Два брата и лось

Два брата и лось

Имеющий глаза – да увидит,

    Имеющий уши – да услышит,

Имеющий сердце - да поймет 

                                                                                                                                                                                            

    Никто не знает, где и когда это произошло, правда или вымысел, только люди, сидя ли дома в кругу семьи или возле костра, согревающего охотников и рыбаков, рассказывают эту удивительную, полную трагичности историю о двух братьях. Со временем эти рассказы так обросли вымыслом и добавлениями, что и не понять, где фантазии богатых воображением рассказчиков, а где  правда, но все – рассказчики и слушатели – убеждены: это было на самом деле.

    В одном селении жили два брата. Оба считались удачливыми охотниками и рыбаками, ибо они всегда возвращались с богатой добычей. Одни сельчане хвалили братьев, завидовали удачливости молодых людей, советовали остальным юношам брать с них пример, другие же, напротив, видели в них браконьеров – жадных, бессовестных людишек, ради личной выгоды готовых на все, ничего общего не имеющих с настоящими охотниками.

              Братья действительно не брезговали использовать самые гнусные способы добычи, если они приносили богатый улов. При ловле рыбы, они опутывали своими крепкими сетями все реки и озера, до которых смогли добраться. Ловили лосося на нерестилищах и часто, забрав икру, выбрасывали тушки рыбы. Когда охотились на зверей, то не щадили даже самок с детенышами. Зимой на своих мощных снегоходах носились по лесам, тундре, загоняя лосей, диких северных оленей. Сердца их зачерствели, жадность подобно заразной болезни разъедала души парней, забыли, а может, не знали заветы предков, запрещающих брать у природы больше, чем нужно для пропитания. Они успокаивали себя отговорками -  « все так делают» … Наживу, братья продавали и имели неплохой доход. Иногда раздавали излишки мяса и рыбы односельчанам дабы не завидовали. Появились многочисленные дружки, всегда готовые угодить.

              Время шло. Дичи становилось все меньше и меньше, в окрестных лесах и реках уже нечего было промышлять – все выловили, выбили… Ехать на промысел приходилось уже очень далеко и братья пропадали на многие дни, а то и недели.

              Лишь один человек пытался их образумить – это древний старик. Жил старый человек один. Никто не знал, откуда он родом, из каких далеких краев пришел. Поговаривали, что в молодости он ходил из селения в селение, рассказывал сказки, древние предания, услышанные им от старых людей, но нигде не задерживался подолгу, лишь к старости осел в этом селе. Селяне относились к нему с почтением, хотя и считали чудным, зато дети полюбили дедушку за доброту и множество интересных сказок.  И вот этот дедушка часто говорил молодым людям, что не надо добывать больше, чем смогут съесть, надо всегда оставлять зверя, птицу, рыбу, дерево для приплода, иначе Хозяин Земли рассердится и лишит людей своих богатств. Но парни игнорировали его слова, лишь раздраженно морщились, мол, надоел уже. Видя, что его не желают слушать, дедушка вздыхал и уходил к себе. В конце зимы, когда солнце уже стало подниматься выше над горизонтом, когда только появились первые сосульки, старик умер. После его похорон целый день шел снег, легкий, пушистый…

               Через несколько дней кто-то из жителей пошел за водой на речку и увидел лося, но необыкновенного: огромных размеров, а самое удивительное - он  был весь белый, шерсть под лучами зимнего солнца, словно искрилась, переливалась каким-то странным серебристым светом… Этот диковинного вида лось спокойно шел вдоль реки, а затем свернул в лес, но самое поразительное – собаки при виде зверя не кинулись по обыкновению за ним с лаем, наоборот, поджав хвосты, сбежали в село. Услыхав добрую весть, братья торопливо собрались и на мощных снегоходах помчались на поиски неожиданной удачи, спеша опередить других охотников.

              По следам братья довольно легко нашли таежного обитателя, да тот и не скрывался, шел спокойно, по открытым местам.  Братья подивились необычному виду зверя – белой шкуре с чудными серебряными искорками, что вспыхивали под лучами холодного солнца, да огромным размерам. Но затем привычным движением выхватили с плеч скорострельные  карабины и подобно волкам устремились прямо на зверя, радуясь легкой добыче… Лось, не оглядываясь на преследователей, неторопливо побежал.  Молодые люди нещадно гнали машины, стараясь сблизиться с жертвой для верного выстрела. Но удивительно! Расстояние между зверем и людьми не сокращалось, и как не старались парни приблизиться, как не ловчили, у них ничего не получалось…

              Лось бежал плавно, без усилий и чудилось -  летит большая белая птица. Ни разу  он не остановился, даже не замедлил бег, никаких признаков усталости, на что так рассчитывали братья. Зверь уводил их все дальше и дальше, по лесам, по горам, по тундре, а расстояние между ними не уменьшалось… Тревожное чувство кольнуло сердца братьев, да жадность затмила разум, да азартное желание, во что бы то ни стало догнать необычного зверя, гнало все дальше и дальше в погоню…

              Неожиданно лось замедлил свой бег - полет и развернувшись, вошел в темный, дремучий лес. Парни обрадовались, решив, что зверь выдохся. 

              Старший брат остановил снегоход, смахнул налипший снег с карабина, потом оглянувшись на мрачную стену леса, со злостью выругался: - «Ну теперь-то он наш! Теперь-то точно не уйдет…сволочь проклятая!»

               – «Прострелим сначала ноги и пусть побегает, раз такой прыткий!» - брызгая слюной, прохрипел младший и хмыкнул, представив, как сочно и гулко пули воткнутся в лосиное тело.  Отдохнули и стали собираться.

              – «Ты езжай за ним по следам, гони его, а я объеду лес по протоке, возможно, он выбежит на открытое место», - предложил старший и добавил: – « Если увидишь, то стреляй сразу, раненный он далеко не уйдет.»  Младший кивнул и поехал по следам, что темнеющей цепочкой уходили в чащу. За лесом синели горы.  

              Снегоход, то урчал утробно, зарываясь в сугроб, то завывал натужно, с усилием заползая на бугор; юноша внимательно осматривался по сторонам. Силуэт зверя неясной тенью промелькнул среди деревьев. Следы вели к небольшой поляне. Повеселевший браконьер тут же увеличил скорость, направляясь к поляне. Лося он увидел внезапно, совсем рядом. Тот стоял к нему боком и спокойно смотрел на человека своими огромными, темными глазами и было в этих бездонных глазах что-то зловещее, демоническое… Он словно чего-то ждал. От неожиданности ойкнув, юноша засуетился, торопливо вскинул карабин и с наслаждением нажал на курок. Один за другим прогремели выстрелы… Но лось продолжал стоять как ни в чем не бывало и не видно, чтобы пули причинили вред: ни глухих стуков пуль о тело, ни шерсти выбитой из шкуры, ни крови… Что такое? Что за чертовщина?! Может карабин испортился? Или патроны плохие? Юноша начал лихорадочно передергивать затвор карабина, спеша заменить патроны, боясь как бы лось не ушел…

              Вдруг раздался чей-то жуткий голос: «Кого убивал без надобности, тем и станешь, их страдания познаешь!».  Вздрогнул юноша, побледнел, глянул и обмер: вместо сохатого стоял…старик, так похожий на того, что умер не так давно, только этот старик был страшен – весь прозрачный, волосы и одежда слегка колышутся, будто ветер играет, а глаза гневные, горящие. Произнес старик–привидение эти странные слова и исчез. И тут же страшно и дико вскричал младший брат, обезумев от ужаса, отскочил от снегохода, отшвырнул карабин и, уже ничего не соображая, кинулся прочь от нечистого места. Он бежал, бежал и вдруг…стал превращаться в лося: тело его вытягивалось, обрастало шерстью, руки и ноги превратились в длинные лосиные ноги с острыми копытами, вместо лица – лосиная морда и огромные, безумные глаза. По лесу, мимо деревьев, через густые кустарники, по болотам метался дикий зверь…

              Старший брат услышал выстрелы, развернул снегоход и поехал на шум. Внезапно раздался крик – так кричат смертельно напуганные люди – затем треск ломаемых веток … и все стихло. Встревоженный старший брат поспешил, полагая, что младший брат стал жертвой раненного зверя.

              На поляне никого, только сиротел брошенный снегоход да следы человека, который, судя по всему, был так напуган, что бежал, не разбирая дороги. Сохатого нигде не видно, даже  следы куда-то пропали, словно лося вообще не существовало… На снежном насте тускло поблескивали стреляные гильзы.  Окинув все это хмурым взглядом, озадаченный старший брат тронулся по следам своего брата. Через некоторое время старший брат обратил внимание, что следы по которым он ехал, больше похожи на звериные, нежели на человеческие. Остановившись, старший долго и внимательно разглядывал углубления на снегу. Так оно и есть, это лосиные следы. Колдовство какое-то! А может, брат просто испугался рассвирепевшего сохатого, который от безысходности напал на человека и убежал. А лось, тоже не дурак, унес ноги от греха подальше. Разбежались в разные стороны. Если это так, вот будет над чем посмеяться! Тоже мне, охотник.… Усмехнувшись, браконьер прибавил ходу, умело маневрируя между деревьями. 

              Следы вывели преследователя на широкую, редколесную тундру и там, вдали, он разглядел черную фигурку лося, было даже видно как тот, в стремительном беге далеко выносил длинные ноги. Вскинув карабин, старший брат азартно гикнул и ринулся вперед, не обращая внимание на бугорки,  неровности на которых машину подкидывало, мотало. Мелькали и исчезали кустики, чахлые, низкорослые деревца, надрывно визжал мотор и все ближе, и ближе зверь, обыкновенный лось…

              Демон безумия с хохотом гнал свою жертву, нещадно нахлестывая бичом истерики - и младший брат-лось летел на крыльях ужаса: ему казалось – оборотень вот-вот настигнет его…. Споткнувшись обо что-то твердое, несчастный с размаху зарылся в снег, взметнулась снежная пыль, заискрившая под лучами заходящего солнца. Он лежал в холодном снегу, тяжело дыша, судорожно вздрагивая всем телом, постепенно приходя в себя.  И тут его чуткие уши уловили знакомый звук.  Поднялся: к нему быстро приближался старший брат.  Обрадовался младший, аж прослезился.  Но что это?! Почему он целится в меня?!  В своего брата? И почему глаза такие страшные, неживые,  словно лезвия ножей, так и  пронзают насквозь!

               Хлестким кнутом  щелкнул выстрел.  И что-то больно, резко кольнуло в бок младшему брату -  и на белом, чистом снегу заалели кровавые пятна, из глаз брызнули слезы.  Младший в ужасе.  Брат стреляет в меня? За что?!  Остановись, это же я, твой брат!!!  С мольбой в  глазах брат-лось просил старшего не убивать его.  Но брат-человек не видел слез, не слышал просьб…  Тщательно целился он в лося.  И младший брат понял – пощады не будет.  В отчаянии младший метнулся в сторону.  Рядом просвистела пуля.  Промахнулся!  Черт возьми!  Нет, не уйдешь!  Разозленный промахом, браконьер передернул затвор и кинулся в погоню.

              Брат-лось бежал, напрягая все силы, увертывался, прятался в оврагах, забивался в заросли кустарников, но везде и всюду неотступно преследовал несчастного рев железного монстра.  В конце концов, обессиленный от потери крови, ошалевший от боли, шока, смертельно уставший зверь рухнул на твердый наст, который тотчас покраснел и осел, наглотавшись горячей крови.  И вот уже рядом омерзительное завывание – и нет сил встать, и некуда бежать…    Человек подъехал к загнанному животному и прицелился в голову.  Лось имел жалкий вид: из простреленного бока с хлюпаньем, толчками стекала густая, темная кровь, на трясущих губах пузырилась кровавая пена, кашляющий хрип с присвистом вырывался из пробитых легких, а  из широких, влажных глаз скатывались крупные слезы…  Человек-лось смотрел в глаза своему убийце с отчаянной надеждой.  И старшему брату, уже изготовившемуся стрелять, на миг вдруг почудилось что-то родное, человеческое в этих полных мук зрачках зверя, но тут же отогнал наваждение и решительно, со злостью нажал на спусковой крючок.

              Резко грохнул выстрел. Эхо, вырвавшись на свободу, раскатилось по лесам, горам, неся печальную весть о трагической гибели младшего брата.

              Убийца отложил в сторону карабин, достал сигареты, закурил, потом посмотрел на вынырнувшего из-за верхушек деревьев молодого месяца, который словно застыл в ужасе от разыгравшейся драмы.  Отбросив окурок, старший брат вытащил острый нож и повернулся к убитому лосю и – помертвел: перед ним лежал не поверженный лось, а его младший брат, чье лицо было в крови, в открытых, остывающих глазах гасла искорка жизни.  Не может быть!  Неужели?!  Старший брат закрыл глаза, замотал головой, но видение не исчезало.  Тогда он, не веря глазам, подошел к мертвецу, дрожащими пальцами дотронулся до лица  и отдернул, ощутив холодную плоть: это его младший брат, им же убитый.  Отшатнулся братоубийца, помутился рассудок.  Мелькнула тень, чей-то отвратительный лик и оглушительно ударил смех,  нечеловеческий, окостенелый.  Нет!!! – взвыл старший брат и бросился бежать.  Он бежал, не разбирая дороги, проваливаясь куда-то, спотыкался о стволы упавших деревьев, вскакивал, снова бежал, оглашая лесотундру воплями; за ним безмолвно скользил бледный месяц.  Наконец, обессиленный старший брат  упал на колени, вскинул голову – и вырвался жуткий, полный скорбной муки, вой.  Его руки, ноги буквально на глазах, стали быстро обрастать шерстью, вместо ногтей – когти, лицо вытянулось в узкую, звериную морду, зубы выросли в острые, хищные клыки…

        На освещенной молодым месяцем поляне, сидел черный, большой волк, который, задрав голову, выл долгим, протяжным воем как будто просил, жаловался, каялся…

              В далеком селе собаки, заслышав этот страшный вой-плач, разом залаяли, завыли, переполошив сонное село.  Прошло несколько дней и родственники, встревоженные долгим отсутствием братьев, отправились на поиски.  Братьев нашли: младшего мертвым, с огнестрельными ранами, а старшего еле живого, но в безнадежном состоянии – он сошел с ума.  Сумасшедший рычал, выл, скулил, а из воспаленных, отрешенных от всего глаз, катились слезы…  Вскоре старший брат умер.

        Одни люди считали, что братья, вероятно, перессорились и стреляли в друг друга, а  скорее всего, это несчастный случай. Другие же возражали им: парней наказал сам Хозяин Земли, он же Хранитель всех зверей, птиц, рыб, деревьев и явился в образе белого лося, покарал за грехи, жадность, равнодушие и жестокость.  И еще говорят: души братьев до сих пор страдают – младший вновь и вновь превращается в лося, а старший брат оборачивается волком, догоняет брата, убивает, а потом долго-долго жалобно воет, прося избавить их от мучений.

Константин Уяганский

Другие материалы

24.11. | Гость | Событие
В группе: 1,281 участников
Материалов: 375

Данная группа - место для обмена информацией и идеями, поиска новых активистов и групп, для решения самых актуальных проблем Арктики и приполярья.

Данная группа - место для обмена информацией и идеями, поиска новых активистов и групп, а также источников финансирования для решения самых актуальных проблем Арктики и приполярья. Давайте вместе развивать экологическую активность в этом регионе, поддерживать сети и коалиции! У Арктики глобальная экологическая роль. Это один из немногих уголков Земли, где природа сохранилась почти в первозданном...

Фотогалерея

Река Амур

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Другие статьи

Активность на сайте

сортировать по иконкам
2 года 20 недель назад
YВMIV YВMIV
YВMIV YВMIV аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 289,633 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

2 года 22 недели назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 289,633 |

Thank you, your site is very useful!

2 года 22 недели назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 289,633 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

2 года 50 недель назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 289,633 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

2 года 22 недели назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 8,428 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!