Минеральная природа и экологическое краеведение

Святой источник Екатерининской церкви.Феодосия.

Планета людей Земля - геологическое  тело  из горных пород и минералов –  дом человечества, единственный и неповторимый во всех обозримых космических просторах. Геологическая сущность определяет возникновение планеты ее историю, строение, развитие жизни. Минеральная история и развитие земной коры создали лик Земли - соотношение материков и океанов, прелесть континентальных, прибрежных, горных,  равнинных и пустынных ландшафтов, природные условия областей и городов.

Неаполь с морем и вулканом,
Откуда вьется дым султаном
Д. Родари

Мировая история началась в каменном веке с горно-геологической деятельности, когда заработали первые шахты по добыче кремня и мастерские по его обработке. Человек осваивал минеральную природу – верхний слой каменной, планетарной оболочки – литосферы. В каменных пещерах люди устраивали жилища и украшали стены наскальной живописью, выполненной кремневым резцом, мелом или охрой. Из камня делались орудия труда и охоты, украшения, амулеты.

Культура камня создавалась и развивалась в античное время (Египет, Вавилон, Греция, Рим),  в эпоху Возрождения состоялся дальнейший расцвет  зодчества, скульптуры, ювелирного искусства. Благодаря известняку Египет стал родиной обработки камня и страной пирамид. Залежи известняка тянутся вдоль долины Нила сплошной полосой примерно на 500 миль от Каира до Эсне. Чехол осадочных и метаморфических горных пород к западу от долины Нила в окрестностях Фив образует 300-метровый обрыв рыжих, словно опаленных солнцем известняковых скал, возвышенности Гебель-Гурнах, где  камень добывали с XVI в. до н.э.
Геологические условия Средиземноморья определили архитектуру и античную культуру камня в Древней Греции и Римской империи. В античной Греции оформились классические каноны строительного искусства: ионический, дорический, коринфский, чему весьма способствовали геологические запасы строительного и поделочного камня  греческого архипелага. Древние греки начали строить из дерева и кирпича-сырца, однако уже в VI веке до н. э, для афинского Акрополя использовался известняк. Со временем при­родный камень стал господствующим материалом в греческой архитектуре, благо в горных массивах материковой части Греции, на островах Эгейского моря и в западной оконечности Малой Азии, находились значительные запасы известкового  туфа - пороса, а также травертина, известняка, гнейса, трахита и мрамора. Известковый туф-порос добывали в Пирее, пригороде Афин, известняк - из  холма афинского Акрополя и каменоломен у подно­жия горы Гимет. На северном и северо-западном скло­нах Гимета находились каменоломни, откуда постав­ляли белый и серый аттический мрамор. На юго-западном склоне горы Пентеликон ломали пентеликонский мрамор, самые древние изделия из которого известны с VI века до н. э. Еще древнее белый мрамор острова Парос. В его подземных каменоломнях трудились при светильниках, поэтому паросский мра­мор называли лихнитом (по-гречески "лихнус" -   свеча).  

Свое имя мрамор (от греческого "мармарос" - "блестящий") получил в древней Греции, где находились знаменитые месторождения лучших сортов этого камня. Не менее известен белый как снег итальянский каррарский мрамор, добываемый в отрогах Аппуанских Альп уже 2500 лет. Похоже природа позаботилась о том, чтобы греки и римляне не испытывали трудностей с материалом для своих бо­гов, которые получались у античных скульпторов совсем как жи­вые, казалось мраморные статуи излучают тепло человеческого тела.

Уникальная способность холодного мрамора, становиться теп­лым под резцом скульптора, связана с особенностями строения это­го камня. Белый мрамор практически целиком состоит из  минерала кальцита, который обладает стеклянным блеском и высоким двупреломлением света, что  создает  легкий световой ореол обработанной поверхности, подобно отражению света от человеческого тела. Это чуть заметное сияние создает неповторимое очарование, которого не имеет никакой другой скульптурный материал. Исключительные пластические свойства белых сортов мрамора с античности определили его непревзойденным материалом для скульптуры. Соответственно возникла легенда о царе Кипра, который влюбился в изваянную им мраморную статую Галатеи. Созданные из карарского мрамора мраморные статуи украшают мировые музеи, включая наш "Эрмитаж", где находятся античные: Венера Таврическая и Венера Эрмитажная, приобретенные Петром I.

 

Кстати  древние греки добывали не только камень, но и валютный металл – серебро. С 1500 г. до н. э., разрабатывалось  крупнейшее Лаврионское месторождение недалеко от Афин, где рудокопы прошли около 2000 шахт, иногда глубиной до 120 метров, а общая длина штолен и штреков составила 150 ки­лометров. В VI веке до н. э., каждому гражданину Афин полагалась ежегодная рента - 10 драхм от добычи серебра в Лаврионе. Число рабов-шахтер.ов в забоях Лаврионских рудников в среднем достигало 20 тысяч, а в IV веке до н. э. их работало даже 35 тысяч.

В древнем Риме бани или термы были страстью, потребностью и образом жизни, но банной процедурой не исчерпывалось назначение римских терм. Они представляли собой обширный спортивно-гигиенический и культурный комплекс: банные  залы с бассейнами и фонтанами соседствовали с помещениями-палестрами для гимнастических и атлетических упражнений, залами  отдыха, бесед и выступлений ораторов. Термы отделывали мрамором, мозаичными узорами из самоцветов и смальты. Копия античной мозаики с изображением медузы Горгоны  из терм античного города Орикулума, расположенного вблизи Рима, сейчас украшает Павильонный зал нашего Эрмитажа, где находится также флорентийская мозаика "Морское дно" из лазурита, мрамора, кальцита, кварца, агата, яшмы.

Крымские ландшафты люди стали обживать в каменном веке. В древнегреческих мифах и преданиях значительное место занимает Крым или Таврида,  которой правил Персей – сын бога солнца Гелиоса. Бог Аполлон отправил в Тавриду Ореста за священным изображением богини Артемиды, о чем рассказал древнегреческий драматург Еврипид в трагедии «Ифигения в Тавриде». В скальных известняковых обрывах и вершинах Крымских гор находились древние пещерные города – Бакла, Чуфут-Кале, Тепе-Кермен, Мангуп-Кале, Качи-Кальон. Во времена античности и средневековья калейдоскопическое разнообразие и фантастическая красота крымской геологической природы в виде водопадов, горных долин, перевалов, вершин, ущелий, каньонов, потухших вулканов, причудливых прибрежных скал, песчаных, яшмовых и сердоликовых пляжей, создали характерный минеральный колорит местных легенд и преданий про Тысячеголовую пещеру Чатырдага, Медведь-гору у Алушты, скалы-близнецы у Гурзуфа, камни Мать и Дочь в долине Качи, долину Привидений горы Демерджи, скалы Дива, Монах и Кошка в Симеизе. Не случайно Крым называли жемчужиной в короне Российской империи. Великолепие крымской природы  создано геологической историей – тектоническими движениями земной коры, сменой морских и континентальных условий, работой морских волн, рек, дождей и ветра. Полуостров Крым – это уникальный музей минеральной природы и учебное пособие по геологии и экологическому краеведению. Горный Крым богат строительными и облицовочными известняками, из которых построены все крымские города. Мраморовидными крымскими известняками отделаны станции Московского метро – Арбатская-Филевская, Красносельская, Парк Культуры и Комсомольская – радиальные.

Древнейший крымский город Судак, возник в 212 году н.э. на перекрестке торговых путей, в средневековье  городом владели венецианцы, потом генуэзцы, построившие в 1371-1469гг. на высоком крутом уступе рифовых известняков Судакской бухты грандиозную крепость, через пять веков послужившую декорацией к фильму Мастер и Маргарита. Поблизости расположен поселок Новый Свет, названный  благодаря увлечению виноделием выпускника Парижского и Московского университета, магистра римского права, князя Льва Сергеевича Голицына (1845-1915), который устроил в своем имении образцовое винодельческое производство наилучших шампанских и шипучих вин России.  В Новом Свете Л.С.Голицын значительно расширил площади виноградников,  и в течение десяти лет экспериментировал  с шампанизацией различных сортов винограда, а в недрах горы Коба-Кая сделал грандиозные семикилометровые тоннельные колодцы для выдержки винной продукции. В 1899году новосветовское шампанское получило Гран-при всемирной дегустации во Франции. В следующем году князь Л.С.Голицын председательствовал в винодельческом жюри Всемирной выставки в Париже.

Немного короче новосветовских подвалов, Голицынская тропа длиной 5400 метров, устроенная в скальном известняковом массиве горы  Коба-Кая, для прогулок и любования чудесной природой на высоте 30-50м над морем, через каменные лестницы и смотровые площадки к большому гроту, где, согласно легенде, пел Ф. И. Шаляпин. От грота тропа проходит берегом Синей бухты к мысу Капчик, своими очертаниями напоминающего древнего динозавра, припавшего к воде в Голубой бухте. В скальном массиве мыса находится сквозной грот, выработанный морскими волнами. Таким образом, князь П.С. Голицын не только проложил в окрестностях своего имения в Новом Свете первую экологическую пешеходную тропу, но и стал  основателем российского экологического туризма, как средства развития современной экологической культуры. Уникальный памятник крымской природы - тропа Голицына неизменно пользуется популярностью у современных крымских туристов и отдыхающих.

Среди величественных произведений крымской геологической природы почетное место занимает  подводный вулкан Карадаг, действовавший в юрском периоде, 170 миллионов лет назад. Минеральное царство вулканического массива с 1979 года представляет заповедную территорию, где проводятся горные  маршрутные экскурсии, посвященные геологической истории и минеральному миру Карадага. К морю  береговой хребет с вулканическим жерлом обрывается отвесной четырехсотметровой стеной. Вдоль береговой линии тянутся небольшие бухты и заливы, нередко доступные только с моря. Вблизи львиной бухты над водой возвышается своеобразный памятник природы – арочная скала из андезитовой вулканической лавы, сквозь нее легко проплывают прогулочные катера. Скала имеет золотистый цвет в лучах вечернего солнца, и зовется Золотыми воротами Карадага.

От подножия Карадага до мыса Хамелеон тянется Коктебельский пляж, знаменитый цветными камешками - галькой полудрагоценных самоцветов – агата, халцедона, кварца, горного хрусталя, аметиста, сердолика, благородного опала, пестроцветной яшмы, которые использовались еще ювелирами каменного века, чьи изделия сохранились в крымских музеях. Минералогическое богатство коктебельского пляжа образовалось при естественном разрушении в волноприбойной зоне скальных вулканических пород карадагского массива. Во времена Л.С.Голицына, М.А Волошина и М.А.Булгакова коктебельский пляж имел уникальный зеленый цвет, благодаря голубовато-зеленой, нередко пейзажной гальке вулканического туфа. Существовавшее вековечное минеральное равновесие необратимо нарушила активная добыча песка в восточной части Коктебельской бухты в середине ХХ века, что вызвало разрушение береговой зоны и пляжа, восхищавшего многих ученых, писателей и поэтов.

На южном берегу Крыма, поблизости от Никитского ботанического сада и поселка Никита, находится  геологический памятник природы – Никитская расселина в горном массиве, образованная  землетрясением. Живописное нагромождение скал и камней, покрытых ежевикой и плюющем, в небольшом ущелье с кустарниками и ореховыми деревьями послужило декорацией множеству кинофильмов, включая Детей капитана Гранта, Землю Санникова и Кавказскую пленницу.

Уникальные природные образования - памятники природы, принадлежат к числу издревле почитаемых, охраняемых объектов. В России всегда уважались и охранялись родники, вода которых считалась целебной и святой. Таковы родники в Коломенском и Тарусе, старинные буровые колодцы с минеральной водой в Угличе и многие другие. Памятником природы является известный меловой утес Степана Разина на правом берегу Волги на границе Саратовской и Волгоградской областей. В Ярославской области находится памятник природы мирового значения: в озере Сомино залегает самая большая в мире четвертичная толща озерных отложений мощностью 40 м. В Москве, на Тверском бульваре охраняется вековой дуб - современник А.С.Пушкина и Н. В. Гоголя.

Автор термина "памятники природы" - немецкий натуралист Александр Гумбольдт (1769-1859гг.), основатель гидрологии, климатологии, географии растений, иностранный почетный член Петербургской академии наук. Ученый бывал в России, путешествовал по Уралу и Алтаю. Согласно античной легенде первым памятником природы был геологический - священный камень, считавшийся у древних греков центром мира. Громовержец Зевс определил его, выпустив двух орлов, которые слетелись к большому камню в известном святилище в Дельфах.

В космическое время живет древнерусская поговорка: «После дождичка в четверг», которая связана с ожиданием дождя в четвертый день недели, посвященный Перуну. Этот день считали особенно благоприятным, легким для начала и успеха всякого дела. Предки особенно верили в волшебную силу родниковых вод, что связано с Родом - верховным божеством Мира славянских язычников. Отсюда основополагающие, жизненно важные понятия русского языка - однокоренные, родственные слова: род, народ, родители, урожай, Природа, Родина. В этих  словах –  обожествление основных жизненных ценностей и природных стихий, которыми ведали солнечные боги - Сварог, Световид, Стрибог, Погода, Посвист, Хорс, Коло, Перун. Примечательно, что перечень однокоренных Роду слов продолжают три профессиональных геологических термина - родник, месторождение, порода. В очерке о Крыме М.Булгаков назвал полудрагоценные камни коктебельского пляжа – сердолик, халцедон, агат  - породистыми, подчеркнув высокое качество самоцветов. Как известно, порода может быть купеческой, аристократической, дворянской, а в геологии термин горная порода соответствует разнообразию и обилию минерального мира планеты, где природные ландшафты, пейзажи и явления   оказывают огромное эмоциональное воздействие на сознание, настроение и самочувствие человека.

Главная особенность, отличающая Россию от Западной Европы  определяется не климатом и географией, а историей природопользования. Конверсия природных ресурсов, характер взаимодействия с Природой формирует социальный организм, общественное сознание, культуру, философию. Горное дело создавало культуру западноевропейской цивилизации более 2 тысяч лет, а Россия оставалась аграрной страной  и в начале ХХ века. Царскую  Россию кормил труд работника природы – крестьянина, который, взаимодействуя с природой создавал народную культуру. В сказках, песнях и преданиях народный фольклор отразил природные условия родной земли и естественно-историческую систему взаимодействия с природой. Через крестьянское, отношение к земле-матушке, земле—кормилице воспитывался нравственно-патриотический национальный русский характер. Особенно велика роль природы родного края в создании у человека образа  Родины, в формировании понятий Отечество, Отчизна, в патриотическом воспитании. Природопользование определяет характер народа, обычаи, нравы, культуру, благосостояние и проблемы. Без Арины Родионовны не было бы Пушкина. Н.А. Бердяев писал: «В основе, исторического процесса, лежит отношение человеческого духа к природе, и судьба человеческого духа в этих взаимодействиях с природой».  Благодаря духовной  функции природы возник  народный земледельческий календарь природы, своеобразный фольклорный устав наблюдений и рекомендаций, определяющих жизнь русского крестьянина. Хронологическую основу календаря составили христианские святцы, причем святые получили экологические прозвища: Евдокия Плющиха, Капелюшница, Замочиподол /14 марта/, Василий Капельник /20 марта/, Дарья Грязные Проруби /1 апреля/, Марья, Зажги Снега /14 апреля/, Сидор Огуречник /27 мая/. На Успенье /28 августа/ огурцы соли, на Сергия-Капустника /8 октября/ капусту руби. В сказках, песнях и преданиях народный фольклор отразил природные условия родной земли и естественно-историческую систему взаимодействия с природой. Общение с природой проявляется в лексике и семантике русского языка. Не боги или черти, а силы природы в виде сказочных животных, живой воды, ветра помогают героям русских сказок  «Царевна-лягушка», «Маша и медведь», «Иван-царевич и серый волк», «По-щучьму велению», «Соль», «Хрустальная гора», «Медное, серебряное и золотое  царства». Причем, образ  огнедышащего «чудища поганого» отражает взаимодействие живой и геологической природы. Змей показан трехголовым уродом, опасность которого определяется большими  размерами горыныча, подобного горе. Взаимодействие с природой воплощается в поговорках, пословицах, потешках, народных песнях: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться», «Не всякое лыко в строку», «Липа вековая над рекой шумит», «Окрасился месяц багряцем, где волны шумели у скал», «Как у ключика у гремучего, у колодезя у студеного», «По диким степям Забайкалья, где золото роют в горах».

Геологическая природа определяет рельеф и ландшафт местности, чередование рек, озер, болот и лесов. Древние, невиданные моря оставили в московских недрах богатые геологические запасы строительных материалов – белого камня-известняка, стекольных и строительных песков, гравия, кирпичных и фарфоровых глин. Почему именно Москва сделалась центром Владимиро-Суздальской земли, затем столицей Московского княжества, историки предпочитают не обсуждать, а между тем судьбу российской столицы предопределила геологическая природа, сосредоточив в недрах земли московской огромные запасы лучшего в мире градостроительного материала – известняка, краеугольного камня московской и русской истории. Юрий Долгорукий  не просто основал Москву, он создал  московскую  художественную традицию «каменного дела» древней Руси, заложил основы отечественной культуры камня.  Матушка городов русских обеспечивала строительными материалами зодчество Московского государства, и сама получила почетное прозвище белокаменная, как написал В.И.Даль.

С давних пор живет российская традиция считать все хорошее чужим, иноземным. Почти одновременно поднимались стены храма Покрова на Нерли и складывалась легенда, что белый камень на стройку возили откуда-то из волжских булгар. Легенда благополучно дожила до 1950-х гг., когда московские геологи и палеонтологи Е.А.Рейтлингер, М.Н.Соловьева, П.В.Флоренский с помощью микропалеонтологического анализа выяснили родословную белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси и роль геологической природы в российской истории и культуре. Оказалось, что грандиозная стройка  нескольких городов и 30 храмов во Владимиро-Суздальской земле, затеянная  Юрием Долгоруким и продолженная его сыновьями Андреем и Всеволодом, внуком Святославом, получала лучший в мире строительный камень с берегов рек Пахры и Москвы. Мячковский известняк возили  на строительство храма Покрова на Нерли, Димитриевского собора во Владимире, Георгиевского собора в Юрьеве Польском, Преображенского собора в Переславле-Залесском, храма Бориса и Глеба в Кидекше, Рождественского собора в Суздале и многих других, не сохранившихся храмов и построек.

Белокаменные соборы Владимиро-Суздальской Руси построены из московского известняка, добывавшегося в подземных каменоломнях по берегам реки Пахры в районе деревень Старое Сьяново, Новлинской и Киселихи, близ Горок и станции Домодедово, где древние каменотесы вырубили обширные пещеры из многочисленных штолен. Известные ходы Сьяновских пещер тянутся на 17 км, образуя сложный запутанный лабиринт из многих залов и коридоров. Огромные залы с многочисленными ответвлениями и просторные галереи сменяют узкие лазы и  тупики, заваленные глыбами известняка, в котором можно встретить среднекаменноугольную фауну кораллов, морских лилий, ежей, плеченогих- брахиопод. Эти штольни лишены экзотических красот природных пещер, в них нет красивых сталактитов и сталагмитов, колонн, столбов и прочих проявлений игры природы. На голых стенах пещер и потолке, обычно закопченных факелами многих поколений туристов, изредка видны лишь натеки кальцита, а зимой под лучом фонаря вспыхивают алмазами ледяные кристаллы инея, покрывающего стены, или блестят свисающие с потолка гирлянды сосулек.

Мячковским камнем создано декоративное убранство Спасского собора Андроникова монастыря, Английского подворья, Большого театра, трехпролетного Кузнецкого моста через реку Неглинную и Горбатого моста на Пресне, Грановитой палаты. Совсем недавно, при реконструкции Старого гостинного двора, его украсили белоснежной лестницей из мячковского камня, добытого при строительных работах на Манежной площади.

Продолжение следует

Вячеслав Зверев

.

Материал в разделах:

Фотогалерея

Художник Павлушина Наталья

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Другие статьи

Активность на сайте

сортировать по иконкам
2 года 20 недель назад
YВMIV YВMIV
YВMIV YВMIV аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 289,669 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

2 года 22 недели назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 289,669 |

Thank you, your site is very useful!

2 года 22 недели назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 289,669 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

2 года 51 неделя назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 289,669 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

2 года 22 недели назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 8,432 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!