Московская история у Никитских ворот (Записки местного жителя)

У церкви стояла карета…

Царский поезд Марины Мнишек остановился у стен Белого города возле Никитских ворот, откуда в Кремль вела Царицина улица, названная потом Большой Никитской. Государеву невесту сопровождало целое войско вооруженной пехоты, барабанщиков и всадников в рыцарских доспехах с копьями и мечами. У въезда в Москву ей надлежало сменить дорожную карету, на присланную самозванцем большую парадную, запряженную дюжиной белых коней. Царская карета аглицкой работы блестела золоченой резьбой, внутри отливала малиновым бархатом, подушки украшала золотая парча, вышитая жемчугом. До Спасских ворот Кремля оставалось полторы версты, до свадьбы неделя.

По свидетельству Конрада Буссова, когда царский поезд проезжал Никитские ворота, поднялся такой ужасный вихрь, как при въезде самозванца, в чем многие свидетели увидели дурное предзнаменование. Через две недели, 17 мая 1606г. мятежные бояре и князья вломились в царские покои, где царствование Марины Юрьевны Мнишек закончилось под юбкой полумертвой от ужаса гофмейстерины, которая спасла Марину, ответив мятежникам, что царица отправилась к отцу, Сандомирскому воеводе.

В конце августа 1612 года князь Пожарский начал освобождение Москвы, расположив главные силы народного ополчения у стен Белого города от Никитских ворот до Арбатских и Чертольских, откуда ожидался основной удар гетманского войска.

Через семь лет, у Никитских ворот, царь Михаил, духовенство и москвичи торжественно встречали вернувшегося из польского плена патриарха Московского и всея Руси Филарета(в миру Федор Никитич Романов). В память о встрече патриарх основал мужской Феодоровский Смоленский Богородицкий монастырь. Ранее здесь находилась деревянная церковь, посвященная святому Феодору Студиту, в день памяти которого 11 ноября 1480г. закончилось стояние на Угре и ордынское иго. Деревянная церковь Федора Студита стояла недолго и сгорела в московском пожаре 21июня 1547г., когда, по словам Карамзина, "огонь лился рекою".
Кирпичный на белокаменном цоколе соборный пятиглавый храм Святого Феодора Студита у Никитских ворот освятили в 1627г. Храм имеет двухпридельную трапезную и двухъярусную шатровую колокольню, где восьмерик звона поставлен на четверик, а восьмискатный шатер украшают восемь фронтонных слухов(резонансных проемов). Таких отдельно стоящих, рядом с храмом колоколен в Москве две, другая - напротив, возле Большого Вознесения. Внутри храм Феодора Студита украшали лучшие патриаршие мастера. Назарий Истомин писал образа и выполнил царские врата. В трапезной находились приделы Феодора Студита и Аверкия Иеропольского. Преподобный Феодор Студит Исповедник(759-826гг.) был византийским подвижником христианства, с 798г. служил настоятелем Студийского монастыря в Константинополе, возглавлял борьбу с иконоборчеством. Аверкий Иерапольский – раннехристианский святой, второй половины II века. Имел сан епископа Иераполиса во Фригии в правление Марка Аврелия(161—180 гг.). Согласно житию, Аверкий, подобно апостолу Павлу, много путешествовал, бывал в Риме, Сирии, Месопотамии, проповедовал, совершал чудеса. Православная церковь поминает Аверкия 22 октября (4 ноября). Прихожанами храма Федора Студита был А.В.Суворов и его семья, в ограде церкви похоронены родители полководца.

Стена Белого города имела 10 проездных шатровых башен с воротами, названными по имени улиц – Яузские, Покровские, Тверские, Никитские, Арбатские, и охраняла Москву около века. Стены и башни сложили из белого камня и кирпича, сверху устроили двурогие зубцы и бойницы все "бело набело выщекатурили", и по царскому указу именовали "Царев Белый Каменный город". Начинаясь от Москвы-реки Пречистенскими воротами, Белый город подковой охватывал Кремль и Китай-город, протягиваясь до Большого Устьинского моста.

При Екатерине II обветшавшую стену Белого города сломали, а на ее месте по обе стороны от Никитских устроили два самых знаменитых московских бульвара Тверской и Никитский, вдоль бульварных проездов возникли улицы, переулки, торговые и ремесленные слободы, которые застраивались сначала боярскими палатами, а потом дворянскими усадьбами, особняками и доходными домами.

Уникальный социокультурный феномен Арбата зародился в царствование Ивана Грозного, когда вблизи Кремля в Земляном городе появились государевы казенные слободы: Конюшенная, Поварская, Плотницкая и несколько Стрелецких. Тогда Арбатом называли местность от Кремля до Садовой, между Пречистенкой, Большой Никитской и Спиридоновкой. Позже, уже в ХIХ в. эта территория относилась к Пречистенской и Арбатской полицейским частям. Дом №7, одноименной с местностью Арбатской части сохранился у Никитских ворот, в Столовом переулке.

В ХVШв. Арбат заполонили дворянские усадьбы "фамильных людей" - Волконских, Толстых, Голицыных, Трубецких. На рубеже ХIХ-ХХвв. Арбат именовали аристократическим или "дворянско-интеллигентско-литературным", как писал Б.Зайцев. В доходных домах селились врачи, ученые, писатели, музыканты, артисты, духовенство, юристы, комерсанты. Для детей арбатских интеллигентов работали 7 частных гимназий.

Колоритные разговоры старомосковских торговцев опубликовал Евгений Иванов книге "Меткое московское слово": Купили и берегите на здоровье! Это не экземпляр, а конфетка леденистая. Переплет Пушкина помнит…Может и сам Пушкин ее читал. Ничего нигде не приписал? Посмотрите хорошенько!… Книга колдовства и магии. Фокусы, покусы и иная хреновина!... Домой с рынка сматываюсь! Навернул одной шляпе фигуру саксонскую с подклеенной ногой. Боюсь вертанется! Нога-то не от нее…Ищет диванчик пижоне малый. Знаем для чего. Черт старый…

Вы, сударь, не изволите знать, а в спор идете…Часы-с Ардлея Нортона, а вы говорите Христофора Колумба. Вы из трактира Уварова вышли? Бывает, бывает. Хорошо угостились, и на здоровье вам! Нортон Ардлей, извольте видеть, по открытию часовой механики, а Христофор Колумб – по яйцу. Колумб яйцо такое изобрел, что на столе стоит, и Америку открыл, а Нортон часы совершенствовал. По яйцу который час не определишь, а по часам – пожалуйста, какой угодно. Ошиблись?.. Купили бы для подарка супруге в столовую. Повесите, и очень даже хорошо и красиво…С кукушкой вам? Извините, с кукушкой пока не имею. Меня с собой возьмите – я куковать, если хорошо угостите, стану.

Иногда, в домах, особенно пустых, селилась нечисть, слышался шум, ночами являлись привидения. Самый знаменитый дом привидений стоял на Арбате у церкви Николы Явленного, где собирались на ночлег местные бродяги, да ханыги. В начале войны дом разрушила фашистская авиабомба. Случалось, черти заводились в жилых домах, как рассказывал знающий человек Евгению Иванову: У них в доме, слух прошел, черти завелись. Заслонки печные по ночам хлопают, в трубе гудение, и тени какие-то блуждают в белых простынях. На Арбате это. Они и давай все продавать, с двора долой сбираться. Леонтевский один, антиквар, три полных воза товара от них к себе, от чертей, свез. И все нипочем. Тут тебе: и фарфор, и канделябры, и кружева, и мебель…Вот что черти творят окаянные! Антиквар и разбогател с того раза. Сапоги даже с Петра Великого со шпорами купил и грамоты жалованные…Повезло от чертей Леонтевскому переулку…
Тогда в Леонтевском переулке обосновались торговцы книгами и антиквариатом. Антиквар Петров ловко подделывал автографы, письма и документы, используя гусиные перья, орешковые чернила, старую бумагу и пергамент. В двухэтажном доме №11 антиквара Ерыкалова за окнами нижнего этажа виднелись мраморные вазы, бюсты, екатерининские подсвечники, шлем французского рыцаря и заспанный блаженствующий кот. Знающий антикварий А.М.Старицын тоже имел торговлю в Леонтевском пререулке. Знаток технической литературы, приветливый хозяин М.А.Соколов торговал на Большой Никитской. В доме Боргеста у Никитских работал трактир, где утром и вечером в зале с птичьими клетками собирались любители соловьиного пения.

Модные московские парикмахеры-брадобреи, или щелкачи, лихо щелкавшие ножницами, любили сообщать о себе с иноземным колоритом: Парижский парикмахер Пьер Мусатов из Лондона, стрижка, брижка и завивка. Владели модными салонами куафре известные на Москве мастера - Миронов на Страстной, Поль /Павел Петрович Кожин-Дмитриев/ и Андреев на Петровке, Базиль /Василий Иванович Яковлев/ в Газетном, Глазов на Пречистенке, Ляпунцов на Большой Никитской.

Хороший парикмахер славился мастерством, приятным обхождением и занимательным разговором с клиентом: С особым шиком Ляпунцов стриг усы. Мужчинам парикмахеры делали модный коровий язык - прическу с пробором и зачесами на висках, укреплявшуюся секретной жидкостью из кваса и вишневого клея. Чтобы направить усы, их брали на папильот и мазали фиксатуаром бель-де-меф из копытного, столярного клея. Всерьез считалось, что божий дар - лысину - стоит подержать под распаренным березовым веником, и тогда на ней вырастут кудри.

Дамам делались прически с локонами крокиньоль, восьмерки, банты, греческие, ампир. Теодор на Тверской завел моду на сложную прическу андулясьон, поэтому особенно важные, состоятельные клиентки приглашали мастеров на дом. В салоне дам причесывали за один-два рубля, андулясьон на дому стоил 3-5 руб. Многие модные куаферы расческой и ножницами добывали целые состояния. Одним из таких удачливых умельцев стал Глазов, который настриг себе целый десяток доходных домов на Пречистенке, где его имя унаследовал Глазовский переулок.

Мастерская знаменитых портных, московских французов Оттенов работала полвека на углу Тверской и Леонтевского переулка. Младший Оттен, Леопольд Карлович окончил Университет и стажировался портновскому делу в Париже, говорил на трех языках, но особую популярность у мастеровых и публики приобрел за употребление отборного лексикона матовых слов и выражений.

На углу Тверского бульвара и Малой Бронной находилась Романовка - доходный дом с трактиром, принадлежавший на рубеже ХIХ-ХХвв. М.С.Романову, когда здание приобрело современный вид по проекту И.И.Поздеева, который объединил несколько соседних построек в узорчато-кирпичном стиле русского зодчества, включая дом по проекту Матвея Казакова, восстановленный после 1812года. В Романовке сдавались дешевые меблированные комнаты, где селились студенты Университета, Консерватории, Училища живописи, ваяния и зодчества. Снимал здесь квартиру композитор В.С.Калинников, у которого в гостях бывали Н.А. Римский-Корсаков, К.А. Коровин, М.А.Врубель, Ф.И. Шаляпин. В 1894г. хозяин устроил в Романовке концертный зал, который и сейчас служит сценой театра на Малой Бронной. В романовском зале проходили первые репетиции Художественного общедоступного тетра К.С.Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
В торце Тверского бульвара у Никитских стоял трехэтажный с четырехколонным портиком дом князя Г.Г. Гагарина с популярной у студентов пивной Седан, в Леонтевском переулке работала пивная шаболовского завода Корнеев, Горшанов и Ко.

В торцах Никитского бульвара по указу1797г. Павла I построили две каменные двухэтажные гостиницы (арх.В.П.Стасов), потом надстроенные третьим этажом. Угол Большой Никитской и Никитского бульвара занял трехэтажный дом Соколова с рекламной надписью Папиросы "Дядя Костя" Собственный магазин товарищества "Кузнецкий мост". Из старой застройки сохранился только трехэтажный дом 23/14 на углу Большой Никитской, Никитского бульвара и Калашного переулка. Одно время в доме находился Кустарный музей, который потом переехал в специальное музейное здание в Леонтьевском переулке, где находится и ныне.
В 1913г. дом 23/14 реконструировали, и в нем открылся второй в Москве синематограф Унион (первый - Художественный у Арбатских ворот), где показывали немое кино под музыку фортепьянной игры тапера. Некоторое время сопровождала игрой на рояле немые фильмы в кинозале Униона будущая звезда советского кино Любовь Орлова. Шли знаменитые немые фильмы - Пиковая дам, Отец Сергий со звездами экрана - И.Мозжухиным, П.Чардыниным, Н.Кованько, Н.Лисенко, А.Гончаровой, А.Пожарской, О.Преображенской. Самой популярной актрисой немого кино России была несравненная лунная красавица Вера Холодная, с серыми, лучистыми глазами и ангельским, одухотворенным лицом. Фильм с Верой Холодной Позабудь про камин, в нём погасли огни… вышел в начале ноября 1917г., вслед за ним появилась Молчи грусть молчи. Эти фильмы дали рекордные сборы за все время русского дореволюционного кино.

…Семья филолога, выпускника Московского университета, преподавателя полтавской гимназии Василия Левченко переехала в Москву, когда дочери Вере было два года. Поселились в Кисловском переулке, поблизости от гимназии З.Д. Перепелкиной - М.Г.Брюхоненко, помещавшейся в доме Коншиных №4. Девяти лет Вера начала там учиться, но через год успешно сдала экзамен в балетное училище Большого театра, где занималась всего год, когда умер от холеры отец и по настоянию бабушки пришлось вернуться в гимназию, которая переехала в собственный дом №10 в Столовом переулке (теперь школа №110). Гимназию З.Д.Брюхоненко также закончили Марина и Анастасия Цветаевы, Наталья Сац, Елена Дьяконова – Гала Сальваторе Дали. На выпускном вечере Вера познакомилась с юристом Владимиром Григорьевичем Холодным, за которого вышла замуж и у них родились дочь Евгения, вторую девочку, Нонну супруги удочерили. Отец семейства увлекался автомобильными гонками, участвовал в издании первой и тогда единственной в России газеты "Авто", в Первую мировую, в 1915 году был тяжело ранен под Варшавой и награждён за храбрость золотым оружием.

Вера нянчила детей, занималась домашним хозяйством в доме на Тверской-Ямской с мужем, детьми, матерью, сестрами. Она была изумительно красива, изящна, обаятельна, интеллигентно благородна, и мечтала о кино. Ее кинодебют состоялся в 1914году, в небольшой роли в фильме Анна Каренина, но вскоре кинорежиссер Евгений Бауэр предложил ей главную роль в фильме Песнь торжествующей любви, с которого началась ее фантастическая артистическая слава. Появились – Лунная красавица, Дети века, Пламя неба, Пробуждение, Дети Ванюшина, всего Вера Холодная снялась в 50 фильмах, из которых сохранилось только восемь.

А.Вертинский жил в доходном доме Бахрушина, №2 в Козихинском переулке и начинал выступать с концертами, несколько своих песен посвятил Вере Холодной, на нотах Маленького креольчика написал: Королеве экрана. Вера Холодная действительно стала королевой экрана и любимицей публики, народной актрисой. Весной 1918г. с киноэкспедицией Харитонова Вера Холодная отправилась в Одессу, где снялась в четырех фильмах Последнее танго, Женщина, которая изобрела любовь, Азра, Княжна Тараканова, через год она умерла от эпидемии гриппа-испанки, спустя несколько месяцев был арестован и расстрелян ее муж…
Их дочь Евгения рассказывала: «В нашей московской квартире чекисты штыками распороли подушки, вскрыли стены; затем всю обстановку и мебель увезли. Прабабушку и сестру не тронули. Они и носили передачи отцу в тюрьму, пока им не сказали, что больше в этом нет необходимости — моего отца расстреляли в конце 1919 года.. Родной брат Владимира, Николай Холодный был ученым ботаником, академиком наук Украины, переписывался с В.И.Вернадским.
Вскоре после открытия Униона, в окрестностях Никитских ворот возникло несколько киностудий. В доме №24 по Леонтьевскому переулку появилась контора киноателье Русь костромского купца Михаила Трофимова. На базе этого ателье в советское время возникла киностудия Межрабпом- Русь, которая выпустила много известных фильмов 1925-30-х годов: Аэлита, Папиросница от Моссельпрома,Закройщик из Торжка, Мисс Менд, Девушка с коробкой, Конец Санкт-Петербурга, Москва в октябре, Поцелуй Мэри Пикфорд, Человек из ресторана. Поблизости от Никитских в это время работали и другие киностудии: Кинофабрика Арго на Патриарших, кинофирма Скиф на Малой Бронной, кинотоварищество Орел в Козицком переулке.

В конце октября 1917года здесь несколько дней шли жестокие бои с применением артиллерии между революционными воисками и добровольческими отрядами "белой гвардии" – студентами, юнкерами и офицерами Александровского военного училища, которые сражались в защиту Временного правительства по призыву "Комитета спасения Родины и революции". В центре событий оказался дом Гагарина на Тверском бульваре, который многократно переходил из рук в руки. На первом этаже находилась аптека, в подвале хранились лекарства. Дом оказался под обстрелом артиллерии обеих воюющих сторон, от артиллерийского снаряда возник пожар, сопровождаемый шипением и взрывами в подвале. Большой дом №6 на Тверском бульваре, принадлежавший Ярославской мануфактуре, где находилось книжное издательство братьев Михаила и Сергея Сабашниковых, тоже загорелся от артиллерийского обстрела. Книжное издательство братьев Сабашниковых работало в 1891-1930-х гг., выпускало учебную и просветительскую литературу по гуманитарным и естественным наукам. Там вышла книга Богатства России, подготовленная Комиссией по изучению производительных сил страны, созданной по инициативе В.И.Вернадского. В 1917г. вышел прекрасный путеводитель По Москве. После пожара дом №6 на Тверском восстановили, он стоит и сейчас, издательство Сабашниковых переехало в дом №8 на Никитском бульваре.

В Книге о жизни Константин Паустовский, рассказал об октябрьских событиях. В Москве я поселился в двухэтажном доме у Никитских ворот. Дом этот выходил на три улицы: Тверской бульвар, Большую Никитскую и Леонтьевский переулок. …Однажды, в седую от морозного дыма осеннюю ночь, я проснулся в своей комнате на втором этаже от странного ощущения, будто кто-то мгновенно выдавил из нее весь воздух. От этого ощущения я на несколько секунд оглох. Я вскочил. Пол был засыпан осколками оконных стекол. Они блестели в свете высокого и туманного месяца, влачившегося над уснувшей Москвой. Глубокая тишина стояла вокруг. Потом раздался короткий гром. Нарастающий резкий вой пронесся на уровне выбитых окон, и тотчас с длинным грохотом обрушился угол дома у Никитских ворот. В комнате у хозяина квартиры заплакали дети. В первую минуту нельзя было, конечно, догадаться, что это бьет прямой наводкой по Никитским воротам орудие, поставленное у памятника Пушкину. Выяснилось это позже. После второго выстрела снова вернулась тишина. Месяц все так же внимательно смотрел с туманных ночных небес на разбитые стекла на полу. Через несколько минут у Никитских ворот длинно забил пулемет. Так начался в Москве октябрьский бой, или, как тогда говорили, "октябрьский переворот". Он длился несколько дней. …К вечеру второго дня загорелся дом "на стрелке", где была аптека. Он горел разноцветным пламенем - то желтым, то зеленым и синим, очевидно, от медикаментов. Глухие взрывы ухали в его подвалах. От этих взрывов дом быстро обрушился. Пламя упало, но едкий разноцветный дым клубился над пожарищем еще несколько дней.

…В ночь на шестой день нашей "никитской осады" мы все, небритые и охрипшие от холода, сидели, как всегда, на ступеньках дворницкой и гадали, когда же окончится затяжной бой… Серый свет начал просачиваться с востока, зябкий свет раннего утра. Было необыкновенно тихо в Москве, так тихо, что мы слышали, как шумит на бульварах пламя газовых факелов…Мы осторожно вышли на Тверской бульвар. В серой изморози и дыму стояли липы с перебитыми ветками. Вдоль бульвара до самого памятника Пушкину пылали траурные факелы разбитых газовых фонарей. Во всю ширину бульвара шли к Никитским воротам измученные молчаливые красногвардейцы. У кино "Унион" к фонарному столбу был привязан на древке белый флаг.
Отпевали погибших юнкеров в церкви Большого Вознесения. Вереницы катафалков с балдахинами сопровождало духовенство в белых одеждах, крестный ход шел к храму "бесконечной вереницей в страшную стужу и снежный вихрь, бесновавшийся над городом", как вспоминал Дон-Аминадо. Гибель недавних гимназистов, необстрелянных мальчиков, защищавших государственную власть от фронтовых частей и кронштадских матросов, поразила Александра Вертинского, который создал свою знаменитую, пронзительную песню-реквием:

То, что я должен сказать:
Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть недрогнувшей рукой,
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в Вечный Покой!...

На месте сгоревшего гагаринского дома устроили вход на Тверской бульвар, где потом поставили памятник биологу К.А.Тимирязеву, изображенному в мантии почетного доктора Кембриджского университета. Последние десятилетия ученый жил неподалеку от Никитских, в Шереметевом(ныне Романовом) переулке, где находится его мемориальный музей-квартира. Сын биолога - физик А.К.Тимирязев, член РКП(б), профессор Коммунистического университета занимался философией естествознания с позиций диалектического материализма, отрицал теорию относительности и квантовую механику.

Бродивший по Европе призрак коммунизма материализовался в России, где большевики создали систему развитого терроризма, секретности, лжи, произвола, стукачества, дефицита всего и везде, с жизнью по талонами и продовольственным карточкам, в общежитиях, коммуналках, бараках, товарных вагонах, ссылках и лагерях. Для укрепления, сохранения и тотального проявления центральной власти, большевики оформили национально-государственные территориальные образования, а также сословие врагов народа для красного террора или гражданской войны против классово чуждых элементов. Деспотизм самодержавия сменился царством партийной бюрократии, страха и социально-политической демагогии, где знаком качества служили не профессионализм и нравственность, а партбилет, который давал власть некомпетентности и безграмотности. Любая кухарка может управлять государством, незаменимых людей у нас нет, - такая кадровая политика культивировала дешевое холопство, а не дорогой профессионализм. Продуктами советской идеологии стали советизмы – угодные власти имена людей, улиц, городов, заводов, больниц. Долгоруковская улица в Москве, названная в честь князя В.А. Долгорукова, генерал-губернатора города, получила имя Каляева, революционера-террориста и убийцы великого князя С.А. Романова. Яузскую больницу удостоили имени Медсантруда. Во всех городах появились улицы Клары Цеткин, Розы Люксембург, Карла Либкнехта. Вершиной этой деятельности стало превращение села Брянцевки на реке Бахмут в город Карло-либкнехтовск. Родилась череда искусственных имен, таких как Сталина, Стабер, Эмлен, Вилен, Юната, Чельдина(Челюскин, льдина), Оюшминальд(Отто Юльевич Шмидт на льдине), Сакван(Сакко и Ванцетти). Фабрика "Эйнем" стала Красным Октябрем, Венское пиво - Жигулевским, Пльзеньское – Рижским. Аббревиатуры не характерны для русской речи, но очень нравилась новой власти: совмин, ликбез, зампред, заворг, наркомвнудел, лечсанупр, начоперод, главпур, ревтрибунал, ГПУ, ЧК, НЭП, Дмитлаг, СЛОН.

На фоне всеобщей борьбы с неграмотностью, партийные деятели с тремя классами образования учили пролетарскому разуму докторов наук, которых постоянно отправляли на битву за урожай картошки, свеклы или капусты. Они строили светлое будущее всего человечества, не стесняясь гордиться своим невежеством: Мы университетов не кончали! Искажение информации, примитивные речевые установки, развивали домыслы, страхи и шпиономанию, разрушали духовность народа в стране развитого тоталитаризма. Патологическая секретность (враг подслушивает), лексические несоответствия, идеологические ярлыки и штампы постоянно культивировались в советское время: особые отделы, спецраспределители, проклятое прошлое, пережитки капитализма, враги народа, покорение природы, текущий момент, загнивание капитализма и буржуазной культуры, политическая близорукость, гнилой либерализм, гнилой интеллигент, социалистический реализм, проблема смычки города и деревни, умственного и физического труда, меньшевиствующий идеализм, классово-чуждые элементы, перегибы на местах, бдительность – наше оружие… Хроническими упражнениями партократии были погромные разоблачения идеологических диверсантов и вредителей.
Самое старое здание Тверского бульвара – церковь Иоанна Богослова на Бронной построена в 1665г. Древнюю икону святого евангелиста Иоанна Богослова подарил храму царь Михаил Федорович. В советское время церковь лишилась куполов, алтарную апсиду разрушили, окна заложили кирпичной кладкой, церковное имущество разграбили.

По завету Ильича, весной 1918г. начался открытый террор, деяния которого против церкви не могут не поражать своей дьявольской лютостью и безнравственностью (А.Яковлев). Разграбление и уничтожение церковного имущества, называвшееся изъятием церковных ценностей для голодающих Поволжья, проводилось по распоряжению вождя революции от 19 марта 1922года: …Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр)….Взять в свои руки этот фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (а может быть, и несколько миллиардов) мы должны во что бы то ни стало. А сделать это с успехом можно только теперь. Все соображения указывают на то, что позже сделать это нам не удастся, ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс, который бы либо обеспечил нам сочувствие этих масс, либо, по крайней мере, обеспечивало бы нам нейтрализование этих масс в том смысле, что победа в борьбе с изъятием церковных ценностей останется безусловно и полностью на нашей стороне. Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий…

Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать. Пред. Совнаркома В.Ульянов(В.Ленин).
В 1918-1930гг. было расстреляно либо погибло в заключении 42000 священников. 1937-41гг. советской властью было арестовано 1,8 миллиона служителей православного духовенства. Русская интеллигенция духовного звания оказалась полностью уничтоженной. Согласно дневниковым записям В.И.Вернадского, академик, лауреат Нобелевской премии И.П.Павлов считал Ленина патологическим типом больного преступника.

Зимой 1929г. в дипломатическом представительстве Закавказской федерации, в Малом Ржевском переулке, революционер и дипломат Ф.Ф.Раскольников(1892-1939) познакомился с комсомолкой, студенткой Института народного хозяйства им. Плеханова Музой Ржечицкой(1910-1989). Весной следующего года оформили брак и уехали за границу. Зимой 1931г. они вернулись из Эстонии в Москву. Супругов поразили результаты строительства социализма в виде пустых полок продуктовых магазинов, где стояли только бочки с квашеной капустой, а хлеб продавался по карточкам. Потом М.В. Раскольникова в книге воспоминаний описала свои впечатления: Однажды... у Никитских ворот я увидела появившегося как из-под земли крестьянина с женщиной, держащей на руках младенца. Двое постарше цеплялись за юбку матери. Было в этих людях поразившее меня выражение последнего отчаяния. Крестьянин снял шапку и задыхающимся, умоляющим голосом произнес: "Христа ради, дайте что-нибудь, только побыстрее, а то увидят и нас заберут... Потрясенная жена знаменитого революционера спросила: Чего вы боитесь, кто вас заберет? – и высыпала все содержимое кошелька. Уходя, крестьянин сказал: Вы тут ничего не знаете. Деревня помирает от голода.
Советская власть ненавидела и боялась крестьян, как тружеников Природы в своем Отечестве, создателей народной культуры, истории, традиций, как естественно-историческую народную силу. Нравственной опорой крестьянству служила земля-матушка-кормилица. Путем коллективизации, индустриализации, спецпереселений, ссылок, организованного голода и ГУЛАГА к началу второй мировой войны Россия потеряла не менее 20 миллионов мирного населения, в основном русского крестьянства. За годы социалистического строительства треть российского чернозема уничтожена полностью, в частности благодаря карьерным разработкам железных руд Курской магнитной аномалии. В Нечерноземье, историческом центре страны, уничтожение русских сел и деревень достигло скорости 3 тысячи в год.

Состоялся Великий перелом уничтожения русского крестьянства и вековой национальной культуры деревенского хозяйства. Царская аграрная Россия кормила себя и прикармливала Европу, благодаря мудрой политике партии государству пришлось покупать хлеб за золото, а населению в очередях по талонам, карточкам и спискам.

В 1930-31гг. из больших городов отправили на спецпоселения, без суда и следствия свыше 1,8 млн. деклассированных элементов и нарушителей паспортного режима, среди которых были профессора, инженеры, беглые крестьяне и местные рабочие. Охота на людей в течение 30 лет оставалась главной заботой советской власти.

В 1938г., когда Ф.Раскольников следовал из Болгарии в Москву, власть объявила революционера, большевика и дипломата невозвращенцем и врагом народа. Ф.Раскольников ответил статьей Как меня сделали врагом народа и Открытым письмом Сталину, где обвинил вождя в терроризме и голодоморе: Вы сделали всё, чтобы дискредитировать советскую демократию, как дискредитировали социализм. Вместо того, чтобы пойти по линии намеченного конституцией поворота, вы подавляете растущее недовольство насилием и террором. Постепенно заменив диктатуру пролетариата режимом вашей личной диктатуры, вы открыли новый этап, который в истории нашей революции войдёт под именем "эпохи террора". Никто в Советском Союзе не чувствует себя в безопасности. Никто, ложась спать, не знает, удастся ли ему избежать ночного ареста, никому нет пощады. Правый и виноватый, герой Октября и враг революции, старый большевик и беспартийный, колхозный крестьянин и полпред, народный комиссар и рабочий, интеллигент и Маршал Советского Союза – все в равной мере подвержены ударам вашего бича, все кружатся в дьявольской кровавой карусели. Как во время извержения вулкана огромные глыбы с треском и грохотом рушатся в жерло кратера, так целые пласты советского общества срываются и падают в пропасть.

Содержание открытого письма стало известно советским читателям по публикации 1987г. в журнале "Огонек". Ф. Раскольников был одним из немногих старых большевиков, публично выступившим против Сталина.

Ф.Раскольников активно участвовал в Октябрьском перевороте в Петрограде и Москве, был членом Реввоенсовета Восточного фронта, командовал Волжско-Каспийской, а потом Балтийской военной флотилией. Позже, в 1924-30гг. осуществлял партийную цензуру в должности главного редактора журналов "Молодая гвардия", "Красная новь", издательства "Московский рабочий", председателя Главреперткома, начальника Главискусства и в составе коллегии Наркомпроса. В его бытность на культурном фронте были сняты с репертуара или запрещены к постановке пьесы М.А.Булгакова "Зойкина квартира", "Белая гвардия", "Багровый остров", "Кабала святош". Сам Ф.Раскольников сделал инсценировку романа Л.Н.Толстого "Воскресение" и написал пьесу "Робепьер", которую читал на одном из никитинских субботников у филолога Е.Ф. Никитиной в Газетном переулке. На обсуждении драматургического опыта Ф. Раскольникова выступил М.А. Булгаков, который, в отличие от И.Н.Берсенева и А.Я.Таирова, подверг суровой критике слабую драматургию и примитивизм сценического действия пьесы. Мнение М.А.Булгакова практически совпало с оценкой А.М.Горького, читавшего пьесу в журнале "Красная новь" в феврале 1931г.
Примечательно, что дом №6 по Малому Ржевскому, где познакомились Федор и Муза Раскольниковы, ныне считается одним из прообразов дома героини романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита", причем супруги Михаил и Елена Булгаковы познакомились в доме№ 11 по Большому Ржевскому, расположенному почти напротив дома Маргариты.

 

Булгаковский остров в центре Москвы начинается в окрестностях Патриаршего пруда и через Никитские ворота протягивается до Пречистенки. Сам писатель, многие его друзья и знакомые жили на Патриарших и Пречистенке, здесь находится среда обитания его литературных персонажей и развивается действие знаменитых московских произведений. На Никитском бульваре в доме №15, на последнем этаже обитала Зоя Петровна Шатова - прототип героини известной пьесы Зойкина квартира. В романе Мастер и Маргарита возле бакалейного магазина у Никитских ворот, пораженный Иван Бездомный наблюдал, как черный кот пытался заплатить гривенник за проезд в трамвае "А" на остановке у Тверского бульвара, а потом уехал к Арбату бесплатно на "колбасе".
Фирменный магазин торга "Бакалея №4" - находился рядом с церковью Большого Вознесения, там, где сейчас сквер с фонтаном Пушкин и Натали. Со стороны Малой Никитской, к магазину и церкви Вознесения напротив дома Рябушинских примыкала керосиновая лавка. Другая керосиновая лавка торговала на углу Большой Никитской и Вознесенского переулка, почти напротив Консерватории…

На Тверском бульваре находился Камерный театр под руководством А.Я.Таирова, где впервые появился на сцене Багровый остров.
Сначала Булгаков написал памфлет Багровый остров на профанацию русской истории как борьбы классов, начавшейся в Х веке согласно авторитетному мнению большевика Покровского в книге Русская история в самом сжатом очерке. Благодаря похвальному отзыву вечно живого вождя трудового народа, книгу издали 15(пятнадцать) раз, как учебник для средней школы и всей страны. Сжатось изложения определялась классовым подходом, поэтому русская культура и наука, и "так называемые" крещение Руси и Отечественная война 1812года отсутствовали совсем, в лице Минина и Пожарского одержали победу помещичье землевладение и торговый капитал, а промежуточный слой между предпринимателями и мелкой буржуазией, слой образованных приспешников капитала, грамотеев-десятников, согласно Покровскому, принято в России называть интеллигенцией.

В студенческие годы В. О. Ключеский, интеллигент и будущий великий историк земли русской жил в Козихинском переулке, в Бронной слободе и писал приятелю в письме: "Ты знаешь, что такое московский бульвар? Это братец ты мой, длинная аллея, усаженная деревьями, вроде нашей скверы, только длинная, не круглая, вдоль широкой улицы, посредине, между двумя рядами домов – понимаешь, ведь живо рисую? Такие бульвары огибают всю середину Москвы. Самый знаменитый из них в отношении охоты за шляпками Тверской, сиречь именно тот, от которого недалеко помещаюсь я. Только я там редко бываю…".

В.О.Ключевский полагал движущей силой истории природу и культуру. Его ученик, большевик Покровский считал главной борьбу классов и борьбу с природой, которая в руках человека будет мягким воском, из которого человек сделает все, что ему нужно…И лишь социалистическое государство, государство пролетарской диктатуры могло поставить себе задачей догнать и перегнать в сельском хозяйстве Соединенные Штаты. И только общество, где не будет классов, даст человеку ничем не ограниченные возможности в борьбе с природой. Как известно задачу догнать, перегнать и жить при коммунизме спустя 40 лет провозгласил Хрущев.

В отличие от Покровского, Булгаков любил Россию, и разделял взгляд В. О. Ключеского на историю, поэтому главным героем Багрового острова является Природа, которая обеспечивает жизнедеятельность туземцев, а природная катастрофа – извержение вулкана вызывает гибель туземной власти и дальнейшие социальные события на острове. Спустя три года этот гениальный сюжет мастер превратил в пьесу на сцене собственного независимого театра, где она теперь доступна любому читателю. В пьесе автор представил зрителю царство природы, на которое не распространятся власть лукичей, ильичей и покровских: На сцене волшебство – горит солнце, сверкает и переливается тропический остров. На ветках обезьяны, летают попугаи. Вигвам Сизи-Бузи на уступах вулкана окружен частоколом. На заднем плане океан. Три действия пьесы из четырех происходят на тропическом острове, пролог и эпилог в театре Геннадия Панфиловича, который натурально ставит буржуазную классику – Горе от ума, а для Саввы Лукича гонит пролетарскую халтуру Дымогацкого с музыкой, извержением вулкана и английскими матросами. В прологе директор театра спрашивает, нельзя ли обойтись без вулкана? "Помилуйте. Извержение во втором акте! На извержении все построено",- поясняет автор. Первый акт начинается с допроса госпреступников, посаженных в тюремное подземелье по доносу стукача Кири-Куки – друга туземного народа. Сюжет пародирует театральные штампы и засилье социально-политической демагогии власти, страха, ужаса и лжи с классовых позиций рабоче-крестьянской диктатуры, поэтому пьеса заканчивается победой красных туземцев и никак иначе заканчиваться не может, по утверждению "очень опытного" режиссера. Среди действующих лиц – говорящий, кукольный попугай – оригинальный гибрид тропической природы и театра Геннадия Панфиловича. Попугай произносит иногда невпопад, но всегда политически грамотные, угодные цензору выражения, чем приводит его в восторг: "Здравствуйте, Савва Лукич. Пролетарии всех стран соединяйтесь. Рукопожатия отменяются". Также политически грамотно ведет себя дирижер, который как попугай повторяет: Не продолжайте, я уже понял. Премьера Багрового острова в Камерном театре состоялась 11декабря 1928г., спектакль сняли после 60 представлений.

В постановке Багрового острова Саратовского академического драматического театра им Карла Маркса(1989г.) Савва выезжал на сцену сидя за огромным канцелярским столом в дыме и грохоте, как Мефистофель. Багровый остров имеет много аллюзий и аллегорий, продолжая классическое литературное осмысление русской истории в исторических балладах и былинах А.К. Толстого, произведениях Н.В.Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова. Власть и народ – сюжет Багрового острова, а мораль в том, что Природа и культура правят миром, несмотря на произвол власти и паразитизм халтуры.

В январе 1936г. с постановления ЦК и СНК Об учебниках истории, написанного Ждановым и отредактированного Сталиным, начался погром и разоблачение вредительской школы Покровского, который непочтительно относился к прошлому России. Власть высекла его за глумление над крещением Руси, а также Д.Бедного и А.Таирова за водевиль Богатыри.

В архиве М.Булгакова сохранилась вырезка из газеты Правда с постановлением СНК и ЦК ВКПб от 4 марта 1936г. "Об организации конкурса на лучший учебник для начальной школы по элементарному курсу истории СССР с краткими сведениями по всеобщей истории". Писатель начал было работать над учебником, но передумал.

22-29 июля 1937г. в здании Московской консерватории на Большой Никитской, переименованной в улицу Герцена, состоялся ХVII Международный геологический конгресс. В холлах, фойе, вестибюле устроили обширную выставку минералов, горных пород, руд, результатов научных и производственных достижений по освоению горнорудных ресурсов страны. В конгрессе участвовали более тысячи специалистов, включая 240 иностранных. В дневниковых записях В.И.Вернадский отметил влияние политических обстоятельств на представительность конгресса: отсутствие ведущих американских, английских, французских ученых, полное отсутствие немецких и итальянских, при "хорошей представительности и содействию"работе конгресса японских геологов.

На основании Постановлениея СНК 11июля 1929г. Об использовании труда уголовно-заключенных, добычей полезных ископаемых на территории страны занимались исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ), которые объединяли десятки тысяч мест заключения и организационно подчинялись главкам и трестам наркоматов лесной, нефтяной, тяжелой промышленности. 13ноября 1931года был создан Государственный трест по поискам, разведке и разработке месторождений всех полезных ископаемых в бассейне реки Колымы (Дальстрой), который со временем занял огромную территорию северо-востока страны от правобережья реки Лены, включая бассейны Яны, Индигирки, Омолона и всю Чукотку с подчинением непосредственно ЦК партии и НКВД. Затем появился Норильскстрой и Норильлаг, Воркутастрой, Карлаг и многие другие.

На геологическом конгрессе с большим докладом "О значении радиогеологии для современной геологии" выступил академик В.И.Вернадский. Он говорил о значении и перспективах ядерной хронологии для изучения истории Земли, продолжая свои работы по исторической минералогии и геологической истории биосферы.

В.И. Вернадский впервые приехал в Москву осенью 1890г. на должность приват-доцента по кафедре минералогии и кристаллографии МГУ, по приглашению профессора А.П.Павлова, впоследствии академика и вице-президента Московского общества испытателей природы. Почти полвека жизни А.П.Павлова прошли в Московском университете, и он по праву считается основателем московской геологической школы. Написанный Павловым "Геологический очерк окрестностей Москвы" выдержал пять изданий.

Вскоре В.И.Вернадский стал заведующим Минералогическим кабинетом и на материале собрания минералогических коллекций выполнил классические исследования по геохимии редких элементов. Занимаясь систематизацией коллекционного материала, В.И.Вернадский создал капитальные научные труды: "История минералов земной коры", "Опыт описательной минералогии". Сначала ученый поселился на Малой Никитской в доме 14, несколько раз переезжал, но все на Арбате. С 1905г. занимал казенную квартиру во флигеле МГУ на углу Большой Никитской и Моховой. В феврале 1911г., вместе с группой преподавателей ученый покинул Московский университет в знак протеста против деятельности министра просвещения.
В.И.Вернадский вернулся в Москву из Ленинграда в 1935г. вместе с переездом Академии наук. Поселился опять на Арбате, у Собачьей площадки, в Дурновском переулке, д.1-б, разрушенном при строительстве Нового Арбата…

В июле-сентябре 1937г. В.И.Вернадский записывал:...Аресты среди ученых продолжаются… Кругом террор. И на каждом шагу его следствия. Запись утром 5 января1938г.: Мильоны арестованных…Мильоны заключенных – даровой труд, играющий очень заметную и большую роль в государственном хозяйстве.
21 января и в субботу 26 апреля, 1941 г. В.И.Вернадский записал в дневнике: Полицейский коммунизм растет и фактически разъедает государственную структуру. Сейчас все проникнуто шпионажем. Всюду воровство все растущее. Продавцы продуктовых магазинов повсеместно этим занимаются. Нет чувства прочности режима через 20 лет с лишком. Но что-то все-таки большое делается - но не по тому направлению, по которому "ведет власть". Колхозы все больше превращаются как форма 2-го крепостного права - партийцы во главе. Газеты переполнены бездарной болтовней XVIII съезда партии. Ни одной живой речи. Поражает убогость и отсутствие живой мысли и одаренности выступающих большевиков. Сильно пала их умственная сила. Собрались чиновники, боящиеся сказать правду. Показывает, мне кажется, большое понижение их умственного и нравственного уровня по сравнению с реальной силой нации. Ни одной почти живой мысли. Ход роста нации ими не затрагивается. Жизнь идет - сколько это возможно при диктатуре - вне их…Так или иначе мильоны людей (НКВД) попали в положение р а б о в и идет развал - все воры в партии и только думают, как бы побольше заработать - действуют вопреки основной идее коммунизма (организации свободы). Наркомы - их число все растет - и они представляют из себя живой брак.

В это время Унион уже назывался Кинотеатр повторного фильма, там показывали звуковое кино про полководцев - Петр Первый,
Александр Невский, Суворов, Минин и Пожарский, Чапаев, Щорс, шпионов и диверсантов – Ошибка инженера Кочина, Граница на замке, Морской пост, Пограничники, Шпион. Шли комедии - Девушка с характером, Веселые ребята, Цирк, Волга-Волга,Сердца четырех, детские фильмы – Подкидыш, Дети капитана Гранта, Золотой ключик, где играли Евгений Самойлов, Николай Крючков, Николай Черкасов, Любовь Орлова, Людмила Целиковская, Валентина Серова, а также картины про войну: Глубокий рейд, Эскадрилья №5, Танкисты.

… Ночью 12 августа 1941г. огромный авиационный фугас упал справа от лестницы на Тверской бульвар. Взрыв превратил тротуар и мостовую в тридцатиметровую воронку, а воздушная волна повалила и разбила на три части статую Тимирязева, выбила стекла в домах у Никитских ворот.
В первые месяцы войны Москву бомбили основательно. Бомбы падали на Кремль и Большой театр, крупные фугасы разрушили жилые дома на Большой Никитской, и совсем рядом - на Поварской. В доме №8, где находилось издательство Сабашниковых на Никитском бульваре бомба пробила три этажа. На Моховой бомба уничтожила памятник М.В.Ломоносову и повредила здание МГУ. Вокруг Москвы копали окопы, строили бетонные доты, на улицах города появились противотанковые ежи. В жилых домах по вечерам закрывали окна черными маскировочными шторами из плотной бумаги, лестницы освещали тусклые синие лампочки. Во время бомбежек мы прятались в полутемном, душном подвале котельной, засыпанном угольной пылью. В начале Никитского бульвара поместили огромный как дом аэростат воздушного заграждения, управляемый женской военной командой.

Отопление не работало, у нас в квартире стояла буржуйка, а дымовые трубы проходили через все комнаты. Дрова покупали на дровяном складе у Никитских, возле церкви Большого Вознесения, где теперь находилась трансформаторная подстанция с надписью на двери: "не входи - убьет".
Жители столицы уезжали на восток, эвакуировались заводы, архивы, музеи, школы. Вместе с сотрудниками Академии наук уехал в казахстанский санаторий Боровое В.И.Вернадский. В Ташкент отправились А.Ахматова и Е.С.Булгакова.

Уехал в эвакуацию в Ташкент филолог Дмитрий Николаевич Ушаков(1873-1942), профессор Московского государственного университета, главный специалист по русскому слову, составитель"Орфографического словаря" и четырехтомного "Толкового словаря русского языка", издание которого завершилось перед войной. В свое время Лев Толстой написал: "Да, начало всего слово: Слово – святыня души…И слово это есть одно божество, которое мы знаем, и оно одно делает и претворяет мир".

Родился Дмитрий Николаевич в доме на углу Воздвиженки и Крестовоздвиженского переулка, предки его были священники. Сначала Дмитрий Ушаков обучался в 5-й Московской гимназии на углу Поварской и Малой Молчановки, потом — на словесном отделении историко-филологического факультета Московского университета. После окончания преподавал в Университете и на Высших историко-филологических курсах Варвары Александровны Полторацкой(1845-1913) в доме №23/14 у Никитских ворот, где вскоре открылся кинотеатр "Унион".

В марте 1903 года "надворный советник, преподаватель Московского Сиротского института Императора Николая Дмитрий Ушаков" стал кавалером ордена Святого Станислава III степени, в 1906 году - ордена Святой Анны III степени, в 1910 году - ордена Святого Станислава II степени.
В 1906 - 1910 годах Ушаковы проживали в доме Беляева, №11 в Ермолаевском переулке. Следующим адресом Ушаковых был Долгий переулок (совр. ул. Бурденко),№ 14, где семья жила с 1914 до 1920 год. В 1920 году Ушаковы поселились в доме на углу Сивцева Вражка и Никольского (Плотникова) переулка на Арбате. Здесь Д.Н.Ушаков встречал 25-летний юбилей своей научной и преподавательской деятельности. Д.Н.Ушаков участвовал в реформе русского правописания, руководил орфографической комиссией, составил орфографический словарь на 12 000 слов, впервые изданный в 1934 году. В начале XXI века «Орфографический словарь», переработанный и дополненный, выдержал уже более сорока изданий и остается востребован и популярен.
Четырехтомный "Толковый словарь русского языка" под редакцией Д.Н.Ушакова, изданный в 1935—1940 гг. содержит более 90 000 словарных статей и представляет капитальное справочное собрание словарного состава русского языка первых десятилетий XX века. Словарь объясняет значение слов, дает их правильное ударение, произношение, показывает область и время употребления, дает краткую этимологическую справку заимствованным словам. Вместе с Дмитрием Николаевичем словарь составляли В.В.Виногра¬дов, Г.О.Винокур, Б.В.Томашевский. Ученики Д. Н. Ушакова имели прозвище: "Ушаковские мальчики", которым очень гордились

"Правильному литературному языку можно научиться и из книг, написанных не москвичами, и из устной речи не москвичей, -считал Д.Н.Ушаков, - правильному же произношению - только путем знакомства с устной речью москвича..." Д.Н.Ушаков был консультаном Радиокомитета, где учил правильному московскому произношению дикторов и артистов, даже таких мастеров подлинной русской речи как
Е. Д.Турчанинова и В.И.Качалов.

Учеником Д.Н.Ушакова был Александр Александрович Реформатский(1900-1978), российский языковед, доктор филологических наук , один из основателей Московской фонологической школы, автор популярного учебника "Введение в языковедение". А.А.Реформатский писал про Д.Н.Ушакова: "Он был самым очаровательным человеком, которого я встречал в жизни: живой, умный, изящный, точный, озорной и всегда благожелательный — редкое сочетание качеств в одном человеке, Дмитрий Николаевич ценил точность и лаконизм, недаром его любимыми писателями были Пушкин и Чехов".
А.А.Реформатский прекрасно знал русский язык, историю и культуру русского народа, природу России, был не просто разносторонне талантливый, но и энциклопедически образованный, глубоко интеллигентный человек. Его отличало богатство интонаций разговорной речи, точность и эмоциональность формулировок, он был мастером стихотворной шутки, пародии, экспромта.

Вяч. Вс.Иванов вспоминал, как в конце 40-х годов на кафедре русского языка МГУ объявилась последовательница учения академика Н.Я.Марра, который тогда царствовал в языкознании, считал основой языков всего мира 4 первоэлемента, и еще не подвергся сталинской критике.
Последовательница встала в позу и сказала: "А вы знаете, что все слова русского языка произошли от слова "рука"?" Присутствующие старались молча слинять с кафедры или утыкались в свои бумаги. Понятно, что возражать этому бреду боялись. И тут зашел Реформатский. Она и к нему с тем же вопросом. Он вытянул вперед свои длинные руки, внимательно на них посмотрел и произнес: "Неужели и ж…?" Тетку как ветром сдуло, народ беззвучно затрясся над своими бумагами, а Реформатский величественно удалился".

А.А.Реформатский встретился и подружился с Н.В.Тимофеевым-Ресовским в 1914 году в пятом классе частной гимназии А.Е. Флерова, куда Н.В. поступил, приехав из Киева.

Н.В.Тимофеев-Ресовский родился в Москве, но учился сначала в Киеве, в 1-й Императорской Александровскую гимназии, откуда вышли М.А. Булгаков и К.М. Паустовский, историк Е.В. Тарле, авиатор И.И. Сикорский, А.Н. Вертинский, С.М. Лифарь
Зоологию во Флёровской гимназии тогда преподавал Сергей Иванович Огнев, с которым Н.В.Тимофеев-Ресовский совершил несколько экспедиционных поездок в Смоленскую, Москоскую, Тверскую губернии, а также участвовал в нескольких больших экспедициях, например в Казахстан.

Вне классных занятий по выходным, во время первой мировой войны почти каждую субботу и воскресенье ходили по московским церквам" втроем: гимназист Коля, художник Михаил Васильевич Нестеров и профессор-гистолог Огнев Иван Флорович, большой знаток московских древностей, который "нам преподавал всю археологию и искусство старых московских церквей. Мы тогда обошли за две зимы, по-моему, все московские церкви, построенные раньше XX века, с XIX века и до основания Москвы. Кроме того, той же тройкой ездили в теперешний Загорск, тогда Сергиев Посад, и в окружающие пустыни. Дружба Н.В.Тимофеева-Ресовского и А.А.Реформатского после окончания гимназии стала семейной. Рядом с Патриаршими, в Благовещенском переулке находилась женская гимназия Александры Самсоновны и Александра Даниловича Алферовых. В этой гимназии училась Марина Цветаева, Софья Толстая(внучка Льва Толстого), Марина Лосева, Леля Фидлер(Тимофеева-Ресовская), Надя Вахмистрова(Реформатская). В Алферовской гимназии также как в Флеровской работали преподаватели Университета и авторы учебников - физик А.Б. Млодзиевский, историк М.С. Сергеев, философы Г.Г. Шпет и А.Ф. Лосев. Отличалась гимназия доброжелательностью, взаимным доверием преподавателей и учеников, воспитательной заботой педагогов Алферовых. В августе 1919г. супругов Алферовых арестовало ЧК и в сентябре расстреляло.

В начале 1920-х гг. Тимофеев-Ресовский познакомился с Фритьофом Нансеном (1861—1930) — норвежским океанографом, зоологом , исследователем Арктики, общественным деятелем. Иностранный почетный член Петербургской АН, лауреат Нобелевской премии мира Нансен дважды приезжал в Москву как верховный комиссар Лиги Наций и как глава комиссии по организации помощи голодающим Поволжья. Нансен посетил Флеровскую гимназию, тогда школу №10 МОНО, подарил свой портрет, который повесили в актовом зале, а школа №10-110 стала имени Ф.Нансена.

Как талантливый и перспективный исследователь Н.В.Тимофеев-Ресовский в 1925 году был рекомендован Н.К.Кольцовым и Н.А.Семашко для работы в Институте исследования мозга в Бухе, пригороде Берлина, куда и переехал вместе с супругой . В 1930-х годах Н.В.Тимофеев-Ресовский совместно с будущим лауреатом Нобелевской премии Максом Дельбрюком создал первую биофизическую модель структуры гена и предложил возможные способы его изменения, а также открыл и обосновал фундаментальные положения современной генетики развития и популяционной генетики, участвовал в создании основ современной радиационной генетики.

В 1930-х годах из четверых братьев только Николай в Берлине оставался на свободе, трое его братьев в Москве оказались арестованы. В 1934 году арестовали Бориса, причина и дата его смерти неизвестны, в мае 1937 арестовали и в феврале 1938 расстреляли Владимира, арестованный в 1937году Виктор находился в ссылке. Н.В. Тимофеев-Ресовский отказался вернуться в Советский Союз и остался работать в Бухе, за что после войны был в осуждён за измену Родине как невозвращенец, подобно Федору Раскольникову. Во время войны сын Тимофеева-Ресовского Дмитрий как участник подпольной антинацистской организации был арестован гестапо и погиб в концлагере. Н.В. Тимофеев-Ресовский отбывал срок в одном из уральских лагерей ГУЛАГа, и находился при смерти, когда его перевезли в Челябинскую область на закрытый объект для работы по атомному проекту как специалиста по радиационной генетике. После освобождения ученый руководил отделом в Институте биологии в Свердловске, преподавал на физическом факультете Уральского университета и работал на биостанции, основанной им на озере Большое Миассо́во в Ильменском заповеднике. Николай Владимирович часто повторял: "Настоящий ученый не может быть плохим человеком, и наоборот".
Учителем Н.В.Тимофеева-Ресовского был Сергей Сергеевич Четвериков, основатель популяционной генетики, которого большевики изгнали из Московского Университета, подвергли травле, аресту и ссылке, после чего с 1935г. он жил и работал в Горьком, родном городе московского студента-биофизика Валерия Николаевича Сойфера, который однажды приехал домой на каникулы и навестил С.С.Четверикова. За первой беседой последовали другие, прилежный студент записал воспоминания профессора и получил рекомендательное письмо на семинар в Миассово к Н.В.Тимофееву-Рессовскому.

С Валерием Николаевичем Сойфером меня знакомил его брат, тогдашний начальник и заведующий лабораторией радиоактивных изотопов и возраста Владимир Николаевич Сойфер. Встреча состоялась в 1963году, на Ленинском проспекте в здании Крекинг, где когда-то работала установка ректификации нефти, а теперь помещался Институт ядерной геофизики и геохимии. Сейчас Владимир Николаевич - доктор физ.-мат. наук, профессор, главный специалист мирового уровня по геохимии трития. В.Н. Сойфером сделаны первые на Евроазиатском континенте измерения естественного трития в природных водах, разработана глобальная концепция изотопной индикации гидросферы и ее подсистем – морей, океанов, атмосферных осадков, рек, ледников, фирна Антарктиды, озера Байкал, выполнены прецизионные исследования объектов нефтедобывающей и горной промышленности, включая прикладные исследования водного баланса и запасов подземных вод. В.Н.Сойфер – лучший из всех начальников, с которыми я работал. Валерий Николаевич – биофизик, биолог, генетик, историк науки, правозащитник, профессор и директор 

лаборатории молекулярной генетики Университета им. Дж.Мейсона, генеральный директор Международной соросовской программы образования в области точных наук, действительный член международных научных обществ. Автор многих научных, популярных статей и книг, в частности о проблемах развития биологических наук в условиях развитого тоталитаризма и красного терроризма, которые изданы на иностранных языках…
Однако мы весьма удалились от Никитских ворот в пространстве и во времени…

…Самый пронзительный военный памятник –"Реквием 41 года"- солдатам народного ополчения установлен на стене школы в 

Столовом переулке, рядом мемориальная доска с именами ста учеников и учителей 110-й школы, не вернувшихся с войны.

После войны сломали деревянный дом причта храма Федора Студита, который еще раньше утратил уникальную шатровую колокольню, купола и внутреннее убранство. Теперь там помещалась химическая лаборатория института жиров. Во дворе вскоре застучали молотки каменотесов, которые обрабатывали гранитные плиты модной тогда фактурой скалы для цоколя новой чугунной ограды Никитского бульвара. Вместо трамвая появились два маршрута троллейбуса №№ 15 и 17. В конце 1950-хгг. снесли трехэтажный дом с колоннами по фасаду, стоявший в торце Никитского бульвара. Стена дома, выходившая на бульвар, использовалась местными ребятами для игры в пристенок и казенку. Играли на деньги, среди которых употреблялись серебряные полтинники и рубли, звеневшие малиновым серебряным звоном. В это время снизили цены на шампанское, а в одной из витрин Бакалеи появилась действующая реклама: шампанское постоянно текло из бутылки в бокал, не переливаясь, что привлекало внимание прохожих. Однажды витрина оказалась забита фанерой, а потом в "Вечерней Москве" появилась информация из уголовной хроники. Как-то к директору пришел умелец, и показал самодельную машинку для ручного закупоривания водки, что позволяло разбавлять спиртное водой. Подпольный цех заработал в подвале, а разбавленную водку реализовали чрез штучный отдел, куда покупатели приходили обычно добавить.

С 1955г. в школах ввели форму и совместное обучение. В это время у нас в школе функционировал драмкружок, руководитель которого однажды очень попросил нас пойти во МХАТ, на пьесу Л.Толстого "Плоды Просвещения" и написал записку администратору. От Никитских до Камергерского – самый короткий путь пешком, и мы успели вовремя. Спектакль, как потом выяснилась, уже смотрел главный зритель и выразил свое отношение премией имени себя первой степени. Постановка была действительно прекрасной, но зрелище зала ей слабо соответствовало. В первых рядах партера сидели солдаты, численностью около взвода, а на последнем ряду амфитеатра скрипели стульями редкие парочки. Тогда спектакли московских театров нередко сопровождались пустыми залами, зато в кинотеатре Повторного фильма успешно шел мемориальный показ старых фильмов Пиковая дама, Отец Сергий, Закройщик из Торжка, Аэлита, Бесприданница в связи с 75-летием режиссера Якова Протазанова(1881-1945), но особый успех имел Процес о трех миллионах, на который ежедневная очередь стояла несколько месяцев. Однажды показали Молчи,грусть,молчи с Верой Холодной – Великой Актрисой Великого Немого. Счастливые зрители волновались и вытирали слезы. Непревзойденной актрисе не было равных как сорок лет назад, когда Главрепертком запретил прокат фильма У камина с ее участием и публичное исполнение увертюры П.И.Чайковского 1812год. В прокате появились трофейные фильмы: Большой вальс, Серенада солнечной долины, Сети шпионажа, Багдадский вор, Джунгли, Мост Ватерлоо, Сестра его дворецкого. Кино показывало красивую, свободную жизнь буржуазного мира, где Дина Дурбин пела русские романсы, а Тарзан летал по джунглям на лианах и зычно радовался жизни и свободе.

Зрительный зал кинотеатра занимал второй этаж, внизу работал украшенный цветными витражами ресторан Восточный, потом там находилась шашлычная Казбек. Возле кассового зала помещался фотографический салон, где витрину украшали портреты популярных артистов театра и кино – Н.П.Охлопкова, М.И.Бабановой, Е.В.Самойлова. В конце Тверского бульвара на нечетной стороне находилась шашлычная Эльбрус, рядом с кинотеатром Новости дня, где публику привлекал буфет с пивом.

В 1964г. снесли вторую гостиницу в торце Никитского и отрезали кусок бульвара, вместо которого устроили подземный туннель под Арбатской площадью. К Олимпиаде-80 развернулось обширное олимпийское строительство, благодаря которому численность населения Москвы за один год увеличилась на 900000человек. Ремонтировали дороги, строили стадионы, бассейны, реставрировали церкви. На Воробьевых горах по соседству с Олимпийской деревней сломали последние жилые бараки строительной зоны МГУ. Во время Олимпиады станции и поезда метро обезлюдели как во время войны, а в вагонах зазвучала автоматическая информация на русском и английском языках: "Осторожно, двери закрываются…"

Поблизости от статуи Тимирязева соорудили подземный общественный туалет, где некий посетитель, похожий на вечного студента, застегивая штаны, заключил, что дефицит туалетной бумаги заставляет пользоваться газетной, и таким образом терять уважение к партии большевиков. Через несколько лет там открылся частный комиссионный магазин, потом началась перестройка и случился "Девятый сон Веры Павловны" Виктора Пелевина.
Российская империя жила и здравствовала 300 лет, накануне Первой мировой население России увеличивалось на 2 млн. в год, втрое превосходя Европу по этому показателю. Коммунистическое строительство завершилось Русским крестом, когда вначале 1990-х смертность в 1,5 раза превысила рождаемость. Русский крест - документальное свидетельство катастрофического истощения основного ресурса государства - народонаселения, исторический итог и знак качества большевистской власти.

В Интернете сказано, что имеются данные о перестрелке между военнослужащими ОМОН и Таманской дивизии, произошедшей на площади Никитских ворот в октябре 1993 года.

Конец

Вячеслав Зверев

Московская история у Никитских ворот (Записки местного жителя)

Другие материалы

30.01. | Гость | Событие
В группе: 1,564 участников
Материалов: 1,471

Целью научно-исследовательской лаборатории проблем непрерывного экологического образования является проведение научных и методологических исследований

Цели и задачи лаборатории Целью научно-исследовательской лаборатории проблем непрерывного экологического образования является проведение научных и научно-методологических исследований в сфере непрерывного экологического образования, обновление концепции такого образования, выработка теоретических и методологических его основ. Реально развивать три направления непрерывного...

Фотогалерея

Северная Двина

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Другие статьи

Активность на сайте

сортировать по иконкам
2 года 16 недель назад
YВMIV YВMIV
YВMIV YВMIV аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 288,274 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

2 года 18 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 288,274 |

Thank you, your site is very useful!

2 года 18 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 288,274 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

2 года 47 недель назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 288,274 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

2 года 18 недель назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 8,276 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!