеями, поиска новых активистов и групп, а также источников финансирования для решения самых актуальных проблем Арктики и приполярья. Давайте вместе развивать экологическую активность в этом регионе, поддерживать сети и коалиции!

У Арктики глобальная экологическая роль. Это...

Конкурс экологических проектов экодело зима 2017

Фотогалерея

Интересные ссылки

«Спутниковый мониторинг пожаров на Дальнем востоке России». Сервис работает на основе технологии «Геомиксер», разработанной в ИТЦ «СКАНЭКС»

«Спутниковый мониторинг пожаров на Дальнем востоке России». Сервис работает на основе технологии «Геомиксер», разработанной в ИТЦ «СКАНЭКС»

 

Активность на сайте

Юлия  Ангел аватар
Юлия Ангел
Вкусная, чистая, честная еда - наше право и будущее. Стартует Сахалин!

...

Елена Бокша аватар
Елена Бокша
Экопарк «Белоярье»

Молодцы!!! Желаю вам победы!

Артур Арутян аватар
Артур Арутян
Вкусная, чистая, честная еда - наше право и будущее. Стартует Сахалин!

...

Татьяна Попова аватар
Татьяна Попова
Вкусная, чистая, честная еда - наше право и будущее. Стартует Сахалин!

Желаю удачи! Прекрасный, своевременный проект!

Светлана Прусс аватар
Светлана Прусс
Вкусная, чистая, честная еда - наше право и будущее. Стартует Сахалин!

Замечательный проект! Нацеленный на сохранение истоков  здоровья. Культура здоровья неотъемлема от качества  еды. А в  каждом...

Гузель Арсланова аватар
Гузель Арсланова
Экономия воды и газа или просто предупреждение потопов, взрывов и пожаров?

Добрый день. 

Я не по теме с вопросом. Сайт не дает разместить новую тему. Поэтому пишу в этой..(админы простите). Поотому что т...

сортировать по иконкам
2 дня 14 часов назад
Гузель Арсланова
Гузель Арсланова аватар
Экономия воды и газа или просто предупреждение потопов, взры...
Смотрели: 3,808 |

Добрый день. 

Я не по теме с вопросом. Сайт не дает разместить новую тему. Поэтому пишу в этой..(админы простите). Поотому что т...

41 неделя 2 дня назад
martaka maminov
martaka maminov аватар
Спелеологи Всех стран объединяйтесь!

Смотрели: 137,317 |

Обращайтесь, отличная компания http://www.ecocentrp.ru/about/...

1 год 6 дней назад
Глеб савельев
Глеб савельев аватар
Спелеологи Всех стран объединяйтесь!

Смотрели: 137,317 |

нужна схема пещер с измерениями

1 год 4 недели назад
Ольга Волобуева
Ольга Волобуева аватар
Спелеологи Всех стран объединяйтесь!

Смотрели: 137,317 |

если Вы обладаете информацией , как составить топокарту пещеры, пишите нам. Очень нужна помощь в составлении паспорта объекта

42 недели 3 дня назад
Виктор Егоров
Виктор Егоров аватар
Экология в районах Санкт Петербурга

Смотрели: 6,766 |

Я считаю, что мусорная захламленность улиц существенно влияет на экологическую обстановку Санкт Петербурга и Ленинградской области. Поэтому...

размешен 21.02.17 | Тип: Событие

10 - 11 апреля 2017 года в Москве в отеле "Арарат Парк Хаятт" состоится ХII Всероссийский Конгресс «Государственное регулирование охраны окружающей...

размешен 21.02.17 | Тип: Статью

За окном зима, мороз, прилетают на кормушку птицы. Однако выйдешь на улицу и отчётливо чувствуется в воздухе дыхание весны. Совсем скоро активно начнут капать с крыш сосульки и с...

размешен 19.02.17 | Тип: Статью
Команда защитников Шлюзовского леса

Команда защитников Шлюзовского леса сложилась в августе 2015 года в ходе года в ходе общественного противостояния планам масштабного строительства медицинского технопарка «...

размешен 16.02.17 | Тип: Статью

В Санкт-Петербурге обсудили наиболее важные изменения, происходящие в области сбора, переработки и утилизации отходов. Дискуссия «Город и мусор: кто кого? Как Петербургу победить в бор...

Подпишись на рассылку

Будьте в курсе последних новостей!

RSS-материал