- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
О природоохранной инфраструктуре на Белой Скале и Ханхойской косе
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Опубликовано Виталий Рябцев - 08.11.16
Продолжение истории о судьбе байкальского природоохранного «огораживания».
Летом 2010 г. «Пивоварня Хейнекен» пожертвовала деньги на изготовление информационных аншлагов на 8 участках, где мы планировали «микрорезерваты». В 2011 г. она же выделила средства для заграждения участка «Саган-Заба» (в переводе с бурятского – Белая Скала). Речь идет об уникальном памятнике не только природы, но и культуры -о беломраморной скале, украшенной древними рисунками.
Рядом – живописная бухточка. Именно к ней по крутому склону обладателями вездеходной техники была пробита дорога, на последнем этапе -по руслу ручья. Бухточка покрылась туристическими стоянками, мусорными кучами, туалетами. Никого не смущал тот факт, что это место входит в состав заповедной зоны ПНП, его посещение без разрешения запрещено. Сил для контроля этого участка (как и многих ему подобных) у нищего национального парка, обладающего крохотным штатом охраны, просто не было.
Единственный выход – перекрыть дорогу. Осенью 2011 г. Сергей Гончаров (лесничий Еланцинского лесничества ПНП) на спуске к бухте построил целую систему ограждений, включающую металлический шлагбаум, небольшой ров, бетонные «пирамидки». После этого природа добавила от себя еще большую сосну, поваленную ветром.Вскоре «завсегдатаи этих мест» едва не лишились своего Газ-66, в напрасных попытках пробиться к вожделенной бухте. Сергей занимался ограждением будучи фактически уволенным «по сокращению штата» (позднее ему удалось восстановится через суд). Что характеризует отношение тогдашнего «молодого, но перспективного» директора ПНП к охране природы.
Летом 2016 г. я впервые (после огораживания) посетил это место.
Информационный щит, 2011 г.
Информационный щит, установленный в 2010, бесследно пропал. Но ограждение выполняет свою функцию. За него не проскакивают даже квадроциклы.
Заграждение на спуске к Саган-Забе. 2016 г.
Его дополняют бетонные «пирамидки».
Дорога не езженная, по ее краю натоптана тропа.
В долине ручья (высохшего из-за засухи) дорогу заменяет тропа.
Так выглядела дорога к Саган-Забе в июле 2010.
А так – 22 июля 2016.
В распадке у бухты теперь нет ни палаток, ни мусорных свалок.
Утес Саган-Заба.
Примыкающий берег.
Это место люди почитали священным с древности. В долине ручья (там, где 5 лет назад гоняли джипы и уазики) известна палеолитическая стоянка. К неолиту относятся петроглифы, к железному веку – стоянка в пещере, расположенной близ вершины скалы.
По мнению акад. А.П. Окладникова, этим петроглифам - 4 тыс. лет.
Большая часть петроглифов, существовавших еще в середине 20 века, к настоящему времени утрачена. В основном из-за последствий подъема уровня Байкала на 1 м (последствия создания Иркутской ГЭС) и вандализма.
Рисунок из статьи Н.И. Демьянович и Л.В. Мельниковой «О состоянии археологического памятника «Саган-Заба»» (Тр. Прибайкальского национального парка, вып. 2, 2007 г.).
Здесь же богато представлено творчество наших современников.
Некоторые нынешние петроглифы весьма «технологичны».
Проезд закрыт, но желающие увидеть Саган-Забу приходят пешком. Еще более мощный поток туристов прибывает по воде. Не все бережно относятся к уникальной Белой Скале.
У берега лежала погибшая американская норка. Явно молодая. Сорвалась с вершины? Эти зверьки, когда-то сбежавшие со звероферм, прижились в природе, добрались уже и до Приольхонья.
Нечасто у нас увидишь такое обилие бабочек-махаонов.
Вывод из посещения Саган-Забы: наше ограждение уже 5 лет исправно служит делу охраны природы.Осенью 2011 г. Сергей Гончаров предпринял попытку построить ограждение на галечниковой косе в дельте р.Сармы. Она популярна среди браконьеров – любителей «сетевой рыбалки» и стрельбы по уткам. Но остатков (от Саган-Забы) финансирования хватило лишь на то, чтобы перекрыть половину косы.
В дельте р. Сармы. Информационный щит бесследно исчез.
Летом 2011 г. «Пивоварня Хейнекен» профинансировала наши (научного отдела ПНП) весьма продолжительные полевые исследования на о. Ольхон. У самого нац. парка (точнее у его директора) денег на это не нашлось. Один из итогов работы – перечень «ольхонских» участков, требующих срочного ограждения.
Тем не менее одно из наших «ольхонских» предложений вскоре было реализовано. Но очень странно. Речь идет о песчаной косе, ограждающей оз. Ханхой от Байкала. Здесь растут краснокнижные травы, в период миграций скапливаются кулики и утки.
Ханхойская коса.
В 2013 г. в начале косы появилось ограждение (предлагаемое нами) из камней. В нем был оставлен проезд со шлагбаумом, далее – баня и «кафе». Все, кто хотел, что-то платили и проезжали. Такой степени изъезженности, как в 2013-2014 гг., здесь не было и до «огораживания». Популяции редких видов растений таяли на глазах. За этим проектом «благоустройства популярного места отдыха» стоял не ПНП, а местный мэр. А парк, на своем Научно-техническом совете, согласовал все безобразия.
Начало Ханхойской косы, август 2013 г.
Так местные бизнесмены «благоустроили» ценную природную территорию. Растительность почти уничтожена.
В начале 2014 г. ушел и его ставленник, временно исполнявший директорские обязанности. Незадолго перед этим ПНП был «слит» с Байкало-Ленским заповедником в одно ФГБУ – «Заповедное Прибайкалье». С новой дирекцией стал возможен нормальный диалог. В мае 2014 я принял участие в поездке сотрудников ФГБУ на Ольхон. О проблеме Ханхойской косы рассказал «в поле».
Результат не заставил себя долго ждать. То, что не удавалось мне, сделал новой начальник отдела туризма и рекреации ПНП Василий Мальцев – получил грант на огораживание. «
Ханхойская коса, март 2015 г.
Использованное инженерное решение считаю очень удачным, ограду – прочной и долговечной. Баня теперь стоит перед ограждением, а не за ним. Растительность возрождается. Популяции редких растений, включая черепоплодник щетинистоватый, восстанавливаются.
Июль 2016 г.
Два года назад здесь был голый песок.
Очень хорошо, что в ограждении нет запираемых ворот (шлагбаума).«Смотрящие» за этими проходами почти непременно вступают на «кривую дорогу злоупотреблений и коррупции».
Черепоплодник на Ханхойской косе.
Но квадроциклы пока еще прорываются. Из-за низкого уровня Байкала.
В целом - и здесь достигнут очевидный успех в дела охраны природы, а также и в «экологизации» тех, кто привык здесь отдыхать.
Но намного более масштабный и амбициозный «огораживающий» проект был реализован на Ольхоне в 2016 г.
Виталий Рябцев
Другие материалы
05.11.
|
Гость
|
Статью
21.08.
|
Гость
|
Новость
В группе: 1,811 участников
Материалов: 1,516
Здесь общаются и обмениваются мнениями те, кому не безразлична судьба редких и исчезающих видов, на территории России
Сохранение биологического разнообразия включает в себя целый комплекс мероприятий. В качестве краткосрочного инструмента в борьбе за сохранение исчезающих видов мы продолжаем контролировать соблюдение природоохранного законодательства. Мы также понимаем, что именно перевоспитание местного сообщества может гарантировать выживание и существование редких видов в будущем. Большинство разрушительных...
Календарь
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 49 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,722 | |
2 года 51 неделя назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,722 | |
2 года 51 неделя назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,722 | |
3 года 27 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,722 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
2 года 51 неделя назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,186 | |